ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА С ДЕТЬМИ ИЗ СЕМЕЙ ГРУППЫ РИСКА В ПРОЦЕССЕ ПОДГОТОВКИ К ШКОЛЕ В УСЛОВИЯХ ДОУ
материал по коррекционной педагогике (подготовительная группа) на тему

Ажигалиева Наталья Сергеевна

Вопросы взаимодействия социального педагога с детьми из семей группы риска в процессе подготовки ребенка к школе в условиях детского образовательного учреждения (ДОУ) являются актуальными, так как крайне важно создать оптимальные условия для их развития и получения ими образования, сочетая систему психолого-педагогической и медико-социальной помощи и поддержки. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Опыт работы123.59 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки Российской Федерации

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «САРАТОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ИМЕНИ Н.Г. ЧЕРНЫШЕВСКОГО»

Кафедра педагогической психологии и психодиагностики

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА С ДЕТЬМИ ИЗ СЕМЕЙ ГРУППЫ РИСКА В ПРОЦЕССЕ ПОДГОТОВКИ К ШКОЛЕ

В УСЛОВИЯХ ДОУ

(опыт работы)

ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА БАКАЛАВРА

Ажигалиевой Натальи Сергеевны

Саратов 2015

ВВЕДЕНИЕ

Главная цель государственной политики в сфере улучшения положения детей в Российской Федерации заключается в обеспечении социализации детей, которые находятся в особо тяжелой жизненной ситуации, их полной реабилитации и благополучной интеграции в общество. Приоритетными направлениями в этой области выступают: защита прав и интересов ребенка, смягчение негативных последствий сиротства, организация новых учреждений, которые ориентированы на проблемы детей с разными формами средовой дезадаптации. 

Особое значение приобретает решение этой проблемы и реализация представленных положений в отношении детей, которых называют трудными и относят к группе риска. Это дети с проблемами в развитии, которые не имеют резко выраженной патологической характеристики; дети, оказавшиеся без опеки родителей; дети из неблагополучных, асоциальных семей, нуждающиеся в социальной, экономической, психологической и педагогической помощи; дети с проявлениями социальной и психолого-педагогической дезадаптации[1]

Актуальным является вопрос о форме помощи и поддержки в современных условиях формирования общества и развития педагогической теории и практики. 

Согласно статистическим данным, на протяжении последних лет количество детей, которые оказались без попечения родителей, постоянно растет. Резко выросло число детей - социальных сирот, чьи родители по определенным причинам лишены родительских прав. Их доля среди общего количества детей, оставшихся в последнее время без опеки родителей, достигает 95%[2].

Опыт работы социального педагога с данной категорией детей показывает, что сегодня на первое место выходят проблемы не материальные, а психолого-педагогические. Кроме нарушений привязанности у детей группы риска значительно нарушена социализация или процесс вступления в социальную среду, постижения социального опыта и приобщения к системе социальных связей. 

Главное новообразование в ходе воспитания детей группы риска является формирование интеллектуальной, социальной, языковой, физической компетентности. При этом первоначальное значение приобретает социальная компетентность, которая рассматривается как состояние личности, способность и готовность к решению задач, которые стоят перед человеком в повседневной жизни и общении. 

Дефиниция «дети группы риска» в педагогической науке ассоциируется с понятиями «педагогическая запущенность», «трудновоспитуемость», «дезадаптированность». Большую роль в изучении феномена «риск» и его социального аспекта играют исследования отечественных ученых В.И. Зубкова, С.М. Никитина, А.П. Альгина, В.В. Павловой и др. Среди зарубежных авторов известны работы Д. Кристенсона, Н. Лумана, Д. ван дер Верфа, М. Валлаха, А. Стоунера.

Проблемам отклоняющегося поведения детей дошкольного возраста посвящены труды H.H. Верцинской, Г.П. Медведева, A.И. Невского, Ю.В. Гербеева, Э.Г. Костяшкина, Г.М. Потанина, И.П. Прокопьева и других. Особенности отклонений в поведении учащихся начальной школы с точки зрения психологии представлены в изысканиях М.А. Алемаскина, Т.Д. Молодцовой, Д.И. Фельдштейна С.А. Беличевой, Л.М. Зюбина, А.Г. Ковалева и др.

Проблема подготовки детей к школе анализировалась в трудах многих отечественных и зарубежных ученых (Л.А.Венгер, М.И.Лисина, Г.И.Капчеля, Е.О.Смирнова, Э.В.Штиммер А.М.Леушина, Л.Е.Журова, Н.С. Денисенкова, Р.С.Буре, К.А.Климова, и др.).

Несмотря на большое количество исследований, границы понятия «дети группы риска» до сих пор являются достаточно размытыми, поэтому поиск педагогических мер по их социальной адаптации очень затруднен. В результате усугубляется противоречие между существующими теоретическими разработками и современными потребностями социально-педагогической практики.

Исследование деятельности социального педагога с детьми из семей группы риска в условиях ДОУ основано на научных работах Н.И. Гуткиной, Л.С. Выготского, Л.И. Божович, Л.Я. Олиференко, И.В. Дубровина, М.А. Галагузовой, Л.В. Мардахаевой, А.И. Захарова и др.

Актуальность исследования.

Вопросы взаимодействия социального педагога с детьми из семей группы риска в процессе подготовки ребенка к школе в условиях детского образовательного учреждения (ДОУ) являются актуальными, так как крайне важно создать оптимальные условия для их развития и получения ими образования, сочетая систему психолого-педагогической и медико-социальной помощи и поддержки. 

Объект исследования: готовность к школе.

Предмет исследования: взаимодействие социального педагога с детьми из семей группы риска в процессе подготовки к школе в условиях ДОУ.

Цель исследования: изучить взаимодействие социального педагога с детьми из семей группы риска при подготовке к школе в условиях ДОУ.

Гипотеза исследования:  работа социального педагога по диагностике и коррекции когнитивных, эмоциональных поведенческих трудностей у детей группы риска позволяет повысить показатели психологической готовности к обучению в школе.

Задачи исследования:

1.​ рассмотреть особенности детей из семей группы риска;

2. проанализировать возможности социально-педагогической помощи в подготовке к школе семьям группы риска;

3. рассмотреть авторские программы по дошкольному образованию и дать анализ методической литературы разных авторов по исследуемой проблеме;

4. провести экспериментальное исследование для подтверждения представленной выше гипотезы на базе частного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 112 открытого акционерного общества «Российские железные дороги» (Детский сад № 112 ОАО «РЖД») на основе собственной программы подготовки детей к школе.

Новизна исследования заключается в выявлении зависимости работы социального педагога с детьми группы риска и уровнем их психологической готовности к обучению в школе.

Практическая значимость находит отражение в разработке системы подготовки детей группы риска к процессу обучения в школе.

Для решения поставленных задач и проверки гипотезы использовались такие группы методов, как:

1) теоретические (анализ и обобщение литературы по проблеме);

2) эмпирические (социально-педагогическое обследование, психодиагностическое обследование, наблюдение, развивающий эксперимент).

В качестве диагностического инструментария был использован комплекс методик Л.И. Цеханской, Н.И. Гуткиной, А.Н. Бернштейна, В.В. Паутовой, М.А. Галагузовой.

База исследованияДетский сад № 112 ОАО «РЖД».

