ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ «Компенсация недостатков зрения путем развития сохранных анализаторов у детей, имеющих нарушения зрения». «Вижу, слышу, чувствую"
статья по коррекционной педагогике на тему

Герасимова Галина Анатольевна

В данном проекте указывается, что зрительная система ребенка развивается в тесном взаимодействии с другими сенсорными системами. Наибольшее значение имеет связь зрения с осязательным и слуховым восприятием. Нарушение функций зрения, играющих у нормально видящих детей ведущую роль, активизирует у детей с нарушением зрения деятельность  сохранных анализаторов. Взаимно дополняя друг друга, слуховые, кожные, обонятельные и зрительные ощущения подробно информируют ребенка об окружающем мире. Поэтому  активная тренировка сохранных анализаторов у детей с нарушением зрения компенсирует недостатки зрения в процессе познания окружающего мира, поэтому дети уверенно двигаются в пространстве, делают меньше ошибок при узнавании предметов. В данном проекте указаны цели, задачи, предполагаемый результат, а так же перечислены направления деятельности в рамках проекта:  работа с детьми, с родителями, с воспитателями, и указан продукт проектной  деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_no4_vizhu_slyshu.docx27.17 КБ

Предварительный просмотр:

Использование проектной деятельности в работе с детьми, имеющими нарушения зрения.

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ

«Компенсация недостатков зрения путем развития сохранных анализаторов у детей, имеющих нарушения зрения».

«Вижу, слышу, чувствую

                                         

Паспорт проекта

Вид проекта: информационно-познавательный

Продолжительность проекта: долгосрочный (4года)

Первый год (младший дошкольный возраст)

Участники проекта: дети с нарушением зрения младшего возраста, тифлопедагог, воспитатели группы, родители.

Образовательная область: познание.

Актуальность проекта: Зрительная система ребенка развивается в тесном взаимодействии с другими сенсорными системами. Наибольшее значение имеет связь зрения с осязательным и слуховым восприятием. Нарушение функций зрения, играющих у нормально видящих детей ведущую роль, активизирует у детей с нарушением зрения деятельность  сохранных анализаторов. Взаимно дополняя друг друга, слуховые, кожные, обонятельные и зрительные ощущения подробно информируют ребенка об окружающем мире. Повышается острота восприятия сохранившихся видов чувствительности (слуховой, тактильной, температурной, мышечно-суставной).

В свою очередь, совместное использование частичного зрения, слуха, осязания, обоняния дает значительно лучшие результаты при узнавании детьми с нарушением зрения любых предметов окружающего мира.

Таким образом, активная тренировка сохранных анализаторов у детей с нарушением зрения компенсирует недостатки зрения в процессе познания окружающего мира, поэтому дети уверенно двигаются в пространстве, делают меньше ошибок при узнавании предметов.

      Цели проекта: создать условия для активизации, обогащения  и развития слухового, тактильного, вкусового и обонятельного анализаторов в процессе разработки образовательного проекта «Вижу, слышу, чувствую»

Способствовать созданию активной позиции родителей в совместных играх на развитие у детей с нарушением зрения сохранных анализаторов. Повысить стремление родителей использовать игры на развитие чувственного восприятия в домашних условиях.

Задачи проекта: 

1. Обеспечить сотрудничество и сотворчество детей и взрослых в ходе совместной организационной коррекционно-компенсаторной работы и проектной деятельности.

2. Пополнять развивающую среду, способствующую повышению эффективности коррекционно-педагогического процесса в группе для детей с нарушением зрения.

3.Формироватьу детей представление о роли всех анализаторов в восприятии информации о предметах окружающего мира.

4. Тренировать слуховой анализатор для компенсации недостатков зрения детей. Активизировать слуховое восприятие детей засчет игр и упражнений, направленных на развитие слухового анализатора. Учить использовать слуховые признаки предметов, шумы, звуки, голоса окружающих для узнавания и формирования образов окружающего мира. Включить в практику работы активное использование игр, предназначенных для развития целенаправленного слухового восприятия.

