Индивидуальный план по самообразованию. Тема: «Кинезиологические упражнения как средство развития межполушарного взаимодействия, способствующие активизации мыслительной деятельности детей, имеющих нарушения зрения».
материал (средняя, старшая, подготовительная группа)

Фердерер Ирина Александровна

Актуальность:

В настоящее время растёт число детей с затруднениями в обучении, с нарушениями зрения, трудностями в адаптации, которые проявляются нарушением речи, мышления, изменениями качеств психики.

Кинезиология- наука о развитии головного мозга через движение.

Кинезиологические упражнения – это комплекс движений, позволяющих активизировать межполушарное воздействие, улучшить память, внимание, речь, пространственные представления, развить мелкую моторик и крупную моторику, облегчить процесс чтения и письма, снизить утомляемость, излишнее напряжение, повысить стрессоустойчивость организма. Эти упражнения просты в использовании и могут иметь как быстрый, так и накапливающий эффект.

Самый благоприятный период для интеллектуального развития - это возраст до 10 лет, когда кора больших полушарий ещё окончательно не сформирована. Развитие межполушарного взаимодействия является основой интеллектуального развития ребёнка.

Ползание в младенческом возрасте, как давно известно, играет решающую роль в активизации сенсорного восприятия и учения. При ползании воспроизводятся движения, пересекающие серединную линию тела и возбуждающие оба полушария мозга. Перекрестно-латеральные движения помогают нам развить способности, включающие доступ ко всей сенсорной информации (слуховой, зрительной, осязательной) от обеих сторон тела.

Некоторые люди не могут делать перекрестные шаги, однако успешно выполняли «гомолатеральные» движения (т. е. односторонние, когда одновременно движутся рука и нога одной и той же стороны тела). Такие люди обычно используют одно полушарие мозга в определенный момент и страдают от неспособности к полному сенсомоторному функционированию.

Между неспособностью делать перекрестные шаги и проблемами учения обнаруживается очень тесная взаимосвязь.

Кинезиология с ее перекрестно-латеральными, активизирующими тонкую моторику движениями, балансирует и равномерно тренирует мышцы обеих сторон тела. Это непосредственно связано с интегрированной и равномерной активизацией моторной коры лобных долей мозга, обеспечивающей произвольные движения тела и участвующей в планировании и выполнении сложной двигательной активности, базального ганглия, обеспечивающего регуляцию двигательных и вегетативных функций, участвующего в осуществлении интегративных процессов высшей нервной деятельности, а также мозжечка, отвечающего за координацию движений, регуляцию равновесия и мышечного тонуса. Многократная, регулярная активизация моторной коры способствует развитию нервных сетей в остальной части лобной доли.

Так как эти специфические движения активируют нервные пути в мозге в обоих полушариях одновременно, то они необходимы для возможности обучения в течение всей жизни.

Цель: использование кинезиологических упражнений, способствующих активизации мыслительной деятельности детей с нарушениями зрения.

Задачи:

1. повысить собственный уровень знаний путём изучения необходимой литературы;

2. изготовить и подобрать методический и дидактический материал;

3. развивать умения детей точно, последовательно выполнять кинезиологические упражнения;

4. развивать у детей с помощью кинезиологических упражнений внимание, память, речь, мышление, мелкую моторику;

5. обобщить опыт педагогической работы по самообразованию.

Литература:

1. В. К. Бальсевич. Очерки по возрастной кинезиологии человека.

2. Пол и Гейл Деннисон. Гимнастика мозга. Книга для учителей и родителей.

3. О. И. Крупенчук, О. В. Витязева. Движение и речь.

4. А. Л. Сиротюк. Упражнения для психомоторного развития дошкольника.

5. А. Колесников. Гимнастика мозга или легкие способы развития ребенка.

6. Т. П. Трясорукова. Развитие межполушарного взаимодействия у детей. Нейродинамическая гимнастика.

7. О. А. Давыдова. Развитие межполушарного взаимодействия и пространственного мышления.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan_po_samoobrazovaniyu._kineziologiya.docx20.65 КБ

Предварительный просмотр:

Индивидуальный план по самообразованию

Воспитателя МАДОУ ДСКН № 4 г.Сосновоборска

Фердерер Ирины Александровны

Тема: «Кинезиологические упражнения как средство развития межполушарного взаимодействия, способствующие активизации мыслительной деятельности детей, имеющих нарушения зрения».

Актуальность: 

В настоящее время растёт число детей с затруднениями в обучении, с нарушениями зрения, трудностями в адаптации, которые проявляются нарушением речи, мышления, изменениями качеств психики.

Кинезиология-  это наука о развитии головного мозга через движение.

Кинезиологические упражнения – это комплекс движений, позволяющих активизировать межполушарное воздействие, улучшить память, внимание, речь, пространственные представления, развить мелкую моторик и крупную моторику, облегчить процесс чтения и письма, снизить утомляемость, излишнее напряжение, повысить стрессоустойчивость организма. Эти упражнения просты в использовании и могут иметь как быстрый, так и накапливающий эффект.

Самый благоприятный период для интеллектуального развития - это

возраст до 10 лет, когда кора больших полушарий ещё окончательно не сформирована. Развитие межполушарного взаимодействия является основой

интеллектуального развития ребёнка.

Ползание в младенческом возрасте, как давно известно, играет решающую роль в активизации сенсорного восприятия и учения. При ползании воспроизводятся движения, пересекающие серединную линию тела и возбуждающие оба полушария мозга. Перекрестно-латеральные движения

помогают нам развить способности, включающие доступ ко всей сенсорной

информации (слуховой, зрительной, осязательной) от обеих сторон тела.

