Конспект открытого логопедического занятия в подготовительной логопедической группе
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа)

Владимирова Яна Валерьевна

Занятие направлено на закрепление пройденного материала по теме «Осень.Деревья».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_otkrytogo_zanyatiya_v_logopedicheskoy_gruppe.docx28.58 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«Раменский детский сад №7 комбинированного вида»

(МБДОУ «Раменский ДС№7»)

Конспект ООД в подготовительной логопедической группе

Тема:  "Осень в лесу"

Учитель – логопед:

Я.В.Владимирова                                                                                                                                                                                  

с. Раменье, 2020г.

Цель: закрепить пройденный материал по теме «Осень.Деревья».

Интеграция образовательных областей:

Коррекционная работа + познание + социализация + здоровье.

Коррекционно – образовательные задачи:

- расширять представления об изменениях природы осенью (деревья);

- обогащать словарь детей многозначными словами;

- упражнять в образовании относительных прилагательных;

- учить согласованию прилагательного и существительного в косвенных падежах;

-совершенствовать навыки подбора и употребления антонимов-наречий и прилагательных;

- упражнять в умении проводить звуковой и звуко-буквенный  анализ и синтез слов;

Коррекционно – развивающие задачи:

- развивать слуховое восприятие и внимание;

- развивать ассоциативное воображение;

- развивать словесно – логическое мышление;

- развивать общую и мелкую моторику.

Коррекционно – воспитательные задачи:

- развивать умение действовать в команде;

- формировать умение вежливо общаться с окружающими;

- закреплять умение согласовывать свои действия с инструкцией ведущего.

Здоровье сберегающие технологии:

- снятие статического напряжения;

- профилактика  утомления глаз.

Развивающая среда: компьютер, проектор, экран, презентация,  указка, аудиозапись звуков леса, подносы с палочками и шишками, мяч,  бумажные листья, картинки с изображениями листьев, кассы с буквами.
Предварительная работа: экскурсия с детьми в парк, чтение стихов об осени, деревьях, отгадывание загадок, рисование деревьев, рассматривание картин об осени, занятия по изучению звука и буквы И, актуализация знаний по теме "Осень".
Аудитория: дети 6-7 лет.

Образовательная деятельность.

1 .Организационный момент.

Дети входят в группу.

- Дети, у нас на занятии сегодня гости, давай поприветствуем их.

- Как можно по-разному поприветствовать людей?

Скажем «Здравствуйте!» друг другу.
Нам здороваться не лень:
Всем "Привет!" и "Добрый день!";
Если каждый улыбнётся –
Утро доброе начнётся.
– ДОБРОЕ УТРО!!!

2. Объявление темы занятия.

- Ребята, какое время года наступило? (осень). После какого времени года пришла осень? (после лета). Какое время года наступит после осени? (зима). Назовите признаки осени

( Опадают листья с деревьев…, идут холодные дожди)

- Я хочу вас пригласить сегодня на прогулку в осенний лес. Вы хотите туда попасть? (да) Это сделать очень легко.

Надо сказать  волшебные слова - и мы окажемся в лесу:

Хлопни-топни-повернись - и в лесочке очутись! (выполняют действия)

Включить проектор!!! (слайд 1)

3. Согласование прилагательного и существительного в косвенных падежах.
А) - Вот мы и в лесу 
(дети вместе с логопедом подходят к столам). Пойдемте. Сядьте удобно, спинки выпрямите, ноги поставьте ровно, руки положите на стол (дети садятся за столы).

- Посмотрите, ребята, какая осень пришла в лес – ранняя, золотая или поздняя? (ответы детей). Почему вы так думаете? (ответы детей).

- Сейчас я буду говорить предложения, а вы заканчивайте их словами "золотая осень".

В лес пришла (что?) …золотая осень.

Еще недавно в лесу не было (чего?)…

Мы радуемся (чему?)...

Мы очень любим (что?)…

Мы любуемся (чем?)…

Мы говорили сейчас  (о чем?)…

Б)- Скажите, ребята, какие деревья растут в нашем лесу? (елки, березы…)

Если в лесу растут и лиственные, и хвойные деревья, то, как называется такой лес? (смешанный).

