"Автоматизация звука "Л", "Автоматизация звуков "Ш,Ж,Л", "Автоматизация поставленных звуков"(ш,ж), "Автоматизация поставленных звуков"(л,р)
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа)

Мальцева Ирина Владимировна

Данный материал содержит упражнения, задания и игры на автоматизацию уже поставленных звуков удетей старшего дошкольного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Занятия на автоматизацию звуков88.5 КБ

Предварительный просмотр:

ГБОУ «ШКОЛА № 1270 «ВЕКТОР», дошкольное отделение.

Серия занятий

с детьми старшего дошкольного возраста

(может быть индивидуальным или подгрупповым)

Т Е М А:  

“Автоматизация звука «л»”  

.

«Автоматизация звука «Л» № 1

Задачи:  

  1. Автоматизировать звук «л» в слогах и в словах

(использование элементов методики А.Я.Мухиной)

2. Развивать фонематический слух.

3. Вырабатывать плавную, направленную воздушную струю.

4. Развивать силу голоса.

5. Продолжать учить детей образовывать имена существительного множественного числа, имен падежа.

6. Развивать психические процессы: тренировать умение концентрировать внимание.

Оборудование:

  • перышки (игра «Волшебное перышко»);
  • картинка для игры «Самолет»;
  • мяч;
  • логопедические парты;
  • фломастеры  по пластику;
  • губки.

Ход занятия:

  1. Организационная часть.

Мимическая гимнастика:

- улыбнулись,

- удивились,

- рассердились,

- улыбнулись,

- надули щетки как воздушный шарик,

- сдули шарик,

- положили за правую (левую) щечку конфетку (язык),

- пожевали конфетку (язык)

  1. Артикуляционная гимнастика:

«наказать непослушный язык»

«вкусное варенье»

«пароход гудит»

«индюк»

«качели»

«лошадка»

  1. Физкультминутка.

Развитие воздушной струи:  игра «Волшебное перышко».

  1. Звукопроизношение:

а) автоматизация изолированного звука, игра «Самолет» («запустить» самолет, самолет удаляется: Л - Л - Л - л - л - л;    и  приближается:  л  - л  - л  - Л - Л  -  Л; игра «Тихо-громко»);

б) автоматизация звука в слогах:

(запускаем грузовые самолёты)

 первый самолёт загружаем звуком «а»: ла-ла-ла,

 второй – звуком «о»: ло-ло-ло,

 третий – звуком «у»: лу-лу-лу,

 четвёртый – звуком «ы»: лы-лы-лы.

Затем все самолёты необходимо посадить:

  • А-а-ал,
  • О-о-ол,
  • У-у-ул,
  • Ы-ы-ыл.

Упражнения на развитие фонематического восприятия.

Дидактическое  упр.: «Хлопни в ладоши, если услышишь звук “л”»:                 

 л, г, з, л, и, т, д, л ;

ла, ма, му, лу, ол, та, па, лы, па, са, ло.        

в) автоматизация звука в словах: игра «Найди звук» (с использованием логопедических парт).

 Слова: лапа, шапка, стол, книга, лодка, юла, цветок, гол, лампа, лук, кукла, часы, пол, окно, халат.

  1. Развитие грамматического строя речи.

Игра «Один - много» с мячом».

Одна…         лампа – много…(ламп)

                ложка -… (ложек)

                стол – много… (столов)                

                пенал -… (пеналов)

                лопата -… (лопат)

                кукла -… (кукол)

вилка -… (вилок)

XII. Подведение итогов занятия.        

«Автоматизация звука «Л» №2

Цели:  1. Автоматизированный звук «л» в слогах и в словах.

                 2. Развивать фонематический слух.

3. Закреплять понятие: «слова-предметы» и градации их на живой и неживой предмет.

4. Вырабатывать плавную, направленную воздушную струю.

5. Развивать силу голоса.

6. Продолжать учить детей образовывать имена существительного множественного числа, имен падежа.

Оборудование:

  • перышки (игра «Волшебное перышко»);
  • картинки для игры: «Кто, что?» (на звук «л»);
  • картинка для игры «Самолет»;
  • мяч

Ход занятия:

  1. Организационная часть (мимическая гимнастика).

  1. Артикуляционная гимнастика:

«наказать непослушный язык»

«вкусное варенье»

«пароход гудит»

«индюк»

«качели»

«лошадка»

  1. Развитие воздушной струи:  игра «Волшебное перышко»

(дети играют стоя)

  1. Звукопроизношение:
  1. автоматизация изолированного звука, игра «Самолет» («запустить» самолет, самолет удаляется: Л - Л - Л - л - л - л     и приближается:       л  - л  - л  - Л - Л  -  Л ; игра «Тихо-громко»);
  2. автоматизация звука в слогах:        ла – ло – лу

лу – лы – ла             и т.д.

дидактическое  упражнение: «Хлопни в ладоши, если услышишь звук “л”»:                 л, г, з, л, и, т, д, л ;

                         ла, ма, му, лу, ол, та, па, лы, па, са, ло.

