НОД в подготовительной логопедической группе по теме "Гласные звуки и буквы"
план-конспект занятия по обучению грамоте (подготовительная группа)

Наталья Александровна Шевченко

Открытое занятие по обучению грамоте детей логопедической группы. Может быть использовано в старшей и подготовительной логопедической группах. Формируется фонематическое восприятие, развивается память, внимание, мышление, мелкая и общая моторика, закрепляются гласные звуки и буквы, дифференцируются на слух,  закрепляются графические навыки.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 23 г. Пензы.

КОНСПЕКТ НЕПОСРЕДСТВЕННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ  УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ ГРУППЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОНР III – IV УРОВНЯ.

Учитель-логопед Шевченко Наталья Александровна

Форма проведения: групповое занятие по формированию произносительной стороны речи и обучению грамоте.

Тема занятия: Гласные звуки и буквы.

Цель: Закрепить знание детей о гласных звуках и буквах на обобщающем занятии.

Задачи:

1. Коррекционно-образовательные:

  • закрепить зрительные образы букв;
  • уметь соотносить гласный звук со зрительным символом и буквой;
  • дифференцировать понятия «звук» и «буква»;
  • продолжать формировать навыки звукового и слогового анализа и синтеза.

2. Коррекционно-развивающие:

  • развивать фонематическое восприятие;
  • развивать зрительное и тактильное восприятие;
  • развивать внимание и мышление;
  • развивать общую и мелкую моторику;
  • развивать речевое дыхание и голос.

3. Коррекционно-воспитательные:

  • формирование навыков сотрудничества;
  • умения взаимодействовать друг с другом;
  • формировать положительный настрой, инициативность детей на занятии.

Оборудование:

  • символы гласных звуков;
  • гласные буквы;
  • плакат «гусеница-буквоедка»;
  • домики-схемы слов;
  • магнитная доска;
  • картинки;
  • презентация.

Образовательные области:

  • социально-коммуникативное развитие;
  • речевое развитие;
  • познавательное развитие.

План НОД.

1. Организационный момент – 2 минуты.

2. Введение в тему – 3 минуты.

3. Упражнение «Узнай первый звук в слове» – 2 минуты.

4. Упражнение «Хитрый гласный звук» - 2 минуты.

5. Фонетическая ритмика – 3 минуты.

6. Игра «Четвертый лишний» - 2 минуты.

7. Игра «Чудесный мешочек» – 5 минут.

8. Упражнение «Гусеница-буквоедка» – 5 минут.

9. Упражнение «Составь схему слова» –  5 минут.

10. Подведение итогов – 1 минута.

ХОД НЕПОСРЕДСТВЕННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Этапы

Деятельность учителя-логопеда

Деятельность детей

1

2

3.

4

5.

6.

7.

8.

9

10.

Организационный

момент

Введение в тему

Упражнение на развитие фонематического восприятия «Узнай первый звук в слове».

Упражнение «Хитрый гласный звук»

«Фонетическая ритмика» - упражнение на развитие речевого дыхания, голоса, интонации, моторики.

Игра на развитие внимания и мышления «Четвертый лишний»

Игра на развитие мелкой моторики и тактильного восприятия «Чудесный мешочек»

Упражнение на развитие зрительного внимания, восприятия, мелкой моторики «Гусеница-буквоедка».

Упражнение на формирование звукового и слогового анализа и синтеза «Составь схему слова».

Подведение итогов.

- Ребята, сегодня у нас будет необычное занятие. У нас будет соревнование между двумя командами, как в игре КВН. Наши гости – воспитатели будут членами жюри. Они будут ставить вам баллы и в конце занятия подведут итоги.

Делимся на две команды. Первая команда – колокольчики,

вторая команда – бубенчики.

- Первое задание. Кто дружнее назовет свою команду?

Посмотрите на экран.

- Что такое звуки речи?

- Что такое буквы?

- Правильно, буква – это графическое обозначение звука.

- Второе задание.  Отгадайте по артикуляции, какие звуки я произношу, и подберите символ звука: А, О, У, И, Э,  Ы,  АУ, ИА, ОИ, УА, ЭО, ЫА.

- Какие звуки вы сейчас называли?

- Почему они называются гласными?

- Каким цветом мы обозначаем гласные звуки и буквы?

- Правильно. Гласные звуки и буквы живут в красном домике.

- Третье задание. Сейчас я покажу вам картинки. Вы называете слово  и определяете, какой первый звук в этом слове? Картинки: утка, ива, арбуз, игла, эскимо, удочка, облако, автобус, экскаватор, улитка.

- Четвертое задание. Хитрый гласный звук  спрятался в серединке слова. Ваша задача найти, какой гласный звук спрятался в слове. Я назову слова, а вы поднимете карточку с гласной буквой. Слова: дом, кит, мак, жук, сок, сад, сыр, лист, бык, стул, кран, мост.

