Серия публикаций по теме "Материал для автоматизации поставленных звуков". Звук [С].
методическая разработка по логопедии (старшая, подготовительная группа)

Матвиенко Любовь  Викторовна

В своей работе в ДОУ я использую различные современные интерактивные игры , компьютерные программы  «Логомер»,  «Стабиломер» ,  «Генератор логопедических заданий» и другое.  За  многие  годы  я накопила и разработала речевые задания для  автоматизации звуков. Очень  удобно выборочно подбирать нужное для  конкретного ребёнка при  автоматизации звуков.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zvuk_s.doc51.5 КБ

Предварительный просмотр:

Артикуляционная гимнастика (перед зеркалом):упр. «Часики», «Лопатка», «Горка»

С

Работа над звуком  [С]

1.Выполнять правильную артикуляцию перед зеркалом: Зубы сближены.Губы немного растянуты.Кончик языка упирается в нижние зубы, спинка выгнута.Голосовые связки отдыхают. ,горло не дрожит (голоса нет).

2.Изолированно произносить звук[ С] :

  • Упражнение «Насос» (Звук [С ]произносить толчком ( прерывисто) С-С-С
  • Упражнение «Чайник » (Звук [С] произносить длительно СССССС)

3.Проговаривать слоги со звуком[ С].Фиксировать внимание на звуке [С] :

СА-СА-СА   СО-СО-СО   СУ-СУ-СУ    СЫ-СЫ-СЫ    СА-СО-СУ   СО-СУ-СЫ

4.Проговаривать2-3 раза слова  со звуком [С] в начале: сам, сад, садик, сабля, Саня, салат, салют,  самолёт, самокат, самовар, сани, сапоги ,сахар, сарафан, салфетка, сок, сон, сом, сор,  Соня, сонный, совы,  сода, сокол, соль, соболь, сук, суп, сухо, сумка, суметь, сухари,  сугроб, сын, сыр, сыт, сыпать,

5.Развитие фонематического слуха. Игра «Хлопни в ладоши на звук С»

Взрослый произносит разные звуки: С,У,С,А,С,И,С, С, О, С,...и так далее,                      ребёнок должен хлопнуть в ладоши , когда услышит звук [С]

6. Игра «Сосчитай» . Один  самолёт  Два….      Три……            Десять самолётов

---------------------------------------------------------------------------------------------------

 Артикуляционная гимнастика: упр. те же и новое упр. «Чьи зубы чище». Цель: вырабатывать подъём языка, гибкость и подвижность кончика языка, умение управлять кончиком языка.

Рот открыт. Губы в улыбке. Широким кончиком языка «почистить» верхние зубы с внутренней стороны, делая движения языком вверх-вниз. Следить, чтобы язык был широким, губы не натягивались на зубы, нижняя челюсть не двигалась.

Упражнение на развитие дыхания: «Скрип новых ботинок» (С-с-с-с)                                                   

С

Работа над звукопроизношением.

1.Повторять слова со звуком [С ]в начале (прошлое задание)

2. Повторить слоги: АСА-АСА-АСА          ОСО-ОСО-ОСО

                                    АСО-ОСУ-ОСЫ        АСЫ-УСЫ-ОСУ

3.Проговаривать2-3 раза слова со звуком [ С] в середине. Фиксировать внимание на    звуке [С].

Оса, коса, лиса, роса, писать, кусать, усатый , колбаса, Алиса, полоса, касса ; босой, кусок, лесок, носок, песок, поясок, высокий, колесо, фасоль, колосок, весы, усы ,носы, косы, осы, бусы, посылка,  волосы, рельсы ; несу, пасу, посуда, рисую, плясун, маска.

4. Игра «Сосчитай» Одна маска  Две….      Три……            Десять масок

5. Игра « Найди пропущенное слово и вставь его»:

  • Последние листья опадают … берёзы.  (с)
  • Капли падали …. крыши.   (с)

6. Выучить стихотворение:

Спит спокойно сытый сом,                   Смотрит сладко сотый сон. (С. Косенко)

-------------------------------------------------------------------- 

Артикуляционная гимнастика: упр. те же

С

Упражнение на развитие дыхания «Вода льётся» (ССССССС)

Работа над звукопроизношением.

1.Повторять слова со звуком [С] в середине(прошлое задание)

2.Произносить слоги: АС-АС  ОС-ОС   УС-УС  ЫС-ЫС

3.Проговаривать 2-3 раза слова со звуком [С] в конце. Фиксировать внимание

на звуке [С].

Нас, вас, погас, квас ,компас, ананас, нос ,рос, барбос ,вопрос, абрикос, матрос, поднос, голос, колос, волос,   нёс ,пёс , лес, ус, вкус , фокус , фикус, автобус, мыс, повис, Борис 

 4. Произносить предложения:

У нас пёс.         У дятла острый нос.         Редиска растёт быстро.

5.Развитие фонематического слуха. Повторять слоговые ряды:

СА-СО-СУ          СУ-СЫ-СО           СО-СА-СУ                                                                        

Артикуляционная гимнастика: упр. те же

Упражнение на развитие дыхания: «Шарик лопнул» (СССССССССС)

Работа над звукопроизношением.  

