проект психолого педагогическая коррекция в ДОУ "Моя семья"
рабочая программа по коррекционной педагогике на тему

Габдрахманова Василя Гумаровна

презентация мастер класса по коррекционным прктико ориентированным технологиям на тему "я и моя семья"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл korrektsiya.pptx2 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Республиканский научно-методологический семинар психолого-педогогическая коррекция в ДОУ Мастер-класс по коррекционным практико-ориентированным технологиям: «Я и моя семья»

Слайд 2

Психолого-педагогическая коррекция Выполнила: Габдрахманова В.Г. Научный руководитель: к.п.н. доцент Антонова О.А. Бугульма 2017

Слайд 3

Пояснительная записка Современные российские семьи развиваются в условиях противоречивой общественной ситуации. С одной стороны, наблюдается поворот общества к проблемам и нуждам семьи, повышается ее значимость в воспитании детей. С другой, наблюдается процессы, которые приводят к обострению семейных проблем – это, прежде всего, рост числа разводов, отрицательно влияющих на психику детей, увеличение количества неполных семей и повторных браков. Механизмы интеграции семьи, в честности взаимоотношений между ее членами, играют огромную роль в воспитательном процессе. Их нарушение влечет за собой значительные неблагоприятные последствия в сфере детско-родительских отношений. В психологической литературе активно обсуждается вопрос влияния особенностей воспитания на развитие и становление личности ребенка, его поведение, подчеркивается важность гармоничных взаимоотношений между детьми и родителями.

Слайд 4

Беседы, лекции и индивидуальные консультации педагога-психолога не всегда могут помочь в разрешении сложных ситуаций в процессе воспитания ребенка в семье. Эффективным средством может стать тренинговая форма работы с родителями и детьми. В группе психологического тренинга для родителей создается уникальная возможность в атмосфере доверия и принятия взглянуть со стороны на свой стиль воспитания; проанализировать, как отражаются на формировании личности ребенка и семейных отношений привычные паттерны родительского поведения; получить конкретные навыки и практические методы решения проблемных ситуаций; узнать, как обыденный стиль отношений, привычные слова и действия формируют жизненный сценарий детей. Ребенку тренинг детско-родительских отношений позволить разрешить актуальные проблемы семейного взаимодействия, с большим пониманием относиться к родителям, увидеть их с необычной творческой стороны и почувствовать себя увереннее и спокойнее в отношении с родителями.

Слайд 5

Актуальность программы Актуальность детско-родительских отношений остается неизменно острой на протяжении всего развития психологической науки и практики. В семейном окружении, в общении происходит реальное становление психики детей и одновременно существенно изменяется психическая жизнь родителей. Связи «родитель-ребенок» имеют важнейшее значение для понимания сложившейся структуры семьи, ее актуального состояния и направлений будущего развития Существует несколько теоретических подходов к пониманию роли и содержания детско–родительских отношений, сформулированных разными психологическими школами. Представляются они в виде «идеальных» моделей правильных, успешных взаимоотношений родителей и детей. Под моделью понимается более или менее целостное представление о том, как должны строиться эти отношения; своего рода свод принципов, которых следует придерживаться родителям, чтобы воспитать ребенка «хорошо».

Слайд 6

Удовлетворение базовых потребностей, положенных в основу психического здоровья, таких как потребность в безусловной любви, безопасности, внимании, границах и признании, закладывается в подсознательный опыт ребенка в раннем и дошкольном возрасте, определяя вектор развития личности.

Слайд 7

Цель программы: оптимизация детско-родительских отношений дошкольников. Задачи программы: Развитие компетентности родителей. Обучение эффективным методам взаимодействия с ребенком посредством игры. Сформировать в ребенке позитивное восприятие самого себя как человека с положительными качествами и недостатками, умение обращаться к себе, советоваться с собой, оценивать свои мысли и поступки. Гармонизация зоны ближайшего развития (семьи) с зоной социализации – пространством дошкольного учреждения. Оборудование программы : белые листы бумаги, цветные карандаши, цветные полоски, стеклянные доски, зубная паста, гуаши, кисти,

Слайд 8

Этапы программы: 1.Подготовительный 2.Основной 3.Заключительный. Ожидаемый результат: Для детей: Имеют представления о себе , своей семье , родственных отношениях , распределении семейных обязанностях ,семейных традициях. Дети эмоционально отзывчивы , откликаются на эмоции близких и друзей. Развитие творческих способностей детей , путем осуществления совместной деятельности с родителями.