  1. автоматизация звука в словах: игра «Доскажи словечко»

Не послушал зайка папу –

Отдавили зайке . . .  (лапу)

                                        

А возле этой елки

                                        Бродили злые . . . (волки)

Елочка, елка,

Колкал . . . (иголка)

                                        Стала жаба важно квакать:

  • ква-ква-ква, не надо . . . (плакать)

Вдруг небо тучей затянуло,

Из тучи молния . . . (сверкнула)

                                                - Заг, давай играть в футбол!

                                                Забивай скорее . . . (гол)!

(Дети встают и разворачивают стульчики к доске).

  1. «Наша речь» (слова - предметы).

Закрепляем понятие «слова - предметы», какие вопросы задаем предмету живому и неживому: Это кто ? или Это что ?

 Игра «Живое - неживое».

  1. Развитие грамматического строя речи.

Игра «Один - много» с мячом».

Одна . . .         лампа – ламп

                ложка -  . . . (ложек)

                стол – много . . . (столов)

                стул - . . . (стульев)

                лоб - . . . (лбов)

                пенал - . . . (пеналов)

                лопата - . . . (лопат)

                кукла - . . . (кукол)

                вилка - . . . (вилок)

VII. Подведение итогов занятия.        

               

Занятие для детей старшего дошкольного возраста.

Тема: «Автоматизация звуков «ш, ж, л»

      Цели:    1. Автоматизировать звуки: «ш, ж» изолированно и в слогах;          звук «л» изолированно, в слогах, в словах и чистоговорках.

                          2. Развиваем фонематический слух.

        3. Развиваем силу голоса.

        4. Развиваем слуховое внимание.

        5. Готовим руку к письму.

        6. Формируем умение ориентироваться на доске, на листе.

Оборудование:

  • салфетки;
  • картинка для игры «Самолет»;
  • картинки для игры: «Где спрятался звук?» (со звуком «л»);
  • логопедические парты, фломастеры по пластику и губки.

Ход занятия:

  1. Организационная часть (мимическая гимнастика).

  1. Артикуляционная гимнастика:

                                                              «улыбка - хоботок»

                                                              «иголочка - лопаточка»

«наказать непослушный язык»

«вкусное варенье»

«индюк»

«качели»

                                                             «маляр»

                                                             «лошадка»

                                                             «грибок»

  1. Автоматизация изолированных звуков.

           Игра: «Где живет звук?» (звуки: «ш, ж, л»)

                 (Назвать место образования звука)

  1. Фонематический слух.

               Игра: «Повтори цепочку слогов»        (  са – ша – са

                                                                                  шо – шо – со

                                                                                  зы – зы – жи

                                                                                  за – жа – за

                                                                                 ла – лы – лу

                                                                                 ыл – ул – ол     и т. д.)

  1. Звукопроизношение:

а) автоматизация изолированного звука,

игра «Самолет» («запустить» самолет, самолет удаляется: Л - Л - Л - л - л - л;    и  приближается:  л  - л  - л  - Л - Л  -  Л; игра «Тихо-громко»);

б) автоматизация звука в слогах:

(запускаем грузовые самолёты)

 первый самолёт загружаем звуком «а»: ла-ла-ла,

 второй – звуком «о»: ло-ло-ло,

 третий – звуком «у»: лу-лу-лу,

 четвёртый – звуком «ы»: лы-лы-лы.

Затем все самолёты необходимо посадить:

  • А-а-ал,
  • О-о-ол,
  • У-у-ул,
  • Ы-ы-ыл.

  1. Автоматизация в чистоговорках. (звук «л»)

Чистоговорка «Мила», помогаем ладошками, отбиваем ритм.

  1. Автоматизация звука «л» в словах.

Игра «Услышь звук» (используем логопедические парты, пишем крестик, услышав в слове звук)

     VIII.   Подведение итогов занятия.        

Занятие для детей старшего дошкольного возраста.

Тема: «Автоматизация поставленных звуков»

      Цели:    1. Автоматизировать звуки: «ш, ж» изолированно,

                        в слогах и в словах.

                          2. Развиваем фонематический слух.

        3. Развиваем силу голоса.

        4. Развиваем слуховое внимание.

        5. Готовим руку к письму.

        6. Формируем умение ориентироваться на доске, на листе.

Оборудование:

  • салфетки;
  • картинки для игры: «Где спрятался звук?» (со звуком «ш»);
  • логопедические парты, фломастеры по пластику и губки.

Ход занятия:

  1. Организационная часть (мимическая гимнастика).

II.      Артикуляционная гимнастика:

                                                              «улыбка - хоботок»

                                                              «иголочка - лопаточка»

«наказать непослушный язык»

«вкусное варенье»

«приклеить конфетку»

«грибок»

                                                             «гармошка»

                                                             «фокус»

                                                             

  1. Автоматизация изолированных звуков.

           Игра: «Где живет звук?» (звуки: «ш, ж»)

                 (Назвать место образования звука)

  1. Фонематический слух.

