Использование мнемотаблиц при обучении детей рассказыванию.
консультация по коррекционной педагогике (старшая группа) по теме

Мнемотехника позволяет решить ряд задач: развивать у детей умение понимать и рассказывать знакомые сказки, обучать детей правильному звукопроизношению.Развивать у детей умственную активность, сообразительность,наблюдательность, умение сравнивать, выделять существенные признаки. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mnemotablitsy_avtosohranennyy.docx13.74 КБ

Предварительный просмотр:

«Использование мнемотаблиц при обучении детей рассказыванию»

Давно установлено, что в дошкольном возрасте проявляются существенные различия в уровне речи детей. Главной задачей развития связной речи детей является совершение монологической речи. Эта задача решается через различные виды речевой деятельности: пересказ литературных произведений, составление описательных рассказов, создание разных видов творческих рассказов, заучивание стихотворений, составление рассказов по картине.  Все названные виды речевой деятельности актуальны при работе над развитием связной речи детей.

Рассмотрим факторы, облегчающие процесс становления связной речи.

Одним из таких факторов, по мнению С.Л. Рубинштейна, А.М. Леушиной , Л.К. Эльконина – наглядность. Рассматривание предметов, картин помогает детям назвать предметы, их характерные признаки, производимые с ними действия.

В качестве второго вспомогательного фактора мы выделим создание плана высказывания.

К.Д. Ушинский писал «Учите ребенка каким – нибудь неизвестным ему пяти словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он усвоит их на лету».

Мнемотехника – в переводе с греческого «искусство запоминания». Это система методов и приемов, обеспечивающих успешное запоминание, сохранение и воспроизведение информации,  

знаний об особенностях объектов природы, об окружающем мире, эффективное запоминание структуры рассказа, и, конечно, развитие речи. Как любая работа, мнемотехника строится от простого к сложному. Начинать работу следует с простейших мнемоквадратов, последовательно переходить к мнемодорожкам, и поэже – к мнемотаблицам.

Содержание мнемотаблицы – это графическое или частично графическое изображение персонажей сказки, явлений природы, некоторых действий и др. путем выделения главных смысловых звеньев сюжета рассказа. Главное нужно передать условно – наглядную схему, изобразить так, чтобы нарисованное было понятно детям. Схемы служат своеобразным зрительным планом для создания монологов, помогают детям выстраивать: строение рассказа, последовательность рассказа, лексико – грамматическую наполняемость рассказа.

Мнемотаблицы особенно эффективны при разучивании стихотворений. Суть заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка, таким образом, все стихотворение зарисовывается схематически. После этого ребенок по памяти , используя графическое изображение , воспроизводит стихотворение целиком.

Описательный рассказ. Это наиболее трудный вид монологической речи. Описание задействует все психические функции. Чтобы описать предмет, его надо осознать, а осознание это анализ. Здесь важно научить ребенка сначала выделять признаки предмета.

Пересказ. Ему принадлежит особая роль в формировании связной речи. Здесь совершенствуется структура речи, её выразительность, умение строить предложения. И если пересказывать с помощью мнемотаблиц , когда дети видят всех действующих лиц, то своё внимание ребенок уже концентрирует на правильном построении предложений.

Работу на занятиях по мнемотаблицам строятся в три этапа:

1 этап: Рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено.

2 этап: Осуществляется перекодирование информации, т.е. преобразование из абстрактных символов слов в образы.

3 этап: После перекодирования осуществляется пересказ сказки или рассказа по заданной теме.

Чем раньше учить детей рассказывать или пересказывать , используя метод мнемотехники, тем лучше их подготовка к школе, так как связная речь является важным показателем умственных способностей ребенка и готовности его к школьному обучению.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование моделирования в обучении детей рассказыванию

Одним из самых эффективных приемов обучения рассказыванию является прием моделирования. По проблемам моделирования широкую известность приобрели работы Л. А. ВенгераМодель - это схема явления, отражаю...

Использование моделирования в обучении детей рассказыванию

Эта статья отнесена к разделу развитие речи. Она поможет воспитателям развить связную речь дошкольников, память, логическое мышлениеВоспитатели будут развивать умение детей запоминать стихи, рассказы,...

Консультация на тему: "Использование мнемотаблиц при обучении детей связной речи"

Связная речь - главный показатель умственного развития и общего кругозора дошкольников, средство общения со сверстниками, а также необходимое условие успешного обучения в дальнейшем.Очень важно научит...

Использование мнемотаблиц при обучении детей грамоте

Варианты использования мнемотаблиц при обучении детей грамоте...

Использование моделирования в обучении детей рассказыванию

Одним из самых эффективных приемов обучения рассказыванию является прием моделирования, который позволяет развивать одновременно много познавательных процессов: память, мышление, восприятие, вооб...

Использование мнемотаблиц при обучении детей составлению описательных рассказов на родном языке.

Статья  предназначена для воспитателей по обучению детей татарскому языку в ДОУ .В ней говорится о роли мнемотаблиц при обучении детей рассказыванию о временах года на родном языке....

Использование мнемотаблиц при обучении детей составлению описательных рассказов на родном языке.

Для того, чтобы процесс составления описательных рассказов был интересным, увлекательным и в то же время развивающим, я использую в работе мнемотаблицы. Такие наглядные таблицы или схемы помогают ребе...