4. Образование относительных прилагательных.

А) - Давайте заглянем на первую полянку  (слайд 2). Сколько на земле листьев и плодов! Как называется такое явление, когда падают листья? (листопад). Почему это происходит? (дерево избавляется от листьев, в которых скопились вредные вещества; чтобы на листьях зимой не оседал снег, и ветки не ломались под их тяжестью).

- Если вы сейчас правильно назовете, с каких деревьев эти веточки, то увидите сами деревья. С какого дерева эта ветка, вы догадались? (эта ветка с березы, значит, она березовая…дубовая... рябиновая… ивовая)

- Подумайте, про какое из этих деревьев говорят "столетний"? (дуб)  Почему так говорят? (ответы детей)…. белоствольная? (береза)…. мелколистная? (рябина)…. влаголюбивая? (ива).

Б) – А вот и следующая полянка (слайд 3). И здесь на земле много веточек.
- Назовите правильно веточки - и увидите деревья. С какого дерева эта ветка? (эта ветка с осины, значит, она осиновая…сосновая... кленовая… липовая)

-  Я сейчас буду называть деревья, а вы послушайте внимательно и скажите, какое дерево я пропустила? (логопед называет 3 дерева с картинки вразнобой, дети называют пропущенное дерево).

5. Развитие слухового восприятия и внимания (слайд 4).

- Если прислушаться, то в лесу можно услышать множество звуков. Послушайте (прослушивание музыкального фрагмента)

- Какие звуки вы слышали? (Я слышал пение птиц. Я слышала шум ветра…)

6. Уточнение артикуляции и характеристики звука [И].

– Мы слышали, как свистел ветер в лесу. А мы сейчас споем свою песенку ветра. Сядьте прямо, распрямите спину, вдыхаем носом, делаем паузу, выдыхаем ртом, плечи не поднимаем (УУУУУ).

-Какой звук вы сейчас назвали? [У] (слайд 5)

На экране - артикуляция звука [У].

- Мы уже познакомились с этим звуком на занятиях, а теперь вспомним, какой он?  (Он гласный звук.Его можно петь)

7. Игра "Выложи букву".
- Вспомним правило: "Звуки мы произносим и слышим, а буквы мы видим и пишем". На ваши столы ветер бросил веточки с деревьев. Выложите из них букву «И»  
(дети выполняют задание).

8. Подбор слов со звуком [И] в начале и середине слова (слайд 6).

На экране слайд "Солнце за тучками".

- Ребята, посмотрите, над нашим лесом нависли тучки и почти закрыли солнце. Давайте разгоним тучки! Для этого нужно правильно выполнить задание.

- Тучки не простые – на каждой картинка. Назовем их. Названия каких картинок начинаются со звука [У] (утка, улитка); в названии каких картинок звук [У] в середине слова (жук, муха).

- А почему вы не назвали картинку "банан"? (потому что в этом слове нет звука У). Вы отлично справились с этим заданием, и солнышко вновь засияло на небе! (слайд 7)

Выключение проектора!!!

- А сейчас пусть наши глазки отдохнут. Следите за моей рукой.

Зрительная гимнастика "Осень".

Осень по опушке краски разводила,

По листве тихонько кистью проводила.

Круговые движения глазами: налево – вверх – направо – вниз – вправо – вверх – влево - вниз
Пожелтел орешник, и зарделись клены,

В пурпуре осинки, только дуб зеленый.

Посмотреть влево – вправо 

Утешает осень: не жалейте лета,

Посмотреть вверх – вниз.

Посмотрите – осень в золото одета!

Зажмурить  глаза, потом поморгать.   

9. Д/игра "Скажи наоборот" (с мячом).
- Я предлагаю вам выйти на полянку и поиграть 
(дети выходят на ковер).
- Будем говорить слова "наоборот".
Тополь растет быстро, а липа – медленно.
Ель любит, когда сухо, а ива – когда сыро.
У сосны ветви направлены вверх, а у ивы – вниз.
У дуба корни залегают глубоко, а у березы – мелко.
У дуба ствол толстый, а у рябины – тонкий.
У сосны ствол темный, а у березы – светлый.
У дуба желуди легкие, а у ели шишки – тяжелые.
У ели иголки короткие, а у сосны – длинные.
У осины листья широкие, а у ивы – узкие.
- Ребята, вы замечательно справились с этим заданием.

