«Помощники бабушки Федоры» Развитие лексико-грамматических категорий и связной речи по лексической теме «ПОСУДА» в старшей логопедической группе
план-конспект занятия по коррекционной педагогике (старшая группа) на тему

Цель данного занятия: совершенствование монологической речи детей при составлении загадки-описания с опорой на мнемотаблицу. Рассчитано на детей старшей логопедической группы. Длительность занятия составляет 25 минут. Состоит из трех частей. Используемые дидактические игры направлены на закрепление лексико-грамматических категорий по лексической теме «Посуда». 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pomoshchniki_fedory_st.gr_.doc185 КБ

Предварительный просмотр:

«Помощники бабушки Федоры»

Развитие  лексико-грамматических категорий и связной речи по лексической теме «ПОСУДА»

в старшей логопедической  группе

                                                         Разработала: Булай Лариса Валерьевна

                    учитель – логопед

Цель: Совершенствование монологической речи детей при составлении загадки-описания с опорой на мнемотаблицу.

Задачи:

Образовательные

  • закреплять и уточнять знания детей о посуде; учить адекватному использованию лексики, обозначающей предметы посуды;
  • обучать детей умению с помощью графической аналогии понимать и составлять загадки-описания по мнемотаблице;
  • закреплять умение образовывать уменьшительно-ласкательную форму существительных через игры;
  • упражнять детей в образовании и употреблении имен существительных в родительном и творительном падежах через игры.

Развивающие

  • развивать общую, мелкую, артикуляционную (биоэнергопластика) и глазодвигательную моторику, речевое дыхание посредством игр;
  • развивать у детей память, внимание, мышление.

Воспитательные

  • воспитывать культуру коммуникации, умение выслушивать педагога и товарищей.

Коррекционные

  • закреплять поставленные звуки на основе словаря темы.

Используемые методы и приемы, педагогические технологии:

  • наглядное моделирование (мнемотехника);
  • технология проблемного обучения;
  • игровая технология;
  • здоровьесберегающие технологи;
  • технология личностно-ориентированного обучения;
  • технология развивающего обучения.

Оборудование: мнемотабица для описания посуды, листы для дорисовки частей посуды, мяч, шарики Су-Джок, красные и желтые чашечки для отработки воздушной струи по количеству детей, CD-диск с фоновой музыкой.

Деятельность педагога

Деятельность детей

1. Организацион-ный момент

2. Основная часть

3. Итог занятия

Входит бабушка Федора, плачет, причитает: «Ой, вы бедные сиротки мои …»

  • Шла я по болотам, через леса, через поля, нигде не могу найти свою посуду. А вы, ребята, ее не встречали? Не берегла я посуду: била, не мыла, обижала, ласково не называла. Помогите! Что же мне нужно сделать, чтобы посуда вернулась?

Диактическая. игра с мячом «Назови ласково» (образование уменьшительно-ласкательной формы существительных):

фарфоровая чашка – …

пластмассовая вилка – …

стальной нож – …

стеклянный стакан – …

глиняный кувшин – …

керамическая ваза – …

металлическая кастрюля – …

Федора: «Но что-то посуда не возвращается? Что же еще нужно сделать?»

Пальчиковая гимнастика «Помощники»

(с шариком и кольцами Су-Джок)

Раз-два-три-четыре,

Мы посуду перемыли:

Чайник, чашку, ковшик, ложку

И большую поварешку.

Мы посуду перемыли,

Мы посуду посушили,

Мы посуду расставляли

И теперь она опять

Будет чистотой сиять.

Федора: «Какие вы молодцы! Ребята, я посуду не берегла, роняла, разбивала, посмотрите, что с ней случилось. Как исправить эту ошибку?»  

Дидактическая игра «Дорисуй и скажи, чего не хватало» (образование имен существительных в родительном и творительном падежах).

Федора: «Вы посуду рисовали и немножечко устали. Давайте отдохнем»

Физминутка

Вот большой стеклянный чайник      

Очень важный, как начальник.

Вот фарфоровые чашки,        

Очень хрупкие, бедняжки.

Вот фарфоровые блюдца,        

Только стукни — разобьются.

Вот серебряные ложки,        

Голова на тонкой ножке.

Вот пластмассовый поднос.

Он посуду нам принес.

Артикуляционная гимнастика с сочетанием движениями кистей рук (биоэнергопластика)

Кувшин с узким и широким горлышком: вытягивать губы то узкой, то широкой «трубочкой».

Самовар: надуть обе щеки одновременно.

