Чему и как учить ребенка третьего года жизни
консультация по теме

Сумина Лариса Юрьевна

 В буклете представлены упражнения по формированию  у малышей элементарных математических представлений: количество, величина, форма.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Буклет для родителей79.24 КБ

Предварительный просмотр:

Если ребенок научился выбирать нужное из нескольких колец, можно научить его собирать пирамиду по порядку, каждый раз напоминая ему, что он должен взять самое большое кольцо.

Форма

  1. Материалы: Три тарелочки (коробочки) одного цвета (лучше всего, если они будут белыми или какого-нибудь другого нейтрального цвета). Три круга, три квадрата и три треугольника.

         Способ: Поставьте тарелочки на стол, а фигурки положите кучкой с одной стороны от тарелочек. Скажите: «Посмотри, сейчас я все круги положу в эту тарелочку, все квадраты - в эту, а все треугольники - в эту» и покажите ребенку, как можно рассортировать эти фигурки. Затем выложите все фигурки из тарелочек и попросите ребенка рассортировать их. Сами же отойдите в сторонку. Не помогайте малышу. Можно лишь изредка подбодрить его улыбкой или словом.

  1. Материалы: набор геометрических фигур, включающий треугольники, круги и квадраты одинакового размера разных цветов.

Возьмите две коробки и набор кругов и квадратов. В каждую из коробок положите образец. Предлагайте ребенку две фигуры на выбор и просите: «Возьми квадрат» или «Возьми круг». Если ребенок правильно выбирает фигуру, подтвердите это: «Да, это квадрат» и попросите положить в коробку с квадратами.

Если ребенок выбирает неправильно, можно показать ему образец («квадрат – такой») и еще раз повторить просьбу. Когда ребенок научится уверенно выбирать названную фигуру, можно предлагать ему выбирать нужную фигуру из трех предъявленных (при этом образец уже не нужен), а затем искать ее среди большего количества фигур, когда, например, он складывает на место фигуры после конструирования.

Отработка таких понятий, как цвет, форма и размер, требует большого количества повторений и активного включения этих понятий в повседневную жизнь.

Старайтесь активно использовать в обиходной речи названия цветов и понятия «большой» и «маленький». Вы можете просить ребенка выбрать желтые носочки, желтую чашку, маленькую ложку и т. д. В продаже имеется печенье в форме геометрических фигур, и во время еды можно предлагать ребенку найти печенье названной формы. Рисуя с ребенком, предлагайте ему выбирать карандаш или фломастер нужного цвета. Цвета и размеры легко можно использовать и в игре, например: «Где большая игрушка? Дай ей желтую тарелку. А где большая ложка? Покорми игрушку» и т. д.

Советы учителя - дефектолога

Чему и как учить

ребенка

Формирование умения определять цвет

Как учить ребенка понятию «желтый» (затем любой цвет)  и слову/жесту, обозначающему «желтый».

Соберите по всему дому желтые предметы – полотенца, рубашки, игрушки. Сложите их в специальную коробку «для сокровищ». Пусть ребенок достает их по одному, а вы каждый раз будете говорить и показывать жестом «желтый». Тренируйтесь каждый день на протяжении нескольких дней.

Разберите с ребенком вещи, отправленные в стирку. Отложите все желтого цвета вещи отдельно.

Пойдите в магазин и выискивайте там товары желтого цвета. Возьмите с собой желтую шапку или шарф, чтобы ребенок мог сравнить цвет и понять, что такое «желтый».

Проведите «желтый» день. Оденьтесь в желтое.

Угостите ребенка желтой грушей, лимоном, бананом, желтым яблоком.

Играть игрушками желтого цвета.

Когда ребенок усвоил понятие «желтый», разложите вещи по местам и вернитесь к нормальной жизни. Но каждый раз, когда вам встречается что-то желтое, повторяйте это слово и соответствующий жест.

Когда этот навык будет освоен, можно отрабатывать красный, зеленый, синий  цвета.

Формирование понятия «один»

Ребенок должен научиться брать по просьбе взрослого один предмет из нескольких предложенных, говорить «один» или использовать соответствующий жест «один» (показывать один палец).