5. Обогащать тактильную чувствительность с помощью осязательного анализатора для компенсации недостатков зрения. Расширять представления ребенка о его осязании и  различных способах осязания. Развивать целенаправленное ощупывание и манипулятивную деятельность кистей рук. Формировать тактильные представления, развивать интерес ребенка к предметам через активное тактильное исследование.

6. Активизировать вкусовые и обонятельные анализаторы. Развивать обонятельную и вкусовую память.

7. С помощью дидактических игр на активизацию сохранных анализаторов и нарушенного зрения корректировать и развивать сенсорную сферу младших дошкольников: применять и закреплять знания об окружающем мире, накапливать соответствующий словарь, тренировать речевые умения и навыки ребенка.

Предполагаемый результат:

1. Компенсировать недостатки зрения в процессе познания окружающего мира путем активной тренировки сохранных анализаторов.

- Уметь использовать слуховые признаки предметов, шумы, звуки для узнавания и формирования образов: уметь с помощью активизации слухового восприятия определять  различные звуки .

- Использовать осязание при определении качеств и свойств предметов: размера, формы, структуры поверхности и т. д.

- Уметь определять на вкус и по запаху различные продукты, овощи, фрукты.

2. Уметь правильно обозначать словами предъявленные для опознания  предметы,  и называть их свойства и качества. Уметь сравнивать, рассуждать, обобщать.

3. Знать органы чувств и их значение в жизни человека.

Предварительная работа: 

1. Подбор литературы по данной проблеме.

2.Поисковая работа по подбору иллюстративного материала по данной теме.

  (использование электронных образовательных ресурсов и создание самостоятельных презентаций по данной теме)

3. Создание воспитателями и тифлопедагогом перспективного планирования по развитию чувственного восприятия у детей младшего возраста и его включение во все разделы программного содержания.

4.Создание картотеки дидактических игр на развитие всех анализаторов.

                                 

5.Создание стимульного материала для  активизации каждого анализатора:

а. Изготовление пособий для развития осязания, подбор различных предметов для определения на ощупь. Подбор предметов для развития осязания в процессе предметно-практической деятельности

б. Подбор звучащих предметов для развития слухового анализатора. Создание  картотеки различных звуков, шумов.

в. Подбор коллекции запахов для развития обонятельного анализатора.

6. Изготовление дидактических игр на развитие сохранных анализаторов.

7. Внедрение в развивающую среду в группе пособий для развития сохранных анализаторов (на фланелеграф лабиринт с картинками всех органов чувств с соответствующими им предметами. В атрибуты для сюжетно-ролевых игр включить пособия для определения на ощупь, бутылочки с запахами, киндеры со звуками.

8.Создание уголка по развитию сохранных анализаторов в кабинете тифлопедагога.

       

Направления деятельности в рамках проекта:

В работе с  детьми 

Ежедневная профилактическая работа.

- Гимнастика кистей рук и пальчиковая гимнастика для активизации тактильных ощущений.

- Зрительная гимнастика на расслабление зрительного анализатора при зрительной работе.

- Самомассаж мочек ушей для слухового сосредоточения.

Беседы, занятия

1. Показ открытого занятия «Наши помощники»

2. Беседы об органах чувств человека:

«Наши руки не для скуки»,

«Что мы знаем о нашем носе»,

«Язычок-вкусняшка»,

«В гостях у Нюх-нюха»

«Наши зоркие глазки»

3.Встреча с человечками Глазкой, Нюх-нюхом, Ушастиком, Вкусиком, которые рассказывают о значении органов чувств. и их гигиене.

4. Беседа о бережном и заботливом отношении к своему телу и органам чувств.

5.Чтение стихотворения Ю Прокоповича «Зачем носик малышам»,  «Пять помощников», О Свиридова «Для чего нужны глаза»,

Игры:

1. Дидактические игры: «Подбери картинку», «Узнай по звуку», «Подбери такой же запах», «Кислое, сладкое, соленое», Холодный – горячий», «Отгадай предмет по звуку», «Громко-тихо», «Шумные предметы», «Слушаем погоду», «Чудесный мешочек»,

2. Сюжетно-ролевые:  игра «Больница», игра «Семья».

