Формы совместной деятельности с детьми в процессе формирования языковой и коммуникативной компетентности
консультация по коррекционной педагогике (старшая, подготовительная группа) на тему

Консультация содержит раскрытие понятий "коммуникация, "коммуникативная компетенция", "языковая компетенция", характеристику особенностей процесса общения и языковой компетенции детей с ОНР. В консультации обозначены критерии, определяющие уровень языковой и коммуникативной компетенции у детей с нормальным речевым развитием, описаны этапы формирования коммуникативных умений и  навыков. В виде таблицы  представлены формы организации образовательной деятельности детей с ОНР по освоению диалогической формы  речи, развитию всех компонентов устной речи, овладению речевым этикетом  в совместной деятельности и режимных моментах.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Формы совместной деятельности с детьми в процессе формирования языковой и коммуникативной компетентности

Что же такое  языковая и коммуникативная компетентность?

Компетентность – это владение, умение или круг вопросов, в которых кто-либо хорошо осведомлен.

Языковая компетентность – это владение речевыми средствами.

Коммуникация, по определению Джозефа О Коннора, - это многогранное слово, которое включает в себя любое взаимодействие с другими людьми: случайный разговор, убеждение, обучение и переговоры, т.е. общение.

Такие ученые, как С.В. Артамонова, Р.Е. Левина, С.А. Миронова признают факт взаимной связи между развитием языковой и коммуникативной  компетенций. По словам Л.П. Носковой, «Развитие языковой способности выступает как небезразличное отношение к речевому поведению говорящих людей и к самой языковой материи, как особая активность в усвоении и применении речевых средств для установления контактов с окружающими и обозначения предметов, их действий и качеств. Ее формирование тесно связано с развитием коммуникативной, интеллектуальной, символической, ритмической и других способностей».

       Коммуникативная и языковая компетенция, означает,  умение общаться с помощью грамотной речи.  Это важное условие развития ребёнка-дошкольника, его социализации и индивидуализации, формирования личности.

А.П. Усова отмечала: «Действовать вместе с другим ребенком - это не так просто в возрасте трех, четырех и даже шести лет. И, хотя, распространенным мнением является то, что язык игры понятен всем детям, но оказывается нужен еще язык общения...»

В общении реализуются межличностные и общественные отношения людей.   Сформированные коммуникативные и языковые компетенции – главнейший показатель готовности ребёнка к взаимодействию с окружающими людьми. По свидетельству А.В.Запорожца, Д.Б. Эльконина, они позволяют детям справиться с неблагоприятной ситуацией, способствуют преодолению робости, смущения, влияют на формирование доброжелательных отношений с окружающими, обеспечивают успешность совместной деятельности. (и др.) 

 Особенности речевого развития детей с ОНР препятствуют осуществлению полноценного общения, что выражается в снижении потребности в общении, как со взрослыми, так и со сверстниками,  несформированности форм коммуникации, (диалога и монолога), многословности, особенностях поведения:

 - отсутствии заинтересованности в контакте,

- использовании таких типов высказываний, которые не требуют речевой реакции сверстника (констатация),

- неумении ориентироваться в ситуации общения,  склонность перебивать собеседника, неспособность выслушать его до конца, негативизм,

-   отсутствии широкого применения адекватных форм коммуникации,

-  применении демонстративных и «силовых» действий;

- трудности в употреблении невербальных средств общения – выразительных движений, мимики, жестов.

        По мнению Ю.Ф. Гаркуши, Е.М. Мастюковой, С.А. Мироновой,  у детей с ОНР отмечаются такие психологические особенности как замкнутость, робость, нерешительность, порождаются такие специфические черты общего и речевого поведения как ограниченная контактность, замедленная включаемость в ситуацию общения, неумение поддерживать беседу, вслушиваться в звучащую речь.

