Детские страхи.
статья по коррекционной педагогике (средняя, старшая, подготовительная группа) на тему

Варьюла Татьяна Николаевна

Детские страхи. Статья для родителей и специалистов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл detskie_strahi.docx20.62 КБ

Предварительный просмотр:

Детские страхи.

Интерес к  вопросу о детских страхах существенно увеличился за последние годы,  скорее всего, это связано с тем, что происходящие изменения в жизни общества порождают опасные ситуации, что приводит к негативным последствиям  здоровья и жизни человечества. Количество издаваемых публикаций по данному вопросу вырастает с каждым годом. Среди российских исследователей выдающимися в вопросах о детских страхах являются Захаров А.И., Осорина М.В. Гарбузов В.И., которые подробно рассматривают этиологию, развитие страхов и их преодоление

             Беспокойства, страхи и тревога - это эмоциональные проявления психики человека, и большинство из них имеют возрастной временный характер. Однако страхи могут быть дезадаптивными в тех случаях, когда они становятся сильными и устойчивыми, тревожат ребенка в отсутствие потенциальной опасности и мешают нормальному  развитию. Страх - это неотъемлемый элемент в нашей жизни, который обладает множеством  необходимых функций, таких как защита физического и психического «Я», воспитание, а также активно участвует в процессе адаптации индивида, то есть выполняет социальную функцию.

                Мурашова Е.В. выделяет 6 причин возникновения страха у детей. К ним относятся:

        Причина первая - «Самая понятная причина». Страх возникший  в результате некоторого экстремального случая (покусала собака, застрял в лифте и прочее.)

        Ко второй причине относят особенности характера, провоцирующие развитие страхов. Такие черты характера, как: тревожность, мнительность, пессимизм, низкая самооценка, чрезмерная зависимость от других людей, несамостоятельность, болезненность ребенка.

        Причина третья заключается в «запугивающем» воспитании. Ребенку сообщается, что в случае невыполнения требования взрослого его отдадут или заберут различные сказочные или реальные лица. Ребенка наказывают страхом, что может привести к двойственному вреду. Ребенок поймет, что его родители ему врут, если поймет, что баба-яга не существует, или может реально испытать страх.

        Четвертая причина - тревожное воспитание. Ребенок заражается страхами от своих родителей. Особенно сильно оказывают влияние материнские установки на опасность окружающего мира.

         Пятая причина заключается в гипертрофированной фантазии ребенка. Самой негативной является последняя шестая причина, которая заключается в том, что страх является частью более серьезного расстройства. В случае если  у ребенка наряду со страхами проявляются другие расстройства поведения, такие как заторможенность, нарушение сна, агрессивность, немотивированная тревожность, заикание, тики, это может свидетельствовать о возможном неврозе у ребенка.

          Необходимо сказать, что существует множество культур, но при этом дети испытывают ряд общих страхов, что дает основание говорить о том, что существуют общие закономерности психического развития. У страха много причин, и многие психологи выделяют свои структуры факторов способствующих появлению страхов. В общем виде классифицировать эти факторы можно по группам: социально-культурных факторов, социально-психологических факторов и индивидуальных особенностей самого ребенка.

          К социально-культурным факторам можно отнести:

1.Особенности места проживания ребенка;

2.Недостаток времени, уделяемый ребенку;

3.Недостаточные условия для полноценного отдыха и разрядки эмоционального напряжения.

          В отдельную группу выделяются социально-психологические факторы и к ним относят:

1.Возраст родителей. Дети, появившиеся у родителей, чей возраст более 30 лет, обладают склонностью к тревоге и беспокойству. Поздние дети - как правило, более опекаемые своими родителями, испытывающие чрезмерное беспокойство за своих детей;

2.Наличие страхов у родителей, постоянно пугающихся за здоровье своего ребенка, ограничивая ребенка в подвижных, шумных играх, недооценивая их значение в развитии ребенка, заменяя их интеллектуальными нагрузками, вследствие чего дети  перенимают привычку за все всегда переживать  и бояться всего нового. Происходит своего рода искажение личности ребенка стилем воспитания, зачастую из-за гиперопеки со стороны родителей, при этом деструктивность стиля воспитания зачастую не осознается родителями. Наиболее подвержены этому виду страха единственные дети в семье;

3.Доминирование в семье матери  также оказывает негативное влияние, так как она испытывает нервно-психические перегрузки, вследствие вынужденной или преднамеренной смены семейных ролей. Часто обеспокоена и раздражительна в отношениях с близкими, что вызывает ответное беспокойство у детей;

