Главные вкладки

    Конспект открытого логопедического занятия в старшей логопедической группе (5-6 лет) детей с ФФНР и ФНР «Звуки С – З» (Автоматизация звуков С - З). Речевое развитие детей через игровую деятельность «Автоматизация свистящих звуков».
    план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) на тему

    Цель: Формировать у детей предпосылки к учебной деятельности на логопедических занятиях через игровую  деятельность, участников по совместной деятельности.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

    «Детский сад комбинированного вида «Золотой ключик»

    города Балашова Саратовской области»

    Конспект открытого логопедического занятия в старшей логопедической группе «Солнышко» (5-6 лет) детей с ФФНР и ФНР «Звуки С – З» (Автоматизация звуков С - З).

    Речевое развитие детей через игровую деятельность «Автоматизация свистящих звуков».

    Выполнила:

    Учитель-логопед

    Пирожкова Н.В.

    2015 г.

    Цель: Формировать у детей предпосылки к учебной деятельности на логопедических занятиях через игровую  деятельность, участников по совместной деятельности.

    Задачи:

    Коррекционно-образовательные:

    1.Сравнивать звуки по акустическим и артикуляционным признакам. Формировать умения давать характеристику звука по артикуляционным и акустическим признакам.

    2.Совершенствование фонематического восприятия и слуха. Учить различать на слух и отчётливо произносить сходные по артикуляции и звучанию согласные звуки С - З.

    Коррекционно-развивающие:

    1.Развивать и совершенствовать артикуляционную, мимическую мускулатуру, пальчиковую (мелкую) и общую моторику, координацию речи с движением, ориентировку в пространстве, речевое дыхание (сильного выдоха);

    2.Развивать звуковой и слоговой анализ и синтез (определение места звука в слове ).

    3. Закреплять умения образовывать существительные именительного падежа множественного числа, грамматический строй речи.

    4.Совершенствовать связную речь детей, умение работать с деформированным предложением, развивать сообразительность. Поощрять умение отвечать на вопросы полным предложением.

    5.Работать над интонационной выразительностью речи, темпом и ритмом.

    Коррекционно-воспитательная:

    1.Воспитывать умения работать в коллективе и индивидуально и в парах.

    2.Воспитывать уважительного отношения друг к другу.

    3.Воспитывать интерес к играм со звуками и словами.

    Создание развивающей предметно-пространственной среды: Проектор, экран, звуковые символы - звукоподражания, снежинки, звуковые символы для анализа и характеристик звуков С, З, игрушка снеговик, игрушка зайка, картинки слов со звуками С и З, картинки с чистоговорками, картинки на слова-паронимы, картинки и буклеты про буквы  С  и З, чечевица, фасоль, пластилин, шнурок, косточки, мозаика.      

    Ход НОД:

    1.Организационный момент

    Упражнение на психотренинг «С добрым утром!»

    С добрым утром, глазки! Вы проснулись?

    Указательными пальцами поглаживать глаза. Сделать из пальцев «бинокль» посмотреть в него.

    С добрым утром, ушки! Вы проснулись?

    Ладонями поглаживать уши. Приложить ладони к ушам «Чебурашка»

    С добрым утром, ручки! Вы проснулись?

    Поглаживать то одну, то другую ручки. Хлопки в ладоши.

    С добрым утром, ножки! Вы проснулись?

    Поглаживание коленок. Потопать ногами.

    С добрым утром, солнце! Я — проснулся! (проснулась)

    Поднять руки вверх, посмотреть на солнце (посмотреть вверх)

    К нам сегодня пришли гости, отгадайте их:

    Появился во дворе

    Он в холодном декабре.

    Неуклюжий и смешной

    У катка стоит с метлой.

    К ветру зимнему привык

    Наш приятель … (Снеговик)

    Мчится без оглядки,

    Лишь сверкают пятки.

    Мчится что есть духу,

    Хвост короче уха.

