Использование моделирования в обучении детей рассказыванию
статья по развитию речи по теме

Иванова Алевтина Алексеевна

Одним из самых эффективных приемов обучения рассказыванию является прием моделирования. По проблемам моделирования широкую известность приобрели работы Л. А. Венгера

Модель - это схема явления, отражающая его структурные элементы и связи, наиболее существенные стороны и свойства объекта. В моделях связных высказываний речи это их структура, содержание (свойства объектов при описании, взаимоотношения героев и развитие событий в повествовании), средства внутритекстовой связи

Моделирование - очень эффективный способ, позволяющий выявлять содержание и последовательность действий, определенные отношения между персонажами. Психологи Подьяков, J1. А. Венгер, О. М. Дьяченко и другие доказали, что дошкольникам доступно моделирование, т. к. в нем лежит принцип замещения.

Замещение - это использование при решении разнообразных умственных задач условных заместителей реальных предметов и явлений, употребление знаков и символов, т е. начинается замещение одних объектов другими (реальных - условными).

Скачать:


Предварительный просмотр:

Использование моделирования в обучении детей рассказыванию

Одним из самых эффективных приемов обучения рассказыванию является прием моделирования. По проблемам моделирования широкую известность приобрели работы Л. А. Венгера

Модель - это схема явления, отражающая его структурные элементы и связи, наиболее существенные стороны и свойства объекта. В моделях связных высказываний речи это их структура, содержание (свойства объектов при описании, взаимоотношения героев и развитие событий в повествовании), средства внутритекстовой связи

Моделирование - очень эффективный способ, позволяющий выявлять содержание и последовательность действий, определенные отношения между персонажами. Психологи Подьяков, J1. А. Венгер, О. М. Дьяченко и другие доказали, что дошкольникам доступно моделирование, т. к. в нем лежит принцип замещения.

Замещение - это использование при решении разнообразных умственных задач условных заместителей реальных предметов и явлений, употребление знаков и символов, т е. начинается замещение одних объектов другими (реальных - условными).

В дидактике выделяются следующие виды моделей:

Предметные модели. Они наиболее просты для восприятия детей, т к. модель аналогична предмету, воспроизводит его главные части, пропорции, соотношение в пространстве (например: глобус, игрушки по типу дергунчика, модель хищной птицы, предложенная Николаевой).

Предметно-схематические модели. Они представляют собой предмет- заместитель наряду с графическими символами (например: модель длинных, коротких «ног» и покровительственной окраски).

Графические модели представлены в виде рисунков, схем (например: модели птиц, рыб, а также календари природы).

Методика обучения моделированию

  1. Начинать обучение следует с предметных моделей, переходя к моделям представляющим собой условно-схематическое изображение отражений.
  1. Обучение осуществляется легче, если начинается с применения готовых моделей, а затем их построения.
  2. Целесообразно начинать с моделирования единичных, конкретных ситуаций, а позднее переходить к обобщенным моделям.

Замещением дети легко овладевают в речи, игре, изо деятельности, конструировании, также при ознакомлении с окружающим.

Если мы обращаемся к художественной литературе, то замещаемыми объектами будут герои детских сказок, люди, звери, гномы, волшебники. Иногда придется замещать и предметы, с которыми они действуют. В качестве заместителей удобно использовать бумажные кружки, квадратики, различающиеся по цвету и по величине. Первая задача - научить ребенка правильно использовать заместители Замещение основывается на каком-либо различии между персонажами. Это могут быть различия по цвету (например, крокодил будет изображаться зеленым кружком, солнце - желтым), по ветчине (слон - большой кружок, мышка - маленький).

Набор заместителей изготавливает и предлагает ребенку взрослый. На первых занятиях число кружков (не более двух-трех) должно совпадать с числом замещаемых объектов. В дальнейшем следует вводить лишние кружки, чтобы ребенок сам выбирал

нужные. Можно увеличить и количество замещаемых объектов. Когда выбор заместителей освоен, можно переходить с их помощью к разыгрыванию простых сюжетов. Для начала это могут быть чисто бытовые сюжеты. (Привести в качестве примера, как мама с дочкой пошли в магазин).

