Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе
план-конспект занятия по коррекционной педагогике (подготовительная группа) на тему

Щитова Марина Анатольевна

Тема. Дифференциация звуков (С)-(Ц).»Цветы».

 

Цель: Формировать умения различать звуки (С)-(Ц) изолировано, в слогах, словах, предложениях.

Задачи:

1) Обучающие: 

способствовать обогащению словарного запаса; продолжать учить определять место звуков (С)-(Ц) в слове, подбирать правильно слова в словосочетания

2) Развивающие:

 Способствовать развитию фонематического слуха, мелкой моторики пальцев рук, зрительного и слухового внимания.

3) Воспитательные:

воспитывать желание и стремление помочь другу; интерес достижения результата от выполненной работы

4) Коррекционные:

развивать артикуляционный аппарат; умения произносить звуки (С)-(Ц) изолированно, в слогах, словах, предложениях; определять положения органов речевого аппарата при произнесении звуков; фонематическое восприятие, зрительное и слуховое внимание, память, координацию движений в процессе развития тонкой и общей моторики;

Оборудование: зеркала, тетради, ручки, доска, пиктограммы предложений, разрезные картинки цветов, слоги для составления слов, картинки для составления слов по первым звукам, карточки с прописными и печатными буквами, музыка Чайковского «Вальс цветов», карта страны цветов, телеграмма..

Речевой материал: цветы, ирис, бархатцы, ромашка, василек, флоксы, гладиолус, ландыш,нарцисс.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе

( развитие лексического запаса и грамматического строя речи.)

Тема. Дифференциация звуков (С)-(Ц).»Цветы».

 

Цель: Формировать умения различать звуки (С)-(Ц) изолировано, в слогах, словах, предложениях.

Задачи:

1) Обучающие:  

способствовать обогащению словарного запаса; продолжать учить определять место звуков (С)-(Ц) в слове, подбирать правильно слова в словосочетания

2) Развивающие:

 Способствовать развитию фонематического слуха, мелкой моторики пальцев рук, зрительного и слухового внимания.

3) Воспитательные:

воспитывать желание и стремление помочь другу; интерес достижения результата от выполненной работы

4) Коррекционные:

развивать артикуляционный аппарат; умения произносить звуки (С)-(Ц) изолированно, в слогах, словах, предложениях; определять положения органов речевого аппарата при произнесении звуков; фонематическое восприятие, зрительное и слуховое внимание, память, координацию движений в процессе развития тонкой и общей моторики;

Оборудование: зеркала, тетради, ручки, доска, пиктограммы предложений, разрезные картинки цветов, слоги для составления слов, картинки для составления слов по первым звукам, карточки с прописными и печатными буквами, музыка Чайковского «Вальс цветов», карта страны цветов, телеграмма..

Речевой материал: цветы, ирис, бархатцы, ромашка, василек, флоксы, гладиолус, ландыш,нарцисс.

Ход занятия

№п/п

Этапы занятия

Деятельность педагога

Деятельность детей

                             I. Организационный момент.   (1 мин)

Здравствуйте, ребята. Начинаем занятие.

Но, прежде чем начать, я хочу Вам прочитать телеграмму, которую мне по дороге вручил почтальон.

(Читает телеграмму)

«Помогите, злой волшебник Кактус,

Похитил цветы, в названии которых есть звуки (С)-(Ц).Вам поможет карта-подсказка. Адрес:»Страна Цветов»

-Поможем , ребята?

(Звучит музыка Чайковского и все отправляются в страну).

Здравствуйте!

Слушают текст телеграммы

Да…конечно поможем.

II. Основная часть.  (40 минут)

Развитие ручной и мелкой моторики

Назовите 1й звук в слове страна?

Назовите 1й звук в слове цветы?

Чем похожи эти звуки?

Чем отличаются эти звуки?

Воспиатель  предлагает найти буквы и их раскрасить) 

(С)

(Ц)

Согласные, глухие.

(С)-бывает твердым и мягким;

(Ц)-всегда твердый.

 http://ic.pics.livejournal.com/5sov/33559064/41785/41785_300.jpghttp://coloringpage.ru/2013/4/1/13403615_a4.gif.jpg

Уточнение артикуляции и характеристика звуков

(С)-(Ц)

Произнесите звук (С) перед зеркалом, опишите его артикуляцию.

Произнесите звук(Ц) перед зеркалом, опишите его артикуляцию.

Дайте характеристику звукам

.

 Гласный или согласный? Звонкий или глухой? мягкий или твердый.

Произносят звук(С)

-Описывают(губы растянуты в улыбке и выдвинуты вперед, зубы на расстоянии. Язык широкий, кончик  упирается в нижние резцы, спинка языка выгнута и посередине образуется желобок)

Поизносят звук(Ц)

-Описывают(губы растянуты в стороны как при улыбке, зубы на расстоянии. Передняя часть спинки языка в первый момент при произнесении звука прижимается к переднему краю твердого неба)

-отвечают.