    Живо угадай-ка,

    Кто же это? (Зайка)

    Правильно наши гости Снеговик и Зайка.

    Скажите, с какого звука начинается слово – снеговик? (С)

    С какого звука начинаются  слово зайка? – (З)

    2. Сообщение темы занятия

    Зайка и Снеговик хотят узнать о своих звуках. Поможем им? Но сначала давайте расскажем им   наше речевое правило.

    Говорим всегда красиво.

    Правильно, неторопливо,

    Кто хочет разговаривать,

    Тот должен выговаривать,

    Все правильно и внятно

    Чтоб всем было понятно.

    3.Артикуляционная гимнастик.

    А чтобы красиво и правильно произносить звуки сделаем гимнастику для губ и язычка, а наши гости Снеговик и Зайка будут на нас смотреть и учиться выполнять гимнастику для язычка. (Слайд 1)

    4.Дыхательная гимнастика. ( Дети сдувают снежинки с ладошек.)

    Белый снег пушистый,

    В воздухе кружится

    И на ладошку тихо, падает, ложится.

    Положим на ладошку снежинку и сдуйте её одним сильным выдохом на высунутом язычке.

    5.Пальчиковая гимнастика.

    Снеговик предлагает размять наши пальчики и слепить вместе с ним снежок.

    «Снежок»

    Раз, два, три, четыре,

    (Загибать пальцы, начиная с большего.)

    Мы с тобой снежок слепили

    («Лепить, меняя положение ладоней.)

    Круглый, крепкий, очень гладкий

    (Показать круг, сжать ладони вместе.)

    И совсем-совсем не сладкий.

    (Грозить пальчиком.)

    Раз – подбросим. Два – поймаем.

    (Подбрасывать и ловить «снежок».)

    Три – уроним

    (Ронять воображаемый снежок.)

    И… сломаем.

    (Хлопнуть в ладоши.)

    6. Характеристика и артикуляция звуков С-З.

    Ребята, давайте расскажем нашим  друзьям Снеговику и Зайке что мы с вами знаем про звуки  «С» и «З».

    Звуки С и З из дружной семьи свистящих звуков, которые живут в домике языка на 1 этаже (т.е. при их произношении язык находится на 1 этаже – за нижними зубами). Свистящие звуки это твёрдый глухой звук С, мягкий глухой звук СЬ, твёрдый звонкий звук З, мягкий звонкий звук ЗЬ. Зайка и Снеговик спрашивают у вас «На что похожи свистящие звуки?»: - Расскажем им на что похожи эти звуки? (картинки – звуковые символы)

    (Слайд № 2)

    1.«С-с-с »- спустило (колесо),

    (Долгое произнесение «с»)

    Накачаю я его.

    «С-с-с » -(насос) поможет,

    (Отрывистое произнесение «с»)

    Колесо спасти он сможет.

    2.(Ветер) понизу свистит: с-с-с

    (Медленное произнесение «с»)

    Снег позёмкою бежит.

    Потихонечку свистит.

    3.(Кран) я открываю,

    Струйку выпускаю: с-с-с.

    (Вода) бежит.

    Потихонечку свистит.

    4.(Пылесос.)

    «С-с- с» -свистит наш (пылесос),

    У него длиннющий (нос).

    Нос трудяги - пылесоса

    Словно хобот у (слона).

    Всё достанет,

    Всё поднимет

    Его длинный нос - рука.

    Давайте изобразим звенящие слова пальчиками и вспомним, как они звучат:

    «Комар»: Зь-зь-зь. (Выполнить круговые движения мизинцем.)

    «Колокольчик»: Дзинь-дзинь. (Пальцы соединить в «замок», средний палец опустить.)

    «Телефон»: Дз-з-з. (Два кулачка; большой палец выпрямить, соединить.)

    «Дверной звонок»: Дз-з-з. (Два указательных пальца с силой давят друг на друга, вращая по часовой стрелке и обратно.)

    Наши друзья хотят узнать, чем похожи и чем отличаются наши звуки С и З ?