Слайд 9

Для родителей: Приобретение родителями психологических знаний о возрастных и индивидуальных особенностях детей. Укрепление детско-родительских отношений. Конструктивное сотрудничество педагогов с родителями. Для педагогов: Анализ выполнения проекта , достигнутых результатов. Оценка проекта в целях определения его актуальности. Создание системы занятий и совместной деятельности: «ребенок-родитель» по данной проблеме.

Слайд 10

Подготовительный этап Цель : создать условия для ведения психологической работы. 1.«Цвет моего настроения» Цель: развитие и обогащение эмоциональной сферы детей. Ход: детям предлагается 8 цветных полосок, по кругу участники определяют какого цвета у них настроение. Выбор фиксируются на бланке.

Слайд 11

2.Диагностика: «Моя семья» Цель: выявление эмоционального фона, развитие межличностных отношений Я- семья-коллектив, психолого-педагогическая диагностика. Ход: участникам предлагается на листе бумаги нарисовать свою семью. Пока они будут рисовать, педагог не вмешивается в сам процесс, но следит за очередностью появления домочадцев на бумаге.

Слайд 12

Анализ рисунков:1. Обратите внимание на то, как расположены люди на рисунке . Если все члены семьи стоят вместе, тесно, возможно, держатся за руки — это значит, что в ней царит теплая атмосфера. Члены семьи, стоящие разрозненно, отвернутые друг от друга – нездоровый эмоциональный фон. Однако, если фигуры на рисунке расположены слишком тесно, это может также быть отрицательным показателем. Чрезмерная плотность изображения говорит о том, что ребенку выделено мало личного пространства, родители уделяют ему слишком много внимания. Отсутствие одного из членов семьи , и также частичная недорисовка , расположение в профиль, нечетко, смазано , зачеркнутым – прямое указание на конфликт ребенка с этим человеком. Также он может быть и нарисован, но расположен дальше всех от самого ребенка на картине, в углу, отстраненно. Конфликт может быть временным: дети очень эмоциональны, они слишком остро воспринимают даже сиюминутные обиды; но может означать и серьезные проблемы в общении. Особенно стоит обратить внимание, если внешне никаких отклонений незаметно.

Слайд 13

“Оторванность” от пола, земли – несамостоятельность, зависимость. 2. Как нарисованы люди? Слишком много деталей в рисунках членов семьи – малышу не хватает внимания. Мало деталей (а также слабый нажим карандаша, прерывистые линии) – ребенок очень чувствительный, эмоциональный, легко утомляется. Мелкие фигурки , смещение к краям относительно центра – ребенок не верит в себя, возможно, это связано с отсутствием положительной мотивации, завышенных требований к ребенку. Хорошо прорисованные, большие зубы, кулаки, ногти – признак повышенной агрессии. Это может быть связано как непосредственно враждебностью, злостью ребенка, так и с тем, что на ребенка кто-то или что-то давит, с его позицией защиты.

Слайд 14

Вообще, прорисовка рук имеет большую значимость – крупные руки ребенок рисует у самых значимых членов семьи. У самого себя – стремиться быть сильнее, доминировать, подавляет агрессию. Рисует себя без рук – выражает, что его подавляют в семье. 3. Обратите внимание на значимость фигур . Самый важный для ребенка член семьи находится рядом с ним, он часто прорисован четко, крупно. Однако это может означать и негативное доминирование над ребенком – проанализируйте, как именно нарисован персонаж: светло-темно, ярко-тускло, добро-зло и т. д. Слишком мелкие по сравнению с остальными членами семьи – это те, кого ребенок не хочет видеть, считает лишними, стремится уменьшить их влияние. Также они могут изображаться в виде маленьких животных, птичек. Если сам ребенок нарисован большим , чем все остальные члены семьи – эгоцентризм, стремление к доминированию, манипулятивность. Слишком маленький ребенок на рисунке означает, что в реальной жизни автору не хватает внимания родителей.

