Главные вкладки

    "Нетрадиционные педагогические методики воспитания и обучения детей".
    статья по коррекционной педагогике (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа) на тему

    Платонова Татьяна Уалентовна

    В статье дан обзор некоторых, используемых в практике, зарубежных и отечественных методик воспитания и обучения детей.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл netraditsionnye_metodiki.docx28.18 КБ

    Предварительный просмотр:

    Нетрадиционные педагогические  методики воспитания и обучения детей.

    Вальдорфская педагогика  « педагогика равных возможностей»,  или самая философская методика.

             Основная идея вальдорфской  педагогики состоит в том, что образование и воспитание - должны быть гармоничны, как цельна и гармонична сама структура личности. А ребенок – то и есть личность, неповторимая индивидуальность. Её интеллектуальная, Эмоциональная, духовная, социальная, физическая  грани должны быть равноценны.

          Не надо торопиться, не надо торопить. Ребенок в своем развитии повторяет процесс, эволюции человеческого общества. По этому все знания он должен получать в определенной последовательности и в определенное время, когда его организм будет к этому подготовлен. Все знания должны быть глубоко прочувствованы и осмыслены.

          Особенно не стоит торопить интеллектуальное развитие в общепринятом понимании, то есть овладение логическими операциями. Способность к  творчеству – вот важнейшее свойство интеллекта. Не механическое заучивание, а запоминание в в ходе  эмоционального проживания – вот залог удачного обучения и психологического здоровья.

          По этому не арифметика и чтение становятся первыми и главными предметами в вальдорфских садах и школах, а театр, обучение ремёслам, эвритмия (особая система ритмических упражнений под музыку), « рисование форм», игра на народных инструментах. Материалы, с которыми « творит» ребенок, предпочтительны как можно более  близкие к своему природному происхождению – они  дают больше возможностей для фантазии и познания. Телевизор, компьютер, магнитофон  строго  запрещены, даже при изучении иностранного языка – только живой контакт.

           Читать ученики начинают в 3-м классе.  А  прежде, чем научиться писать, освоят прямые палочки,  кривые линии – пойдут по пути эволюции письменности,  начиная  от древнекитайской. Освоение следующих, традиционных для школьной программы предметов идет тоже по нетрадиционной системе: один месяц занимаются только математикой, затем только физикой, потом только историей. Через какое – то время цикл повторяется.

          Учитель или воспитатель – это всегда помощник, но никогда диктатор. В детском саду ребенка ничему не обучают. Он обучается сам,  подражая взрослому и проводя свои собственные эксперименты. Причем его поиски никогда не оцениваются как хорошие или плохие. Нет оценок, нет образца. Есть лишь желание творить, не оглядываясь и не сравнивая,  и удовольствие от результата.

    Методика  Монтессори,  « Помоги мне это сделать самому»  или самая  рациональная методика.

          Основополагающий  девиз методики Монтессори – «помоги мне сделать это самому». У ребенка,  настаивает М. Монтессори, есть внутренняя потребность  усваивать и узнавать мир  вокруг себя.  Для того чтобы малыш учил, ( а лучше образовывал) себя, его не надо наказывать или поощрять,  нужно только вовремя  подкидывать « уголек» в  топку его ума. А еще лучше показать , как и где этот уголек находить. То  есть обучать – это значит:

    - создать развивающую среду;

    - создать вместе с воспитанниками несколько четких и простых правил;

    - наблюдать за учениками не вмешиваясь в процесс.

         Таким образом, находясь в рамках установленного взрослым порядка, ребенок развивается только в собственном ритме и темпе, сообразно с индивидуальными потребностями. Всю программу он устанавливает для себя сам.  пособия и приспособления всегда доступны. Он пользуется тем, тогда и столько, что когда и сколько ему необходимо. Таким образом он приобретает независимость, но и берет на себя ответственность за собственное  обучение. А это два самых  сложных и полезных навыка, которые может получить маленький человек.  