  1. ОПЫТ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ДЕТЕЙ ИЗ СЕМЕЙ ГРУППЫ РИСКА В ПРОЦЕССЕ ПОДГОТОВКИ РЕБЕНКА К ШКОЛЕ В УСЛОВИЯХ ДОУ

2.1 Описание дизайна эмпирического исследования

Психологическая готовность ребенка к школьному обучению - это комплексное образование, т.к. отставание в развитии одного из компонентов психологической готовности тянет за собой отставание в развитии других, и только качественное и своевременное обнаружение данных отставаний сопровождается повышением уровня психологической зрелости детей старшего дошкольного возраста.

Цель эмпирического исследования – изучить взаимодействие социального педагога с детьми из семей группы риска при подготовке к школе в условиях ДОУ путем внедрения социально-педагогического сопровождения и оценки ее эффективности. В начале данной работы была выдвинута гипотеза: работа социального педагога по диагностике и коррекции когнитивных, эмоциональных поведенческих трудностей у детей группы риска позволяет повысить показатели психологической готовности к обучению в школе.

Этапы эмпирического исследования:

1. первичная диагностика;

2. социально-педагогическая работа с семьями группы риска;

3. контрольная диагностика.

Эмпирическое исследование проводилось на базе частного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 112 открытого акционерного общества «Российские железные дороги» (Детский сад № 112 ОАО «РЖД»).

В исследовании приняли участие 20 детей старшего дошкольного возраста (6-7 лет), из них 4 детей (Света К., Галя Ф., Андрей С., Настя С.) из семей группы риска и 16 детей из обычных семей. Света К. из многодетной семьи. Отец много работает, поэтому уделять много внимания воспитанию детей не может. За воспитание и обучение детей отвечает мама, которая в силу постоянной занятости мало времени проводит непосредственно с детьми. Они играют вместе. При этом старшие дети (две девочки 8 и 10 лет) следят за малышами (Светой К. 6 лет и братом 5 лет). В целом семья Светы К. дружная, дети всегда накормлены и опрятно одеты.

Настя С. воспитывается бабушкой, родители лишены родительских прав из-за пьянства. Бабушка постоянно опекает девочку, которая мало времени вне дома проводит со сверстниками, с детьми общается только в пределах детского сала. Девочка спокойная, но заторможенная, малообщительная, застенчивая.

Андрей С. из неполной семьи, воспитывается мамой и бабушкой. Ребенок гиперактивный, рассеянный, не внимательный.

Галя Ф. из семьи с низким достатком. Родители не работают, часто приходят в детское учреждение пьяными. Одежда у ребенка мятая, волосы не расчесанные. Дети не хотят общаться с ней.

Все 20 дошкольников обучаются по  традиционной образовательной программе «Детство»[3].

Диагностика проходила в три этапа с сентября 2014 года по апрель 2015 года.

Для проверки гипотезы было проведено эксперимент в группе детей старшего дошкольного возраста (6-7 лет) на предмет психологической готовности детей к школе.

Задачи исследования:

1. определение степени сформированности умения детей сознательно подчинять свои действия правилу;

2. проведение систематических занятий с экспериментальной группой детей, в том числе и с детьми из семей группы риска, с целью повышения степени готовности детей к школе;

3. сравнение результатов уровня психологической зрелости дошкольников в начале социально-педагогического сопровождения с результатами, полученными в ходе проведенного эксперимента.

На первом этапе необходимо было определить степень форсированности умения детей сознательно подчинять свои действия правилу, обобщенно определяющему способ действия и умению внимательно слушать говорящего, выполнять работу по образцу и выполнять определенную последовательность действий. С этой целью использовали методики: «Узор» Л.И. Цеханской, «Домик» Н.И. Гуткиной, «Последовательность событий» А.Н. Бернштейна.

Изучение сформированности умения детей сознательно подчинять свои действия правилу

(методика «Узор» Л.И. Цеханской[4])

Назначение. Данная методика предназначена для изучения степени сформированности умения детей сознательно подчинять свои действия правилу.

Инструментарий. Методика состоит геометрических фигур, расположенных в три ряда.

Время проведения. Не ограничено.

Процедура обследования. После того как психолог убедится, что инструкция понятна, обследуемый начинает выполнять задание.

Интерпретация результатов.

Правильными считаются соединения, соответствующие диктанту. Штрафные очки начисляют за лишние соединения, не предусмотренные диктантом, и за «разрывы», или пропуски «зон соединения» между правильными соединениями.

Подробное описание методики представлено в приложении А. 

Определение уровня развития мелкой моторики

(методика "Домик" Н.И. Гуткиной[5])

Назначение. Данная методика предназначена для выявления умения ребенка ориентироваться в своей работе на образец.

Инструментарий. Картинка, изображающая домик, отдельные детали которого составлены из элементов прописных букв.

Время проведения. Не ограничено.

Процедура обследования. После того как психолог убедится, что инструкция понятна, обследуемый начинает выполнять задание.

Интерпретация результатов.

Обработка экспериментального материала осуществляется путем подсчета балов, начисляемых за ошибки.

 Безошибочное копирование рисунка оценивается 0 баллов.

  Ошибками считаются:

 а) отсутствие, каких либо деталей рисунка. (4 балла). Оцениваемые детали: правая половина забора, левая половина забора, дым, труба на крыше, крыша, штриховка на крыше, окно, линия, изображающая основание домика;

 б) увеличение отдельных деталей рисунка более чем в 2 раза при относительно произвольном сохранении размера всего рисунка. (3 балла за каждую увеличенную деталь);

в) неправильно изображенный элемент рисунка. (2 балла). Неверно воспроизведенное количество элементов в детали рисунка не считается за ошибку, то есть неважно сколько будет палочек в заборе, колечек дыма или линий в штриховке крыши.

г) неправильное расположение деталей в пространстве рисунка (1 балл): расположение забор не на одной общей с основанием дома линии, а как бы в подвешенном в воздухе или ниже основания домика; смещение трубы к левому углу крыши; существенное смещение окна в какую-либо сторону от центра; расположение дыма более чем на 30 градусов отклоняется от горизонтальной линии; основание крыши по размеру соответствует основанию домика, а не превышает его;

д) отклонение прямых линий более чем на 30 градусов от заданного направления. (1 балл).

е) разрывы между линиями в тех местах, где они должны быть соединены (1 балл за каждый разрыв). Если линии штриховки крыши не доходят до линии крыши, 1 балл ставится за штриховку в целом, а не за каждую линию штриховки отдельно;

ж) залезание линий одна на другую. (1 балл за каждое залезание).

В зависимости от суммы баллов делается вывод об уровне сформированности произвольного внимания, умения действовать по образцу и др.

Подробное описание методики представлено в приложении Б.

Выявление сообразительности, умения понимать связь событий и строить последовательные умозаключения

(методика «Последовательность событий» А.Н. Бернштейна[6])

Назначение. Данная методика предназначена для выявления сообразительности, умения понимать связь событий и строить последовательные умозаключения.

Инструментарий. Серия сюжетных картинок (в количестве 3-6 картин), на которых изображены этапы какого-либо события. 

 Время проведения. Не ограничено.

Процедура обследования. После того как психолог убедится, что инструкция понятна, обследуемый начинает выполнять задание.

Интерпретация результатов.

