Использование мнемотаблиц при обучении детей грамоте
учебно-методический материал по логопедии (старшая группа) на тему

Малкина Юлия Викторовна

Варианты использования мнемотаблиц при обучении детей грамоте

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ispolzovanie_mnemotablits_pri_obuchenii_detey_gramote.docx77.1 КБ

Предварительный просмотр:

Использование мнемотаблиц при обучении детей грамоте

  

Для того чтобы ребёнок научился писать и читать требуется хорошо развитое зрительное восприятие, внимание, память, пространственная ориентировка. Если эти функции у ребёнка, сформированы недостаточно - это затрудняет запоминание образа букв, ведет к их забыванию.

У детей с нарушениями речи наблюдается слабая устойчивость внимания, ограниченные возможности его распределения. Им трудно запомнить сложные зрительные конструкции, их элементы и направления. Без специального обучения дети с большим трудом овладевают навыками чтения и письма. Поэтому поиски разнообразных способов, приёмов и методик в логопедической практике не утратили своей важности.

Пользуясь в своей работе мнемотаблицами (для развития связной речи) мы обратили внимание на то, что они помогают значительно сократить период обучения и в то же время решают задачи направленные на:

• Развитие основных психических функций – восприятия, внимания, памяти.

• Развитие зрительно – пространственных функций

• Развитие связной речи

В результате этого было принято решение использовать мнемотаблицы при обучении детей грамоте. Нами были разработаны таблицы, которые позволяют:

 Знакомить детей с образом буквы (из каких элементов она состоит, количество этих элементов, пространственное расположение этих элементов)

 Формировать знания об акустических признаках звуков (гласный-согласный, звонкий-глухой, мягкий-твёрдый)

Далее приведены различные варианты работы с таблицами на примере буквы “П”.

I вариант. “Запомни и заполни”

 

1. Цели:

  • Познакомить (или закрепить) с образом буквы
  • Уточнить, из каких элементов состоит буква, их количество и пространственное расположение.
  • Познакомить (или уточнить) с характеристикой звука (гласный-согласный, звонкий или глухой, мягкий или твёрдый)
  • Формировать фонематические представления
  • Развивать зрительное внимание и память
  • Развитие зрительно-пространственных представлений
  • Развитие связной речи
  • Развитие графо-моторных навыков

2. Правила работы с таблицей:

Ребёнку предлагается рассмотреть таблицу и постараться её запомнить. Одновременно логопед рассказывает, что там нарисовано и почему.

Использование мнемотаблиц при обучении детей грамоте - рис 1


«Использование мнемотаблиц при обучении детей грамоте - рис 1»
Нажмите на рисунок, чтобы увеличить

Логопед:-В центральном квадрате находится буква П. Она состоит из 3 -х палочек: 2 -х длинных и одной короткой. Поэтому слева от буквы написана цифра 3, а справа нарисованы три палочки. В левом нижнем углу и в правом нижнем углу нарисованы круги - синий и зелёный, которые показывают, что знакомые уже детям звуки [п] и [пь] обозначаются буквой П. В левом верхнем углу (над синим кругом) нарисована палатка, т.к. это слово начинается со звука [п]. В правом верхнем углу ( над зелёным кругом) нарисована пила, т.к. это слово начинается со звука [пь]. Под буквой П нарисован зачёркнутый колокольчик, который обозначает, что звук [п] глухой ( голосок не звенит). Над буквой П нарисован прямоугольник, т.к. буква П похожа на прямоугольник.

Логопед убирает таблицу и предлагает детям самим вспомнить и заполнить эту таблицу. После того, как дети заполнили таблицу им предлагается рассказать, как они вспомнили то, что там было нарисовано.

II вариант “Заполни сам”

1.Цели:

  •  
  • Познакомить (или закрепить) с образом буквы
  • Уточнить, из каких элементов состоит буква, их количество и пространственное расположение.
  • Познакомить (или уточнить) с характеристикой звука (гласный-согласный, звонкий или глухой, мягкий или твёрдый)
  • Формировать фонематические представления
  • Развитие зрительно-пространственных представлений
  • Развивать зрительное внимание и память
  • Развитие логического мышления
  • Развитие связной речи
  • Развитие графо-моторных навыков

2. Правила работы с таблицей:

После того, как дети познакомились с 1 вариантом работы по таблицам, им предлагается самим попробовать заполнить таблицу и объяснить, как они это сделали.