Связь звука с буквой

Какой буквой обозначаются эти  звуки. Напечатаем буквы  тетради. . Выложите букв при помощи проволочек. Что  можете сказать про буквы (С)-(Ц)

Пишут и печатают в тетрадях буквы(С)-(Ц). Выкладывают буквы при помощи проволочек.

Они свистящие.

Целеполагание

Кто может назвать тему занятия и чем мы будем заниматься?

Звуки  и буквы, которые эти звуки обозначают. Мы будем учиться различать эти звуки; Правильно произносить слова, читать и писать, помогать цветам.

Развитие артикуляционной моторики

Итак, я вижу, что все готовы отправиться на  помощь. Подготовим наш язычок к путешествию. Сделаем зарядку для язычка.

Повторите с язычком наши упражнения,

Перед зеркалом садись,

 повторяй движения.

Дети выполняют комплекс артикуляционной гимнастики для звука Р.

1. Барабанщик.Д - д - д - д - д - д - стучит молоточек Т - т - т - т - т - т - вот забит гвоздочек. Светит солнышко с утра - в гости к тётушке пора!

Улыбнуться, открыть рот. Постучать кончиком языка по верхним зубам. Многократно и отчетливо произносить сочетание звуков "дддд" и "тттт".

2. Наказать язычок. Немного приоткрыть рот. Спокойно положить язык на нижнюю губу и, пошлёпывая его губами произносить "пя - пя - пя".

3.Лошадка.Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и пощёлкать кончиком язык. Сначала медленно, зетам быстрее.

4.Индюк. Приоткрыть рот, положить язык на верхнюю губу и совершать движения широким передним краем языка по верхней губе вперёд и назад, стараясь не отрывать язык от губы, как бы поглаживая её. Сначала производить медленные движения, затем увеличить темп и включить голос, пока не не послышится сочетание "Бл - бл - бл"

6.Лягушка-слоник.Раздвинуть губы в широкой улыбке, затем вытянуть в трубочку. Чередовать 6 раз.

Формирование целенаправленного ротового выдоха

Ребята! Смотрите какие красивые к нам прилетели бабочки!

Они хотят посидеть на цветочках..а их нет….

Давайте подуем на них, чтобы они полетели дальше и нашли другие цветы…..

Дети смотрят на бабочек.

Дуют на бобочки……

Дифференциация изолированных звуков

(С)-(Ц)

(Педагог предлагает посмотреть на карту)

Смотрите, ребята у нас первое задание:

-Если услышите слово со звуком (С), то надо изобразить звук насоса…сссссссс….

-Если услышите слово со звуком(Ц), то надо поднести пальчик к губам и произнести звук ....ццццццц….

(Читает цепочку слов: бархатцы, ирис, астра, флокс, настурция, нарцисс)

 

Дети смотрят на карту.

Слушаю первое задание.

Изображают звук насоса…..

Подносят пальчик к губам, произносят звук…ццццц….

Дифференциация в слогах

А теперь смотрите, у вас на столах лежат сигнальные карточки с буквами(С)-(Ц).

Я буду произносить слоги, а вы поднимайте карточку с нужной буквой.

А теперь с помощью кассы букв, надо составить слоги:

СА,ЦА,СУ,ЦУ,СО,ЦО.

Смотрят на столы.

Берут сигнальные карточки.

Поднимают сигнальные карточки с нужной буквой.

Выкладывают с помощь кассы букв слоги:

СА,ЦА,СУ,ЦУ,СО,ЦО.

Гимнастика для глаз

«Бабочка»

Спал цветок

И вдруг проснулся,

Больше спать не захотел,

Встрепенулся, потянулся,

Взвился вверх и полетел.

Закрывают глаза, расслабляются, помассировать веки, слегка надавливая на них по часовой стрелке и против нее.

Поморгать глазками

Руки поднять вверх - вдох, посмотреть на руки,

Руки согнуты в стороны - выдох,

Потрясти кистями, посмотреть вправо-влево.

.

 

Развитие звукового анализа на уровне слова

Итак, ребята!

Следующее задание кактуса.

Какое  слово лишнее?

(на доске группа слов)

-ирис, астра, колокольчик;

-ландыш, бархатцы, флоксы;

-гладиолус, нарцисс, ромашка;

Дети определяют лишнее слово. Анализируют.

Динамическая пауза

Вы наверно устали??

Давайте немного отдохнем…

Мы ногами – топ, топ,

Мы руками – хлоп, хлоп,

Мы глазками – миг, миг,

Мы плечиками – чик, чик,

Раз сюда, два туда,

Повернись вокруг себя.