Считается, что испытуемый не справился с заданием, если:

1) не смог найти последовательность картинок и отказался от рассказа;

2) по найденной им самим последовательности картинок составил нелогичный рассказ;

3) составленная испытуемым последовательность не соответствует рассказу (за исключением тех случаев, когда ребенок после наводящего вопроса взрослого меняет последовательность на соответствующую рассказу);

4) каждая картинка рассказывается отдельно, сама по себе, не связанно с остальными — в результате не получается рассказа;

5) на каждом рисунке просто перечисляются отдельные предметы.

Подробное описание методики представлено в приложении В.

Работа с детьми, педагогами и родителями

 (методика «Движения-помощники» В.В. Паутовой[7])

Назначение. Данная методика предназначена для снятия отрицательного напряжения и развития творческого сотрудничества с родительским коллективом.

Время проведения. Не ограничено.

Процедура обследования. Проведение физических упражнений в спокойной расслабляющей обстановке, способствующей снятию мышечного и психологического напряжения.

Подробное описание методики представлено в приложении Г.

Диагностическое обследование семей группы риска

(методика М.А. Галагузовой)[8]

Цель исследования: проанализировать состояние семьи ребёнка как системы социального развития.

Информационно-исследовательские задачи:

1. выяснить эмоциональное состояние ребёнка, его отношение к семье;

2. проанализировать отношения членов семьи между собой и в отношении к ребёнку.

Эмоциональное отношение в семье выяснялось на ряде тестов-рисунков, такие, как автопортрет, дом-дерево-человек, несуществующее животное, моя семья.

Тест «Автопортрет». Человек, рисуя свой портрет, невольно выделяет определенные черты лица, которые для социального педагога дают информацию о психологическом состоянии человека[9]. Например, выделенные, широко открытые глава -  сигнал тревожности, сверхчувствительность и зависимость от чужого мнения. Большой рот – веселое состояние, огромные зубы – сигнал агрессии. Изображение рук символизирует контакт личности с окружающим миром.

Тест «Дом - дерево – человек». Дерево - символ жизненной энергии, стремление к жизни можно определить по толщине ствола и веток. О подходе к жизни говорят месторасположения и размеры самого дерева. Если у нарисованного дома отсутствует дверь – ребенок замкнут, а количество окон – желание общаться с миром. Месторасположения человека в окружении дерева и дома рассказывает об отношении ребенка к самому себе.

Тест «Несуществующее животное». Значение имеет расположение животного на листе бумаги, Наличие дополнительных деталей на голове – сигнал агрессии. Степень нажима карандаша на бумагу – спокойствие или тревога.

Тест «Моя семья». Порядок и размеры размещенных на рисунке фигур членов семьи сможет рассказать социальному работнику о доминирующем положении его членов, в частности, самого ребенка.

Общая динамическая картина, полученная при проведении представленных выше методик, позволит на 1 этапе сделать вывод об уровне сформированности психологической и других видов готовности детей к школе в начале экспериментальной работы.

Проведение запланированных систематических занятий на 2 этапе коррекционной работы, а также намеченных мероприятий с семьями группы риска направлено на повышение данного показателя у детей из данной категории семей.

На 3 этапе запланировано проведение контрольной диагностики, которая должна подтвердить представленную в начале работы гипотезу о повышении общей подготовки к обучению в школе в результате системного подхода в диагностике и коррекции когнитивных, эмоциональных поведенческих компонентов детей данной группы.

Таким образом, применение описанных выше методик даст возможность подкорректировать отсутствие необходимых умений и навыков детей из семей группы риска.

Анализ проведенного исследования с применением методики «Узор», направленного на изучение сформированности умения детей сознательно подчинять свои действия правилу на 1 этапе эксперимента показал, что большая часть детей (60%) имеет средний уровень сформированности умения сознательно подчинять свои действия определенному правилу, 4 ребенка (20%) – высокий уровень и 4 ребенка (Света К., Галя Ф., Андрей С., Настя С.)  – низкий уровень.

Для выявления степени сформированности  умения ориентироваться в своей работе на образец, уровня сенсомоторной координации и тонкой моторики руки использовали методику «Домик» Н.И. Гуткиной Анализ полученных данных позволил сделать вывод о том, что наблюдаемая нами группа детей (Света К., Галя Ф., Андрей С., Настя С.) плохо справилась с заданием. Так Света К. постоянно исправляла, многократно прочерчивая одни и те же линии. В результате рисунок оказался неопрятным, очертания проведены с большими отклонениями, многие детали рисунка отсутствовали. Галя Ф. аккуратно выполнила работу. Ее линии наоборот слишком тонкие, настолько, что домик получился без одной стены, значительно меньшего размера. Настя С. изобразила домик чересчур большим, допустила много неточностей, некоторые детали искажены достаточно сильно. Андрей С. справился с заданием наполовину. Его домик нарисован с большим наклоном вбок, много неточных деталей, все линии с разрывами.

Остальные 16 детей справились с заданием с небольшими замечаниями.

Для исследования развития логического мышления, речи и способности к обобщению использовали методику «Последовательность событий», разработанную А.Н. Бернштейном.

Из экспериментальной группы с заданием справилось только 5 детей, которые сумели правильно разложить картинки на столе и по ним составить верное описание событий. 6 человек смогли выполнить это задание только с помощью наводящих вопросов педагога. 6 детей, среди которых были Андрей С. и Настя С. не смогли ни разложить правильно картинки, ни описать события. Еще двое детей просто молчали, не ответив ни на один вопрос педагога. Света К. и Галя Ф. последовательность картинок не угадали, но в целом смогли описать, какие события происходят.

Таким образом, 80% испытуемых хорошо справились с заданием. 20% не справились, при этом 10% интуитивно понимали смысл нарисованного на картинках, но отсутствие конкретных знаний не позволило ребенку справиться с заданием окончательно. Двое детей из семей группы риска, как показал эксперимент, имеют примитивный уровень развития речи.

Итоги исследования начальной степени формирования готовности к школе представлены в таблице 1.

В целом данные начального исследования, представленные на рис.1, показывают, что 5 детей (25%) имеют высокий уровень психологической готовности к школе, 4 детей (20%) – низкий уровень. Преобладает средний уровень умения детей повторять определенные заданные действия.

Графически статистические данные представлены на рис. 1.

Таблица 1

Результаты диагностики готовности детей к школе на первом этапе (в баллах)

Имя ребенка

Методика «Узор» Л.И. Цеханской

Методика

«Домик» Н.И. Гуткиной

Методика «Последовательность событий» А.Н. Бернштейна

Общий уровень

Таня В.

8

7

9

С (8,0)

Женя К.

10

8

11

С (9,7)

Света К.

6

5

8

Н (6,3)

Оля Г.

12

13

13

В (12,7)

Алеша Д.

8

7

10

С (8,3)

Марат М.

9

8

13

С (10,0)

Саша Л.

10

8

11

С (9,7)

Маша С.

13

12

13

В (12,7)

Галя Ф.

6

7

7

Н (6,7)

Артур З.

13

11

14

В (12,7)

Катя Е.

9

10

10

С(9,6)

Настя И.

11

11

13

С(11,7)

Георгий К.

14

13

15

В(14)

Настя Р.

8

8

9

С(8,3)

Федор С.

11

10

13

С(11,3)

Даниил Л.

9

12

11

С(10,7)

Рома Т.

10

10

11

С(10,3)

Андрей С.

8

5

6

Н(6,3)

Настя С.

7

6

10

Н(7,7)

Оля К.

13

12

14

В(13,0)

где, В – высокий уровень, С – средний уровень, Н – низкий уровень.

