Главные вкладки

    План-конспект занятия по логопедии (старшая группа) по теме:
    Конспект фронтального логопедического занятия в старшей логопедической группе по теме «Гласные звуки и буквы»

    Лернатович Елена Анатольевна

     

    На этом занятии дети окажутся на острове в гостях у Весёлого Пирата. Они выполнят все задания Пирата и его верного друга – попугая Кеши.

    image

     

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл konspekt_zanyatiya_s_igroy_veselyy_pirat.docx22.53 КБ

    Предварительный просмотр:

    Конспект фронтального логопедического занятия в старшей логопедической группе по теме «Гласные звуки и буквы»

    Цель: Развитие фонетико-фонематической стороны речи.

    Задачи:

    Коррекционно-образовательная:

    - учить детей различать звуки А, О, У, И, Э, Ы по акустико-артикуляционным характеристикам, подбирать слова (картинки) на заданный звук.

    Коррекционно-развивающие:

    - развивать у детей фонематические процессы;

    - закреплять понятие «гласный звук»;

    - развивать умение выделять гласные звуки в начале, середине и конце слова;

    - развивать умение соотносить звуки и буквы;

    - развивать моторный праксис и просодические компоненты речи.

    Коррекционно-воспитательная:

    - воспитывать у детей усидчивость и умение обращаться с раздаточным материалом.

    Материалы и оборудование:

    - магнитная доска;

    - Игра «Весёлый пират» (картинки с гласными звуками вначале, середине, конце слов);

    - схемы: «Звуки - буквы», «Домик» (место звука в слове);

    - мяч;

    - картинки с изображением артикуляции гласных звуков.

    Образовательные области:

    - социально-коммуникативное развитие,

    - речевое развитие,

    - познавательное развитие.

    Виды детской деятельности:

    - игровая;

    - двигательная;

    - коммуникативная.

    Предварительная работа:

    - разучивание артикуляционной гимнастики;

    - разучивание пальчиковой гимнастики;

    - разучивание физкультминуток (движение с речью);

    - развитие дыхания и голоса;

    - дидактические игры на развитие фонематического слуха: «Назови три слова на звук…», «Хлопай, не зевай», «Замени звук», «Найди место звука в слове», «Запомни, повтори», «Поймай звук», «Выдели звук», «Топай- хлопай»;

    - продуктивная деятельность: раскрашивание картинок начинающиеся на гласные звуки; лепка гласных букв; рисование красками гласных букв, дорисовывание недописанных букв.

    - работа с родителями: рекомендации придумывать совместно с детьми слова, находить предметные картинки на гласные звуки (начало, середина, конец слова) и приклеивать их в тетрадях для домашнего задания, использовать дидактические игры дома для закрепления знаний; повторять и закреплять знания детей артикуляционной и пальчиковой гимнастики.

    Методы и приемы:

    - Словесный (вопросы, объяснение).

    - Наглядный (картинки, показ артикуляции).

    - Игровой (дидактические игры)

    - Практический (упражнения).

    Ход занятия.

    I. Организационный момент.

    - Сегодня я предлагаю вам отправиться на волшебный остров Звукобуковия.  Там живут Весёлый Пират и его верный друг – попугай Кеша (выставляется на доску картинка). Однажды Весёлому Пирату стало скучно, и он решил научить своего попугая Кешу разговаривать. Бедный Кеша совсем запутался в гласных звуках. Он очень просит вас помочь ему хорошо запомнить эти звуки.

    II. Основная часть.

    - Ребята, чтобы красиво говорить, нужно каждый день делать гимнастику для язычка, губ. Веселый пират спрашивает, а вы делаете гимнастику для язычка? (Да.)

    1. Артикуляционная гимнастика

    Звуки гласные мы знаем,

    Без труда их различаем.

    Вызываем по порядку

    Наши звуки на зарядку.

    • [А] — Откройте шире рот,

               Как огромный бегемот!

               Подразнить его охота –

               Пошутим над бегемотом . («Окошко»)

    •  [И] — Улыба, весельчак,

               Он смеется звонко, так.

               Вот понравится лягушкам -  

               Губы тянем прямо к ушкам! («Улыбочка»)

    • [У] — Надул капризно губки,

               Подними скорее руки!

               В гости к нам пришел слоненок –
              Удивительный ребенок.
              На слоненка посмотри –
              Губы хоботом тяни!
     («Трубочка»)

    • [Ы] — Хоть гласный, но тихоня,

                Все зевает он спросонья.

                Отдохнул и потянулся,
               Влево, вправо повернулся,
               Вот так, вот так:
               Тик-так, тик-так. («Часики»)

    •  [Э] В задумчивом сомненье,

                Он высказывает мнение.

                Язычок вдруг разленился,

                На крылечке развалился. («Блинчик»)

    • [О] — округлив побольше губы,

                О, прикрыл немного зубы.

                На качелях О катался:

                Вверх летел и вниз спускался. («Качели»)

    1. Работа над развитием дыхания и голоса.

                                   Нет для них нигде преграды.

                                   Петь мы эти звуки рады.

                              А, У, О, Ы, Э, И –

                              Вот такие все они.

    1. Объявление темы занятия.

    - Сегодня мы с вами расскажем Попугаю Кеше, что мы уже знаем гласные звуки и буквы. (Перед детьми схема-подсказка «Звуки - буквы»).

