интеллект на пальцах
консультация по коррекционной педагогике на тему

Фикс Марина Владимировна

интеллект на пальцах

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл intellekt_na_paltsah.docx52.38 КБ

Предварительный просмотр:

Интеллект на кончиках пальцев


Многие взрослые вспоминают детство как бесконечную череду игр. Подвижных — в компании сверстников, тихих настольных — в окружении родителей и бабушек-дедушек. Как писал выдающийся педагог В. Сухомлинский, «без игры нет и не может быть полноценного умственного развития». И самые первые игры, имеющие важное значение для развития малыша, — это пальчиковые игры.

Исследования учёных показывают, что от уровня развития движений пальцев рук напрямую зависит степень развития речи ребёнка. Если движения пальцев хорошо отлажены и соответствуют возрасту ребёнка, то и речевое развитие у него нормальное. Тренируя мелкие движения кисти, мы способствуем положительной динамике развития речи, так как речевые области в коре мозга формируются под влиянием импульсов, которые интенсивно идут из пальцев рук.

Организовывать пальчиковую игру надо как весёлый и занимательный процесс, а не как обязательное занятие в строго отведённое для этого время. Следует помнить, что игра — деятельность спонтанная и непринуждённая, ребёнка нельзя заставлять играть. Пальчиковые игры не требуют сложного дидактического материала и специально отведённого места. От всем знакомых простых «ладушек» с младенчества до виртуозного театра теней во взрослом состоянии — пальчиковые игры рассчитаны на любой возраст! Ими можно развлечь ребёнка в ожидании очереди, в транспорте, отдыхая после активных игр, при совместном выполнении домашних дел... Мы приведём лишь малую часть этих полезных и занимательных игр — придумывайте и сами, играя с детьми!

«Пальчик за пальчиком»

Ребёнок слегка прижимает руки к любой ровной поверхности ладонью вниз, раздвинув пальцы. Взрослый, показывая на определённый палец, произносит стихотворение, а ребёнок поднимает палец, не отрывая ладонь от поверхности, настолько высоко, насколько это у него получится.

На этот пальчик сел слон (большой палец).

Подними слона.

На этот пальчик сел медведь (указательный палец).

Подними его.

На этот пальчик прыгнула белка (средний палец).

Подними её.

На этот пальчик заползла мышка (безымянный палец).

Подними её.

На этот пальчик запрыгнул лев (мизинец).

Подними его.

«Братцы»

Взрослый читает стихотворение, сопровождая слова действиями, ребёнок повторяет.

Эти пальчики щипают (большим и указательным пальцем щипать ладонь другой руки),

Эти пальчики гуляют (указательный и средний «идут» по другой руке),

Эти — любят поболтать (потереть друг о друга средний и безымянный пальцы),

Эти — тихо подремать (прижать безымянный палец и мизинец к ладони),

А большой с мизинцем-братцем могут чисто умываться (крутить большим пальцем вокруг мизинца).

«Моторчик»

Взрослый показывает ребёнку правильное положение рук: все пальцы, кроме больших, сцеплены в замок. Большими пальцами вращать относительно друг друга.

Я моторчик завожу —

И жужжу, жужжу, жужжу:

«Ж-ж-ж-поехали!»

«Строитель»

Взрослый читает стихотворение, сопровождая слова действиями, ребёнок повторяет.

Молотком стучу, стучу (постукивать кулачком правой руки по ладони левой руки),

Сто гвоздей заколочу (постукивать кулачком левой руки по ладони правой руки).

Я построю дом, дом (поочередно ставить кулачок на кулачок),

Буду жить в нём, в нём (соединять пальцы, изображая крышу дома).

«Открыть замок»

На дверях висит замок (пальцы обеих рук в замок, слегка покачать).

Кто его открыть бы смог («замочком» вперёд-назад)?

Мы замочком повертели (повертеть «замочком»),

Мы замочком покрутили (пальцы сомкнуты, ладошки трутся друг о друга),

Мы замочком постучали (пальцы остаются сомкнутыми, ладонями постучать друг о друга),

Постучали — и открыли (разомкнуть руки и показать ладошки)!

В пальчиковых играх можно использовать мелкие предметы: камешки, бусины, элементы мозаики или конструктора, а также крупы (горох, фасоль, бобы, рис) и макароны. Но играть с ними ребёнок должен под строгим контролем взрослых, а после окончания игр следует убрать их в недоступное для детей место.

«Горох»

В глубокую тарелку насыпать горох. Ребёнок перебирает его руками и при этом рассказывает стихотворение:

В ведро насыпали горох

И пальцы окунули,

Устроили переполох,

Чтоб пальцы отдохнули.

«В поисках игрушки»

Насыпать в глубокую тарелку фасоль или горох, положив предварительно на дно мелкие игрушки (например, из «киндер-сюрпризов»). Задача ребёнка найти игрушки, приговаривая:

В горшок насыпали фасоль

И спрятали игрушки.

Теперь мы ручкой достаём

Забавненьких зверушек.

«Лыжник»

Рассыпьте по столу тонким слоем муку (сахар-песок, манку, крахмал). Ребёнок на импровизированном «снегу» пальцами рисует узоры, фигурки, значки, приговаривая:

На снегу две полосы.

Удивились две лисы.

Подошли поближе:

Здесь бежали чьи-то лыжи.

Рекомендации при проведении пальчиковых игр:

выполнять упражнения следует вместе с ребёнком, при этом демонстрируя собственную увлечённость игрой;

выбрав два-три упражнения, постепенно заменяйте их новыми;

не заставляйте сразу ребёнка одновременно показывать движения и произносить текст;

игры отрабатываются постепенно и вначале выполняются пассивно, с помощью взрослых;

научив выполнять нужные движения одной рукой, научите малыша выполнять те же движения другой рукой, а затем сразу двумя руками;

проводите игру тёплыми руками, прикосновения холодных рук могут вызвать у ребёнка отрицательную реакцию на игру;

используйте максимально выразительную мимику и интонации.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Интеллект на кончиках пальцев»

Родительское собрание - практикум...

Статья "Использование нетрадиционной техники рисования как средство развития мелкой моторики пальцев рук у детей с нарушением интеллекта"

Нетрадиционные техники рисования - это способы создания нового, оригинального произведения искусства, в котором гармонирует все: и цвет, и линия, и сюжет. Это огромная возможность для детей думать, пр...

Развивающее воздействие движения пальцев рук и кистей рук на интеллект ребенка

Развитие мелкой моторики рук имеет непреходящее значение для общего физического и психического развития ребенка на протяжении всего дошкольного детства. ...

ВЛИЯНИЕ ДВИЖЕНИЙ ПАЛЬЦАМИ НА РАЗВИТИЕ РЕЧИ И ИНТЕЛЛЕКТА ДОШКОЛЬНИКА

В литературе последних лет описаны приемы работы по развитию мелкой моторики у детей с задержкой речевого развития. Все авторы подтверждают факт, что тренировка тонких движений пальцев рук является ст...