        

Анализ рис. 1 показывает, что в целом большая часть детей имеет средний уровень психологической готовности к школе. Дети из семей группы риска на первом этапе экспериментальной работы имеют низкий уровень готовности.

Второй этап эксперимента заключался в проведении систематических занятий с экспериментальной группой детей, в состав которой входили и дети из семей группы риска. Цель занятий - повышение степени готовности детей к школе средствами кинезиологических упражнений «движения-помощники» по программе В.В. Паутовой (Приложение Г)[10].

Рис.1.

Статистические данные в начале эксперимента

В основе программы «Движения – помощники», созданной старшим преподавателем кафедры психологии Алтайской Государственной Педагогической Академии В.В. Паутовой, лежит межполушарная координация мозга, обеспечиваемая наличием нервных связей между левым и правым полушарием. Как установила автор данной программы, физические упражнения не игнорируют физиологические закономерности развития мозга, не ускоряют их и не замедляют формирование отдельных его отделов, не замещают искусственно функции одного полушария функциями другого. Эффективное влияние этой методики на освоение ребёнком учебных предметов происходит за счет целенаправленного развития межполушарной проводимости, улучшения синхронизации в работе правого и левого полушарий головного мозга. 

В основе такой подготовки лежит принцип развивающего обучения, ребенок дошкольного возраста развивается в целом: умеет сравнивать и обобщать собственные наблюдения; видит и понимает красоту движений. У него совершенствуется речевое развитие, мышление, физические способности, рефлексия поведения.

Полноценная реализация данной подготовки строится на совместной практической деятельности педагогов, родителей и детей. Необходимо отметить, что эту методику подготовки к школе можно использовать
не только дошкольными учреждениями общеразвивающего типа, но и коррекционного типа. 

Главная цель этой программы - создание условий повышения уровня готовности детей к школе средствами кинезиологических упражнений. 
Она достигается решением таких задач, как:

1) улучшение физического и психического развития детей; 

2) формирование у дошкольников единых представлений о правильных движениях, роли двигательной активности в их жизни; 

3) развитие потребностей и мотивов дальнейшего применения данного рода упражнений; 

4) воспитание самостоятельности и творческой активности; 

5) двигательное усвоение детьми арсенала асимметрических упражнений. 

В программе «Движения-помощники» представлены формы работы с родителями и педагогами, а также определены программные требования к освоению детьми знаний, умений и навыков кинезиологических упражнений. Методика включает основные наиболее эффективные для развития межполушарной активности мозга формы, составляющие целостную кинезиологическую технику подготовки детей к школе в условиях дошкольного образовательного учреждения и состоит из 4 взаимосвязанных частей, содержащих специфические задачи и организационно-методические указания. 

Таким образом, специфическая программа «Движения-помощники» В.В. Паутовой нацелена на повышение степени информированности в различных областях мыслительной деятельности ребенка за счет освоения детьми знаний, умений и навыков кинезиологических упражнений, способствующих межполушарной координации мозга, обеспечиваемой наличием нервных связей между левым и правым полушарием.

На этом этапе также проводилась социально-психологическая диагностика семей группы риска.

Работа состояла из 4 частей, охватывая детей, педагогов и родителей.

Успех в воспитании детей всегда зависит от степени сотрудничества детей, родителей и педагогов. Результат воспитания может быть успешным лишь при условии, если педагоги и родители станут равноправными партнёрами, потому что они воспитывают одних и тех же детей. В основе этого союза должно лежать единство стремлений, взглядов на образовательный процесс, сформированные совместно общие цели, образовательные задачи и пути достижения намеченных результатов[11].

Учитывая, что большая часть родителей не имеют педагогического образования, они испытывают определенные трудности в установлении контактов с детьми. Педагоги и родители должны вместе искать наиболее эффективные способы решения этой проблемы, определять содержание и формы педагогической деятельности.

Нами в ходе коррекционной работы были намечены определенные мероприятия, направленные на социально-педагогическое обследование семей группы риска. С этой целью было проведено психологическое обследование социальной ситуации в семье, наличие в ней фактов какого-либо неблагополучия с применением рисуночной методики, интерпретация которой дает возможность четко представить картину отношений к ребёнку в семье[12].

По сравнению с другими методиками, например, тестированием, анкетированием, данный способ более эффективен, т.к. рисуя, человек не догадывается о его информативности, позволяя экспериментатору – социальному педагогу видеть психологическую картину состояния человека[13].

Проведение методики тестирования с помощью рисунков показало, что более 30% детей изобразили себя на автопортрете с большими глазами, что означает недоверчивость, подозрительность. 15% воспитанников, участвующих в социально-педагогической деятельности, изобразили большой, как у клоуна, рот, что показывает вынужденную приветливость. 22% детей «украсили» рот большими зубами (неприкрытая агрессия). 25% детей нарисовали руки как боксёрская перчатка, что несет информацию о вытесненной агрессии.

При изображении дерева 40 % детей показали позитивное отношение к жизни. Растение у них нарисовано в центре и занимает очень много места на листе. Причем у всех четырех детей из семей группы риска ветви дерева опущены вниз, что является показателем депрессии и замкнутости, нерешенных проблем.

19 дошкольников изобразили дом с окнами и дверями, что говорит об открытости и их позитивном настрое. На рисунке Гали Ф. нет ни окон, ни дверей. Это информация подтверждает для социального работника, что девочка слишком замкнута, закрыта от других. Отсутствие окон на ее рисунке – это нежелание впускать чужих в свой внутренний мир. Практически все дети изобразили дом без трубы и дыма, объясняя, что у них дома нет трубы. Света К. и Андрей С. нарисовали большой столб дыма, что символизирует о большом количестве эмоциональной теплоты дома. Причем у Андрей С. на рисунке окна несоразмерно широкие, что говорит о развязности и рассеянности ребенка.

Дети из обычных семей изобразили несуществующее животное в центре рисунка, что говорит о достаточной самооценке дошкольников. Галя Ф. нарисовала маленькое животное в самом нижнем углу листа, что свидетельствует о крайней неуверенности в себе. Остальные трое детей из семей группы риска изобразили на голове существа большое количество выступов и рогов, что является свидетельством определенной агрессии.

Две трети детей на рисунке «Моя семья» изобразили мать в доминантном положении, т.е. больше по размерам, чем отец и другие члены семьи. У Насти С. две фигуры – большая, изображающая бабушку, и маленькая – сама девочка. Интересный факт – 50 % всех детей показали на рисунке отца на машине, что подтверждает занятость главы семьи, частое отсутствие дома.

Результатом проведенной диагностики явилось распределение функций между разными специалистами и службами образовательного учреждения по работе с семьями группы риска (таблица 2).

Таблица 2

Вариант распределения функций между разными специалистами и службами образовательного учреждения по работе с неблагополучными семьями

Должность, служба

Функции

Примечания

Заведующий ДОУ

Информационная - разъяснение родителям и педагогам юридического аспекта проблемы нарушения прав маленького ребёнка.

Контролирующая.

знакомит всех родителей и педагогов с Конвенцией о правах ребенка.

 Формы работы разные.

Все службы.

Методист, старший воспитатель

Координирующая.

- получает запросы от психологов и педагогов;

- дает соответствующие поручения обеим службам;

- контролирует качество исполнения.

Психолог

Диагностическая по психологическим факторам.

Последующая коррекционная.