4.Конфликтные отношения родителей. Дети очень чувствительны к конфликтам, особенно девочки,  так как они более восприимчивы;

5.Состав семьи ребенка. У детей дошкольного возраста количество страхов выше в неполных семьях. У детей возникают трудности с идентификацией родителя своего пола, особенно у мальчиков, так как большинство детей после разрыва остается с матерью. Отсутствие отца вызывает чувство незащищенности у детей;                                                                            

          К индивидуальным особенностям ребенка относят:  

1.Психические травмы ребенка или ситуативный испуг (негативный опыт ребенка - нападение собаки, помещение в больницу и др.);

2.Определенные психические свойства ребенка: опережающее развитие интеллекта, повышенная сензитивность, психастеничность;

3.Пол ребенка. У девочек наблюдается большее количество страхов, чем у мальчиков;

4.Наличие нарушений соматического или психопатического плана;

            По мнению Алексеевой Е.Е. и Захарова А.И., когда ребенок испытывает чрезмерное количество страхов, это может приводить к отрицательному влиянию на развитие ребенка, формируя у него тревожно-мнительные черты характера. Поэтому следует  уделять большое количество внимания на профилактическую работу.

         Принято выделять следующие виды страхов:

1.Навязчивые страхи

Эти страхи ребенок испытывает при определенных обстоятельствах, которые могут вызвать у него панику. Например, страх высоты, открытых пространств, мест скопления большого количества людей и т.д.

2. Бредовые страхи

Наличие таких страхов указывает на серьезные проблемы в психике ребенка. Их причину найти невозможно и объяснить логически невозможно. Например, ребенок боится играть с конкретной игрушкой, одевать определенную одежду, открывать зонтик и т.д. Но, если вы обнаружили такой страх у своего малыша, не стоит сразу паниковать, надо попытаться выяснить причину, возможно он не хочет играть с определенной игрушкой в силу объективных причин. Например, он мог сильно удариться или больно упасть, когда играл раньше с этой игрушкой.

3. Сверхценные страхи

Эти страхи являются продукцией фантазии ребенка, именно они встречаются в 90% случаев при работе с детьми. Сначала такие страхи соотносятся с определенной жизненной ситуацией, но потом они настолько завладевают мыслями ребенка, что ни о чем другом он не может думать. Например, страх темноты, которая в детском воображении «кишит страшными чудовищами».

4. Возрастные детские страхи

Психологи выделяют детские страхи, которые проявляются в определенном возрастном периоде, считаются нормой, и со временем исчезают при нормальном развитии.

Детские страхи, на которые взрослые не обращают внимания, могут в результате принести негативные последствия, такие как проблемы в общении со сверстниками, агрессивность, трудности в социальной адаптации, неврозы и комплексы. Поэтому взрослым важно вовремя обратить внимание на имеющиеся у ребенка страхи, понять, имеют ли они патологический характер, и, в зависимости от этого, самостоятельно постараться помочь ребенку или обратиться за помощью к специалисту.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ДЕТСКИЕ СТРАХИ. ПРОФИЛАКТИКА СТРАХОВ У РЕБЕНКА.

Ребенок не критичен к страху, он  не имеет возможности справится с ним самостоятельно. Посеольку воспитание характеризуется прежде всего определенными сторонами отношения родителей к детям, то им...

Нарисуй свой страх (коррекция детских страхов).

В статье говориться о детских страхах. причинах и способах борьбы  с ними, описываются игры и игровые упражнения....

«Как преодолеть страхи детей - детские страхи»

Детские страхи встречаются часто. Кто-то боится собак, кто-то темноты. И важно своевременно помочь ребенку. Важно научить его стравляться с боязнью. И для этого написана данная статья. В ней вы ...

Консультация «Причины возникновения детских страхов и тревожности у детей. Методы коррекции детских страхов»

Страх является наиболее опасной из всех эмоций. Это реакция на действительную или мнимую (но переживаемую как действительность) опасность. Организм человека устроен так, что борьба со страхом не может...

Консультация для воспитателей Детские страхи: виды, причины, способы борьбы с детскими страхами.

Страх –  это острое эмоциональное специфическое состояние, особая чувствительная реакция, проявляющаяся в опасной ситуации. Страх вызывается всегда конкретной и близкой, уже насту...

Детские страхи. Арт-терапия как эффективный метод работы с детскими страхами

Детские страхи. Арт-терапия как эффективный метод работы с детскими страхами            Трудно найти человека, который бы никогда не испытывал ст...