               Игра: «Повтори цепочку слогов»      

                          (  са – ша – са

                             шо – шо – со

                             зы – зы – жи

                            за – жа – за   и т.д.)                                                                        

                                           

  1. Автоматизация звука в слогах и  словах.

          Чистоговорки на звук «ш»:

                Ша-ша-ша – мама моет малыша.

                Шо-шо-шо – я рисую хорошо.

                Шу-шу-шу – я письмо пишу.

                Ши-ши-ши – что-то шепчут камыши (Отхлопываем каждый слог).

       VI.    Автоматизация звука в словах:

           Игра «Где спрятался звук «ш»?» (в начале или в конце слова)

            Используются логопедические парты.

           Игра «Посчитайка» (считаем предметы, в названии которых есть звук «ж»).

     

       VII.   Подведение итогов занятия.        

   

Занятие для детей старшего дошкольного возраста.

Тема: «Автоматизация поставленных звуков»

Цели:  

 1. Автоматизируем звуки: «л, р» изолированно, в слогах и в словах.

  1. Развиваем фонематический слух.
  2. Развиваем силу голоса.
  3. Развиваем слуховое внимание.
  4. Готовим руку к письму.
  5. Формируем умение ориентироваться на доске, на листе.

Оборудование:

  • салфетки;
  • картинка для игры «Самолет»;
  • картинки для игры: «Где спрятался звук?» (со звуком «л»);
  • логопедические парты, фломастеры по пластику и губки.

Ход занятия:

  1. Организационная часть (мимическая гимнастика).

  1. Артикуляционная гимнастика:

                                                              «улыбка - хоботок»

                                                              «иголочка - лопаточка»

«наказать непослушный язык»

«вкусное варенье»

«индюк»

«качели»

                                                             «маляр»

                                                             «лошадка»

                                                             «грибок»

  1. Автоматизация изолированных звуков.

          Игра: «Где живет звук?» (звуки: «л, р»)

                 (Назвать место образования звука)

                Запустить самолет:  л-л-л-л-л;

                Завести моторчик:   т-р-р-р-р.

  1. Фонематический слух (автоматизация звуков в слогах).

Игра: «Хлопни в ладоши» (услышав звук «л»):

п, м, н, л, д, ф, л.;

               ва, на, ла, до, ко, ло, лы, су;

               шкаф, лопата, часы, волосы, стул, окно, молоко   и т.д                                                

               Игра: «Повтори цепочку слогов»:    ла – ло – лу  

                                                                            лы – ла – ло     и т.д.

                                                                            ла – ра – ла

                                                                            ло – ло – ро     и т. д.)

  1. Автоматизация звуков в слогах и словах.

Чистоговорки: «Мила» (звук л), «Игра» (звук р)

Проговариваем четко выделяя звуки и отбивая ритм ладошками.

 

  1. Автоматизация звуков «л» и «р» в словах.

Игра «Услышь звук» (используем логопедические парты на звук «л»)

Игра «Посчитайка» (считаем предметы, в названии которых есть звук «р»).

  1. Подведение итогов занятия.        

   

   

         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическое пособие: для автоматизации поставленных звуков «РАЗНОЦВЕТНЫЕ ЗВУКО-ДОРОЖКИ»

Методическое пособие: для автоматизации поставленных звуков «РАЗНОЦВЕТНЫЕ ЗВУКО-ДОРОЖКИ»...

«Как закрепить звук в речи. Советы по автоматизации поставленных звуков»

Коррекция  звукопроизношения – дело не простое. Требуется качественно проведенная подготовительная работа, которая занимает довольно длительное время:  (сформировать артикуляционную ба...

Картинный материал к игре И.Л.Лебедевой «Слова-«однофамильцы» (из кн. "Трудный звук..."). Цель игры • Автоматизация поставленных звуков. • Расширение и уточнение словаря за счёт слов-омонимов и многозначных слов. • Развитие грамматических категорий.

Описание игрыКартинки к словам-омонимам и многозначным словам поровну делятся между всеми игроками. Ведущий говорит, например:Ну-ка, «шляпка», отзовись,На картинках покажись!Игроки, у кото...

Тема: «Как закрепить звук в речи. Советы по автоматизации поставленных звуков».

Коррекция  звукопроизношения – дело не простое. Требуется качественно проведенная подготовительная работа, которая занимает довольно длительное время:  (сформировать артикуляционную ба...

Серия публикаций по теме "Материал для автоматизации поставленных звуков". Звук [С].

В своей работе в ДОУ я использую различные современные интерактивные игры , компьютерные программы  «Логомер»,  «Стабиломер» ,  «Генератор логопедических з...

Серия публикаций по теме "Материал для автоматизации поставленных звуков". Звук [Ж].

В своей работе в ДОУ я использую различные современные интерактивные игры , компьютерные программы  «Логомер»,  «Стабиломер» ,  «Генератор логопедических з...

Серия публикаций по теме "Материал для автоматизации поставленных звуков". Звуки Ч, Щ.

В своей работе в ДОУ я использую различные современные интерактивные игры , компьютерные программы  «Логомер»,  «Стабиломер» ,  «Генератор логопедических з...