Слайд 15

4. Один из самых плохих признаков – когда нарисован только один ребенок, или же нарисованы все члены семьи, а самого ребенка нет. Это означает, что ребенок себя абсолютно не идентифицирует с семьей, чувствует себя отверженным, покинутым. 5. Нарисованы несуществующие члены семьи – потребность в общении, друге. 6. Стирания, зачеркивания, исправления – чаще всего указывают на проблемы. Но могут быть связаны и с большой любовью ребенка к персонажу – если после исправления рисунок действительно стал лучше, этот как раз тот случай. 7. Глаза – особенно важная часть рисунка. Огромные означают тревожность, зачеркнутые – страх. 8. Также имеет значение выбор цветов – чем их больше, тем лучше эмоциональный фон ребенка. Красный часто означает агрессию, синий – уход в себя, тревожность; коричневый – дискомфорт, черный – депрессия, подавленность, серый – безразличие. “Хорошие” цвета – это желтый, зеленый, фиолетовый/

Слайд 16

3. Игра: «Мы стоим рука в руке» Цель: оптимизация детско-родительских отношений, развитие коммуникативных навыков. Ход: взрослые и дети встают в круг и берутся за руки. Затем приветствуем друг друга нетрадиционным способом, проговаривая следующие слова: Мы стоим рука в руке, Вместе мы- большая лента. Можем мы большими быть ( поднимают руки вверх), Можем маленькими быть ( приседают), Но никто один не будет ( исходное положение).

Слайд 17

Основной этап Цель: содействовать созданию целостной картины социально-психологического здоровья. 1.«Отгадай и покажи» (игра - драматизация) Цель: развивать умение перевоплощаться в предметы, невербально описывать сюжет; учить договариваться и взаимодействовать друг с другом, получая от этого радость и удовольствие. Ход игры: нарисовать схематически две сказки для детей и родителей. «Колобок», «Курочка ряба». Раздать эти схемы двум командам (в первой части игры участвуют только дети) чтобы дети отгадали и разложили их в правильной последовательности, по сказке. А затем с помощью мимики и жестов должны показать так чтобы дети и родители другой команды догадались, какая у вас сказка. (во второй части игры участвуют дети и родители, но если дети ошиблись при выкладывании сказки, родители должны найти выход чтобы понятно показать сказку для соперников, придерживаясь последовательности выложенных схем).

Слайд 19

2.Упражнение «Клубочек» Цель: развивает коммуникативные навыки, способствует общению друг с другом. Ход: ведущий держит в руках клубочек, обматывает кончик нитки вокруг пальца и задает вопрос кому-то из участников, бросив ему клубок. Инструкция: каждый из вас должен обмотать ниточку вокруг пальца и передать клубочек другому, ответив на вопрос. Вопросы для родителей: - Какой ваш любимый цвет? - Что вы любите готовить? - Какое у вас любимое животное? Вопросы для детей: - Какой твой любимый мультфильм? - Какая твоя любимая сказка? - Где любишь отдыхать?

Слайд 20

3.Рисование на стекле: «Ромашка – символ семьи» Цель: учить детей с помощью изображения передать свое отношение близким родственникам; развивать мышление, творческое воображение; прививать любовь к семьи. Ход: на слайде воспитатель показывает изображение ромашки. Предлагает рассмотреть ее и сравнить этот цветок со своей «семьей». Рассказать о том, что каждый лепесток – как член семьи. Воспитатель рассказывает стихотворение «Ромашка» На лугу цветёт ромашка Скромный беленький цветок, Что из жёлтого кармашка Уронила лепесток. Показывает способы изображения ромашки. Дети рисуют на стекле.

Слайд 22

4.Упражнение «Мне нравится» Цель: установление позитивного диалога между ребенком и родителям. Ход: родитель и ребенок сидят на стульях напротив друг друга. Родитель и ребенок разговаривают друг с другом, постоянно проговаривая начало предложенной фразы: «Мне нравится, что ты» и добавляет к ней содержание. Родитель дает ребенку, а ребенок родителю «обратную связь». 5.Совместная работа коллаж «Наше будущее» Цель: снятие психологических барьеров между детьми и родителями. Ход: составить коллаж из картинок, которые вы вырежете из журналов. Как вы представляете себя, своих родителей, родители своих детей - в будущем. Ваши планы, мечты, желания выразите, пожалуйста, с помощью картинок. Может вы это как-то красиво назовёте? А может в ваших мечтах вы видите ваших детей президентами страны или какой-то крупной корпорации. Мечтаете видеть своих родителей успешными бизнесменами или путешественниками или желаете того, чтобы они были всегда здоровы и счастливы или выращивали какие-нибудь редкие сорта помидор или огурцов.

