Методы и приёмы развития эмоциональной сферы умственно – отсталых дошкольников
методическая разработка по коррекционной педагогике на тему

 

Развитию эмоциональной сферы детей не всегда уделяется достаточное внимание  в отличие от его интеллектуального развития. Однако, как справедливо указывал Л.С. Выгодский, только согласованное функционирование этих двух систем, и их единство могут обеспечить успешное выполнение любых форм деятельности.

Дети с особыми образовательными потребностями испытывают трудности в установлении взаимоотношений с окружающими, что обусловлено особенностями эмоционально – волевой сферы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metody_i_priyomy_razvitiya_emotsionalnoy_sfery_.doc43 КБ

Предварительный просмотр:

Методы и  приёмы развития  эмоциональной сферы

умственно – отсталых дошкольников

Развитию эмоциональной сферы детей не всегда уделяется достаточное внимание  в отличие от его интеллектуального развития. Однако, как справедливо указывал Л.С. Выгодский, только согласованное функционирование этих двух систем, и их единство могут обеспечить успешное выполнение любых форм деятельности.

Дети с особыми образовательными потребностями испытывают трудности в установлении взаимоотношений с окружающими, что обусловлено особенностями эмоционально – волевой сферы.

Им свойственна эмоциональная незрелость, недостаточная диференцированность и нестабильность чувств, ограниченность диапазона переживаний, крайний характер проявления радости, огорчения. Такие дети затрудняются в понимании мимики, жестов, выразительных движениях людей. Поэтому, в работе с такими детьми необходимо больше времени уделять  развитию   эмоциональной сферы дошкольника.

В игре воспитываются детские чувства,  они становятся  богаче и тоньше, развивается  способность живо откликаться на окружающую жизнь.  

Игры и упражнения направленные на развитие эмоциональной сферы:

  • развивают чувство сопереживания,  навыки общения в различных жизненный ситуациях;
  • создают возможности для самовыражения, помогают овладеть средствами языковой выразительности, мимикой, жестами;
  • совершенствуют память, внимание, мышление, развивают восприятие, воображение, творческие способности;
  • помогают детям избавиться от внутренних конфликтов, страхов, агрессивных тенденций, уменьшают тревожность.

Очень важно в работе с детьми  создать положительный эмоциональный фон, установить связь с детьми, вызвать взаимный интерес.

Перед занятием прошу детей удобно сесть, положить руки свободно на колени, расслабиться. Предлагаю прислушаться к себе, к тому, как бьется сердце, как шумит ветер за окном, к голосу птиц. После того как дети успокоились и немного отдохнули, прошу их внимательно на меня посмотреть. После этого провожу игру «Давайте поздороваемся», которая позволяет детям развивать чувство принадлежности к группе, создать положительный эмоциональный фон. Упражнение проводится по кругу. Каждый, начиная с педагога, чётко называет имя своего соседа и говорит что он рад (рада) его видеть. Очень детям нравятся такие упражнения как «Эхо», «Паровозик с именем», «Ветерок», которые развивают чувство единства, сплочённости группы.

При организации театрализованных игр сначала необходимо дать детям  установку на саму  игру, помочь понять её специфику. Важно, чтобы они оставались простыми и естественными, были внимательными и собранными, не боялись ошибиться, сделать что – нибудь не так.  Полезным и эффективным для решения этих задач являются игры на воображение.  Например «Представь себе…»

Представьте себе небольшой мячик. Он лежит перед вами. Дети опускают глаза и обязательно кто – то говорит, что мячика нет. Правильно, мяча нет, но он есть в вашей памяти. Вы легко можете его себе представить. Возьмите его в правую руку. Дети начинают путаться, где правая, где левая рука. Наконец мяч у них в правой руке. Прошу переложить его в левую  руку и спрашиваю, какая рука тяжелее? Поначалу дети не все отвечают точно. Предлагаю поиграть в мяч. Дети начинают подбрасывать и ловить мячи, но не все дети делают это с верой в воображаемый предмет. Многие проделывают упражнение формально: теряют мяч из виду, забывают о его форме. Но это естественно: сосредоточить внимание и память на длительном действии с воображаемым предметом трудно. Это требует и специальной тренировки, и большой затраты внутренних сил. Поэтому после пробного упражнения выдаю детям настоящие мячи и прошу поиграть с ними. Предлагаю запомнить форму, вес, направление взгляда и снова повторить упражнение с воображаемыми мячами. Также проводится упражнение с воздушными шарами, скакалками и др. Упражнение с воображаемыми предметами позволяют детям понять, что значит осмысленное, конкретное физическое действие, если даже всё понарошку.