Мониторинг психологического состояния семей группы риска

Постоянно удерживает в зоне своего внимания:

- детско-родительские отношения в группе риска; установки и ценности родителей;

- их детский опыт;

-родительские ожидания и их коррекцию;

- нарушения супружеских взаимоотношений в семье;

 - родительскую некомпетентность.

Социальный педагог

Диагностическая по социальным факторам риска.

Оказание помощи через взаимодействие с социальными службами города.

при необходимости оказывает помощь в решении социальных проблем семьи

Медицинская служба

Мониторинг здоровья ребенка.

передает «сигналы неблагополучия» другим службам.

Педагогический коллектив

Формирующая

 - формирование понимания родительства как необходимого условия личностного роста взрослого человека;

- повышение родительской компетентности.

Мониторинг психологического состояния ребёнка.

Вся экспериментальная деятельность осуществлялась на основе программы, разработанной авторами и апробированной на базе детского сада № 112 ОАО «РЖД» (Приложение Д). 

Таким образом, осуществление социально-педагогического сопровождения за период с сентября 2014 года по апрель 2015 года направлено на повышение уровня сформированности психологической готовности дошкольников, снижение степени тревожности в семьях группы риска и создание комфортной социально-психологической обстановки в данных семьях.

Контрольная диагностика

На завершающем этапе социально-педагогического исследования проводилась повторная диагностика сформированности готовности дошкольников к школе с использованием описанных выше методик. Полученные результаты представлены в таблице 3.

Таблица 3

Уровень сформированности готовности детей к школе в конце эксперимента (в баллах).

Имя ребенка

Методика «Узор» Л.И. Цеханской

Методика

«Домик» Н.И. Гуткиной

Методика «Последовательность событий» А.Н. Бернштейна

Общий уровень

Таня В.

11

10

11

С (10,7)

Женя К.

12

10

12

С (11,3)

Света К.

8

8

10

С (8,9)

Оля Г.

13

14

14

В (13,6)

Алеша Д.

11

9

13

С (11,2)

Марат М.

12

12

14

С (11,0)

Саша Л.

13

10

12

С (11,8)

Маша С.

14

13

14

В (13,7)

Галя Ф.

7

7

9

Н (7,6)

Артур З.

14

13

14

В (13,7)

Катя Е.

10

12

14

С(12,0)

Настя И.

12

13

14

В(13,0)

Георгий К.

15

14

16

В(15)

Настя Р.

9

10

11

С(10,0)

Федор С.

13

11

14

С(12,7)

Даниил Л.

10

13

13

С(12,0)

Рома Т.

11

12

14

В(12,3)

Андрей С.

9

6

7

Н(7,3)

Настя С.

9

8

11

С(9,3)

Оля К.

14

14

15

В(14,3)

Общий анализ представленных в таблице 3 данных показывает, что в результате проведенных занятий доля детей со средним уровнем психологической зрелости осталась прежней, количество дошкольников с низким уровнем снизилось в 2 раза (с 20% до 10%), а число ребят с высоким уровнем психологической готовности к школе увеличилось на 10% (с 25% до 35%).

Общая динамическая картина, графически представленная на рис. 2, позволяет сделать вывод, что уровень сформированности психологической и других видов готовности детей к школе в результате систематических занятий повысился.

Рис. 2

 Статистические данные контрольного эксперимента

Наблюдения за детьми из семей группы риска (Света К., Галя Ф., Андрей С., Настя С.) показали, что их общий уровень значительно вырос. Так, Света К. и Настя С. действительно поднялись на следующую ступень своего обще физиологического развития с низкого уровня зрелости на средний уровень. Однако Галя Ф. и Андрей С., несмотря на общее увеличение количества баллов в ходе занятий остались на низком уровне сформированности психологической зрелости.

Можно предположить, что при повторном обучении по данной программе на следующий год, согласно предположению, Г. Витцлака, эти дети вполне смогут повысить свой уровень зрелости до среднего и тем самым значительно улучшить освоение школьной программы первого класса[14].

Таким образом, в ходе эксперимента было установлено, что:

  1. у детей повысился уровень сформированности умения работать по образцу;
  1. дошкольники после проведения серии занятий по специальной программе стали лучше определять последовательность действий;

3. в ходе систематических занятий у дошкольников повысилась степень информированности в следующих областях: формирование представлений о роли мелкой моторики, осуществляемой ладонью и пальцами; развитие понимания значения каждого пальчика для организма человека;

4. эти сведения становятся важным дополнительным компонентом физической и умственной подготовленности детей. Так, все 20 дошкольников стали более внимательно прислушиваться к тому, что говорит педагог;

5. у всех дошкольников, участвующих в социально-педагогическом сопровождении, улучшилась сенсомоторная координация в силу усовершенствования нервных связей между левым и правым полушариями, открывая реальный путь ребенку в более эффективном усвоении обучающих программ и действий;

6. социально-педагогическая работа подтвердила улучшение тонкой моторики руки.

У экспериментальной группы детей, в том числе и у детей группы риска, улучшились показатели сформированности умения сознательно подчинять свои действия правилу.

Таким образом, подтвердилась выдвинутая нами в начале эксперимента гипотеза о повышении показателей психологической готовности к обучению в школе в результате работы социального педагога по диагностике и коррекции когнитивных, эмоциональных поведенческих трудностей у детей группы риска.

ПРИЛОЖЕНИЯ

ПРИЛОЖЕНИЕ А

Методика "Узор" Л.И. Цеханской

Инструкция к проведению. Детям говорят: "Мы будем учиться рисовать узор. У вас на ли сточках нарисованы ряды треугольников, квадратов и кружков. Мы будем соединять треугольники и квадраты, чтобы получился узор. Надо внимательно слушать и делать то, что я буду говорить. У нас будут такие три правила: 1) два треугольника, два квадрата или квадрат с треугольником можно соединять только через кружок; 2) линия нашего узора должна идти только вперед; 3) каждое новое соединение надо начинать с той фигурки, на которой остановились, тогда линия будет непрерывной и в узоре не получится промежутков. Посмотрите на листочек, как можно соединять треугольники и квадраты (внимание детей обращается на образец, дается его анализ). Теперь учитесь соединять сами. Посмотрите на "полоску" фигур внизу страницы. Соедините два квадрата, квадрат с треугольником, два треугольника, треугольник с квадратом".

Далее следует первая серия эксперимента (диктанта). Проверяющий говорит: "Теперь мы будем рисовать на другом листочке. Вы должны внимательно слушать и соединять те фигуры, которые я буду называть, но не забывайте, что их можно соединять только через кружок, что линия узора должна идти все время вперед и быть непрерывной, то есть начинать каждое новое соединение надо с той фигурки, на которой кончилась линия. Если ошибетесь, то не исправляйте ошибку, а начинайте со следующей фигурки". Закончив первую серию диктанта, переходят ко второй, а затем — к третьей.

При оценке результатов правильными считаются соединения, соответствующие диктанту. Штрафные очки начисляют за лишние соединения, не предусмотренные диктантом, и за "разрывы", или пропуски "зон соединения" между правильными соединениями.

ПРИЛОЖЕНИЕ Б

Методика "Домик" Н.И. Гуткиной

Инструкция испытуемому: "Перед тобой лежит лист бумаги и карандаш. На этом листе я прошу тебя нарисовать точно такую картинку, какую ты видишь на этом рисунке (перед испытуемым кладется листок с "Домиком"). Не торопись, будь внимателен, постарайся, чтобы твой рисунок был точно такой же, как этот, на образце. Если ты что-то не так нарисуешь, то стирать резинкой или пальцем ничего нельзя (необходимо проследить, чтобы у испытуемого не было резинки), а надо поверх неправильного или рядом нарисовать правильно. Тебе понятно задание? Тогда приступай к работе".

