Главные вкладки

    Серия публикаций по теме "Материал для автоматизации поставленных звуков". Звуки Ч, Щ.
    методическая разработка по логопедии (старшая, подготовительная группа)

    Матвиенко Любовь  Викторовна

    В своей работе в ДОУ я использую различные современные интерактивные игры , компьютерные программы  «Логомер»,  «Стабиломер» ,  «Генератор логопедических заданий» и другое.  За  многие  годы  я накопила и разработала речевые задания для  автоматизации звуков. Очень  удобно выборочно подбирать нужное для  конкретного ребёнка при  автоматизации звуков.Звуки Ч, Щ

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл zvuki_ch_shch.docx26.18 КБ

    Предварительный просмотр:

    Звуки Ч, Щ

    ЗВУК  Ч    

    1.Выполнять перед зеркалом правильную артикуляцию звука Ч:

    Губы слегка выдвинуты вперёд и округлены.Кончик язык касается неба (за бугорками). Боковые края языка плотно прижаты к верхним коренным зубам .Спинка языка поднята. Под напором выдыхаемого воздуха кончик языка отрывается от нёба. Голосовые связки отдыхают, горло не дрожит (нет голоса).

    2. На выдохе быстро, слитно произнести звуки Т и Щ , кончиком языка ударяя в небо. Слышится звук, похожий на Ч.

    Ч

    3. Развитие фонематического слуха .Повторить по 3-4 раза слоговые ряды: АЧ-АЧ-АЧ,  ОЧ-ОЧ-ОЧ,  УЧ- УЧ- УЧ, ЫЧ-ЫЧ-ЫЧ

    АЧ-ОЧ-УЧ,      ЮЧ-ИЧ-ЕЧ,        УЧ-ЕЧ-ИЧ,       АЧ-ЕЧ-ЯЧ

    4.Повторить за взрослым слоги  и слова. Следить за правильным произношением звука Ч в каждом случае.

    Аччч-грач        оч-оч-оч-ночь            уч-уч-уч-луч       юч-юч-юч-ключ

    5. Повторить по 2-3 раза каждое слово со звуком Ч в конце. Звук Ч произносить чётко :

    силач ,плач, грач, врач, горяч, ночь, дочь, дичь, кирпич ,меч,  печь ,речь, луч, мяч, горяч, ключ, калач, богач.

    6. Игра «Скажи дальше».Правильно произносить звук Ч:

    Я купил мяч

    Ты…

    Он…

    Она…

    Они...

    Мы…

    Вы……..(купили мяч)

    -----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

    1.Артикуляционная гимнастика. Упр. «Рупор», «Чашечка», «Лопатка»

    2.Дыхательная гимнастика. На выдохе произнести: ча-ча, чу-ча, чё-чи.

    3.Повторять за взрослым  по2-3 раза слова со звуком Ч в середине. Чётко выделять звук Ч в каждом слове:

    туча, дача, куча, кочан, причал, кричал, качал, начал, мочалка,  удача, добыча, задача ,кричу ,уплачу, драчун, дочурка, молчу, мальчуган, бычок, каблучок, крючок, плечо, зайчонок, кирпичи ,врачи, грачи, кричи, волчица ,зайчик, мальчик, пальчик, колючий, лётчик, огурчик.

    Ч

    4.Игра «Скажи ласково»:

    булка-…..(булочка)                             чашка-…

    сумка-   …                                            лейка-…

    белка-    ..                                              книжка-…

    ложка-…                                               ночь-…

    5. Выучить стихотворение. Следить за правильным произношением

    звука Ч в каждом слове.

    Девочки и мальчики

    Прыгают, как мячики,

    Ножками топочут,

    Весело хохочут

    ------------------------------------------------------------------------------------------

    Ч

    1.Артикуляционная гимнастика . Упр. Те же

    2. Дыхательная гимнастика . Упр. Те же.

    3. Повторять за взрослым слова со звуком Ч в начале:

    чай, час, чайка, чашки, чайник, чудо, чуб, чок-чок, чижик,чёрный,чей

    4.Игра «Сосчитай»:

    Одна чашка           Две….   Три  ….                  Десять чашек  

    5.Послушай предложения. Исправь их:

    1)Овечки пасут чабана.

    2)Почта принесла почтальона.

    ЗВУК I Щ I                                    

    1.Выполнять перед зеркалом правильную артикуляцию звука I ЩI.

    Щ

    ОСОБЕННОСТИ  АРТИКУЛЯЦИИ. Губы слегка выдвинуты вперёд и  округлены. Кончик языка поднят к бугоркам за верхними зубами. Боковые края языка плотно прижаты к верхним коренным зубам. Спинка языка поднята. Язык напряжён. Голосовые связки отдыхают, горло не дрожит (нет голоса).

    2.Повторить слоги 2-3 раза Следить за правильным произношением звука IЩI:

     ЩА-ЩА-ЩА   ЩУ-ЩУ-ЩУ   ЩИ-ЩИ-ЩИ     ЩЕ-ЩЕ-ЩЕ    ЩА-ЩУ-ЩЕ 

    3. Повторить за взрослым 2-3 раза слова со звуком I Щ I в начале  :

       щавель, щётка, щёлкать, щёки, щётки, щель, щепка, щека, щенок, щетина, щегол, щеголять, щедрый,  щи, щит, щипать, щиплет, щипаный, щуплый, щуриться , щупать.