Разыгрывать с заместителями можно русские народные сказки «Колобок» (Колобок - желтый кружок, волк - серый, медведь - коричневый, лиса - оранжевый), «Волк и козлята» (волк - большой серый кружок, коза - большой белый, козлята - маленькие белые) и многие другие сказки.

Позднее нужно переходить к изображению действий, совершаемых этим персонажем. Если ребенок сам не догадывается, как изобразить действие, ему показывают или подсказывают. Очень удобна для полного разыгрывания сказка J1. Толстого «Три медведя». Медведи - бумажные полоски разной длины, Маша - полоска, примерно равная по длине «Мишутке», но другого цвета («У Машеньки красное платьице», - подсказывает взрослый). В доме у медведей стоят стулья (бумажные квадратики разной величины), тарелки (различающиеся по размеру кружки), кровати (прямоугольники из бумаги). Сам дом - это нарисованный на листе большой прямоугольник. С одной стороны дверь, в которую все входят, с другой - окно, через которое в конце выпрыгивает Маша. Взрослый медленно читает сказку, а ребенок в это время разыгрывает ее

Когда ребенок уже овладел. Разыгрыванием сказок с помощью заместителей, можно приступить к конспектированию. Это развивает у детей умение осмысленно запоминать не только отдельные слова, но и целые тексты.

Вы берете приготовленный заранее лист бумаги и карандаш и рисуете квадратик (рамочку). Вместе с ребенком вспомните, о чем говорится в начале сказки. Например, о девочке, которая вышла из дома. В квадрате-рамке вы схематично рисуете девочку около дома и говорите ребенку, что так можно записать начало сказки. Затем вы рисуете еще одну квадратную рамку, рядом с первой, и говорите, что в этом квадрате нужно записать то, что было дальше. Помогите ребенку выделить следующий эпизод и изобразите его с помощью двух-трех условных обозначений. Аналогично следует, изобразить остальные эпизоды сказки и рассказа.

Запись может выглядеть примерно так:

Так, вы можете записать несколько сказок или рассказов. В дальнейшем такие записи может делать и ребенок, сначала с вашей помощью, а затем самостоятельно. Основой для пересказа может служить и серия иллюстраций к сказке. Но на иллюстрациях много второстепенных деталей. Они отвлекаю внимание ребенка от основной сюжетной линии.

В. Я. Пропп  выделяет 4 основных типа строения сказок:

  1. Кумулятивная сказка
  2. Сказка о животных
  3. Новеллистические или бытовые
  4. Волшебная сказка

Согласно его концепции, О Дьяченко предлагает использовать несколько видов моделирования в зависимости от типа сказки.

Сериационный ряд (постепенно увеличивающиеся полоски и кружки разной длины и величины), соответствующий структуре кумулятивной сказки

Двигательное моделирование как воспроизведение основной последовательности действий сказки - используется при ознакомлении со сказками о животных.

Временно- пространственная модель, соответствующая структуре волшебных

сказок.

Условно-символическое моделирование для формирования собственного отношения к событиям и пониманию смысла сказки.

Особое место в работе с детьми занимает использование в качестве дидактического материала мнемотаблиц.

Мнемотаблица - это схема, в которую заложена определенная информация Овладение приемами работы с мнемотаблицами значительно сокращает время обучения и одновременно решает задачи, направленные на:.

  1. Развитие основных психических процессов - памяти, внимания, образного мышления;
  2. Перекодирование информации, т. е. преобразование из абстрактных символов в образы;
  3. Развитие мелкой моторики рук.

Рассмотрим работу с мнемотаблицей на примере сказки «Теремок».

Занятие состоит из нескольких этапов, в течении которых педагогам осуществляется ряд задач.

Этап 1. Рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено

Этап 2. Осуществляется так называемое перекодирование информации.

