«Организация интегрированной совместной деятельности с детьми, имеющими умеренно выраженную степень нарушений интеллекта»
методическая разработка по коррекционной педагогике на тему

 

С 2009г. наше дошкольное учреждение является участником городского проекта «Интеграция детей с тяжелыми и множественными нарушениями в муниципальные дошкольные образовательные учреждения, их сопровождение в оздоровлении, воспитании и обучении», организованного специалистами Филиала Краевого центра психолого-медико-социального сопровождения и дошкольного отдела Управления образования и мы были участниками  его реализации.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Организация интегрированной совместной деятельности с детьми, имеющими умеренно выраженную степень нарушений интеллекта»

С 2009г. наше дошкольное учреждение является участником городского проекта «Интеграция детей с тяжелыми и множественными нарушениями в муниципальные дошкольные образовательные учреждения, их сопровождение в оздоровлении, воспитании и обучении», организованного специалистами Филиала Краевого центра психолого-медико-социального сопровождения и дошкольного отдела Управления образования и мы были участниками  его реализации.

К нам на занятия и свободно – игровую деятельность приходили дети, имеющие тяжёлые и множественные нарушения в развитии (нарушение в умственном и физическом развитии). В первые дни посещения ДОУ такими детьми наблюдалось хаотичное передвижение и бег по группе, бесцельное хватание предметов, выполнение с ними примитивных манипуляций, разбрасывание игрушек, книг, картинок. Нам было тяжело организовать таких детей и мы стали думать «Как их привлечь?», «Чем заинтересовать?»,  «Как организовать?».  Педагогический опыт, литература, посещение различных семинаров Краевого центра психолого – медико – социального сопровождения помогли начать работу. Мы наблюдали  и  «шли» за ребёнком (вовлекая его интерес в развернутую деятельность), используя при этом индивидуальный подход.

Пример: Мальчик Ваня 6 лет, всегда заходил в группу со своей музыкальной книгой или фотоальбомом, садился в кресло и сидел. Пытаясь вовлечь ребёнка в разную деятельность, в ответ получали протест и негативизм. Вместе с детьми мы садились вокруг Вани и слушали его книгу, через пол года мальчик стал ненадолго давать свою книгу другому ребёнку.

 В  сентябре 2013г. в нашем дошкольном учреждении открылась группа для детей с умеренно выраженными, тяжелыми и множественными нарушениями в развитии, которые раннее были интегрированы в детский сад и получили элементарные социально-значимые навыки взаимодействия.

В настоящее время среди наших воспитанников: 5 детей с расстройством аутистического спектра и со снижением интеллекта до степени умеренно умственной отсталости, 3 ребенка с умеренно умственной отсталостью и другими сопутствующими нарушениями развития (зрения, косоглазия, остаточные нарушения ДЦП).

Наши дети:

- не стремятся к общению, не могут и не умеют общаться (не смотрят в глаза, не отвечают на улыбку);

- не реагируют на обращение, не выполняют просьбы, выглядят непослушными и неуправляемыми;

- мало используют речь, жесты, мимику для общения;

- не умеют играть с детьми, не обращают внимание на то, что обычно интересно детям;

- выглядят «необычно» из-за однообразных, ненужных движений (перебирают пальчиками, трясут руками, раскачиваются) или неадекватных звуков;

- находят себе необычные занятия, от которых их трудно отвлечь: крутят в руках веревочку, выстраивают в ряд различные предметы;

- необычно чувствительны к звукам, прикосновениям, запахам, что может проявляться в форме страхов;

-противятся изменениям в привычном окружении: новой одежде, новым маршрутам, изменениям режима дня и т.п.

При организации коррекционно-педагогической деятельности используем программу «Коррекционно-развивающее обучение и воспитание» Е.А.Екжановой, Е.А.Стребелевой, программу ранней педагогической помощи «Маленькие ступени» М.Питерси и Р.Трилора. Широко используем элементы Монтессори-педагогики.

Наиболее эффективными приемами при организации взаимодействия  с данной категорией детей являются следующие приемы:

- комментирование взрослым всех своих действий и действий ребенка;

- моделирование жестов, действий, мимики, звуков, слов;

- подхватывание действий, жестов, мимики ребенка;

- подражание ребенком действий и жестов взрослого;

- выполнение заданий ребенком сопряженными действиями со взрослым;

- следование за ребенком.