1.Повторять слова  со звуком [С], стоящим в сочетании с согласными звуками: сварить, свадьба, свалить, сварщик, самосвал, скала, выслать, сладкий, Слава, слабый, слон, кресло, слонёнок, масло, слух, слуга, слушать, ослы, сказка, скатерть, скамейка, скот, скука, доска, маска, смазать, космонавт, смородина, космос,  смыть, сны, весна, сосна, спать, спальня, спорт, стакан , выставка , стая, стадо, старик, капуста, стол, тесто, место, стук, стул, ступеньки, выступ,  галстук, стыд, быстрый, рыскать.  

         2.Предложить ребёнку послушать предложения, исправить их.

         Следить за правильным произношением звука  /С/.

                           САХАР КУСАЕТ СОНЮ.

                     СТЕНУ ПОСТАВИЛИ К СТУЛУ.

                     БУСЫ НОСЯТ СОНЮ.

    3 Игра «Сосчитай».Следить за правильным произношением звука /С/

                     ОДИН АВТОБУС, ДВА…., ТРИ …,      ДЕСЯТЬ АВТОБУСОВ

         4. Повторить за взрослым  скороговорку .Правильно произносить /С/:

                                       У Сони и Сани в сетях сом с усами

         5. Выучить стихотворение:

                      Сидел воробей на сосне.

                      Заснул- и свалился во сне.

                      Если б он не свалился во сне-

                      До сих пор бы сидел  на сосне.

-----------------------------------------------------------------------------------------------------------------

         Артикуляционная гимнастика: упр. те же

Упражнение на развитие дыхания: упр. те же

Работа над звукопроизношением.  

1.Повторять слова  со звуком [С]:  ясли, ястреб, ясный, коляска, лес, песня, лестница, тесто, кресло, пёс, колёса, сёстры, миска, рис, лист, сосиска, люстра.

2. Игра « Скажи дальше». Взрослый называет местоимение, а ребёнок продолжает фразу:

Я прогоню от пса осу     Ты….    Он…     Она…        Мы…    Вы…  Они прогонят от пса осу.

3. Игра « Скажи ласково»:

Песня- ….песенка

Лестница-…(лесенка)

Лист-…(листик)

Колесо-…(колёсико)

4. Повторить стихотворение «Сидел воробей на сосне».

----------------------------------------------------------------------------------------------------------

 Артикуляционная гимнастика: упр. те же

Упражнение на развитие дыхания: упр. те же

Работа над звукопроизношением.           Автоматизация  звука [С] в текстах.

1.Повторять слова со звуком С (прошлые занятия)

2.Научиться пересказывать текст .Фиксировать внимание на звуке [С].

                                     В САДУ

Соня была в саду. В саду стол и скамейка. Соня села на скамейку  .Она стала рисовать. Нарисовала сад, над садом - солнце. Рисунок был не плох.

3.Включать голосовые связки и произносить звук [З].

4.Развитие фонематического слуха. Игра «Поймай звук [З]» .Ребёнок хлопает в ладоши, когда услышит звук [З]. Взрослый называет звуки: [З, П,З,А,О,З,Х,З,..] 

                               


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическое пособие: для автоматизации поставленных звуков «РАЗНОЦВЕТНЫЕ ЗВУКО-ДОРОЖКИ»

Методическое пособие: для автоматизации поставленных звуков «РАЗНОЦВЕТНЫЕ ЗВУКО-ДОРОЖКИ»...

«Как закрепить звук в речи. Советы по автоматизации поставленных звуков»

Коррекция  звукопроизношения – дело не простое. Требуется качественно проведенная подготовительная работа, которая занимает довольно длительное время:  (сформировать артикуляционную ба...

Картинный материал к игре И.Л.Лебедевой «Слова-«однофамильцы» (из кн. "Трудный звук..."). Цель игры • Автоматизация поставленных звуков. • Расширение и уточнение словаря за счёт слов-омонимов и многозначных слов. • Развитие грамматических категорий.

Описание игрыКартинки к словам-омонимам и многозначным словам поровну делятся между всеми игроками. Ведущий говорит, например:Ну-ка, «шляпка», отзовись,На картинках покажись!Игроки, у кото...

Тема: «Как закрепить звук в речи. Советы по автоматизации поставленных звуков».

Коррекция  звукопроизношения – дело не простое. Требуется качественно проведенная подготовительная работа, которая занимает довольно длительное время:  (сформировать артикуляционную ба...

Серия публикаций по теме "Материал для автоматизации поставленных звуков". Звук [Б].Дифференциация звуков [ Б-П].

В своей работе в ДОУ я использую различные современные интерактивные игры , компьютерные программы  «Логомер»,  «Стабиломер» ,  «Генератор логопедических з...

Консультация для родителей: "Автоматизация поставленных логопедом звуков дома".

Консультация поможет заботливым и думающим родителям ввести в речь своих детей поставленные логопедом звуки. Познакомит с основными этапами автоматизации звуков и с дидактическими играми, в которые ро...

Ошибки взрослых которые мешают успешной автоматизации поставленных з звуков.

В статье описываются характерные ошибки взрослых ,неправильная помощь.Будет полезна и родителям и педагогам....