По ходу работы ребенка необходимо зафиксировать: 1) какой рукой он рисует (правой или левой); 2) как он работает с образцом: часто ли смотрит на него, проводит ли воздушные линии над рисунком-образцом, повторяющие контуры картинки, сверяет ли сделанное с образцом или, мельком взглянув на него, рисует по памяти; 3) быстро или медленно проводит линии; 4) отвлекается ли во время работы; 5) высказывания и вопросы во время рисования; 6) сверяет ли испытуемый после окончания работы свой рисунок с образцом. Когда ребенок сообщает об окончании работы, ему надо предложить проверить, все ли у него верно. Если он увидит неточности в своем рисунке, он может их исправить, но это должно быть зарегистрировано экспериментатором.

Обработка экспериментального материала проводится путем качественного анализа ошибок. Ошибками считаются:

а) отсутствие какой-либо детали рисунка;

б) искажение пропорций рисунка: изменение относительных размеров деталей рисунка;

в) увеличение всего рисунка более чем в два раза;

г) неправильно изображенный элемент рисунка;

д) неправильное расположение деталей в пространстве рисунка;

е) отклонение прямых линий более чем на 30° от заданного направления;

ж) разрывы между линиями в тех местах, где они должны быть соединены;

з) "залезание" линий одна за другую.

При интерпретации результатов эксперимента необходимо учитывать возраст испытуемого. Так, дети 5,5 — 6 лет редко выполняют задание совсем без ошибок в связи с недостаточной зрелостью мозговых структур, отвечающих за сенсомоторную координацию. Если же испытуемый 10 лет допускает более 1 ошибки, то это свидетельствует о неблагополучии в развитии одной или нескольких исследуемых методикой психологических сфер.

При анализе детского рисунка необходимо обратить внимание на характер линий: очень жирные или "лохматые" линии могут свидетельствовать согласно имеющейся по этому вопросу литературе о тревожности ребенка. Но вывод о тревожности ни в коем случае нельзя делать на основании одного лишь рисунка. Возникшее подозрение необходимо проверить специальными экспериментальными методами по определению тревожности.

Методику "Домик" можно рассматривать как аналог второго и третьего заданий теста Керна—Йирасека, а именно срисовывания письменных букв (второе задание) и срисовывания группы точек (третье задание). Сопоставление результатов по указанным методикам позволило сделать вывод, что методика "Домик" выявляет те же психологические особенности в развитии ребенка, что и второе, и третье задания теста Керна—Йирасека.

ПРИЛОЖЕНИЕ В

Методика «Последовательность событий» А.Н. Бернштейна

Инструкция испытуемому: "Посмотри, перед тобой лежат картинки, на которых нарисовано какое-то событие. Порядок картинок перепутан, и тебе надо догадаться, как их поменять цветами, чтобы стало ясно, что нарисовал художник. Подумай, переложи картинки, как ты считаешь нужным, а потом составь по ним рассказ о том событии, которое здесь изображено".

Задание состоит из двух частей: 1) выкладывание последовательности картинок; 2) устный рассказ по ним.

Бывают случаи, когда при неправильно найденной последовательности рисунков испытуемый, тем не менее, сочиняет логичную версию рассказа. Такое выполнение задания рассматривается как хорошее.

Если испытуемый правильно нашел последовательность, но не смог составить хорошего рассказа, то желательно задать ему несколько вопросов, чтобы уточнить причину затруднения. Так ребенок может интуитивно понимать смысл нарисованного на картинках, но ему не хватает конкретных знаний для объяснения того, что он видит. Для примера дошкольнику предлагают картинку с сюжетом "Половодье".

Составление рассказа с помощью наводящих вопросов расценивается как выполнение задания на среднем уровне. Если испытуемый правильно нашел последовательность, но не смог составить рассказа даже с помощью наводящих вопросов, то такое выполнение задания рассматривается как неудовлетворительное.

Считается, что испытуемый не справился с заданием, если:

1) не смог найти последовательность картинок и отказался от рассказа;

2) по найденной им самим последовательности картинок составил нелогичный рассказ;

3) составленная испытуемым последовательность не соответствует рассказу (за исключением тех случаев, когда ребенок после наводящего вопроса взрослого меняет последовательность на соответствующую рассказу);

4) каждая картинка рассказывается отдельно, сама по себе, не связанно с остальными — в результате не получается рассказа;

5) на каждом рисунке просто перечисляются отдельные предметы.

Если экспериментатор сталкивается с феноменами, описанными в 4-м и 5-м пунктах, то необходима тщательная проверка интеллектуальных способностей ребенка, поскольку невозможность связать события воедино (4), а тем более соединить отдельные предметы на одной картинке в целостную композицию (5) могут свидетельствовать об отсутствии обобщения, что в возрасте 6 — 7 лет, по данным патопсихологов, наблюдается в случае задержки психического развития или даже умственной отсталости.

Описание картинки путем перечисления отдельных предметов означает примитивный уровень развития речи испытуемого.

Если ребенок описывает картинку путем называния отдельных предметов, он находится на гораздо более низком уровне развития мышления, чем остальные его сверстники, дающие полноценное описание сюжета.

ПРИЛОЖЕНИЕ Г

Методика «Движения-помощники» В.В. Паутовой

Часть 1. Работа с детьми

Упражнения из комплекса по снятию отрицательного напряжения и улучшения мозгового кровообращения: 

1. Исходное положение (и.п.) - сидя на стуле сжать кисти в кулаки как можно сильнее. Напрячь руки. Разжать кулаки и пошевелить пальцами. Встряхнуть их. Испытать чувство расслабления. Повторить З - 4 раза. 
         2. И. п. - сидя на стуле приподнять плечи с напряжением, затем опустить их (повторить З раза). Затем приподнять по З раза каждое плечо. Положить подбородок на грудь. Повернуть подбородок и шею направо, затем налево. Повторить З - 4 раза. Сесть прямо и удобно, почувствовать, как расслабилась шея. 

3. Пригибаем и разгибаем верхнюю часть ушей вниз и вверх словно бы раскатывая и скатывая уши. Ушки должны стать тёплыми. Повторить 6 - 8 раз. 

Упражнения из комплекса по асимметрической гимнастики, направленной на улучшение межполушарной синхронизации: 
          1. «Кулак - ребро - ладонь»: Три положения руки на плоскости стола, последовательно сменяют друг друга. Ладонь, сжатая в кулак ладонь, ладонь ребром на плоскости стола, ладонь на плоскости стола и т.д. Выполнять сначала правой рукой, потом - левой. Усложнить и выполнять двумя руками вместе (8 - 1G раз). Упражнение выполняется под команду (кулак - ребро, ладонь). 
         2. «Колечко»: Поочерёдно и как можно быстрее перебирать пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем. Соединять последовательно - указательный средний и т. д. Потом выполнить в обратном направлении - от мизинца к указательному пальцу. Сначала упражнение выполнять только одной рукой, затем усложнить, и выполнять сразу двумя руками. 
          3. «Лезгинка»: Левую руку сложите в кулак, большой палец отставьте в сторону, кулак разверните пальцами к себе. Правой рукой пря- 
Библиографический список мой ладонью в горизонтальном положении прикоснитесь к мизинцу левой руки. После этого одновременно смените положение правой и левой руки. Повторить упражнение 6-8 раз. Добиваться высокой скорости смены положения. 