 Несформированность языковой компетенции у детей с ОНР выражается в:

·        употреблении слов в неточном значении;

·        использовании в самостоятельной речи неадекватных грамматических форм;

·        многочисленных повторениях, возвращениях к ранее сказанному;

·        шаблонности, т.е. использовании заученных формулировок;

·        изобилии необоснованных пауз в речи;

·        единичности случаев активной вербальной коммуникации;

·        неспособности оценивать высказывания других детей;

.   замене обращения к другим за помощью многократным повторением «безадресного» сообщения о своей потребности.

Указанные речевые и коммуникативные затруднения оказывают отрицательное влияние на усвоение и поддержание контактов со сверстниками, взрослыми, педагогами во время игры, НОД, процесса общения в целом и спонтанно не преодолеваются. Они требуют от педагога специально организованной работы по их коррекции на основе комплексного и индивидуального подхода через создание оптимальной развивающей среды и погружения ребенка в совместную деятельность со взрослыми и детьми.

Проводя целенаправленную работу по формированию языковой и коммуникативной компетенции у детей с ОНР, педагог должен знать ряд критериев, определяющих ее уровень:

- умение прямо адресовать свое высказывание сверстнику, чтобы привлечь его внимание к игре, совместным действиям, использовать обращение типа «Посмотри сюда...» и т.п.;

- умение обратиться к ребенку по имени или по названию роли;

- умение высказать предложение в приветливой форме, вежливо ответить на просьбу товарища принять его в игру;

- способность доброжелательно выразить согласие с игровым замыслом, придуманным другим ребенком или же. в случае несогласия, деликатно отклонить нежелательное предложение партнера, вежливо принять отказ сверстника поиграть вместе, а также его возражения относительно замысла игры;

- умение выяснить удовлетворен, ли партнер полученной ролью, учтены ли его интересы при подборе игрового материала;

- умение обратиться к партнеру как равному, не подчеркивая своего превосходства;

- умение убедительно для сверстника обосновать свои предложения и поручения, объяснить целесообразность их принятия, выполнения.

Формирование у детей с ОНР коммуникативных умений и навыков  должно проходить в три этапа:

этап создания мотивации на общение и приобретение коммуникативных умений;

этап ознакомления детей со средствами и способами общения и формирование коммуникативных умений в репродуктивной деятельности;

этап творческого применения коммуникативных умений, - и по следующим направлениям:

  1. Развитие свободного общения со взрослыми и детьми;
  2. Развитие всех компонентов устной речи:

-  формирование лексической стороны речи

- формирование просодической стороны речи

- формирование грамматической стороны речи

- формирование связной речи (диалога и монолога);

3. Практическое овладение нормами речи (речевой этикет).

Для достижения наилучшего результата педагог должен использовать все многообразие форм педагогического воздействия в совместной деятельности на воспитанников.

Формы совместной деятельности с детьми:

1. Освоение диалогической формы речи со взрослыми и детьми

Режимные моменты

Совместная деятельность  с педагогом

Поддержание социального контакта

(фатическая беседа, эвристическая беседа).

2.Образцы                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                 коммуникативных

 кодов взрослого.

3.Коммуникативные тренинги.

4. Тематические досуги.

5. Гимнастики

 (мимическая,  логоритмическая

1.Имитативные упражнения, пластические этюды.

2. Сценарии активизирующего общения.

3. Чтение,  рассматривание иллюстраций

(беседа.)

4. Коммуникативные тренинги.

5. Совместная продуктивная деятельность.

6. Работа в книжном уголке

7. Экскурсии.

8. Проектная  деятельность

9.Сюжетно-ролевая игра.

10. Игра- импровизация по мотивам сказок.

11. Театрализованные игры.

12. Игры с правилами.

Примечание. Фатическая беседа – ситуативный диалог (от лат. fatuor «нести вздор, говорить глупости»), чтобы поддержать беседу. Эвристическая - ряд вопросов, которые направляют мысли и ответы учащихся в нужное русло.

        

2. Развитие всех компонентов устной речи        

Компоненты устной речи:

Режимные моменты

Совместная деятельность  с педагогом

Лексика

1.Речевые дидактические игры.