    - Вспомните, что мы слышим и произносим? (Звуки.)

    - Что мы читаем и пишем? (Буквы.)

    - Какие звуки мы называем гласными? (Гласными называются звуки, которые можно петь и тянуть. Когда мы их произносим воздух не встречает преграды.)

    - Каким цветом они обозначаются? (Красным.)

    - Теперь уже и попугай готов произносить вместе с вами красиво гласные звуки. Подскажите Кеше сколько в русском языке гласных звуков. (Шесть.)

    1. Развитие фонематического слуха. Упражнение «Комарики»

    - На острове очень много комариков. Они мешают Кеше быть внимательным. Давайте их разгоним.

          Логопед предлагает детям прослушать внимательно звуки русского языка, которые он будет произносить и хлопнуть в ладоши, услышав гласный звук. Педагог отчетливо произносит каждый из звуков:

    а, о, с, у, т, э, п, к, и, ы, п.

    1. Фонетический анализ и синтез звуковых сочетаний. Упражнение «Ушки на макушке»

    - Давайте с вами поиграем в камешки. Я буду вам бросать камешки и называть звуки. А вы – возвращать мне «песенку» из этих звуков.      

          Логопед, «бросая» камешки, отчетливо произносит сочетания звуков, последовательно усложняя задание. Дети воспринимают их только на слух и называют количество, порядок звуков в сочетании: 

    ау, уа, аи, уиа, оыа, аои.

     

    1. Фонетический анализ и синтез слов.      

    - На своем острове Весёлый Пират нашел много золотых монет. Они с Кешей решили навести порядок и разложить монетки по сундучкам. Но опять все перепутали… Давайте им поможем! Посмотрите, вот сундуки, а на них написаны буквы. Прочитайте, какие буквы тут написаны? (Логопед просит ребёнка назвать буквы (вспомнить и произнести названия букв). Если ребёнок затрудняется, логопед сам чётко называет буквы. После этого, логопед раскладывает монеты Пирата с изображёнными на них картинками на определённые звуки.) Рассмотрите картинки, чётко назовите нарисованный предмет, выделите гласный звук в слове и поместите картинку в соответствующий сундучок, а на домике Пирата отметьте бусинкой то окошечко, где слышится звук в данном слове. (При правильном выполнении задания ребёнок размещает монеты Пирата с изображением возле нужного сундучка и называет позицию выделенного звука в слове.)

    1. Динамическая пауза. Игра «Гласные звуки»

    Дети повторяют движения и текст вслед за логопедом:

    Гласных звуков только шесть,

    Их легко пропеть, прочесть:

    [А] – на Астре расцветает,

    [И] – на Иволге летает,

    [О] – на Ослике сидит,

    [У] – на Улицу глядит,

    [Э] – на Эхо отозвался,

    [ы] -  во внутрь слов забрался,

    СЫром тЫкву закусил

    И добавки попросил!

    - Попугаю Кеше очень нравится с вами играть и он предлагает вам еще игру «Три слова». Вставайте в круг, приготовьте руки. Я буду бросать вам мяч и называть гласный звук, а тот, кто поймает должен назвать три слова, начинающихся с этого звука.

    III. Итог занятия.

    - Нам пора возвращаться в детский сад. Давайте попрощаемся с весёлыми жителями острова Звукобуковия и вспомним чем мы сегодня занимались. (Мы вспоминали гласные звуки и буквы.)

    - Сейчас я проверю, как вы запомнили артикуляцию гласных звуков. Я буду беззвучно произносить звуки, а вы отгадайте какой звук я хотела сказать.

    Логопед артикуляционно показывает звуки. Дети называют их.

    - Что вам больше всего понравилось на занятии? (Ответы детей)


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект совместной образовательной деятельности учителя-логопеда и детей подготовительной группы по теме "Осень. Звук и буква О"

    Из опыта работы учителя-логопеда дошкольного образовательного учреждения (детского сада компенсирующего вида) Санкт-Петербурга. Представлен подробный конспект совместной образовательной деятельно...

    Конспект открытого занятия в старшей/подготовительной группе по теме «Кто такие рыбы?»

    Конспект открытого занятия в  старшей/подготовительной группе   по теме «Кто такие рыбы?»...

    Конспект открытого занятия в подготовительной группе по теме: «Фонетика. Звуки и буквы русского языка. Построение звукофонематического ряда»

    Открытое занятие в подготовительной группе по теме: «Фонетика. Звуки и буквы русского языка. Построение звукофонематического ряда»...

    Конспект итогового занятия подготовительная группа по теме "Гласные звуки и буквы."

    Конспект  фронтального занятия по обучению грамоте в подготовительной группе....

    Конспект коррекционно-развивающего занятия для детей старшего дошкольного возраста по теме «Осень. Звук и буква У».

    Конспект коррекционно-развивающего занятия для детей старшего дошкольного возраста по теме «Осень. Звук и буква У»....

    Конспект НОД в старшей разновозрастной группе по обучению грамоте: «Звук [х], буква Х, х»

    Конспект НОД в старшей разновозрастной группе по обучению грамоте: «Звук [х], буква Х, х» Цель: познакомить детей с согласным звуком [х], буквой Х, х.Задачи: развивающие: развива...