Автоматизация звуков.
консультация по коррекционной педагогике (старшая, подготовительная группа) на тему

Консультация для логопедов, воспитателей, родителей по автоматизации поставленных звуков у детей дошкольного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon avtomatizatsiya_zvukov.doc56.5 КБ

Предварительный просмотр:

      Наконец, наступил долгожданный момент: ребенок научился произносить трудный для него звук.

      Но родители часто бывают разочарованы тем, что, ребенок повторяет звук изолированно правильно, но не произносит его в речи. Причем в кабинете логопеда звуки получаются четкими, а в произвольной речи эти же звуки ребенок произносит искаженно. Это вполне закономерное явление, говорящее о том, что пришло время для важного этапа логопедической работы – автоматизации (закрепления) правильного произношения поставленного звука.

    Как вы уже знаете, логопедическое воздействие осуществляется поэтапно:

I. Подготовительный этап.

   Задачи данного этапа: развитие умения узнавать и отличать нарушенный звук на слух; формирование артикуляторной базы (достаточной подвижности языка, губ), необходимой для правильного произношения того или иного звука или группы звуков. На данном этапе выполняется артикуляционная гимнастика.

II. Этап постановки звука. 

   С помощью подражания или механического воздействия логопед ставит правильный изолированный звук.

III. Этап автоматизации (закрепления) звука. 

   Постановкой отдельно взятого звука логопедическая работа не может ограничиться. Необходим продолжительный этап включения вызванного звука в самостоятельную речь ребенка, причем в строго определенной последовательности: сначала в слогах, затем в словах, предложениях и в связных высказываниях.

IY. Этап дифференциации. 

   Иногда оказывается, что в процессе автоматизации ребенок начинает свободно включать в спонтанную речь поставленный звук. И если он не смешивает его с другим звуком (зачастую с тем, на который заменял его до начала коррекционной работы), то нет необходимости в последующей работе над ним. В логопедической практике часто встречаются случаи, когда требуется дальнейшее продолжение работы над звуком по его разграничению с другими звуками, то есть дифференциации.

   Остановимся подробнее на этапе автоматизации поставленного звука.

  Автоматизировать звук – это значит ввести его в слоги, слова, предложения, связную речь.  С точки зрения физиологии этап автоматизации звука является этапом закрепления условно-рефлекторных речедвигательных связей на разнообразном речевом материале. Звук, который только что поставили, является хрупким, условно-рефлекторные связи без особых подкреплений могут стремительно разрушиться. 

  Звук считается автоматизированным тогда, когда мы произносим его правильно, не задумываясь. Ребёнку же достаточно длительное время приходится постоянно контролировать свою речь: за доли секунды определить наличие того самого звука в слове или фразе, которую нужно произнести, определить его место в слове (начало, середина, конец). Надо не забывать и как произносить звук (положение языка, губ, правильный выдох). Добавьте к этому и то, что ребёнку необходимо успеть оформить свою мысль, обдумать содержание высказывания, и вы поймёте, какая трудная задача перед ним стоит. Поэтому никогда не торопите ребёнка, старайтесь внимательно его выслушать. Если, отвечая на вопрос, он забыл правильно произнести звук, обязательно поправьте его, но не упрекая и не отвлекая от мысли. Делайте это доброжелательно, не повышая голоса. У ребенка не всегда может все получаться сразу. Необходимо терпение со стороны взрослых, нужно постараться внушить веру в успех, убедить ребенка, что у него обязательно все получится.

