Проект "Звучащая картина"
проект по коррекционной педагогике (подготовительная группа) на тему

Воспитанники с речевыми нарушениями часто не умеют слушать: других людей, своих сверстников, педагогов, плохо воспринимают музыку, чтение, им тяжело сосредоточить внимание на звуках, которые окружают их в повседневной жизни. Поэтому проблема формирования умения слушать и слышать всё, что нас окружает, особенно актуальна в группе для воспитанников с ТНР.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zvuchashchaya_kartina.doc198.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 6 «Родничок» комбинированного вида»

Исследовательско-творческий проект

Оленегорск

2016


Методический паспорт проекта.

Разделы

Описание

1

Тема проекта

Озвучивание картины с помощью речевых и неречевых звуков.

2

Руководитель

(куратор) проекта

Ермолина Татьяна Борисовна

воспитатель МДОУ №6 «Родничок».

3

Актуальность

Воспитанники с речевыми нарушениями часто не умеют слушать: других людей, своих сверстников, педагогов, плохо воспринимают музыку, чтение, им тяжело сосредоточить внимание на звуках, которые окружают их в повседневной жизни. Поэтому проблема формирования умения слушать и слышать всё, что нас окружает, особенно актуальна в группе для воспитанников с ТНР.

4

Участники (авторы) проекта

Воспитатель  Ермолина Татьяна Борисовна

воспитанники  группы для детей с тяжёлыми нарушениями речи

Баженов Владимир

Валюк Сергей

5

Возрастная группа воспитанников

7 лет

6

Вид проекта

По продолжительности – краткосрочный.

По территории — внутрисадовый.

По масштабу субъекта – подгрупповой.

По содержанию — предметный.

По характеру приоритетной деятельности — исследовательский, творческий

7

Сроки реализации проекта

Март  2016 года.

8

Гипотеза

Картину можно услышать.

9

Проблемные вопросы

«Какие бывают звуки?», «Откуда они берутся?», «Как услышать то, что изображено на картине?», «Можно ли найти похожие звуки вокруг нас?»

10

Цель проекта

Обеспечение условий для познавательного развития и творческой деятельности детей, обобщение знаний детей о звуках, их свойствах путем экспериментальной и творческой деятельности.

11

Задачи проекта

  • Поддержать и развить в ребенке интерес к исследованиям, открытиям, создать необходимые для этого условия.
  • Познакомить воспитанников со свойствами звуков, воспитывать интерес к звучащему миру.
  • Познакомить с профессией звукорежиссёра и принципом озвучивания мультфильмов.
  • Развитие связной речи и слухового внимания у дошкольников с ТНР.
  • Развивать умение делать выводы, обосновывать свои ответы.
  • Способствовать развитию любознательности, наблюдательности, логического мышления.
  • Развивать изобретательность, творчество и фантазию.

12

Ресурсы проекта

Методические пособия, Интернет-ресурсы.

Ноутбук, микрофон, телевизор, информационные носители с иллюстрациями, видео.

13

Предполагаемые результаты проекта

Воспитанники получат больше информации о свойствах звуков, научатся пользоваться микрофоном, повысится интерес к экспериментальной деятельности, рассматриванию картин.

У детей сформируется представление о звукоподражании, понимание причин возникновения звука. Дошкольники научатся различать музыкальные, речевые и шумовые звуки, научатся самостоятельно проводить опыты дома, привлекут родителей к изготовлению игрушек и музыкальных инструментов.

Участие в процессе озвучивания будет способствовать развитию слухового внимания, формированию звуковой культуры речи, развитию связной речи, закреплению навыков речевого общения, формированию навыков контроля и самоконтроля, развитию творческой инициативы у дошкольников с ТНР.

14

Материальное воплощение проекта

Интерактивная игра « Шум, музыка и речь»

Мультимедиа презентация звучащая картина «Весна»

Игрушки-шумелки, самодельные музыкальные инструменты.

15

Этапы реализации проекта

15.1

Подготовительный

  • Беседа с музыкальным руководителем детского сада «Шумовые и музыкальные звуки»
  • Разработка интерактивной игры « Шум, музыка и речь»
  • Придумывание шумовых игрушек.
  • Пополнение картотеки дидактических игр.
  • Пополнение аудиотеки.
  • Поиск информации об образовании различных звуков в книгах, телепередачах, интернете.