    (При необходимости пояснять ребёнку значение каждого слова)

    4.Игра « Сосчитай». Следить во время счёта за правильным произношением звука  Щ в каждом слове :

    Одна щека       Две…          Три…          Четыре…     Десять щёк

    5.Выучить стихотворение. Следить за правильным произношением звука Щ во всех словах:                    ЩУКА            (Г. Виеру) 

    Щука проглотила щётку ,

    Щётка ей щекочет глотку.

    «Удивительное дело!

    Что же я за рыбку съела?»

    ________________________________________________________________________________________

    1.Артикуляционная гимнастика .Упражнения «Накажи непослушный язык», «Рупор», «Чашечка», «Грибок».

    2.Дыхательная гимнастика. Упр. «Фокус». Рот открыт, язык «чашечкой» выдвинут вперёд и приподнят, плавно дуть на ватку, лежащую на кончике носа, сдувая её вверх.

    3.Работа над звуком Щ.

    Щ

    а) Произносить за взрослым слова со звуком Щ в середине:

    пищать, обещать, угощать, вращать, трещать, прощать, помещать, обращать, дощатый, возвращать, ищу, пищу, тащу, угощу, помещу, трещу, ещё, защёлка, сгущёнка, лещи, плащи, пищит, трещит, защита,  угощение, прощение, пища, роща, площадь, ищут, тащут, вещи, ящик, овощи, тащит, трещина, помощник  

    б)Повторить за взрослым предложения. Следить за чётким произношением звука Щ в каждом слове:  

    Аня надела плащ. Щенок играет со щёткой. В озере лещи. Волки рыщут, пищу ищут. На помощь Ване спешит Оля.

    в) Игра «Сосчитай до 10». Один плащ  Два …   Три…  Десять плащей

    г)Послушать предложения. Исправить их. Следить за правильным произношением звука Щ в словах:

    1)Трещит трава в кузнечиках.2) Щель пролезла в щенка.3) Два леща поймали рыбака       4) Конфетка угостила меня товарищем.

    д) Повторить стихотворение «Щука».

    ------------------------------------------------------------------------------------------

    Щ

    1. Артикуляционная гимнастика . Упр. «Рупор», «Чашечка»

    2.Дыхательная гимнастика. Упр. «Фокус».

    3.Повторить слоги: ащ-ощ-ущ,  ущ-ощ-ащ  ,ящ-ощ-ыщ

    4.Повторить по 2-3 раза слова со звуком Щ в конце:

    • ащ-ащ-плащ             ищ-ищ-товарищ                   ещ-ещ-лещ
    • лещ, вещь, овощ, клещ, хрящ, борщ, плащ, товарищ, помощь

         5. Игра « Скажи дальше»:    Я надену плащ         Ты …    Он…..   Она… Мы… Вы… Они…  

    6. Какие из этих слов обозначают животных?

    Роща, вещи, лещ, волчище, медведище, ящик, клещи, овощи, щётка

    7. Заучи скороговорку:

    Ащщщ-я испачкал плащ,  

    Ещщщ-я почистил вещь


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Методическое пособие: для автоматизации поставленных звуков «РАЗНОЦВЕТНЫЕ ЗВУКО-ДОРОЖКИ»

    Методическое пособие: для автоматизации поставленных звуков «РАЗНОЦВЕТНЫЕ ЗВУКО-ДОРОЖКИ»...

    Серия публикаций по теме "Материал для автоматизации поставленных звуков". Звук [С].

    В своей работе в ДОУ я использую различные современные интерактивные игры , компьютерные программы  «Логомер»,  «Стабиломер» ,  «Генератор логопедических з...

    Серия публикаций по теме "Материал для автоматизации поставленных звуков". Звук [Ж].

    В своей работе в ДОУ я использую различные современные интерактивные игры , компьютерные программы  «Логомер»,  «Стабиломер» ,  «Генератор логопедических з...

    Серия публикаций по теме "Материал для автоматизации поставленных звуков. Соноры".

    В своей работе в ДОУ я использую различные современные интерактивные игры , компьютерные программы  «Логомер»,  «Стабиломер» ,  «Генератор логопедических з...

    Серия публикаций по теме "Материал для автоматизации поставленных звуков". Звук [Б].Дифференциация звуков [ Б-П].

    В своей работе в ДОУ я использую различные современные интерактивные игры , компьютерные программы  «Логомер»,  «Стабиломер» ,  «Генератор логопедических з...

    Консультация для родителей: "Автоматизация поставленных логопедом звуков дома".

    Консультация поможет заботливым и думающим родителям ввести в речь своих детей поставленные логопедом звуки. Познакомит с основными этапами автоматизации звуков и с дидактическими играми, в которые ро...

    Ошибки взрослых которые мешают успешной автоматизации поставленных з звуков.

    В статье описываются характерные ошибки взрослых ,неправильная помощь.Будет полезна и родителям и педагогам....