Создание педагогических условий воспитания и обучения детей дошкольного возраста с ООП
материал по коррекционной педагогике на тему

Шанаева Нелли Германовна

В дошкольном периоде дети с ОНР и ЗПР обращают на себя внимание замедленным физического развития, общей физической ослабленностью, отставанием психического развития, нарушениями активного внимания, зрительного и слухового восприятия.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Доклад из опыта работы

на тему: «Создание педагогических условий воспитания и обучения детей дошкольного возраста с ООП».

В дошкольном периоде дети с ОНР и ЗПР обращают на себя внимание замедленным физического развития, общей физической ослабленностью, отставанием психического развития, нарушениями активного внимания, зрительного и слухового восприятия. У многих детей выявляются различные, обычно не резко выраженные, двигательные нарушения, которые характеризуются изменениями мышечного тонуса, нарушениями равновесия, координации движений, недостаточностью дифференцированной моторики пальцев рук. Дети с ОНР и ЗПР отстают от нормально развивающихся сверстников.

Коррекцию особенностей моторного развития детей я осуществляю с помощью физкультминутки, подвижных игр, дыхательной гимнастики, пальчиковой гимнастики, музыкотерапии. Их применение позволяет достигнуть необходимого уравновешивания нервных процессов, содействует коррекции звукопроизношения, координации и регуляции мышечных усилий.

Подвижные игры, проводимые мной, стали составной частью физкультурных и музыкальных занятий, способствуя развитию чувства ритма, гармоничности движений, положительно влияют на психологическое состояние, помогают успешному формированию речи детей.

Работая с детьми имеющими проблемы в развитии, выполнялись упражнения на дыхание, которые я проводила на каждом занятии, они помогают восстанавливать дыхание после физических нагрузок. Комплексы дыхательной гимнастики подготавливают артикуляционный аппарат детей к произнесению звуков. Так же я уделяла большое внимание пальчиковой гимнастике, так как движения пальцев рук тесно связаны с речевой функцией. В свободное время использую релаксационную музыку, запись природных звуков. Слушая музыку, у детей наступало чувство покоя и расслабления. После прослушивания вместе с детьми обсуждали, что они чувствовали, какие испытывали ощущения.

Так же мной проводилась ритмическая гимнастика. На ней я осуществляла общее разностороннее развитие детей, преодолевались отклонения в их психическом и физическом развитии. В подготовительную часть занятия я включала 2-3 специальных ритмических упражнения, выделяя для этого от 3 до 7 мин. В начале давались самые простые упражнения – ходьба, бег в медленном темпе под счет, хлопки, в дальнейшем задания постепенно усложнялись, добавлялась ритмизированная ходьба с различными движениями рук, разнообразными сочетаниями медленной и быстрой ходьбы, бега, прыжков. Но выяснялось, что  у детей с ЗПР и ОНР выявляются трудности при выполнении движений по словесной инструкции. Исходя из этого следует учесть, что на начальных этапах проведения занятий по ритмической гимнастике движения выполняются детьми по подражанию (по показу), далее по словесной инструкции в сочетании с показом, на заключительном этапе – по словесной инструкции. Возможно использование схем-моделей, занимающих инструкции (при переключении от одного вида ходьбы или бега к другому, принятии исходного положения), что соответственно характеру музыки.

Содержание основной части дополнялось следующими элементами: танцевальными движениями с предметами и без предметов, артикуляционной и пальчиковой гимнастики, упражнений на развитие крупно - мелкомоторных навыков. В начале заключительной части занятия детям предлагались игры, направленные на коррекцию психоэмоциональной сферы. На 3 минуте заключительной части занятия использовались упражнения релаксации и дыхательной гимнастики.

Для удовлетворения потребности детей ОНР и ЗПР в движении в группе, создана микрозона, как физкультурный уголок.