2.Чтение, разучивание

3. Беседа

4. Досуги

5. Наблюдения

1.Сценарии активизирующего общения.

2. Дидактические игры

3. Игры-драматизации

4. Экспериментирование с природным материалом

5.Совместная продуктивная деятельность

Грамматический строй

1.Дидактические игры

2.Речевые тренинги (упражнения)

3.Беседа

4.Разучивание стихов

1.Сценарии активизирующего общения.

2.Разучивание, пересказ

3.Досуг

4.Дидактические игры

5. Речевые задания и упражнения

6.Игра- импровизация по мотивам сказок.

7. Театрализованная деятельность

Связная речь

1. Наблюдение за объектами живой природы, предметным миром

2.Чтение сказок, рассматривание иллюстраций

3. Дидактические игры

1.Дидактические игры

2. Экскурсии

3. Проектная деятельность

4.Сюжетно-ролевые игры

5 . Досуги и праздники

 6. Экспериментирование

Просодическая сторона речи

1.Речевые дидактические игры.

2.Тренинги (действия по речевому образцу взрослого).

1.Речевые упражнения, задания.

2. Дидактические игры.

3. Имитационные

упражнения.

4. Сценарии активизирующего общения.

5.Хороводные и музыкально-дидактические игры

6. Досуг

7.Игра- импровизация по мотивам сказок.

8. Игра-драматизация

3. Практическое овладение нормами речи (речевой этикет).

Режимные моменты

Совместная деятельность  с педагогом

1.Образцы                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                   коммуникативных

 кодов взрослого.

2.Использование в повседневной жизни формул речевого этикета

3.Беседы

1.Тематические досуги

2.Чтение художественной литературы

3. Моделирование и обыгрывание    проблемных ситуаций

Для развития диалогической формы речи необходима организация парного взаимодействия взрослых и детей. Этот вид общения используется в дидактических играх (речевых, познавательных), при выполнении различных заданий в познавательной,  продуктивной, конструктивной, музыкальной, театрализованной  деятельности («Раздели поровну», «Нарисуем вместе», «Проверь товарища», «Постоим вместе», «Кого встретил колобок»).  При этом закрепляются и уточняются способы работы с языковой информацией, полученные во время коллективной НОД (активизация словарной работы, грамматический строй языка, звуковая культура речи и т.д.). Дети учатся ориентироваться на партнера-сверстника, его практические и речевые умения, применять уже знакомые правила общения в играх: соблюдать очередность игровых и речевых действий; уже сказанное не повторять; в случае затруднения задавать уточняющие вопросы; вежливо обращаться друг к другу с просьбой по имени, использовать «волшебное»  слово «пожалуйста». Так, в проведенных ранее играх «Да или нет», «Угадай по звуку» дети учились по очереди отвечать на вопросы взрослого. Затем педагог  предложил  выполнить эти действия кому-то из игроков, «замыкая» детей друг на друга, организуя их речевое и игровое взаимодействие. Приобретя необходимые навыки игр в паре на основе равного партнерства, дети уже смогли выступать ведущими в парных играх. Способность внести диалог с партнерами  формируется и  во время чтения художественной литературы, тематических бесед, досугов, театрализованных игр, проектной деятельности, экскурсий, коммуникативных тренингов. Педагог не только объясняет, указывает, дополняет, задает вопросы, но прежде всего, дает образец речевого взаимодействия.

Следующим этапом являются коллективные игры с правилами. Они ставят детей перед необходимостью договориться, спланировать дела, выявляют способность ребенка к деловому сотрудничеству в усложняющихся обстоятельствах. Несмотря на то, что сотрудничество детей продолжает носить практический характер и быть связанным с реальными делами детей, оно приобретает вне ситуативный характер. Игры с правилами становятся стимулом совершенствования у детей коммуникативных умений. Именно такая форма игры, по мнению Л.А. Венгера, имеет определяющее значение в развитии ребенка, его социализации.