          Чтобы работа приносила пользу, учитель дает малышу короткий ( 2 – 3 минуты) урок.     На нём он показывает как обращаться с предметами, чтобы достичь результата, а не отчаяться и не потерять интерес. Поддерживать интерес – одна из главных задач учителя.

    В  группы Монтессори  принимают практически с рождения.

    Группы  разновозрастны, но сформированы  по наличию некоторых ключевых навыков:

    С 2 до 16 месяцев, с 16 месяцев  до 3 – х лет. С 3 –х до 6 лет. Школ  Монтессори старше 6 лет в мире не так много.

    Сенсорный  Монтессори – материал развивает все органы чувств. Он дает возможность узнавать все необходимые свойства предметов – величину, объем, форму, цвет, вкус, вес, поверхность.  Это шершавые буквы, шумящие коробки, башенки, цилиндры, клавиши и.т.д.  Правила, которые создаются в каждой конкретной  группе заново , могут немного отличаться по форме и содержанию, но всегда направлены на защиту интересов коллектива и каждого отдельного  ребенка. Как пример  можно привести следующие: « Хочешь работать вместе – договорись об этом»,  « Когда трудно – просят о помощи  и благодарят»,  « Можно наблюдать за работой других, не мешая им» и.т.п.

          Правила обязательны для всех, в том числе и для взрослых, что создает предпосылки для формирования прочной внутренней дисциплины, основанной на признании прав другого человека, на уважении к нему и его работе.

        Основным отличием  методики  Монтессори  от Вальдорфской педагогики является положение учителя.  Вальдорфский учитель приглашает ребенка следовать за собой. Монтессори  – учитель идет вслед за ребенком, расскрывающим свои внутренние возможности.  Кроме того, вопрос об интеллектуальном развитии  для Монтессори является лишь вопросом естественности развития малыша.  Тогда как  вальдорфские педагоги считают раннее интеллектуальное развитие форсированным.

    Методика  Гленна Домана – « каждый ребенок может стать вундеркиндом»

           В сороковые годы ХХ века в Институте Развития Человеческого Мозга  под руководством  молодого  физиотерапевта  Гленна  Домана  началась разработка программы реабилитации детей с тяжелыми поражениями нервной системы. Основной целью программы была активизация  умственной деятельности больных детей через обучение. В серию методик  входит необычно раннее (с первого года жизни) обучение чтению и математике, а  также методики физического развития.  В своей системе он  использовал карточки с красными  точками, картинками и словами.  Эти карточки показывались ребенку на короткое время,  но много раз в день. Постепенно количество карточек увеличивалось.   Карточки являлись раздражителями, которые стимулировали резервные здоровые клетки мозга. Уходили месяцы кропотливой работы, прежде чем больные  дети начинали развиваться, двигаться, говорить.  Умственно отсталые дети в своем развитии догоняли сверстников.  Больные дети начинали раньше положенного срока  говорить, считать , писать.

          Впоследствии методику Домана стали  применять как развивающую для обучения здоровых детей.   Раннее (в два года и раньше) обучение чтению при помощи специального набора карточек ( карточки Домана) – наиболее распространенное  применение методик Домана.  Основной идеей обучения является запоминание  ребенком слова целиком, а не складывание его из букв и слогов. Основным приемом – многократная кратковременная демонстрация карточки одновременно с произнесением написанного слова.

         Исследования, проведенные учеными, показывают, что ребенок в первые шесть лет жизни получает больше знаний, чем за всю последующую жизнь.

         Методики Домана  являются предметом критики некоторых специалистов, которые утверждают, что методики основаны на устаревших и упрощенных представлениях  о психологии развития, а эффективность методик была поставлена под сомнение.

     Методика Бориса и Елены Никитиных, или самая жизненная методика.