Дошкольникам нужно проиграть в ту или иную ситуацию в предлагаемых обстоятельствах, чтобы научиться осознавать свои эмоциональные проявления, а также понимать эмоции других детей (например «Встреча с другом», «Сердитый дедушка», «Хорошее настроение»).   Детям приходится ставить себя на место другого человека, входить в его положение – на языке театра это называется перевоплощением. Вести себя в соответствии с поведением и отношением к себе партнёров – на языке театра это называется взаимодействием. И наконец, учиться выражать свои мысли, последовательно действовать, быть наблюдательным.

Первые упражнения должны быть простыми, посильными и увлекательными. Все упражнения выполняем  вместе, так комфортнее детям. Постепенно дети осваиваются, становятся внутренне свободнее, сами предлагают воображаемые ситуации.

Для разыгрывании сказок, инсценировок,  диалогов используем кукол – бибабо, наборы настольного и пальчикового театра. Ребёнку предлагаю взять понравившуюся игрушку и просто «поговорить с ней»: кто ты, как зовут, что любишь делать. Затем предлагаю взять двух героев и общаться уже с двумя куклами: поздороваться, поинтересоваться как дела, спросить, с кем дружит.  Затем можно переходить  к играм – драматизациям. Костюмы и музыка создадут впечатление настоящего праздника. На таких занятиях дети играют, творят, получают удовольствие от процесса, тем более что каждый из них играет именно того, кого он хочет играть именно сегодня.

Ценность таких занятий заключается в следующем:

 - расширяется круг понимаемых детьми эмоций;

 - дети лучше начинают понимать себя и других;

 - у них чаще наблюдается эмпатийные проявления по отношению к окружающим.

Одним из самых простых и широко используемых средств развития тонких движений рук и речевого развития является пальчиковая гимнастика. Например «»Дом»», «Очки», «Кольцо». Эти упражнения помогают укреплять мышцы кисти, развивают координацию движений пальцев рук. А пальчиковые игры «Зайка», «Собака», «Кошка»  при помощи разнообразных комбинаций пальцев рук помогают детям изображать животных, людей и предметы. Дети учатся передавать повадки животных, характер, у них развивается пантомимическая, мимическая, двигательная выразительность. Для того чтобы вызвать и поддержать интерес к игре, использую эмоционально – окрашенное речевое сопровождение.

          «Зайка»                                                     «Собака»                    

Ушки длинные у зайки,                          У собаки острый носик,

Из кустов они торчат.                             Рот открыт – конфетку просит

Он и прыгает, и скачет,

Веселит своих ребят.

                                                             Кошка»

А у нашей кошки

Ушки на макушке,

Чтобы лучше слышать

Мышь в её норушке

Такие игры и упражнения помогают развивать речь и мелкую моторику детей, внимание и способность сосредоточиться.

В результате такой работы дети  лучше понимают  эмоции партнёра и адекватно выражают свои. У них вырабатываются положительные черты характера (уверенность, честность, смелость, доброта и т. п.). Изживаются невротические проявления (страхи, различного рода опасения, неуверенность).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Особенности эмоциональной сферы умственно отсталых дошкольников и её формирование"

Эмоции - особый класс психических процессов и состояний, связанных с инстинктами, потребностями и мотивами, и отражающих форму непосредственного переживания (радость, горе, страх и т.п.), значим...

Научная статья: "Развитие зрительного восприятия умственно отсталых дошкольников"

Научная статья по теме: Развитие зрительного восприятия умственно отсталых дошкольников.Глава 1 Теоретические основы исследования восприятия умственно отсталых дошкольников1.1. Психолого-педагогическа...

Проектная деятельность: "Развитие зрительного восприятия умственно отсталых дошкольников"

Проектная деятельность по теме: Развитие зрительного восприятия умственно отсталых дошкольников.Глава 2 Изучение особенностей зрительного восприятия умственно отсталых дошкольников2.1. Организация и м...

К вопросу о значении сформированности звуко-слоговой структуры слова в социальном развитии умственно отсталых дошкольников

В данной статье автор рассказывает о значимости сформированности звуко-слоговой структуры слова в социальном развитии умственно отсталых дошкольников. Дат немного исторической оценки изученности данно...

Особенности организации коррекционно - развивающей работы с умственно отсталыми дошкольниками в условиях детского дома.

В статье приведен пример организации   образовательного процесса с детьми дошкольного возраста в специальном (коррекционном) детском доме. Раскрыты основные цели,  задачи и направления ...

Рекомендации для воспитателей по организации взаимодействия воспитателя с умственно-отсталым дошкольником, учитывая особенности его эмоциональной сферы.

Рекомендации для воспитателей по организации взаимодействия воспитателя с умственно-отсталым дошкольником, учитывая особенности его эмоциональной сферы....

Методы психолого-педагогической диагностики умственной отсталости.

Умственная отсталость- стойко выраженное снижение познавательной деятельности  ребёнка, возникшее на основе органического поражения ЦНС. Это общая интеллектуальная недостаточность, которая возник...