Раз-два, раз-два

Заниматься нам пора.

Отвечают

Давайте

Топают ногами

Хлопают руками

Мигают глазками

Поднимают плечи

Поворачиваются

Маршируют

Садятся на свои места.

Дифференциация букв  в словах

Логопед предлагает следующее задание:

На доске две клумбы, где растут цветы….на одной буква (С), на другой буква (Ц).

Надо выбрать картинки цветов и разложить на клумбы, на одну где в названии есть буква (С), на другую где есть буква(Ц).

Дети слушают задание.

Выбирают соответствующие картинки и раскладывают их на клумбы, с помощью магнитов.

http://dacha-vprok.ru/wp-content/uploads/2014/08/106.jpghttp://dacha-vprok.ru/wp-content/uploads/2014/08/106.jpg

Дифференциация букв на уровне словосочетания

Итак, ребята!

Следующее задание от кактуса.

Что делают цветы?

-растут

-пахнут

-живут

-закрываются.

А теперь надо составить словосочетания с помощью этих слов.

Дети слушают.

Отвечают

Растут

Пахнут

Живут

Закрываются.

Дети составляют словосочетания.

Цветы растут

Они пахнут

Цветы живут

На ночь закрываются.

Дифференциация букв занятия на уровне предложения

Ну и последнее задание от кактуса.

С помощью пиктограмм надо составить предложение.

(Логопед вешает на доску пиктограммы)

1.Около дома растет нарцисс.

http://3.bp.blogspot.com/-SeuDjDJwSus/ULDyHvUG4lI/AAAAAAAABlU/Fh-zM3zYGnw/s640/107.gifhttp://www.iconsearch.ru/uploads/icons/webdesigncreative/128x128/up-arrow.pnghttp://raskraski2.ru/uploads/posts/2013-10/1382703811_narcis.jpg

2.Настя посадила астры

http://img1.liveinternet.ru/images/attach/c/1/53/996/53996687_coloriagemomentsprecieux9253.jpghttp://www.designofsignage.com/application/symbol/hospital/image/600x600/arrow-down.jpghttp://raskraski.link/uploads/3/8/4/3843-raskraska-Raskraska-dlya-detey-Rasteniya.jpg

3.Я поставил гладиолус в вазу.

http://img.espicture.ru/9/kartinka-malymychik--s-ytsvetkom-5.jpg http://www.raskraska.com/catalog0001/6536.gifhttp://raskras-sam.ru/uploads/posts/2013-12/1387250770__1_1.jpg

Слушают

Составляют предложение

Проверяют по тексту.

Около дома растет нарцисс.

Настя посадила астры

Я поставил гладиолус в вазу.

III.   Заключительная часть. ( 4 мин)

Вот, Молодцы Ребята!

Все задания мы выполнили, Кактус освободил все цветы и они вернулись в свои домики, и нам пора возвращаться домой.

Встанем, возьмемся за руки, закроем глаза, и на счет три, откроем глаза и вот мы опять в школе.

Какие звуки и буквы мы сегодня учились различать?

Чем они похожи?

Чем они отличаются?

Что вам сегодня больше всего понравилось?

С чем вы не справились?

Какое задание хотели бы вы еще повторить?

Дома я попрошу вас повторять все слова. Которые вы сегодня узнали.

Хорошо! Вот наше занятие и закончено…

Получают смайлики за работу.

Встают, берутся за руки, закрывают глаза, на счет три открывают.

Звуки и буквы (С) – (Ц)

Они согласные.

Ц-всегда твердая,

С-может быть и мягким.

Дети отвечают, что понравилось..

Высказывают свои мнения..

Отвечают…

Слушают…обещают повторять..

Прощаются…


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе «Задания от феи Грамоты»

Программные задачи: Совершенствовать умения детей в звуковом анализе слов, закреплять умение находить место звука в слове, закреплять умение делить слова на слоги;Закрепить умение правильно подбирать ...

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе "Посылка от Феи Грамоты"

Конспект открытого занятия по обучению грамоте, которое поможет охватить материал за весь год....

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе "Грамотеи-путешественники"

Конспект занятия в подготовительной группе по обучению грамоте содержит в себе игровые приемы закрепления и обобщения по темам"Фонетический анализ слова", "Слоговая структура слова"...

Занятие №2. Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе.

     Занятие №2.  Конспект занятия по обучению           грамоте в подготовительной группе.Тема: “ Звуковой анализ сл...

Занятие. Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе.

     Занятие №2.  Конспект занятия по обучению           грамоте в подготовительной группе.Тема: “ Звуковой анализ сл...

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе: "Скоро в школу" (обучение грамоте подготовительная группа) ________________________________________

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе: "Скоро в школу" (обучение грамоте подготовительная группа)...