Использование мнемотаблиц при обучении детей грамоте - рис 2


«Использование мнемотаблиц при обучении детей грамоте - рис 2»
Нажмите на рисунок, чтобы увеличить

III вариант “Найди ошибку”

1. Цели:

  • Познакомить (или закрепить) с образом буквы
  • Уточнить, из каких элементов состоит буква, их количество и пространственное расположение.
  • Познакомить (или уточнить) с характеристикой звука (гласный-согласный, звонкий или глухой, мягкий или твёрдый)
  • Формировать фонематические представления
  • Развитие зрительно-пространственных представлений
  • Развитие логического мышления
  • Развитие связной речи

2. Правила работы с таблицей:

Детям предлагается рассмотреть заполненную таблицу и найти в ней ошибку.

Использование мнемотаблиц при обучении детей грамоте - рис 3


«Использование мнемотаблиц при обучении детей грамоте - рис 3»
Нажмите на рисунок, чтобы увеличить

Дети объясняют, что нарисован колокольчик, который не зачёркнут – это не верно, т.к. звук [п] глухой (голосок не звенит)

IV вариант “Подбери букву”

1. Цели:

  • Уточнить, из каких элементов состоит буква, их количество и пространственное расположение.
  • Познакомить (или уточнить) с характеристикой звука (гласный-согласный, звонкий или глухой, мягкий или твёрдый)
  • Формировать фонематические представления
  • Развитие зрительно-пространственных представлений
  • Развитие логического мышления
  • Развитие связной речи

2. Правила работы с таблицей:

Детям предлагается заполненная таблица, только без буквы в центре. Детям предлагается подумать, догадаться и объяснить, какая это буква может быть.

Использование мнемотаблиц при обучении детей грамоте - рис 2


«Использование мнемотаблиц при обучении детей грамоте - рис 2»
Нажмите на рисунок, чтобы увеличить

Используя в работе по обучению грамоте детей с общим недоразвитием речи таблицы, о которых сказано выше, мы достигли следующих результатов:

  • Уменьшилось количество ошибок при написании букв имеющих свойство зеркальности
  • Дети стали лучше усваивать такие абстрактные понятия, как “буква”, “звук”, “гласный”, “согласный”, “мягкий”, “твёрдый”, “звонкий”, “глухой”.
  • У детей улучшилось внимание, память, логическое мышление, графо – моторные навыки
  • Повысился интерес к занятиям


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация на тему: "Использование мнемотаблиц при обучении детей связной речи"

Связная речь - главный показатель умственного развития и общего кругозора дошкольников, средство общения со сверстниками, а также необходимое условие успешного обучения в дальнейшем.Очень важно научит...

Использование мнемотаблиц при обучении детей составлению описательных рассказов на родном языке.

Статья  предназначена для воспитателей по обучению детей татарскому языку в ДОУ .В ней говорится о роли мнемотаблиц при обучении детей рассказыванию о временах года на родном языке....

Использование мнемотаблиц при обучении детей составлению описательных рассказов на родном языке.

Для того, чтобы процесс составления описательных рассказов был интересным, увлекательным и в то же время развивающим, я использую в работе мнемотаблицы. Такие наглядные таблицы или схемы помогают ребе...

Использование мнемотаблиц при обучении детей рассказыванию.

Мнемотехника позволяет решить ряд задач: развивать у детей умение понимать и рассказывать знакомые сказки, обучать детей правильному звукопроизношению.Развивать у детей умственную активность, сообрази...

Педагогическая находка «Использование мнемотаблиц в обучении детей нормам этикета»

Для эффективного обучения детей правилам этикета можно использовать в своей работе мнемотаблицы. Мнемотаблицы по этикету служат дидактическим материалом по развитию связной речи детей и ознакомлению с...

"Использование мнемотаблиц при обучении грамоте старших дошкольников с ОНР"

Используя в работе по обучению грамоте детей с общим недоразвитием речи таблицы, о которых сказано выше, мы достигли следующих результатов:Уменьшить количество ошибок при написании букв имеющих ...