    Давайте научим их различать эти звуки.

    -Найдите себе пару (дети становятся парами, кто с кем хочет.)

    У вас на партах лежат картинки. Их нужно разложить по звукам. Решайте кто из вас будет выбирать картинки со звуком «С», а кто со звуком «З» ( дети самостоятельно отбирают картинки со звуками «С» и «З», затем своими парами по очереди выходят, произносят слово, выделяя голосом свистящий звук и ставят картинку на соответствующее полотно.)

    (Начинают  заполнять 2 наборных полотна с кармашками - КАРТИНКАМИ –

    Синее с насосом – для звука  С, синее с комаром – для звука З):

    Звук  С мы будем сравнивать при произношении с песенкой НАСОСА,

    (У насоса длинный нос, Он свистит, как пылесос. )

    А звук З – с песенкой КОМАРИКА (Звенит в лесу комар, как будто он – лесной звонарь).

    (картинки НАСОС – КОМАР)

    Давайте сравним, что делают наши зубки, губки, язычок, голосовые складки,

    когда мы произносим звуки С, З? (Слайд № 3)

    С – губы улыбаются, зубки заборчиком – чуть приоткрыты.

    А , З? - тоже улыбаются и зубы заборчиком.

    2 . (Улыбка (заборчик) – Улыбка (заборчик))

    С - Язык внизу, за нижними зубами, в виде горочки. Посередине желобок. З – тоже самое.

    3. (картинка язычка, горочка – то же под звуком З)

    С – воздушная струя узкая и холодная (струя на ладонь), З – такая же.

    4. (картинка: холодный ветер, под З – такая же картинка)

    А теперь сравним, как работают голосовые складки, которые образуют наш голос.

    Приложите свою ладошку к горлышку и послушайте, звенит ли голосок?

    (С - Голосок не звенит, значит, этот звук – ГЛУХОЙ)

    (З – голосовые складки дрожат, голосок звенит – этот звук - ЗВОНКИЙ)

    5. (С – колокольчик не звенит, З – колокольчик звенит)

    ВЫВОД: ТАК ЧЕМ ЖЕ ОТЛИЧАЮТСЯ ЭТИ ЗВУКИ?

    Работой голосовых складок. (Вывод делают дети.)

    Давайте дадим характеристики нашим звукам.

    С – согласный (преграда во рту), глухой, твёрдый (есть мягкий брат).

    З  - согласный (преграда во рту), звонкий , твёрдый (есть мягкий брат).

    7.ФИЗМИНУТКА

    Зайка предлагает нам отдохнуть и сделать с ним зарядку.

    Зайцы скачут скок-скок-скок,

    Да на беленький снежок

    Приседают, слушают – не идет ли волк!

    Раз – согнуться, разогнуться,

    Два – нагнуться, потянуться,

    Три - в ладошки три хлопка,

    Головою три кивка.

    8.Развитие фонематического слуха.

    Ребята, посмотрите, какие разноцветные и интересные  конверты принесли наши друзья.

    А знаете, что в них?

    А в них, ребята, очень интересные игры. Зайка и Снеговик хотят поиграть с вами с этими звуками.

    Кто знает считалочку? (дети выбирают конверт по считалочке.)

    А наши друзья посмотрят и послушают, как вы умеете дружно играть и различать звуки «С» и «З».

    ИГРА  1. «Запомни – повтори» (Слайд № 4)

    Дети по очереди повторяют за логопедом дорожки из слов и чистоговорок

    За-са-за – вот идет коза.

    Са-за-са – вот летит оса.

    Зу-зу-су – мы видели лису.

    Су-су-зу – отвязали мы козу.

    9.Игра 2. «Подскажи словечко» (Дети выбирают  следующий конверт.)

    (Слайд № 5)

    Распустились утром розы, на цветах сверкают росы.

    Щиплет травушку коза, косит травушку коса.

    Лиза пробовала суп, заболел у Лизы зуб.