Поставьте тарелку перед какой-либо игрушкой и выложите перед ребенком два - три «яблока». Попросите дать игрушке одно яблоко, одновременно показывая жест «один». Ребенок кладет одно яблоко в тарелку. Укажите ему на яблоко в тарелке и спросите: «Сколько всего яблок?». Ребенок должен научиться отвечать «один» или использовать жест «один». Можно просить ребенка показывать жест «один», указывая пальцем на яблоко, что дополнительно поможет ему соотнести жест и количество предметов. После этого предложите ребенку покормить игрушку яблоком. Пусть она скажет ему, например: «Спасибо, очень вкусно!».

Ввести в повседневную речь понятие «один», говорите: «Возьми одну ложку, одну конфету, дай мне одно печенье», сопровождая свою речь жестом «один». Использование слова «один» в большинстве случаев искусственно, но, тем не менее, его полезно ввести в речь.

Запоминание предъявленных объектов

Две небольшие игрушки и стаканчики, под которыми их можно спрятать. Прячьте на глазах у ребенка под стаканчиками две, а затем три  маленьких игрушки, и спрашивайте: «Где машинка?». Ребенок должен открыть нужный стаканчик, рассмотреть и покатать машинку. Затем снова закройте игрушку стаканчиком и спросите: «Где ки-са?» и т.д.

Величина

Пирамида из четырех-пяти колец разных размеров. Разберите вместе с ребенком пирамиду и заберите себе все кольца. Затем покажите ребенку два кольца и попросите его: «Возьми большое!» или «Возьми маленькое!».

Чередуйте просьбы взять большое или маленькое кольцо, пока вся пирамида не будет собрана. (Пирамида оказывается собранной не по порядку.) Если ребенок ошибается в выборе, повторите просьбу, подкрепляя свои слова жестом, а затем можно помочь ребенку взять нужное кольцо.

Сначала используйте кольца, существенно различающиеся по величине, затем, по мере обучения, можно предъявлять для выбора кольца более близкого размера. В дальнейшем можно предлагать ребенку выбирать самое большое или самое маленькое кольцо сначала из трех, а затем из большего количества колец.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

БЕСЕДЫ С РОДИТЕЛЯМИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА «ЧТО ВАЖНО ЗНАТЬ О РЕБЕНКЕ ТРЕТЬЕГО ГОДА ЖИЗНИ, ЧТОБЫ ПОНИМАТЬ ЕГО?»

Привлечь родителей к обмену мнениями по актуальным для них вопросам взаимоотношений с трехлетним ребенком....

КОНСПЕКТ БЕСЕДЫ С РОДИТЕЛЯМИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА «ЧТО ВАЖНО ЗНАТЬ О РЕБЕНКЕ ТРЕТЬЕГО ГОДА ЖИЗНИ, ЧТОБЫ ПОНИМАТЬ ЕГО?»

КОНСПЕКТ БЕСЕДЫ С РОДИТЕЛЯМИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА «ЧТО ВАЖНО ЗНАТЬ О РЕБЕНКЕ ТРЕТЬЕГО ГОДА ЖИЗНИ,ЧТОБЫ  ПОНИМАТЬ ЕГО?»Цель:привлечь родителей к обмену мнениями по актуальным для них вопросам вз...

Опыт работы "Адаптация ребенка третьего года жизни к условиям дошкольного образовательного учреждения"

Опыт работы "Адаптация ребенка третьего года жизни к условиям дошкольного образовательного учреждения" представленный на профессиональном конкурсе "Воспитатель года - 2010"...

Развитие речи ребенка третьего года жизни (консультация для родителей)

Советы родителям по развитию речи малыша 2-3 лет....

Школа семьи «Учимся понимать своего ребенка» Тема: «Основные психологические особенности ребенка третьего года жизни»

К концу раннего возраста возникает тенденция к самостоятельной деятельности. Феномен "Я сам" означает не только возникновение внешне заметной самостоятельности, но и одновременно отделение ребенка от ...

Консультация для родителей на тему: «Речь ребенка третьего года жизни. Что делать если ребенок не говорит?»

Слово является первичным инструментом нашего мышления, и чтобы совершать сложные умственные действия, детям не­обходима развернутая фразовая речь. Для некоторых детей оказывается достаточно о...

Планирование занятий по развитию элементарных математических представлений у ребенка третьего года жизни в условиях Дома ребенка.

Предлагается система игр - занятий по формированию восприятия  формы  для детей 3-го года жизни...