Слайд 23

Подумайте! Вырезав картинки наклейте их на бумагу. И расскажите немного о своих работах.

Слайд 24

Заключительный этап 1.«Цвет моего настроения» Цель: развитие и обогащение эмоциональной сферы детей. Ход: детям предлагается 8 цветных полоски, по кругу участники определяют какого цвета у них настроение. Выбор фиксируются на бланке.

Слайд 25

2.Круглый стол «Герб моей семьи» Цель: развитие и обогащение эмоциональной сферы детей. Ход: ведущий рассказывает участникам о том, что с давних пор люди составляют гербы своей семьи из разных символов, которые отражают в лаконичной форме жизненную философию, главную ценность семьи. Участникам в парах “родитель – ребёнок” предлагается дома нарисовать свой герб, это не обязательно должно быть что-то конкретное, может быть сочетание цветов, геометрических фигур, цветовых пятен и др. Затем все рисунки выкладываются в цент круга на полу и ведущий предлагает каждому рассказать про свой герб, что он символизирует. При этом необходимо спросить участников об их чувствах во время рассказа о своём гербе (когда все участники выскажутся, группе предложить – если есть желание, что-то изменить в своём гербе).

Слайд 26

Рядом с гербом предлагается написать свой жизненный девиз. Девиз должен быть кратким и отражать суть жизненных устремлений, позиций, идею или цель семьи. После завершения работы идет обсуждение. Вопросы для обсуждения: что нового узнали участники группы о себе и других, какие чувства они испытывают сейчас, чем бы хотели поделиться друг с другом.

Слайд 28

3.Релаксация «Океан» Цель: полное расслабление, совершенствование управления мыслям, психомышечная релаксация с фиксированным дыханием. Ход: - лягте удобнее. Расслабьтесь…., закройте глаза. - представьте океан…, вы видите в бесконечность водную гладь…, волны поднимаются.., растут…и, разбиваясь на песке прямо у ваших ног…, отползают обратно…. Продолжайте наблюдать за тем…, как волны набегают на берег… и откатываются назад…. Если вы о чем-то думаете…, ваши мысли уносятся вместе с волнами. Смотрите на океан… и глубоко вдыхайте морской воздух…(15 секунд) - вы смотрите на волны…, и чувство покоя переполняет вашу душу. Это… - твой собственный мир…, полный спокойствия, ты можешь ощутить его в любой момент. Ты спокоен.., тебе хорошо…, море ласкает твой взгляд и тело, дышим полной грудью…. - мы хорошо отдохнули и наполнились энергией океана, его спокойствием и величием. - откройте глаза. Если хотите, посидите несколько минут. Медленно вставайте.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Психолого-педагогическая коррекция агрессивности детей

Коррекционная работа с агрессивными детьми должна быть направлена на устранение причин агрессивного по­ведения, а не ограничиваться лишь снятием внешних проявлений нарушенного развития. При построении...

Психолого-педагогическая коррекция эмоционально-личностного развития ребенка 5 - 6 лет посредством музыкальной терапии

Основная задача развивающей работы и психокоррекции – использовать доступный, понятный язык, убедительно и внушающее воздействовать на ребенка, вызывая эмоциональный отклик. Одним из методов развития ...

Сказкотерапия – как метод психолого-педагогической коррекции развития ребенка с нарушением речи

Данный материал содержит опыт работы  применения сказотерапии в работе с детьми с ОВЗ. Данный доклад и презентация были представлены на Межрегиональной научно-практической конференцие "Психолого-...

Взаимосвязь педагогической коррекции и лечебно- восстановительной работы в детском саду для детей с нарушением зрения.

Рассмотрены параллели проводимого аппаратного лечения и педагогической работы с детьми...

Формирование и педагогическая коррекция эмоционального развития детей с патологией зрения с помощью сказкотерапии

Одной из важнейших задач, стоящих перед нами, педагогами, является воспитание ребенка, уверенного в своих силах, удовлетворенного собой, способного  добиваться  успехов  в различных вид...

Сообщение для педагогов «Психолого-педагогическая коррекция с помощью игры»

Игровую деятельность можно использовать и в целях диагностики, и коррекции....