Главные вкладки

    Роль педагога в работе с семьями "группы риска"
    консультация

    Журина (Ваганова) Светлана Федоровна

    Семья для маленького ребенка – это целый мир. В семье ребенок приобретает первоначальный опыт общения, умения жить среди людей, первый опыт жить в социальном мире.

    В современных кризисных социально-экономических условиях снижается количество благополучных семей, все больше семей попадают в трудную жизненную ситуацию. Система семейного воспитания претерпевает значительные изменения. Происходит падение педагогического потенциала семьи и разрушение статуса семьи как воспитательного института. Даже во внешне вполне благополучных семьях часто отсутствует взаимопонимание между супругами и детьми. Родители нередко проявляют неграмотность в вопросах воспитания собственного ребенка, не справляются со своими обязанностями. Причинами семейных проблем становятся не только социальные трудности, но и неблагоприятный психологический климат, неумение строить внутрисемейные отношения. Все это приводит к увеличению количества неблагополучных (проблемных) семейных союзов.

    Неблагополучные семьи, или семьи СОП (семьи, находящиеся в социально опасном положении), — это педагогически несостоятельные, уклоняющиеся от выполнения родительского долга семьи. Это семьи, оказавшиеся в трудной жизненной ситуации и нуждающиеся в государственной помощи и поддержке.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл konsultatsiya_po_sop.docx17.62 КБ

    Предварительный просмотр:

    Роль педагога в работе с семьями группы риска

    Семья для маленького ребенка – это целый мир. В семье ребенок приобретает первоначальный опыт общения, умения жить среди людей, первый опыт жить в социальном мире.

    В современных кризисных социально-экономических условиях снижается количество благополучных семей, все больше семей попадают в трудную жизненную ситуацию. Система семейного воспитания претерпевает значительные изменения. Происходит падение педагогического потенциала семьи и разрушение статуса семьи как воспитательного института. Даже во внешне вполне благополучных семьях часто отсутствует взаимопонимание между супругами и детьми. Родители нередко проявляют неграмотность в вопросах воспитания собственного ребенка, не справляются со своими обязанностями. Причинами семейных проблем становятся не только социальные трудности, но и неблагоприятный психологический климат, неумение строить внутрисемейные отношения. Все это приводит к увеличению количества неблагополучных (проблемных) семейных союзов.

    Неблагополучные семьи, или семьи СОП (семьи, находящиеся в социально опасном положении), — это педагогически несостоятельные, уклоняющиеся от выполнения родительского долга семьи. Это семьи, оказавшиеся в трудной жизненной ситуации и нуждающиеся в государственной помощи и поддержке.

    Определить семейное неблагополучие позволяет наличие следующих факторов социального риска в семье:

    1. Социально-экономические (низкий материальный уровень жизни, нерегулярные доходы, плохие жилищные условия, сверхвысокие доходы также являются фактором риска);

    2. Медико-социальные;

    3. Социально-демографические;

    4.Социально-психологические (семьи с эмоционально-конфликтными отношениями супругов, родителей и детей, деформированными ценностными ориентациями);

    5. Психолого-педагогические (семьи с низким общеобразовательным уровнем, педагогически некомпетентные родители);

    6. Криминальные (алкоголизм, наркомания, аморальный образ жизни, семейное насилие, наличие судимых членов семьи, разделяющих традиции и нормы преступной субкультуры).

    Главной целью работы является сохранение и укрепление физического и психического здоровья воспитанников, их всестороннее развитие и обеспечение условий для личностного роста, формирование комплексной системы социально-психолого-педагогического сопровождения семей в рамках ДОУ.

    Успешное осуществление этой цели невозможно в отрыве от семьи, ведь родители — первые и главные воспитатели ребенка с момента рождения и на всю жизнь. Семьи «группы риска» нуждаются в особом внимании и поддержке со стороны детского сада.