- Сейчас мы споем Песенку гласных звуков. Сначала поем тихо и выполняем движения.

А_____О_____У______Э_______И_______Ы_________.

Теперь поем громко

А_____О______У______Э______И_______Ы_________.

Поем высоко и низко

А_____У_______, И_______Ы________, О______Э_______

- Пятое задание. Посмотрите на доску. В каждом ряду четыре картинки. Одна картинка лишняя. Определите, какой предмет лишний?

апельсин, автобус, ослик, акула;

удочка, индюк, утюг, улитка;

осы, обруч, окно, эскимо;

ива, игла, игрушки, экскаватор;

- Шестое задание. У меня есть «Чудесный мешочек». В этом мешочке спрятаны гласные буквы. Ваша задача отгадать букву не глядя, можно ее ощупать.

- Седьмое задание. К нам на занятие приползла гусеница-буквоедка. Она поломала все буквы. Вам нужно помочь буквам, починить их. Возьмите красные маркеры и допишите недостающие элементы.

- Восьмое задание. От каждой команды ко мне подойдут по одному участнику. Выберите картинку. Назовите слово, сколько слогов в этом слове? Подберите домик-схему к этому слову. Какие гласные звуки в этом слове? Прикрепите гласные буквы к схеме слова в том месте, где они находятся. Например, слово утка. В этом слове два слога и два гласных звука. Звук «у»  в начале слова, звук «а» в конце слова.

Вот и закончилось наше занятие. Пора подвести итоги.

Сейчас жюри нам объявит победителей. Скажите ребята, вам понравилось занятие? Что вы делали сегодня на занятии? Что вам больше понравилось? Какие звуки мы закрепляли на занятии?

Дети по команде рассчитываются на первый, второй и делятся на две команды.

Дети хором произносят название команды.

- Звуки мы слышим и произносим.

- Буквы мы видим, читаем и пишем.

Дети отгадывают звуки и сочетания и показывают символы звуков.

- Мы называли гласные звуки.

- Их можно петь, тянуть, воздух не встречает преграды во рту.

- Гласные звуки обозначаем красным цветом.

Команды по очереди называют слова и выделяют первый звук.

Команды поднимают карточки с гласными буквами.

Дети поют, сопряжено выполняют движения, изменяют модуляцию голоса.

Команды по очереди выполняют задание.

Дети по одному подходят к логопеду, достают из мешочка букву и ощупывают ее с завязанными глазами. На ощупь ребенок отгадывает букву.

От каждой команды выходят по три участника и дописывают недостающие элементы букв.

Участники каждой команды подходят к доске и выбирают по одной картинке, отхлопывают слово, называют количество слогов в слове, подбирают схему и прикрепляют буквы к схеме слова.

Дети отвечают на вопросы.

Жюри подводит итоги и объявляет победителей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект фронтального занятия в подготовительной логопедической группе по теме: "Звуки Б - Б\'. Буква Б."

Предлагаемый конспект занятия может быть использован учителями-логопедами при планировании и проведении фронтального занятия в подготовительной логопедической группе. Тема данного занятия: "Звуки Б-Б\'...

Технологическая карта образовательной деятельности по обучению грамоте в подготовительной логопедической группе по теме: «Звук и буква У». Занятие № 1

Вашему вниманию предлагается технологическая карта - конспект непосредственно образовательной деятельности (фронтального занятия) по обучению грамоте для детей 6-7 лет с учетом требований ФГТ. Конспек...

Технологическая карта образовательной деятельности по обучению грамоте в подготовительной логопедической группе по теме: «Звук и буква И». Конспект № 7

Вашему вниманию предлагается конспект (технологическая карта) НОД по обучению грамоте в подготовительной к школе логопедической группе, выполненный с учетом требований ФГТ....

Конспект НОД с детьми подготовительной логопедической группы «Таинственный мир звуков и букв»

Цели: 1.Коррекционно-обучающие: Способствовать развитию детей в познавательной, речевой области с использованием современных электронных образовательных ресурсов (ИКТ).Закреплять навыки правильн...

Конспект непосредственной образовательной деятельности в подготовительной логопедической группе по теме " Звук и буква О"

Фронтальное занятие проводилось в подготовительной логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи 3 уровня....

Занятие по обучению грамоте в подготовительной логопедической группе по теме "Звук и буква Йй"

Ознакомление с буквой Йй и звуком [j]. Формирование навыка чтения слогов и слов с новой буквой Йй. Совершенствование навыков звукового и слогового анализа и синтеза. Совершенствование навыка печатания...

Обучению грамоте в подготовительной логопедической группе по теме: «Звук и буква И».

Вашему вниманию предлагается конспект  НОД по обучению грамоте в подготовительной к школе логопедической группе, выполненный с учетом требований ФГОС....