Некоторые люди не могут делать перекрестные шаги, однако успешно выполняли «гомолатеральные» движения (т.е. односторонние, когда одновременно движутся рука и нога одной и той же стороны тела). Такие люди обычно используют одно полушарие мозга в определенный момент и страдают от неспособности к полному сенсомоторному функционированию.

Между неспособностью делать перекрестные шаги и проблемами учения обнаруживается очень тесная взаимосвязь.

Кинезиология с ее перекрестно-латеральными, активизирующими тонкую моторику движениями, балансирует и равномерно тренирует мышцы обеих сторон тела. Это непосредственно связано с интегрированной и равномерной активизацией моторной коры лобных долей мозга, обеспечивающей произвольные движения тела и участвующей в планировании и выполнении сложной двигательной активности, базального ганглия, обеспечивающего регуляцию двигательных и вегетативных функций, участвующего в осуществлении интегративных процессов высшей нервной деятельности, а также мозжечка, отвечающего за координацию движений, регуляцию равновесия и мышечного тонуса. Многократная, регулярная активизация моторной коры способствует развитию нервных сетей в остальной части лобной доли.

Так как эти специфические движения активируют нервные пути в мозге в обоих полушариях одновременно, то они необходимы для возможности обучения в течение всей жизни.        

Цель: использование кинезиологических упражнений, способствующих активизации мыслительной деятельности детей с нарушениями зрения.

Задачи:

  1. повысить собственный уровень знаний путём изучения необходимой литературы;
  2. изготовить и подобрать методический материал;
  3. развивать умения детей точно, последовательно выполнять кинезиологические упражнения;
  4. развивать у детей с помощью кинезиологических упражнений внимание, память, речь, мышление, мелкую моторику;
  5. обобщить опыт педагогической работы по самообразованию.

Литература:

  1. В.К. Бальсевич. Очерки по возрастной кинезиологии человека.
  2. Пол и Гейл Деннисон. Гимнастика мозга. Книга для учителей и родителей.
  3. О.И. Крупенчук, О.В.Витязева. Движение и речь.
  4. А.Л.Сиротюк. Упражнения для психомоторного развития дошкольника.
  5. А.Колесников. Гимнастика мозга или легкие способы развития ребенка.
  6. Т.П.Трясорукова. Развитие межполушарного взаимодействия у детей. Нейродинамическая гимнастика.
  7.  О.А.Давыдова. Развитие межполушарного взаимодействия и пространственного мышления.

Этапы работы

Содержание работы

Сроки

Форма работы

Практические выходы

1. Диагностический

1. Подбор методов и методик.

2. Постановка проблемы.

3.Изучение литературы по проблеме и имеющегося опыта.

Сентябрь

1. Диагностика.

2. Изучение опыта педагогов и методической литературы.

1. Психолого-педагогическая, методическая литература.

2. План по самообразованию.

2. Прогностический

1.Определение цели и задач работы над темой.

2.Разработка системы мер, направленных на решение проблемы.

3.Прогнозирование результатов.

Октябрь

Планирование деятельности с детьми.

Составление перспективного плана по развитию межполушарного взаимодействия

3. Практический

1.Внедрение передового практического опыта; система мер, направленных на решение проблемы.

2.Формирование методического комплекса.

3.Корректировка работы.

Ноябрь

Декабрь

Январь

Осуществление запланированных мероприятий.

1. Составление картотеки кинезиологических упражнений для работы с детьми

2. Организация занятий согласно перспективному плану.

4. Обобщающий

1.Подведение итогов.

2.Оформление результатов работы по теме.

3.Представление материалов.

Февраль

Март Апрель

Анализ проведенной работы.

1. Оформление опыта работы.

2. Консультации и памятки для родителей

5. Внедренческий

1.Использование опыта в процессе дальнейшей работы.

2.Распространение опыта.

Май

Представление опыта для педагогов.

1.Презентация опыта

2. Публикация материала на сайте www.maam.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПЛАН ПО САМООБРАЗОВАНИЮ Тема: «Игровые технологии как средство развития мелкой моторики у детей - инвалидов».

ПЛАНПО САМООБРАЗОВАНИЮТема: «Игровые технологии как средство развития мелкой моторики у детей - инвалидов»....

Кинезиологические упражнения как средство развития межполушарного взаимодействия

Кинезиология- наука о развитии головного мозга через движение....

План по самообразованию Тема: «Песочная терапия как средство развития мелкой моторики детей с ОВЗ»

План по самообразованиюТема: «Песочная терапия как средство развития мелкой моторики детей с ОВЗ»...

План по самообразованию Тема: «Песочная терапия как средство развития мелкой моторики детей с ОВЗ» на 2022-2023 учебный год

План по самообразованиюТема: «Песочная терапия как средство развития мелкой моторики детей с ОВЗ»на 2022-2023 учебный год...

Активизация речевой деятельности детей с нарушением зрения старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с окружающим.Автор-Романченко Е.Х.

1).Коррекционная педагогика.Статья по теме:"Активизация речевой деятельности детей с нарушением зрения старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с окружающим".Автор-Романченко Е....

«Кинезиологические упражнения, как средство развития межполушарного взаимодействия у дошкольников» доклад

доклад на тему «Кинезиологические упражнения, как средство развития межполушарного взаимодействия у дошкольников»...