Вся жизнь дошкольника связана с игрой. Освоение окружающих его вещей, отношений между людьми, понимание тех значений, которые несет общественная жизнь, труд и обязанности взрослых, - со всем этим он ознакомится играя, воображая себя в роли мамы, папы и так далее.

Игра оказывает огромное влияние на все стороны психики детей, а главным образом на развитие личности. В игре ребенок учится устанавливать взаимоотношения со сверстниками, планировать свои действия, оценивать свое поведение и поведение партнера, контролировать его. В игре развивается интеллект ребенка.

Для того, чтобы вызвать большой интерес детей к ролям в игре, я применяю такие приемы, как:

- выборочное повторное чтение произведения;

- анализ образов героев;

-беседы о них;

- составление детьми творческих рассказов о персонажах;

- рассматривание репродукций и беседа по ним.

Важную роль играет предметно – развивающая среда в групповой комнате, так как она способствует накоплению игрового опыта. Мы постарались построить так предметно – игровую среду, чтобы дети могли самостоятельно играть в сюжетно – ролевые, режиссерские и театральные игры. Проанализировав жизненный опыт детей, подобрали игровые принадлежности и атрибуты, а затем играли в эти игры.

Театрализованные игры

Игра – драматизация

Игра с настольным театром

Фланелеграф

Сюжетно – ролевые игры ( «Больница», «Магазин»).

Дидактические игры («Чудесный мешочек», «Узнай по описанию», «С какой ветки детки?», «Когда это бывает?», «Зоологическое домино», «Одень Наташу»).

С детьми, которые не усвоили материал на занятии, я проводила дидактические игры, ориентируясь на учебную задачу. Так, если двое – трое ребят долго не могут запомнить слова, выражающие пространственные отношения между предметами, я ежедневно проводила игру «Угадай, что изменилось», увеличивая количество объектов и заменяя их на новые. Так же проводила словесно – дидактические игры «Кому что нужно?», «Кто (что) лишнее?», «Похожи – не похожи» (на сравнение предметов).

На прогулках систематически вела наблюдения за погодой, изменения в жизни растений и животных, трудом взрослых людей. В процессе наблюдений веду сопровождающую беседу, затем закрепляла знания детей дидактическими и подвижными играми («Найди дерево по описанию», «Садовник», «С чьей ветки детки?» и т.д.). так же есть книжный уголок, уголок изодеятельности.

Таким образом, создание педагогических условий в воспитании и обучении детей играет огромную роль в развитии детей с ОНР и ЗПР.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Создание педагогических условий воспитания и обучения детей дошкольного возраста с ООП

Доклад из опыта работына тему: «Создание педагогических условий воспитания и обучения детей дошкольного возраста с ООП». В дошкольном периоде дети с ОНР и ЗПР обращают на себя внимание замедленны...

Консультация для родителей: «Роль родителей в педагогической работе по воспитанию и обучению детей дошкольного возраста».

Консультация для родителей: «Роль родителей в педагогической работе по воспитанию и обучению детей дошкольного возраста»....

Анализ программы воспитания и обучения детей дошкольного возраста «От рождения до школы» в аспекте проблемы «Средства создания художественного образа»

В статье приводится краткий анализ основной общеобразовательной программы дошкольного образования "От рождения до школы" под ред. Н.Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой в аспекте пр...

Консультация для воспитателей « Создание оптимальных условий воспитания и обучения детей с нарушениями речи в условиях ДОУ в соответствии с ФГОС»

Цель: - Формирование информационной готовности педагогов МДОУ по созданию оптимальных условий воспитания и обучения детей с ОВЗ и осознанию необходимости коррекционного воздействия в условиях логогруп...

Игровая терапия, как ведущий метод воспитания и обучения детей дошкольного возраста с ОНР, в условиях реализации ФГОС ДО.

Игротерапия — способ коррекции эмоциональных и поведенческих нарушений, развития навыков коммуникации у детей, в основу которого положена игра....