    Как показывает практика, семьи «группы риска» нуждаются в следующих видах помощи:

    • психологической (просвещение, коррекция, консультирование, поддержка);
    • социальной (патронаж семьи, помощь в адаптации к социальной среде);
    • педагогической (повышение педагогического потенциала родителей, оказание помощи ребенку);
    • правовой (повышение правовой компетентности родителей);
    • медицинской (восстановление здоровья детей, профилактика социальных болезней и вредных привычек у родителей).

    Процесс нейтрализации негативного влияния неблагополучной семьи на детей может протекать успешно, если соблюдается ряд условий:

    • воспитательно-образовательная работа с детьми в ДОУ осуществляется в условиях личностно ориентированного подхода
    • создано единое образовательно-коррекционное пространство дошкольного образовательного учреждения и семьи.

    Алгоритм сопровождения семей «группы риска»

    1-й этап: выявление семей группы риска. В начале учебного года проводим мониторинг семей, по результатам которого составляется социальный паспорт ДОУ.

    2-й этап: установление контакта с семьей. Нередко налаживание контакта с неблагополучными семьями достаточно сложно, что не должно ослаблять активность педагогов. Наиболее труднодоступными для изучения являются педагогически несостоятельные семьи. Чтобы выявить неблагоприятные факторы семейного воспитания в такой семье, необходимо длительное и близкое знакомство, установление доверительных отношений с детьми и их родителями. Для этого родители приглашаются в детский сад или производится их посещение на дому.

    3-й этап: изучение семьи. Производится социально-педагогическая и психологическая диагностика семьи (изучается микроклимат в семье, материальное обеспечение, социальный статус родителей, жилищно-бытовые условия, стиль воспитания положение ребенка в семье) с целью выявления типа семьи и причин семейного неблагополучия.

    Большая роль в изучении семей «группы риска» отводится воспитателю, который находится в более тесном контакте с ребенком и его семьей и может по внешнему виду и поведению воспитанника выявить первые признаки неблагополучия.

    4-й этап: - Психолого-педагогическая характеристика на ребенка.

    В ней прописывается содержание необходимой помощи и поддержки со стороны детского сада. Выбор форм и методов работы с семьей зависит от причин ее неблагополучия и имеющихся проблем.

    Главной целью реализации индивидуального плана сопровождения неблагополучной семьи является оказание различных видов помощи. Психолого-педагогическое сопровождение семей «группы риска» предполагает комплексную работу со всеми участниками педагогического процесса (работа с детьми, с родителями (опекунами) и педагогами ДОУ), поскольку успех проводимой работы возможен только при взаимодействии всех сторон.

    Однако при работе с семьей следует обращать внимание не только на недостатки, которые привели к возникновению проблемы, а и на достоинства.

             Важно помнить, что семейное благополучие — явление относительное и может носить временный характер. Часто вполне благополучная семья переходит в категорию либо явно, либо скрыто неблагополучных семей. Поэтому необходимо постоянно проводить работу по профилактике семейного неблагополучия в ДОУ.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Из опыта работы социального педагога по работе с семьями «группы риска»

    В материале представлен опыт работы социального педагога с семьями "групы риска" в детском саду с круглосуточным прибыванием для детей с диагнозом туберкулиновая интокцикация....

    Из опыта работы социального педагога по работе с семьями «группы риска»

    В материале представлен опыт работы социального педагога с семьями "групы риска" в детском саду с круглосуточным прибыванием для детей с диагнозом туберкулиновая интокцикация....

    "Взаимодействие педагогов ДОУ с семьями группы риска"

    Семинар для педагогов ДОУ. Адресован педагогам дошкольных образовательных учреждений....

    Основные формы работы социального педагога с семьями детей «группы риска.»

    Основные формы работы  социального педагога с семьями детей «группы риска.»...

    Рекомендации педагогам по работе с семьями группы риска.

    Чрезвычайно актуальной в настоящее время стала проблема безнадзорности и правонарушений в детской среде. Численность детей с девиантным поведением неуклонно растет. Они могут уйти из дома, бродяжничат...

    «Организация деятельности педагогов по работе с семьями группы риска»

    laquo;Организация деятельности педагоговпо работе с семьями группы риска»...