           Главная  мысль своей концепции развития творческих способностей была сформулирована авторами так: « возможности развития способностей, достигнув максимума в « момент» созревания не остаются неизменными. Если они  «не нужны»,

          То есть соответствующие способности не развиваются, не функционируют, то эти возможности начинают утрачиваться, деградировать тем быстрее,  чем слабее функционирование. Это угасание возможностей – необратимый процесс – НУВЭРС-

           Необратимое угасание возможностей эффективного развития способностей – ключевое слово методики Никитиных.  Отсюда  раннее плавание, ползание, хождение, раннее чтение. Предлагать ребенку то или иное действие надо не тогда, когда предписано правилами, а тогда, когда он проявляет к этому действию интерес.

          Не ограничивать развитие рамками и предписаниями – первое требование. Свободное движение – основа развития, причем не только физического, но и интеллектуального.  Таким образом, манежи  и родительские страхи мешают развитию. Домашний спорткомплекс – помогает.

           Второе требование – не делать  ЗА своего малыша  то, что он может сделать САМ. Каждый лишний шаг, сделанный самостоятельно,  дает функции развиваться, а главное – увеличивает веру в себя. Каждое самостоятельное решение, каждый самостоятельный выбор – творческий акт. Даже такая простая бытовая задача как открыть дверь, если руки заняты, требует творческого подхода. Выполнив её вместо ребенка, вы лишаете его возможности продвинуться на шаг вперед.

          И концепция  Никитиных и метод М. Монтессори  предписывают взрослому пассивное наблюдение и наделяют ребенка правом  « сделать самому». Однако Никитины предлагают при использовании  своих интеллектуальных игр вовсе не давать  образец, не показывать,  как надо . Ребенок сам решает задачу от начала и до конца. Взрослый следит за тем, чтобы уровень задачи был не очень лёгкий и не слишком трудный, и  корректирует ребенка только одобрением правильного решения.   Сорадование – это и награда  за найденное решение, и стимул к будущим победам.

    1.Мухина С.А., Соловьева А.А. Нетрадиционные педагогические технологии в обучении.-Ростов-на-Дону: Изд-во «Феникс», 2004.-384с.

    2. Педагогические мастерские: интеграция отечественного и зарубежного опыта/Составитель И.А.Мухина.-Выпуск 1.-СПб.19


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Создание педагогических условий воспитания и обучения детей дошкольного возраста с ООП

    Доклад из опыта работына тему: «Создание педагогических условий воспитания и обучения детей дошкольного возраста с ООП». В дошкольном периоде дети с ОНР и ЗПР обращают на себя внимание замедленны...

    Философы античности о воспитании и обучении детей. Внедрение инноваций в педагогическую деятельность дошкольных образовательных учреждений.

            Меняется миссия предназначения детского сада в современной образовательной ситуации, и требования к педагогу, работающему с дошкольниками. Педагог постоянно должен б...

    Консультация для родителей: «Роль родителей в педагогической работе по воспитанию и обучению детей дошкольного возраста».

    Консультация для родителей: «Роль родителей в педагогической работе по воспитанию и обучению детей дошкольного возраста»....

    Создание педагогических условий воспитания и обучения детей дошкольного возраста с ООП

    В дошкольном периоде дети с ОНР и ЗПР обращают на себя внимание замедленным физического развития, общей физической ослабленностью, отставанием психического развития, нарушениями активного внимания, зр...

    Коррекционно-педагогические технологии в воспитании и обучении детей с ЗПР в дошкольных учреждениях.

    ЗПР у детей — это слабовыраженное отклонение психического развития ребёнка, которое является промежуточным между нормальным и патологическим развитием. Специалисты объясняют это состояние более ...

    Инструментарий педагогической деятельности педагога по воспитанию и обучению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

    Семейное воспитание детей-сирот, и детей оставшихся без попечения родителей - это одна из наиболее важных, актуальных и сложных проблем воспитательного и обучаемого  процесса.Семья явля...