Чашечка  для чая: чья «чашечка» глубже? Язык «чашечкой» снаружи и внутри рта.

Острый ножик и глубокий ковшик: чередовать артикуляционные позиции: «острый» язык и язык «чашечкой»

Блюдце на столе: язык на «донышке».

Упражнение на развитие дыхания

Подуйте на чашки с горячим чаем.

Глазодвигательная гимнастика

– Возьмите в левую руку желтую чашку, в правую – красную.

Взгляд налево отведу - чашку красную найду,

Теперь вправо посмотрю - чашку желтую найду.

Федора: Посмотрите, к нам прилетела Каркуша. А в клюве у нее письмо «Обещаем вернуться, если ребята загадают Федоре загадки о посуде (работа со схемой).

Рассматривание и разбор схемы.

1. Какая это посуда по назначению? (столовая, кухонная, чайная) - (кухонная)

2. Размер (большая).

3. Какие есть части? (крышка, стенки, 2 ручки, донышко)

4. Для чего нужна? (в ней варят суп, кашу, компот)

5. Из какого материала сделана? (из металла)

6. Что это? (кастрюля)

Федора: Посмотрите, посуда вернулась. Большое спасибо, что вы мне помогли.

          Уж не буду, уж не буду

          Я посуду обижать.

          Буду, буду я посуду,

          И любить и уважать!

– Вспомните, что мы сегодня делали, чтобы вернуть посуду?

А сейчас, я, Федора Егоровна, приглашаю вас пить брусничный чай с пирогами, крендельками и ватрушками.

Дети играют в групповой комнате.

Подходят к Федоре.

Ответы детей.

Ответы детей: не бить, любить, мыть, ласково называть и т.д.

фарфоровая чашечка,

пластмассовая вилочка,

стальной ножичек,

стеклянный стаканчик,

глиняный кувшинчик,

керамическая вазочка, металлическая кастрюлька.

Ответы детей:.. помыть посуду.

Круговые прокатывания шарика между ладонями.

Работа с кольцами:

мизинец, безымянный,

средний, указательный, большой  (правая рука).

мизинец, безымянный,

средний, указательный, большой (левая рука).

Ответы детей: склеить, дорисовать, починить. (Выбор: дорисовать части посуды).

Выбор посуды на дорисовку по желанию детей. Дорисовка с комментарием:

  • У меня чашка без ручки, я дорисовал ручку, и чашка стала с ручкой, и т.д.

надули животик: одна рука на поясе, другая изогнута, как носик.

Присели, одна рука на поясе.

Кружатся, рисуя руками круг.

Потянулись, руки сомкнули над головой.

Вытянули руки вперед.

   

 

Составление детьми загадок-описаний по мнемотаблице (2-3 ребенка).

Ответы детей.

Список литературы

1. Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В. Формирование лексики и грамматического строя у дошкольников с общим недоразвитием речи. – СПб., 2001.

2. Миронова С.А. Развитие речи дошкольников на логопедических занятиях. – М., 1991.

3. Нищева Н.В. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи. – СПб., 2001.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект логопедического занятия по теме "Автоматизация звука С в связной речи детей." Лексическая тема " Весна в природе"

Конспект подгруппового логопедического занятия . Автоматизация звука С в связной речи  у детей старшего дошкольного возраста. Лексическая тема "Весна в природе"...

КОНСПЕКТ НОД НА ТЕМУ:Развитие лексико-грамматических средств языка и формирование связной речи на лексической теме "Зима" для детей с ОНР старшего дошкольного возраста

Тема итогового занятия: "Развитие лексико-грамматических средств языка и формирование связной речи на лексической теме "Зима" Цель: формирование диалогической речи Задачи: 1.Учить детей...

НОД по развитию речи по лексической теме «Посуда» в средней группе

Цель: развитие пассивного и активного словарного запаса по теме.Образовательные задачи:Закреплять представления о посуде, частей, из которых она состоит.Уточнять, расширять и актив...

Конспект подгруппового логопедического занятия для детей старшего дошкольного возраста с ОНР по формированию лексико-грамматических категорий и развитию связной речи по лексической теме: "Весна"

Конспект подгруппового логопедического занятиядля детей старшего дошкольного возраста с ОНР по формированию лексико-грамматических категорий и развитию связной речи по лексической теме: "Весна&qu...

Конспект НОД «Развитие речи» по лексической теме: «Посуда»

Конспект НОД "Развитие речи" по теме «Посуда»Задачи: Познавательные:- Формировать способность словообразования слова «самовар».- Закрепить понятие «посуда»...