Часть 2. Работа с педагогами 

Данный вид работы направлен на решение следующих задач: 
- осознание педагогами роли и значения кинезиологических упражнений в развитии детей; 

- знание средств, методов и форм внедрения кинезиологии в условия ДОУ в процессе подготовки детей к школе; 

- овладение методикой использования кинезиологических упражнений; 
- формирование умения планировать, прогнозировать и контролировать функциональное состояние обучаемых детей в режиме дня. 

Часть 3. Работа с родителями.

Важным условием эффективности работы по подготовки детей к школе средствами кинезиологических упражнений является творческое сотрудничество с родительским коллективом. Работа ведётся в двух направлениях: повышение педагогической культуры родителей и более внимательная с их стороны забота о здоровье, развитии детей средствами кинезиологии. 
      Часть 4. Массовые мероприятия 

К массовым мероприятиям, направленных на подготовку детей к школе средствами кинезиологических упражнений относятся: 
- физкультурный досуг развивающей направленности - содержание досуга составляют знакомые детям игры и кинезио-логические упражнения. Длительность досуга - 25 минут; 

- физкультурный праздник - демонстрация выполнения детьми кинезиологических упражнений. Длительность праздника 1-1,5 часа в зависимости от сезона; основу праздника составляют двигательные забавы и асимметрические упражнения; 

- день здоровья - его задачей является забота о профилактике нервной системы детей, оздоровление организма в тесной связи с развивающей работой, а также с поддержанием положительно-эмоционального состояния психики. 

ПРИЛОЖЕНИЕ Д

Программа психолого-педагогической взаимодействия социального педагога с детьми из семей группы риска в процессе подготовки к школе в условиях ДОУ

 

Пояснительная записка

Конец дошкольного периода – это время наступления так называемой школьной зрелости. В последнее время возросло количество детей не способных справиться с учебной нагрузкой и адаптироваться к школьной жизни. Возрастание объемов информации, интенсификация обучения, увеличение нагрузки наряду с ухудшающемся здоровьем и школьных проблем заставляют педагогов и родителей искать варианты такой подготовки, которая смогла бы обеспечить ребенку нормальную адаптацию в школе.

Задача педагогов и родителей заключается в том, чтобы обеспечить полноценное и гармоничное развитие ребенка. Одним из ключевых моментов является психологическая готовность. Ее содержание включает в себя определенную систему требований, которые будут предъявлены ребенку во время обучения, и важно, чтобы он был способен с ними справиться. Школьная готовность подразумевает под собой три составляющие: личностная, эмоционально - волевая и интеллектуальная готовность.

При составлении программы старались быть  усчитаны функциональные возможности детей, посещающих детский сад компенсирующего вида. А так же их адаптивные ресурсы, ограничения, которые связаны со здоровьем, спецификой развития и многое другое:

                                 

Неспецифические факторы риска, связанные с соматической ослабленностью из-за хронических или частых и длительных заболеваний, либо с нарушениями психического здоровья (гиперреактивность, синдром дефицита внимания, комплекс невроз подобных расстройств –нарушение сна, страхи), с нарушением опорно – двигательного аппарата (нарушение осанки, плоско вальгусные стопы, нарушение в шейном отделе позвоночника и др.)

Специфические факторы риска, связанные с несформированностью познавательных функций, таких как речевое, моторное  развитие, зрительно – пространственное восприятие, интегративные функции.

 

Цель программы:

Создание условий для формирования школьной готовности у детей с ортопедическими проблемами, а также нарушениями в развитии речи в условиях дошкольного образовательного учреждения.

 

Задачи :

  • развивать познавательные способности;
  • внимания; 
  • памяти;
  • творческого мышления;
  • воображения;
  • произвольности.

 

Развивать эмоционально-личностную сферу:

 

  • способствовать формированию внутренней позиции будущего школьника;
  • формировать навыки общения;
  • развивать уверенность в себе и самостоятельность;
  • продолжать формировать самосознание и адекватную самооценку;
  • развитие у детей понимания и чувствования друг друга;
  • развивать рефлексию, возвращение чувства ответственности за результаты деятельности, воспитание воли.

 

Продолжать учить детей поддерживать и укреплять позитивные чувства, снимать утомление, предупреждать негативные чувства;

 

Обеспечивать на занятиях атмосферу эмоционального принятия, снижающей чувства беспокойства и тревоги в ситуациях обучения и общения.

 

Материальное обеспечение:

Кабинет психолога, либо отдельное помещение со свободным пространством для проведения подвижных игр

Столы, стулья по количеству детей

Стол для показа сказки

Ширма

Игрушки и пособия: куклы для театра, мяч, простые и цветные карандаши, тетради в крупную клетку.

Магнитная доска  с магнитами и доска со спецальными фломастерами.

Мяч средних размеров.

Листы бумаги форматом А4 и А3.

Дополнительные материалы описаны в конспектах занятий.

 

Основные методы обучения:

 

Игры на развитие познавательных процессов

Упражнения

Подвижные игры.

Арттерапия

Сказкатерапия

Поведенческий тренинг

 

 

Контингент участников программы

Дети дошкольного возраста (от 6 до 7 лет) с сохранным интеллектом.

 

 Научные, методологические основы программы лежат в русле гуманистической теории развития личности, изложенной в трудах отечественных и зарубежных педагогов и психологов (А. Маслоу, К. Роджерс, Л.А. Венгер, Л.И. Божович, В.В.Давыдов, Д.Б. Эльконин, Л.С. Выготский и др.).

 

Принципы построения программы:

 - принцип позитивности - создание поддерживающей, доброжелательной атмосферы помощи, сотрудничества;

- принцип целостности развития - усиливает значение всех прошлых этапов жизни в позитивном ключе, организует целостность самосознания и личности ребенка, помогает строить позитивное будущее;

- принципа индивидуального подхода - максимальный учет психологического своеобразия и индивидуального опыта каждого ребенка;

- принцип развития и саморазвития личности - активизация творческих возможностей, способности к самопознанию и самоусовершенствованию, саморегуляции.

Тематика и планы занятий не являются фиксированными и могут меняться, в зависимости от состояния детей и проработанности проблематики занятий. Перечень дополнительных игр, упражнений перечислен в приложение №3

Форма работы:

Подгрупповые занятия.

Программа представляет собой систему из 22 занятий, которые проводятся два раза в неделю, продолжительностью 25-30 минут, в течении 3 месяцев, в помещении, где есть место для двигательной активности. Занятия взаимосвязаны и выстроены в определенной логике и предполагают формирование у дошкольников необходимого уровня психологической готовности к обучению в школе (мотивационной, волевой, интеллектуальной и эмоциональной готовности, коммуникативных навыков).

 

Индивидуальная работа - включает в себя исходную (в начале года) и контрольную (в конце года) диагностику готовности дошкольников подготовительных групп к школьному обучению. Ее результаты могут быть использованы в индивидуальном подходе к ребенку на занятиях, в составлении коррекционной программы и в консультировании родителей и педагогов.