    У Светы красивая коса, на лугу паслась коза.

    Эту собаку не надо злить. Остатки воды можно слить.

    На рассвете трава в росе. Оса сидела на розовой розе.

    10.Игра 3.«Где живет звук».   (Слайд № 6 )

    В словах: самолёт, лиса, нос, сапоги, коса, кокос.

    11.Игра 4.“Один – много” (картинки)

    НОС – НОСЫ, НАСОС, АЛМАЗ, АРБУЗ, КАКТУС, КАРАПУЗ, ТАЗ, ВОЛОС, ПЫЛЕСОС, КАМАЗ, ПОДНОС.

    12. Игра 5.«Доскажи предложение». (Слайд № 7)

    Вот наступила долгожданная весна.

    Мальчик Слава отправился в лес.

    В сирени поёт соловей.

    В лесу живёт лиса с лисятами.

    Под сосной стоит скамейка.

    13. «Выложи букву». (Картинки с буквами С и З)

    Мы много играли со звуками. А у каждого звука есть буквенное обозначение - буква. Зайка предлагает вам запомнить образ буквы З и проговорить с ним стихотворения:

    З - завиток на завиток,

    З - закрывается замок,

    З - в зарослях змея ползёт,

    З - заинька морковь грызёт.

    (Куда направлены разомкнутые колечки буквы З ? - влево)

    А снеговик любит букву  С

    Села мышка в уголок.

    Съела бублика кусок.

    (С какой стороны откусан бублик? – справа)

    Что за буква светится

    Жёлтым ясным месяцем?

    Полумесяц в небе тёмном,

    Буквой С повис над домом.

    Шёл конь копытами звеня,

    Как будто С следы коня.

    А теперь наши друзья предлагаю вам самостоятельно выложить образ букв из подручного материала (самостоятельный выбор детей: чечевица, фасоль, пластилин, шнурок, косточки, мозаика.)

    14. Рефлексия:

    Чем мы занимались на занятии?

    (Мы помогали Зайке и Снеговику различать звуки «С» и «З».)

    Что вам понравилось на занятие?

    Дома я предлагаю вам нарисовать эти буквы на листе и раскрасить.

    А так же повторить скороговорки, которые мы произносили на занятии.

    В качестве приза вам наши друзья принесли медальки.

    Нашим друзьям пора уходить. Вы хотите, чтобы они пришли к нам в следующий раз? Тогда скажем им до новых встреч.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект открытого комплексного занятия в старшей логопедической группе на тему: "Скоро в школу мы пойдём"

    Совершенствовать все стороны речи: добиваться чистого произношения всех звуков; выразительное чтение стихов; умение грамматически правильно оформлять свою речь....

    Конспект открытого логопедического занятия в старшей логопедической группе Тема: «Осень»

    Образовательная область: речевое развитиеВид деятельности: непосредственно -образовательнаяВозрастная группа: старший дошкольный возрастЦель: обобщение представлений о характерных признаках осени.Прог...

    Конспект подгруппового логопедического занятия в старшей логопедической группе по теме «Весна – Перелётные птицы»

    В конспекте подгруппового логопедического занятия для детей старшей логопедической группы предложены игры и задания для детей по теме "Весна - Перелётные птицы"...

    Конспект фронтального логопедического занятия в старшей логопедической группе по теме «Гласные звуки и буквы»

    На этом занятии дети окажутся на острове в гостях у Весёлого Пирата. Они выполнят все задания Пирата и его верного друга – попугая Кеши....

    Конспект открытого логопедического занятия для детей старшей группы на тему: «Как дети Снеговику помогали!»

    Конспект открытого логопедического занятия для детей старшей группы на тему: "Как дети Снеговику помогали!"...

    Конспект открытого итогового занятия в старшей логопедической группе "Роспись хохломской посуды"

    Конспект открытого итогового занятия по декоративно-прикладному творчеству в старшей логопедической группе"Роспись хохломской посуды"...