 Цель данного этапа - добиться правильного произношения звука во фразовой речи, то есть в свободной, обычной. Автоматизировать поставленный звук можно лишь тогда, когда ребёнок начнёт произносить его в изолированном состоянии абсолютно верно и внятно.    Для автоматизации звука используются приемы отраженного повторения и самостоятельного называния языковых единиц по картинкам, схемам, символам. Работа идет последовательно и постепенно, от простого к сложному. Автоматизация поставленного звука должна проводиться в строгой последовательности:   автоматизация звука в слогах (прямых, обратных, со стечением согласных); автоматизация звука в словах (в начале слова, середине, конце);  автоматизация звука в предложениях; автоматизация звука в чистоговорках, скороговорках и стихах; автоматизация звука в коротких, а затем длинных рассказах; автоматизация звука в разговорной речи. Период автоматизации вновь поставленного звука растягивается порой на длительное время и представляет трудность для ребенка (особенно это касается детей с минимальными дизартрическими расстройствами), так как требуется многократное повторение однотипного лексического материала. Чтобы эти упражнения не вызывали у детей скуку и нежелание работать, необходимо создавать условия для успешного решения этой проблемы.

    Эффективность этапа  автоматизации звука  в существенной степени зависит от согласованной работы логопеда, родителей и воспитателей. Воспитателям  следует обращать внимание на то, как произносится звук в свободное от занятий время (в играх, при общении со сверстниками), контролировать и исправлять речь ребенка. 
Ошибочно надеяться на самопроизвольное исчезновение недостатков произношения, т.к. они могут закрепиться и превратиться в стойкое нарушение! 
 
Здесь перед Вами стоит задача – помочь логопеду  ввести поставленный звук в слоги, слова, предложения  и в самостоятельную речь ребенка.    Воспитатели и родители, начиная заниматься с детьми исправлением звукопроизношения, часто сталкиваются с тем, что задания, как правило, однообразны и требуют многократного повторения. Работа над звуком, от его постановки до употребления в самостоятельной речи, - это выработка нового сложного навыка. И как любой навык, он требует усилий, времени и определенной системы в занятиях, в том числе и при выполнении домашних заданий.                                                                                                                           Каждый практикующий логопед знает, что порой не так трудно поставить ребенку звук, как автоматизировать и ввести его в речь. Как правило, считается, что ребенок сможет свободно употреблять поставленный звук только после повторения  слова от семидесяти до девяноста раз. Но механическое многократное повторение одного и того же слова утомляет детей, не «стимулирует» к самостоятельному его употреблению. Результат занятий во многом зависит от того, насколько удается превратить скучную работу над звуком в увлекательную игру. Игра позволит вам сместить акцент с собственно произносительной стороны речи на решение более увлекательных задач: «придумай», «запомни», «найди» и т.д. Конечно, основная цель занятий – правильное произнесение звука – должна сохраняться на протяжении всей игры.

  Предлагаю вам несколько удачных и часто используемых игр со звуками.

 «Загадки».

Для этой игры вам потребуются: 6-7 картинок или игрушек, в названии которых прячется закрепляемый звук. Вместе с ребенком назовите их, выделяя голосом нужный звук. Затем опишите любую из них, ребенок должен догадаться, о чем идет речь и назвать нужную картинку или игрушку. Повторите игру несколько раз. А теперь предложите ребенку роль ведущего. Ваши возможные ошибки наверняка повысят интерес малыша к игре.

«Чего не стало?»

Можете использовать те же картинки или игрушки. Предложите ребенку еще раз внимательно рассмотреть картинки, назвать их, запомнить и закрыть глаза. В это время уберите одну или две картинки. Ребенок, открыв глаза, должен сказать чего не стало. Повторите игру несколько раз, меняясь с ребенком ролями.

 «Что лишнее?»

Подберите картинки так, чтобы их можно было сгруппировать по разным признакам (можно использовать картинки из лото, выбрав из них те, в названии которых есть нужный звук). Попросите ребенка найти и назвать лишний предмет и объяснить свой выбор.
«Слова вокруг нас».

Попросите ребенка внимательно посмотреть вокруг и назвать все предметы, в названии которых спрятался нужный звук.