15.2

Содержательный

  • Беседа «Звуки вокруг нас», «Звук - знакомый незнакомец».
  • Наблюдение: слушание звуков природы, улицы, дома, деревянных, металлических, стеклянных звуков.
  • Рассматривание фото, иллюстраций, самодельных шумовых музыкальных инструментов.
  • Чтение художественных произведений и стихов и их озвучивание: Б. Заходера, Б. Троцюка., И.Токмаковой, В. Степанова, В. Суслова.
  • Викторина «Музыкальные, речевые и шумовые звуки».
  • Просмотр документальных фильмов про озвучивание мультфильмов.
  • Знакомство детей с профессией звукорежиссёр.
  • Интерактивная игра « Шум, музыка и речь»
  • Дидактические игры: «Угадай, что звучит?», «Найди свой звук», «Что звучит?»,  «На что похоже?».
  • Опыты «Музыка или шум?», «Шум или речь?», «Почему звучит?»
  • Игры и опыты помогали закрепить понятия музыкальных и не музыкальных звуков, речевых и неречевых, сформировать представления о звукоподражании, подвести детей к пониманию причин возникновения звука, научить различать музыкальные, речевые и шумовые звуки.
  • Ручной труд: изготовление «шумелок».
  • Создание музыкальных инструментов совместно с родителями
  • Консультации для родителей: «Развивайте слуховое внимание», «Ваш домашний оркестр», «В мире звуков»

15.3

Итоговый

  • Организация выставки «Шумелки и самодельные музыкальные инструменты».
  • Озвучивание картины «Весна» при помощи музыкальных инструментов, различных предметов, речи.
  • Оформление проекта,  подготовка презентации.

Заключение

В ходе реализации проекта гипотеза подтвердилась: при помощи звуков, музыкальных, шумовых, речевых можно озвучить любую картину. Дети научились слышать и осмысливать мир звуков, который их окружает, а при выполнении творческих заданий они стали более внимательны, научились сопоставлять и анализировать, комбинировать, находить связи и зависимости – всё то, что в совокупности способствует развитию творческих способностей.

У детей сформировалось представление о том, откуда берётся звук, они узнали, с помощью каких предметов можно извлекать звуки. Использование метода проекта способствовало развитию фонематического слуха и связной речи, повысило качество творческих проявлений детей.


Список литературы

  1. Вахрушев А., Кочемасова Е. Здравствуй, Мир!, методическое пособие для воспитателей. М. 2002
  2. Ершова А., Букатов В. Возвращение к таланту: педагогам о социально-игровом стиле работы. — Красноярск, 1999.
  3. Мелик-Пашаев А. А., Новлянская 3. Н. Ступеньки к творчеству. Художественное развитие ребенка в семье. — М., 1995.
  4. Питрикевич А.А. Метод проектов в образовании дошкольников: пособие для педагогов учреждений, обеспечивающих получение дошкольного образования: методич.рекомендации/А.А.Петрикевич-Мозырь, 2008
  5. Детские развивающие онлайн-игры: http://www.teremoc.ru/index.php 
  6. Детские электронные презентации и клипы: тема «Звуки»: http://viki.rdf.ru/cat/zvuki.
  7. Интернет-ресурсы: http://www.maaam.ru/; http://noise.podst.ru/

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рассказывание по картине. Составление описательного рассказа по репродукции картины А. Саврасова «Грачи прилетели».

Цели:- учить составление описательные рассказы по пейзажной картине; - учить художественному видению пейзажной картины, стимулировать желание внимательно ее рассматривать;- развивать эмоцио...

Презентация технологии поэтапного вхождения в картину К Коровина "Северная идиллия" "Я в картине"

При рассматривании подлинников музейный педагог использовап музейные игры и методические приёмы. Чтобы возникние у детей образы дольше проживали, для более полного восприятия, нами, командой детского ...

Презентация технологии поэтапного вхождения в картину К Коровина "Северная идиллия" "Я в картине"

При рассматривании подлинников музейный педагог использовап музейные игры и методические приёмы. Чтобы возникние у детей образы дольше проживали, для более полного восприятия, нами, командой детского ...

Занятие в старшей группе. «Знакомство детей с картинами русских художников, описание картин».

Цель: Познакомить детей с картинами русских художников.Задачи: Продолжать знакомить детей с картинами русских художников: Васнецова, Шишкина, Левитана, Саврасова. Закрепить умение отвечать на во...

как научить детей с ОНР составлять рассказы по картине и серии картин

Рекомендации по работе над составлением рассказов по картине и серии картин с детьми с ОНР молодым логопедам....

Конспект занятия по развитию речи «Обучение рассказыванию по картине «Зайцы» (старшая группа) Конспект по развитию речи Обучение рассказыванию по картине «Зайцы» Тема: Обучение рассказыванию по картине «Зайцы»

Это занятие направлено на формирование у детей умения рассказывать по картине «Зайцы» (из серии «Дикие животные» П. Меньшиковой), придерживаясь плана.В перв...