Мастер-класс для педагогов ДОУ "Технология наглядного моделирования при обучению детей рассказыванию"
методическая разработка по логопедии (подготовительная группа)

На этом мастер -классе  педагоги познакомятся с применением технологии моделирования в обучении детей рассказыванию

Скачать:


Предварительный просмотр:

МАСТЕР-КЛАСС  ДЛЯ  ПЕДАГОГОВ ДОУ

«Технология наглядного моделирования  при обучении детей рассказыванию»
Подготовила и провела: Учитель- логопед Исанова Л.В.

Цель: Познакомить  педагогов с  применением технологии моделирования в обучении детей рассказыванию.

Связная речь-это смысловое развёрнутое высказывание обеспечивающее общение и взаимопонимание людей.

Связная речь включает в себя развитие двух форм речи-диалогической и монологической.

Диалогическая речь: умение детей слушать и понимать обращённую речь, поддерживать разговор, отвечать на вопросы и спрашивать. Уровень связной разговорной речи зависит от состояния словаря и от того насколько он овладел грамматическим строем речи.

Монологическая речь:

Рассказ- это связное развёрнутое изложение какого-либо факта.

Пересказ- воспроизведение прослушанного художественного произведения в выразительной устной речи.

Предлагаю вам вспомнить этапы развития связной речи у дошкольников и пройти блиц -опрос:

-Дети начинают употреблять сложноподчинённые и сложносочинённые предложения? (3-4 года)

-Дети пересказывают короткие тексты, прослушав их два раза (4-5 лет)

-Дети способны достаточно подробно и последовательно  рассказать об увиденном или услышанном, объяснить причину и следствие, составить рассказ по картине, отличить фантастическое содержание текста от повествования?(5-7 лет)

Дети дошкольного возраста, а тем более, имеющие речевые нарушения, как правило, отличаются недостаточно сформированным навыком построения связного высказывания.

Широкое применение в обучении детей получила такая  технология, как знаково- символическая деятельность(моделирование)

Моделирование — это попытка задействовать для решения познавательных задач зрительную, двигательную и ассоциативную память, так как у  детей  на  занятиях задействован только один вид памяти - вербальный.  Это оптимальная и результативная технология, позволяющая максимально активизировать речевую деятельность, сохраняя при этом интерес к занятию. В основе моделирования лежит принцип замещения, где реальные предметы замещаются рисунком, схемой, значком.

Моделирование состоит из следующих этапов:

 ‒ усвоение и анализ сенсорного материала;

‒ перевод его на знаково-символический язык;

‒ работа с моделью.

Метод наглядного моделирования в   коррекции  речи направлен на решение взаимосвязанных задач, охватывающих   разные стороны речевого развития.

Рассмотрим некоторые из них.

1. Первые модели, с которыми сталкиваются дети в процессе формирования и коррекции фонетической  стороны речи, это модели таких понятий, как звук, слог, слово, предложение. Для их обозначения используются геометрические фигуры . Это  кружки  (квадраты) разного цвета для  обозначения  звуков: гласные –красные,  синие - согласные твердые,

 зеленые - согласные  мягкие.

Символы к артикуляции  звуков – положение  органов  при  произнесении  определенного звука, символы  гласных  и  согласных

  

   

Схемы  для определения  позиции  звуков  и  количество  слогов  в  слове и  схема образное название артикуляционных упражнений и соотнесение их с картинками – символами.

 

2. Формирование лексико-грамматических представлений

       

3.Развитие  связной речи                    .

   

       

  4.Развитие  мелкой  моторики

2) ПРАКТИЧЕСКАЯ  ЧАСТЬ

1.Организационный момент

Для снятия усталости, а главное для развития внимания поиграем в игру

«Он и она»

Повнимательней, друзья

Я начну, вы продолжайте,

Хором быстро отвечайте.

-Он слон – она…

-Он лось-она…

-Он кот-она…

-Ну конечно это кошка ,ну ошиблись вы немножко,так сыграем ещё раз, обыграть хочу я вас.

-Он морж-она…

Он заяц-она…

-Он бык-она…

-Ну конечно же корова, поиграйте теперь снова.

-Он тигр-она…

-Он осёл-она…

-Он баран-она…

-Ну вот немножко отдохнули.

Перед  вами цветок  с  лепестками.  На лепестках  задания

1 Нарисуй  пиктограмму  к  потешке:

 Кошка  на  окошке  штанишки  шьет

 А мышка в  сапожках  избушку метет.

2. Нарисуй  пиктограмму  к  стихотворению

Перед нами елочка:     

Шишечки, иголочки.   

Шарики, фонарики,

Зайчики и свечки,

Звезды, человечки. 
3.Составление  описательного  рассказа  по  схеме  «Игрушки» (про  мяч)

4.Заучивание стихотворения по мнемотаблице

5.Составить предложения по схемам

6.Использование предлогов в сказке «Репка»

7.Физминутка «Паровозик»

8.Пересказ рассказа «Поход в парикмахерскую» по картинно-графическому плану.

9.Подобрать предлоги к картинкам

10.Место звука (р)

11.Деление слов на слоги

12.Составить схему слова «рак», «сок», «кот»

13.Скажи фразу со словами «идёт», «лежит»

14.Проговаривание чистоговорок со зрительной опорой.

Таким  образом, использование наглядного моделирования вызывает у детей интерес, ускоряет процесс запоминания и усвоения материала. Применяя наглядное моделирование, мы учим детей видеть главное, систематизировать полученные знания. Применение наглядного моделирования оказывает положительное влияние на развитие не только речевых процессов, но и не речевых: внимание, память, мышление.

Представленная мною технология позволяет повысить эффективность коррекции речи дошкольников, страдающих его недоразвитием ,но может быть использована и в работе с детьми, не имеющими недостатков в развитии как средство повышения интереса к данному виду деятельности и оптимизации процесса  развития навыка связной речи дошкольного возраста. Постепенно овладевая всеми видами связного высказывания с помощью моделирования, дети учатся планировать    свою речь, связно выражать свои мысли.

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                  

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                               

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование метода наглядного моделирования при обучении дошкольников рассказыванию

Одно из направлений всестороннего развития ребёнка-дошкольника – формирование речевых навыков. Фактором, облегчающим процесс становления связной речи, является наглядность. Рассматривание предме...

Мастер-класс "Мнемотехника или использование метода наглядного моделирования в работе с детьми дошкольного возраста"

Пезентация предназначена педагогам использующих в своей работе мнемотаблицы....

Мастер класс на тему: Карты Проппа, как инновациооная техника обучения детей дошкольного возраста рассказыванию"

Данный мастер класс предназначен для работы с детьми дошкольного возраста. Очень полезен и интересен....

МАСТЕР - КЛАСС «Использование методов и приемов наглядного моделирования в работе с детьми »

Моделирование – процесс создания моделей и их использование в целях формирования знаний о свойствах, структуре, отношениях, связях объектов.Особенность моделирования как метода обучен...

МАСТЕР – КЛАСС «Использование методов и приемов наглядного моделирования в работе с детьми »

МОДЕЛИРОВАНИЕ–  процесс создания моделей и их использование в целях формирования знаний о свойствах, структуре, отношениях, связях объек...

Мастер-класс на тему: "Карты Проппа, как инновационная техника обучения детей дошкольного возраста творческому рассказыванию и развития высших психических функций"

Мастер-класс на тему: "Карты Проппа, как инновационная техника обучения детей дошкольного возраста творческому рассказыванию и развития высших психических функций"...