10.Физкультминутка "Листочки".
Мы листики осенние, на ветках мы сидели
(дети сидят)
Дунул ветер – полетели.
Мы летели, мы летели
(бегут по кругу)
И на землю тихо сели
(присели)
Ветер снова набежал и листочки все поднял.
(встали)
Закружились, полетели и на землю снова сели.
(покружились, спокойно садятся на ковер).

Дети проходят за столы.

11. Работа над многозначными словами.
- Ребята, слово "листик" имеет разные значения. Лист растет на дереве, а еще, какой он может быть?
 (лист в книге)
- Шишки бывают тоже разные. Расскажите, какие 
(шишки еловые, сосновые, шишки на голове)

- Давайте поиграем с еловыми шишками.

12. Итог занятия.

- Ребята, настала пора возвращаться домой (слайд 9). Давайте вспомним, где мы гуляли. Я буду показывать веточки разных деревьев, а вы будете образовывать нужное слово и вставлять в стихотворение (логопед показывает картинки с разными листьями):

В лесочке (березовом) мы отдыхали,

В лесочке (дубовом) в канаву упали,

В лесочке (еловом) на шишку уселись,

В лесочке (рябиновом) ягод наелись.

В лесочке (осиновом) было красиво.

В общем, весь день провели мы счастливо!

- А теперь выходите сюда (дети идут на ковер). Скажите, что вам понравилось на нашей прогулке (ответы детей). Посмотрите, какой красивый  букет из листьев подарила нам осень! Она начала раскрашивать листья в разные цвета, да не успела закончить работу. Давайте ей поможем. Другую сторону листочков вы раскрасите дома разноцветными красками (в руках логопеда букет из бумажных листьев; каждый ребенок получает листок).
- А теперь скажем волшебные слова:

До свиданья, милый лес, не забудем мы чудес

Ты скорее повернись - снова в группе очутись!

Выключение проектора!!! - Ну, вот мы снова в нашем саду.

Литература(источники):

  1. Османова Г.А. Игровой логопедический массаж и самомассаж в коррекции речевых нарушений, 2013;
  2. Филичева Т.Б., Туманова Т.В. Коррекция нарушений речи, 2009;  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект логопедического занятия в подготовительной логопедической группе "Звук и буква Щ"

Конспект занятия по обучению граммоте в подготовительной логопедической группе. Составлен с учетом Федеральных Государственных Требований ....

Конспект логопедического занятия в подготовительной логопедической группе для детей с ОНР. Тема: Путешествие в Цветочный город.

Представлен конспект группового логопедического занятия в подготовительной логопедической группе для детей с ОНР, проведенного на одном из городских методических объединений. Цель заняти: закрепление ...

Открытое интегрированное занятие в подготовительной логопедической группе «Приключение маленькой песчинки»

Открытое интегрированное занятие в подготовительной логопедической группе «Приключение маленькой песчинки»...

Конспект открытого музыкального занятия в подготовительной логопедической группе

Конспект открытого музыкального занятия в подготовительной логопедической группеЦель: Дать представление о том, что композитор может изобразить разное состояние природы и передать определённые н...

Конспект фронтального логопедического занятия для подготовительной логопедической группы. «Звук и буква Ы» «В ГОСТЯХ У ЁЖИКА ПЫХА»

Конспект фронтального логопедического занятия для подготовительной логопедической группы. «Звук и буква Ы»«В ГОСТЯХ У ЁЖИКА ПЫХА»  Цель: Научить различать и четко про...

Конспект логопедического занятия в подготовительной логопедической группе на тему: «Мы читаем. К. И. Чуковский»

Развитие интереса к художественной литературе и чтению. Знакомство с творчеством К. И.Чуковского. Формирование умения понимать главную идею произведения, правильно оценивать поступки героев. Совершенс...