«Кнопочка». Ребенок проговаривает слог (слово) с автоматизируемым звуком, нажимая пальчиком на «кнопочку» (нарисованный кружок, квадрат, рыбка, цветок и т. д). Сколько кнопочек - столько повторов.

 «Песочные часы». Ребенок проговаривает слоговые ряды, слова, словосочетания, пока не «стечет» песочек в часах.

 «Игра на пианино». Ребенок, имитируя игру на пианино, проговаривает заданный слог 5 раз.

«Цветочек». Слоги и слова проговариваются с разгибанием и загибанием пальчиков (лепестки открываются и закрываются).

 «Колокольчик». Ребенок проговаривает речевой материал с отрабатываемым звуком. Взрослый оценивает правильное произношение звоном колокольчика.

 «Шарик». Во время произнесения слов дети перекатывают (передают из рук в руки) шарик от пинг-понга, мячик.

 «Волшебная веревочка». Ребенок наматывает веревочку на пальчик, проговаривая предложения, чистоговорки.

 «Лабиринт». По нарисованному лабиринту ребенок проводит пальчиком, проговаривая предложения, чистоговорки.

«Заборчик». Дети рисуют горизонтальные палочки с одновременным произнесением слогов, слов.

 «Дорожка». Дети рисуют или выкладывают поочередно вертикальные и горизонтальные палочки с одновременным произнесением двух заданных слов.

«Узоры». Ребенок рисует или выкладывает чередующиеся фигуры с одновременным произнесением слов.

«Су-джок». Ребенок прокатывает ребристое колечко по пальчику, отрабатывая речевой материал.

 «Пирамидка». Ребенок нанизывает колечки на стержень пирамидки, проговаривая слоговые ряды, слова.

«Кубик с цифрами». Ребенок бросает кубик. Выпавшая цифра укажет сколько раз повторить слог, слово, предложение.

«Часики». Ребенок проговаривает слово, предложение столько раз, сколько покажет стрелка на часиках.

«Бусы». Ребенок перебирает крупные бусы, желуди, пластмассовые шарики, нанизанные на леску, проговаривая речевой материал.

«Тихо - громко». Ребенок «проходит» дорожку из больших и маленьких  геометрических фигур, проговаривая заданные слоги, слова. На большой фигуре говорит громко, а на маленькой - тихо.

«Песенка». Ребенок поет знакомую песенку, используя вместо слов слоги с отрабатываемым звуком.

Постепенно, незаметно для себя, ребенок начинает правильно произносить закрепляемый звук не только в отдельных словах, но и во фразах.

Автоматизация звука в предложениях.

Автоматизация звука в предложениях проводится на базе отработанных слов, в той же последовательности. Вначале предлагаются предложения с умеренным включением звука, в дальнейшем автоматизация проводится на речевом материале, насыщенном данным звуком (в каждом слове предложения есть автоматизируемый звук).

У Сани длинные усы. Саня катается на самокате. Оксана спускается с горки на санках.

Автоматизация звука в чистоговорках, скороговорках и стихах.

Детям предлагают повторить или заучить чистоговорки, скороговорки и стихи.

Ас – ас – ас – у нас дома ананас. Ос – ос – ос – у Сони в сумке кокос.

У Сони и Сани в сетях сом с усами.

В саду темно, все спят давно. Одна сова не спит, на суку сидит.

На последнем этапе автоматизации звука используются различные пересказы, составлении рассказов по  картине или по серии картин.

                                            

     Но самым главным является то, чтобы взрослый постоянно осуществлял контроль за поставленным звуком в свободной речи ребенка (в играх, в диалоге ребенка с окружающими, в свободной деятельности). Делать это надо тактично, в спокойной форме. Если это начальный этап автоматизации, то ребенку можно напомнить о положении органов артикуляции: «Язычок  вверху, дрожит» (автоматизация [Р]) или «Губки улыбаются, язычок внизу» (автоматизация [С, З, Ц]). Если же этот прием не помог, взрослый должен показать образец правильного произношения звука в слове: «Петя, повтори за мной – РРРРакета». Взрослый выделяет автоматизируемый звук из ряда других звуков в слове, произносит его более длительно и четко. Когда автоматизация звуков у ребенка проходит более долгий период, то достаточно напомнить «Говори правильно!» Ребенок сразу же понимает, что надо исправить неправильное произношение.