 Показателем эффективности коммуникативного развития является сюжетно-ролевая игра, где партнерские связи, диалогическое общение обогащают и развивают ее. Дети, осуществляя  ролевые действия, сопровождают их специфической ролевой речью, проявляют устойчивость в игровом общении на основе интереса друг к другу, к замыслу партнера. Беспроблемно взаимодействуют в подгруппе, пытаются справедливо разрешать споры. Тем не менее, дети с речевыми нарушениями, при организации сюжетно-ролевой игры долгое время нуждаются в руководящей роли педагога. Педагог учит детей сговариваться для предстоящей игры, определять атрибутику и круг ролей играющих, дает образцы  ролевых диалогов, например, покупателя и продавца в магазине, врача и пациента в больнице и т.д.; повторяет,  уточняет, задавая соответствующие ситуации вопросы: как нужно обратиться к товарищу?, что ответит …парикмахер, врач…? Как поступишь ты в этом случае? При этом педагог должен понимать,  на каком этапе формирования умения играть в ролевую игру нужно непосредственно обучать, показывая образцы, закрепляя их,  а когда, можно предоставить детям возможность самостоятельно действовать и вмешиваться в ход игры только в случае уточнения, дополнения или объяснения способов ролевого взаимодействия.

Развитие всех компонентов устной речи в разделах:

Формирование лексической стороны речи реализуется: через имитативные упражнения, пластические этюды; сценарии активизирующего общения;  чтение, рассматривание иллюстраций (беседа);  коммуникативные тренинги; совместную продуктивную деятельность; работу в книжном уголке;  экскурсии; проектную деятельность.

Формирование грамматической стороны речи осуществляется в режимных моментах через пояснение, исправление, повторение; дидактические игры; речевые тренинги (упражнения); беседу; разучивание стихов. В совместной  деятельности  с педагогом через сценарии активизирующего общения; разучивание, пересказ; досуг; дидактические игры; речевые задания и упражнения.

Формирование связной речи (монологической формы) происходит в режимных моментах через наблюдение за объектами живой природы, предметным миром; чтение сказок, рассматривание иллюстраций; дидактические игры. В совместной деятельности с педагогом через творческие задания; дидактические игры; экскурсии; проектную деятельность; досуги и праздники; экспериментирование.

Практическое овладение нормами речи (речевой этикет) реализовывается

в режимных моментах через образцы коммуникативных кодов взрослого; использование в повседневной жизни формул речевого этикета; беседы. В совместной деятельности с педагогом  через интегрированные занятия; тематические досуги; чтение художественной литературы; моделирование и обыгрывание проблемных ситуаций.

Формирование произносительной стороны речи происходит в разных видах деятельности. В режимных моментах через артикуляционную гимнастику; речевые дидактические игры; тренинги (действия по речевому образцу взрослого); разучивание скороговорок, чистоговорок,  четверостиший.

        В совместной  деятельности с педагогом через речевые упражнения, задания; дидактические игры; имитационные упражнения; сценарии активизирующего общения; досуг.

Примечание.

Коммуникативный код - это средство и общения, и взаимопонимания, и передачи культурных традиций, культурных смыслов в обществе. Коммуникативный код обеспечивает адекватное и оптимальное восприятие и целенаправленную передачу информации в конкретной ситуации взаимодействия социальных субъектов.

Еще  одной формой развития  коммуникативной и языковой компетенции является сценарий  активизирующего общения.

 Сценарии активизирующего общения включают разговор воспитателя с детьми, дидактические, подвижные, народные игры, инсценировки, игры-драматизации, имитационные упражнения и др. Обучение по сценариям имеет не учебную, а игровую, коммуникативную мотивацию, проходит живо, интересно и весело. В них выделяется ряд задач, которые являются уже традиционными для методики развития речи: обогащение и активизации словаря, воспитание звуковой культуры речи, формирование грамматического строя языка, развитие связной речи. Технология сценариев предполагает проведение их 1 раз в неделю как досуг. Полюбившиеся детям сценарии проводятся повторно спустя 3-4 недели.