Этап 3. После перекодирования осуществляется пересказ сказки с опорой на символы.

Этап 4. Делается графическая зарисовка мнемотаблицы.

Этап 5. Каждая таблица может быть воспроизведена ребенком при ее показе ему, основной упор делается на изображение главных героев. Детям задают вопросы: «Какая сказка «спряталась» в таблице?», «Про кого эта сказка?»

Для детей младшего и среднего возраста мнемотаблицы необходимо давать цветные. В таблице схематически возможно изображение персонажей сказки, явлений природы, некоторых действий.

С детьми младшего дошкольного возраста удобнее работать через мнемо дорожки.

Размер мнемотаблиц может быть различным.

Коллаж - это учебное пособие. Главная задача коллажа - соединить, т. е. связать все картинки, буквы, цифры, геометрические фигуры между собой. Таким образом, происходит отработка сюжетного метода запоминания.

Ориентирами для последовательного логичного описания игрушек, натуральных предметов, времен года могут выступать также схемы.

Описательный рассказ включает в себя называние предмета, объекта, описание его особенностей, поведения, обращение с объектом. Особая сложность для детей при составлении описательного рассказа - определение последовательности (плана),

воспроизведение ранее полученных представлений. В этом случае воспитатель использует модель предметную, предметно-схематическую или схематическую.

Например, опишите предмет по схеме.

Примерный список вопросов к схеме:

1 . Что это?

  1. Цвет (пятна разных цветов)
  2. Форма
  3. Величина
  4. Вкус (кислый лимон и сладкая конфета)
  5. Сочность (стакан и капля)
  6. Место произрастания (дерево и грядка)

8 Что их этого можно сделать

Например, чтобы научить детей придумывать связный описательный рассказ о птицах, ребенку предлагают карточки с изображением клюва, перьев, лапок, радуги, гнезда, тарелки с ложкой, человека.

Распространенной моделью при пересказах, при составлении описательных рассказов является круг, разделенный на 3 неравные части, каждая из которых изображает начало, основную часть и конец рассказа. Эта модель указывает детям на то, что нужно выдерживать структурные части (начало, и конец могут состоять из 1-2 предложений).

Литература:

  1. М. М. Алексеева, В. И. Яшина «Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников».
  2. Л. А. Венгер, A. Л. Венгер «Домашняя школа».
  1. Л. А. Венгер, О. М. Дьяченко «Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста».
  1. О. С. Ушакова, Н. В Гавриш «знакомим дошкольников с литературой».
  2. ТВ. Болыпева«Учимсяпо сказке».
  3. «Дошкольное воспитание» - № 9/95 г., № 1 1/93 г., № 4/97 г., № 10/91 г.,

№ 5/9 1 г.

7.  Программа «Развитие» (Основные положения).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Использование моделирования в обучении детей дошкольного возраста пересказу сказок, рассказов»

Мнемотехника – это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации. Дети с общими нарушениями и задержкой психического развития испытыв...

Использование моделирования в обучении детей рассказыванию

Эта статья отнесена к разделу развитие речи. Она поможет воспитателям развить связную речь дошкольников, память, логическое мышлениеВоспитатели будут развивать умение детей запоминать стихи, рассказы,...

Использование моделирования при обучении детей дошкольного возраста математике

В математическом образовании дошкольников можно эффективно использовать такую форму работы, как уроки моделирования, в основу которой положен метод моделирования. Уроки моделирования — это изготовлени...

Использование моделирования при обучении детей с нарушением зрения рассказыванию.

Использование моделирования при обучении детей с нарушением зрения рассказыванию....

Использование моделирования в обучении детей рассказыванию

Одним из самых эффективных приемов обучения рассказыванию является прием моделирования, который позволяет развивать одновременно много познавательных процессов: память, мышление, восприятие, вооб...

Мастер-класс для педагогов ДОУ "Технология наглядного моделирования при обучению детей рассказыванию"

На этом мастер -классе  педагоги познакомятся с применением технологии моделирования в обучении детей рассказыванию...