        Период автоматизации звуков длительный и сложный. Ребенку необходимо сломать стереотип неправильного произношения, который сложился у него на протяжении нескольких лет. Навык самоконтроля у детей в этом возрасте ещё не сформирован, поэтому  им постоянно необходима помощь взрослого. Если данная работа будет проводиться в системе, целенаправленно, то и звуки будут автоматизироваться намного быстрее. Речь ребенка будет четкая и понятная для окружающих.

                                               

                                         

                                             Уважаемые коллеги!

    Только с Вашей помощью сможем ускорить процесс автоматизации звуков. Не забывайте, пожалуйста, про основную цель работы на этапе  автоматизации звука  в течение дня: следить за правильным произношением поставленного звука, контролировать, напоминать, исправлять!

Девиз:  «Послушай - и ты узнаешь, посмотри – и ты поймёшь,

сделай - и ты научишься, сделай лучше нас!»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Автоматизация звуков с использованием знаков-символов. Автоматизация звука [р] в начале слова с открытым слогом. (индивидуальное занятие для детей с нарушением интеллекта 4 год обучения)

Коррекционно-образовательные цели:-автоматизация правильного произношения звука [р] в прямых слогах, в начале слова;-обучение навыку звукового анализа слова (определение места звука в слове);-развитие...

АВТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКОВ. СКУЧНО?.. НЕТ, ИНТЕРЕСНО! ИГРЫ ДЛЯ АВТОМАТИЗАЦИИ ЗВУКОВ

ИГРЫ ДЛЯ АВТОМАТИЗАЦИИ ЗВУКОВУчителям-логопедам и родителям детей, посещающих коррекционные группы, хорошо известно, насколько труден и длителен процесс автоматизации поставленного звука в речи. Одноо...

Развитие связной речи дошкольников с речевыми нарушениями на основе текстов для автоматизации звуков (часть 2) . Автоматизация звука «Р» в рассказе Открытые ворота.

Автоматизация звука «Р» в связной речи и обучение  пересказыванию  на материале  рассказа "Открытые ворота"....

Конспект открытого логопедического занятия в старшей логопедической группе (5-6 лет) детей с ФФНР и ФНР «Звуки С – З» (Автоматизация звуков С - З). Речевое развитие детей через игровую деятельность «Автоматизация свистящих звуков».

Цель: Формировать у детей предпосылки к учебной деятельности на логопедических занятиях через игровую  деятельность, участников по совместной деятельности....

Авторская серия презентаций по автоматизации звуков «Король лев» в работе с детьми с ОВЗ. Автоматизация звука [с] в слогах, словах, словосочетаниях и предложениях

Цель: правильно и четко произносить звук [С] в слогах, словах, предложениях. Задачи:  Коррекционно-образовательные: -автоматизировать звук [С] в слогах, словах, предложениях...

Авторская серия презентаций по автоматизации звуков «Король лев» в работе с детьми с ОВЗ. Автоматизация звука [ш] в слогах, словах, словосочетаниях и предложениях

Цель: правильно и четко произносить звук [ш] в слогах, словах, предложениях. Задачи:  Коррекционно-образовательные: -автоматизировать звук [ш] в слогах, словах, предложениях...

"Автоматизация звука "Л", "Автоматизация звуков "Ш,Ж,Л", "Автоматизация поставленных звуков"(ш,ж), "Автоматизация поставленных звуков"(л,р)

Данный материал содержит упражнения, задания и игры на автоматизацию уже поставленных звуков удетей старшего дошкольного возраста....