В сценариях активизирующего общения ставятся и решаются задачи коммуникативного развития детей, но при этом целью педагога является пробуждение собственной речевой активности ребенка, его языковых игр, диалогов между детьми – детской языковой и коммуникативной самодеятельности, взрослый организует деятельность детей, и в процессе ее дети учатся, но при этом деятельность не выступает как форма обучения – это может быть досуг или развлечение.

Актуально также использование проектного  метода  при работе в этом направлении.  Результатом  формирования коммуникативных умений дошкольников на проектной основе является создание сообщества детей, детей и воспитателей, детей, воспитателей и родителей, формирование субъект-субъектных отношений. Проекты помогают детям использовать и развивать свой внутренний потенциал, действовать в «зоне ближайшего развития». Метод проектов ориентирует весь образовательный процесс на ребенка, его интересы, жизненный опыт, индивидуальные способности, затрагивает эмоциональную сферу, усиливает мотивацию, развивает индивидуальную ответственность, учит партнерству  и взаимодействию.

Коммуникативная компетентность детей дошкольного возраста с ОНР развивается во времени и пространстве, обусловлено социальными условиями, половозрастными, индивидуальными особенностями детей, предметно-практической деятельностью, организацией образовательного процесса, спецификой пространства общения.          Пребывание детей в дошкольном образовательном учреждении создает благоприятные условия для проведения систематической работы по развитию коммуникативной компетентности дошкольников с ОНР.    

.

                                                                                                     

                                                                                   

                                                       

Формы совместной деятельности при  формировании свободного общения со взрослыми и детьми

Режимные моменты

Совместная деятельность  с педагогом

Поддержание социального контакта

(фатическая беседа, эвристическая беседа).

2.Образцы                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                   коммуникативных

 кодов взрослого.

3.Коммуникативные тренинги.

3. Тематические досуги.

4. Гимнастики

 (мимическая, логоритмическая

1.Имитативные упражнения, пластические этюды.

2. Сценарии активизирующего общения.

3. Чтение,  рассматривание иллюстраций

(беседа.)

4. Коммуникативные тренинги.

5. Совместная продуктивная деятельность.

6. Работа в книжном уголке

7. Экскурсии.

8. Проектная  деятельность

9..Сюжетно-ролевая игра.

10. Игра- импровизация по мотивам сказок.

11. Театрализованные игры.

12. Игры с правилами.

                                                           


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогическое мероприятие в форме совместной деятельности с детьми подготовительной группы "Сила богатырская - могущество Российское"

Педагогическое мероприятие представляет собой интегрирование образовательных областей:- социализации, - художественного творчества (рисование),- музыки....

Конспект совместной деятельности с детьми второй младшей группы с использованием коммуникативных игр и нетрадиционных методов художественного творчества. «ЁЖИК НА ПРОГУЛКЕ»

Цель: Формировать интерес к продуктивным видам деятельности. Воспитывать  интерес к совместной исследовательской деятельности.Программное содержание: Формировать у детей первичные представления о...

Брошюра для педагогов "Буктрейлер - как форма совместной деятельности взрослого и детей при формировании интереса детей старшего дошкольного возраста к сказам П.П.Бажова"

Брошюра для педагогов "Буктрейлер - как форма совместной  деятельности взрослого и детей при формировании интереса детей старшего дошкольного возраста к сказам П.П.Бажова...

Конспект совместной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста по социально - коммуникативному развитию. Экологический досуг "Чистый город - чистая планета".

Конспект совместной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста по социально - коммуникативному развитию. Экологический досуг "Чистый город - чистая планета"...

Музыкальная гостиная как эффективная форма совместной деятельности ДОУ и семьи в формировании музыкальной культуры дошкольников.

Музыкальная гостиная как эффективная форма совместной деятельности ДОУ и семьи в формировании музыкальной культуры дошкольников....