3.Подвижные игры: «Что пропало?». «Пройди по дорожке», «Пройди на звук». «Поймай колокольчик», «Что висит на веревочке?», «Что спрятал зайка?», «Пройди по стрелкам, найди сюрприз»

В работе с  родителями 

1.Создание сайта для родителей с целью освещения вопросов  развития зрительного восприятия, а также развития сохранных анализаторов у детей с нарушением зрения.

2. Консультация для родителей «Игры на развитие анализаторов своими руками»

3.Индивидуальные беседы с родителями об особенностях  развития зрительного восприятия и значимости развития сохранных анализаторов для каждого ребенка.

4.Выставка пособий на развитие анализаторов, сделанных родителями.

5. Выпуск газеты, посвященной проблеме развития чувственного восприятия.

6. Наглядность в виде информационных листов «Советы тифлопедагога».

7. Проведение дня открытых дверей с показом фрагментов занятий по развитию сохранных анализаторов.

В работе с  воспитателями  

1. Консультирование воспитателей по вопросам развития у детей с нарушением зрения младшего возраста сохранных анализаторов.

2. Совместное  изготовление пособий для развития чувственного восприятия.

3. Совместное оформление коррекционно-развивающей среды в группе.

Продукт проектной деятельности: 

Проведение открытого мероприятия для родителей: игровой гостиной «Мама, в выходной поиграй со мной».

Выпуск газеты, посвященной проблеме развития сохранных анализаторов у детей с нарушением зрения.

Презентация проекта:

1. Проведение открытого мероприятия- Гостиная для родителей «Мама, в выходной поиграй со мной» «Вижу, слышу, чувствую».

2. Выступление на методическом объединении с презентацией проекта.

Список литературы по данной теме:

1. М. Г.Борисенко, Н А. Лукина «Смотрим, видим, запоминаем» (развитие зрительного восприятия, внимания, памяти) С-Пб Паритет, 2003 г.

2. Журнал «Здоровье дошкольника» №3 2011 г «Изучаем организм»

3. Журнал «Начальная школа: плюс, минус» 2002 г Г. М. Архипенко «Мобилизация сохранных анализаторов, как средство развития детей дошкольного возраста с нарушением зрения».

4.Журнал «Физическое воспитание и оздоровление» З. Глазырина, С Головина «Вижу, слышу, вдыхаю запах, пробую»  

5. Журнал «Дошкольная педагогика» Октябрь2008 г.О Ф Юрлина, С. Н. Касаткина «Развитие осязания у детей с нарушением зрения»

6. Журнал «Дефектология»Э. Н. Тюбекина «Развитие осязания и мелкой моторики у старших дошкольников с нарушением зрения»

7. Журнал «Здоровье дошкольника» №3 2011 г «Изучаем организм»

8. Фопель К.  «Привет ушки!». М Генезис 2005г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие сохранных анализаторов у детей с нарушением зрения

Консультации учителя-дефектолога для воспитателей коррекционных групп для детей с нарушением зрения....

Развитие сохранных анализаторов у детей с нарушениями зрения

даны конкретные рекомендации по данной проблеме...

Сообщение из опыта работы "Развитие сенсорного восприятия у детей с нарушением зрения "Видим, слышим, узнаём- мир предметов познаём"

Сообщение из опыта работы "Развитие сенсорного восприятия у детей с нарушением зрения "Видим, слышим, узнаём- мир предметов познаём"...

Развитие сохранных анализаторов у детей с нарушением зрения

Консультация для воспитателей и родителей, воспитывающих детей с нарушением зрения. Даны практические игры и рекомендации по развитию сохранных анализаторов у детей со зрительной патологией....

Индивидуальный план по самообразованию. Тема: «Кинезиологические упражнения как средство развития межполушарного взаимодействия, способствующие активизации мыслительной деятельности детей, имеющих нарушения зрения».

Актуальность:В настоящее время растёт число детей с затруднениями в обучении, с нарушениями зрения, трудностями в адаптации, которые проявляются нарушением речи, мышления, изменениями качеств психики....

Развитие сохранных анализаторов у детей с нарушением зрения

Ребенку с нарушением зрения, в отличии от нормально видящего , недостаточно лишь зрительно наблюдать предмет. Для создания целостного образа предмета необходимо подключения всех сохранных анализаторов...