 

Работа с родителями детей - участников программы предусматривает:

 

анкетирование родителей;

просветительскую работу с родителями в форме лекций, семинаров - практикумов и круглых столов;

индивидуальную консультативную работу

 

Диагностический инструментарий:

Диагностика школьной готовности авт. И.А.Кузнецова

Тест «Раскрась картинку» Е.Е.Кравцовой (изучение принятия учебной задачи)

Тест «Рисунок школы» (определение отношения ребенка к школе и уровня школьной тревожности)

Определение мотивов учения старших дошкольков по методике М.Р.Гинзбург

Особенности организации подгрупповой работы с детьми

Организация коррекционно - развивающих занятий предполагает необходимость решения следующих задач: проведение предварительной диагностики,  набор группы, проведение цикла коррекционно - развивающих занятий, заключительная диагностика и контроль результатов в смысле реально достигнутого изменения актуальной ситуации развития детей.

Принципы проведения занятий:

  • системность подачи материала;
  • наглядность обучения;
  • цикличность построения занятия;
  • доступность;
  • проблемность;
  • развивающий и воспитательный характер учебного материала.

Мотивационный компонент представлен в занятиях в виде:

  • игрового преподнесения заданий;
  • создания положительного образа школьника;
  • подкрепление положительного отношения к школе;
  • закрепления образцов ролевого поведения;
  • формирования чувства уверенности в роли ученика.

Форма организации:

  • подгрупповая (численность 5-6 человек). Во время занятий дети сидят в кругу на стульчиках или на полу;
  • принцип комплектования.

В каждую группу включаются дети с различным уровнем психологической готовности к школьному обучению, с акцентуацией различных проблем, с тем, чтобы дети помогали друг другу в приобретении новых психологических навыков.

Форма проведения занятия

Игровая. Ведущей, наиболее привлекательной деятельностью в дошкольником возрасте является игра, поэтому программа строится на основе игровых упражнений, направленных, в первую очередь на обеспечение психологической комфортности при переходе ребенка из ДОУ в школу.

Учебно-тематический план 

 

 

Тема занятий

 Количество занятий

всего

теоретических

практических

1

Диагностика школьной готовности в октябре и мае по экспресс – методике Кузнецовой И.А.

2

-

2

2

Психологический тренинг для будущих первоклассников

22

-

22

 Пример:

Структура группового занятия:

  1. Ритуал приветствия
  2. Упражнения на развитие коммуникативных способностей, повышение самооценки
  3. Физкультминутка или пальчиковая игра
  4. Упражнения на развитие познавательных процессов.
  5. Чтение сказки или тренинг навыков школьного поведения (чередуются)
  6. Упражнения для снятия мышечных зажимов и снижение психоэмоционального напряжения.

Обратная связь.

Ритуал прощания.

О результативности проведенных занятий можно судить по следующим критериям:

- возрастающий интерес к выполнению коррекционно - развивающих заданий для ребенка;

- увеличение заинтересованности в специальных упражнениях на развитие учебных склонностей;

- повышение уровня активности участников занятий, проявляющийся в желании сотрудничества;

- повышение уровня заинтересованности в проведении совместных дел взрослого и ребенка.

Ожидаемые результаты:

Повышение мотивационной готовности дошкольников к школьному обучению, сформированность "внутренней позиции ученика", возникновение эмоционально - положительного отношения к школе, расширение знаний детей о мире школьников, интерес к школе, школьной атрибутике, новый уровень самосознания.

Результаты диагностического обследования готовности дошкольников к обучению в школе на конец учебного года показывают, что проводимая работа с детьми дает положительные результаты, следовательно, программа коррекционно-развивающих занятий с дошкольниками неготовыми к школьному обучению является эффективной.


[1] Шулъга Т. И., Олиференко Л. Я. Психологические основы работы с детьми группы риска в учреждениях социальной помощи и поддержки // Прикладная психология и психоанализ. - 1998. № 2. 

[2] Олиференко Л. Я. Социально-педагогическая поддержка детей группы риска - М.: Академия, 2004. – 165 с.

[3] Логинова, В.И., Детство: программа развития воспитания детей в детском саду / В.И. Логинова, Т.И. Бабаева, Н.А. Ноткина. – М.: Детство-Пресс, 2010. – 224 с.

[4] Гуткина Н.И. Психологическая готовность к школе. - М.: Академический Проект, 2006. 4-е изд., перераб. и доп. – 184 с.

[5] Гуткина Н.И. Психологическая готовность к школе. - М.: Академический Проект, 2006. 4-е изд., перераб. и доп. – 184 с.

[6] Гуткина Н.И. Психологическая готовность к школе. - М.: Академический Проект, 2006. 4-е изд., перераб. и доп. – 184 с.

[7] Паутова В.В. Программа повышения уровня готовности детей к школе средствами кинезиологических упражнений «движения-помощники» // Мир науки, культуры, образования. - № 3 (40).  2013. – 145 с.

[8] Методика и технологии работы социального педагога: / Под ред. М.А. Галагузовой, Л.В. Мардахаева. - М.: Академия, 2009. – 120 с.

[9] Бабажанов А. Х. Портрет – изображение человека // Молодой ученый. - 2012. №5. -395 с.

[10] Шанина Г.Е. Упражнения специального кинезиологического комплекса для восстановления межполушарного взаимодействия у детей и подростков. - М., 2009. -190 с.

[11] Захаров А.И. Как предупредить отклонения в поведении ребенка. - М.: Просвещение, 2008. - 128 с.

[12] Волкова Е. Готов ли ребенок к школе?: Организация совместной работы педагогов и родителей // Дошкольное воспитание. - № 8, 2001. -101 с.

[13] Методика и технологии работы социального педагога: / Под ред. М.А. Галагузовой, Л.В. Мардахаева. - М.: Академия, 2009. – 120 с.

[14] Гуткина Н.И. Психологическая готовность к школе. - М.: Академический Проект, 2006. 4-е изд., перераб. и доп. – 184 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Из опыта работы социального педагога по работе с семьями «группы риска»

В материале представлен опыт работы социального педагога с семьями "групы риска" в детском саду с круглосуточным прибыванием для детей с диагнозом туберкулиновая интокцикация....

Из опыта работы социального педагога по работе с семьями «группы риска»

В материале представлен опыт работы социального педагога с семьями "групы риска" в детском саду с круглосуточным прибыванием для детей с диагнозом туберкулиновая интокцикация....

"Взаимодействие педагогов ДОУ с семьями группы риска"

Семинар для педагогов ДОУ. Адресован педагогам дошкольных образовательных учреждений....

Рекомендации педагогам по работе с семьями группы риска.

Чрезвычайно актуальной в настоящее время стала проблема безнадзорности и правонарушений в детской среде. Численность детей с девиантным поведением неуклонно растет. Они могут уйти из дома, бродяжничат...

Семинар-практикум «Взаимодействие ДОУ с семьями группы «риска» как условие выполнения ФГОСДО

В рамках качественного, профессионального взаимодействия родителей и педагогов в соответствии с ФГОСДО на базе д/с было проведено педагогом-психологом семинар-практикум по теме: «Взаимодействие ДОУ с ...

«Организация деятельности педагогов по работе с семьями группы риска»

laquo;Организация деятельности педагоговпо работе с семьями группы риска»...

Роль педагога в работе с семьями "группы риска"

Семья для маленького ребенка – это целый мир. В семье ребенок приобретает первоначальный опыт общения, умения жить среди людей, первый опыт жить в социальном мире.В современных кризисных социаль...


 

Комментарии

Ажигалиева Наталья Сергеевна

Хочу поделиться своим опытом работы с другими коллегами.