В своей коррекционно – педагогической работеиспользуем интегрированную совместную деятельность с детьми, в которой одновременно участвуют учитель-дефектолог, воспитатель, младший помощник воспитателя. Такая деятельность организуется ежедневно, продолжительностью 40-50 минут и имеет определенную структуру: предметно-игровая деятельность, сенсомоторная, музыкально-ритмическая, продуктивная.

Каждый вид деятельности имеет своё рабочее место. Занятие начинается на ковре, на стульчиках с ритуала приветствия. Каждому ребёнку пропеваем песенку «К нам Игорь пришёл, на занятие пришёл, надо ручкой помахать и занятие начать», затем переходим на игры с образными игрушками («Покачай куклу», «Покатай машину»),  которые организуют детей на дальнейшую совместную деятельность с взрослым.

Пример: «Полина куклу покачала, покачала и другому передала». Цель этой игры научить брать куклу, держать, качать и передавать её другому.

В сенсомоторую деятельность включаем три игры  разной направленности,  подбираем их с учетом индивидуальных особенностей детей (всем детям даем одинаковое задание, которое они выполняют  частично самостоятельно или  сопряженными действиями со взрослым).

Музыкально – ритмическую деятельность проводим на ковре, используем четыре  песенки, в которые входят хлопки в ладоши,  топанье ножками, прыжки, действия с предметом, осуществляя перенос на музыкальные занятия, свободно-игровую деятельность (ежедневно, на протяжении 3-х месяцев).   Эти игры способны развивать подражание и  двигательную активность.

За столами осуществляем  продуктивную деятельность,  применяем нетрадиционные техники изодеятельности, позволяющие быстро достичь желаемого результата. Планируем один вид техники на неделю.

- из пластилина

- из пуговиц, круп, ниток

- из салфеток и ваты

- красок (все способы рисования можно применить к паспарту).

Организация такого вида деятельности  требует большой предварительной работы:

- подбираем и изготавливаем дидактические игры, методические пособия на развитие сенсомоторной деятельности, мелкой моторики (каждое пособие изготавливается в количестве 8 штук, на каждого ребенка);

- постоянно пополняем методическую копилку с образцами работ, выполненных с использованием нетрадиционных изобразительных техник;

- в свободно-игровой деятельности научаем детей, работать с определенным материалом, который в дальнейшем переносится на занятия.

Для динамического изучения изменений развития ребенка ведем адаптационные листы, дневники наблюдений, динамические листы. Разработали показатели развития  по разделам «Продуктивная деятельность», «Социальные навыки», «Навыки самообслуживания», «Общая и тонкая моторика» для детей с умеренно выраженными нарушениями, в которых отражаются основные линии  развития. У каждого воспитанника имеется своя положительная индивидуальная динамика развития:

- охотнее привлекают к интегрированной совместной деятельности;

- стали продолжительнее удерживаться за столом до 5-7 минут;

- принимают помощь взрослого.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игровой комплекс интегрированной совместной деятельности по физической культуре для детей с нарушением зрения

Конспект совместной    деятельности по физической культуре для  детей с нарушением зрения...

Разучивание стихов с использованием мнемотаблиц через интегрированную совместную деятельность с детьми

Мнемотаблицы эффективны при разучивании стихотворений. Суть заключается в том, что на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка -  символ, изображающая действие или предмет...

Планирование интегрированной совместной деятельности для детей с умеренной степенью умственной отсталости

Планирование интегрированной совместной деятельности для детей с умеренной степенью умственной отсталости на 1 неделю...

Конспект организации интегрированной совместной деятельности в средней группе «В гости к светофорику»

Конспект совместной деятельности с детьми в средней группе по правилам дорожного движения....

Планирование интегрированной совместной деятельности для детей с умеренной степенью умственной отсталости

Планирование интегрированной совместной деятельности для детей с умеренной степенью умственной отсталости на 1 неделю. Цифрами 1,2,3,4,5,6,7,8,9, изменены имена воспитанников....

Конспект организации интегрированной совместной деятельности по ФЭМП и развития речи в группе компенсирующей направленности от 5 до 6 лет «Космическое путешествие».

Конспект организации интегрированной совместной деятельности по ФЭМП и развития речи в группе компенсирующей направленности от 5 до 6 лет «Космическое путешествие»...

Совместная деятельность с детьми старшей группы по развитию эмоционального интеллекта «Зеркала эмоций»

Эмоции мощным образом влияют на познавательную мотивацию и познавательные процессы ребенка дошкольного возраста. Поведение также основано на базе эмоционального состояния ребенка, именно оно определяе...