Кинезиологические упражнения как средство развития межполушарного взаимодействия
статья по развитию речи
Кинезиология- наука о развитии головного мозга через движение.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 15 КБ |
Предварительный просмотр:
Обогащение словарного запаса у дошкольников
В словаре дошкольников очень часто отсутствуют многие общеупотребительные слова. Это объясняется ограниченным запасом представлений, малой активизацией словаря в различных видах деятельности, недостаточной дифференциацией сходных объектов. Дети допускают ошибки при назывании картинок, ориентируясь на внешнее сходство предметов (репа — свекла); на их сходство по назначению (лейка — чайник); на ситуативную связь. Глаголы и имена прилагательные представлены в активном словаре дошкольников недостаточно.
При употреблении прилагательных и глаголов отмечены замены на основе сближения ситуативной семантики слов. В сознании дошкольников понятия о предмете, действии, признаке еще не выделены в самостоятельные понятия, что свидетельствует о несформированности семантических полей, о недостаточности выделения дифференциальных признаков значений слов.
Дети употребляют только один синоним. Ответы однообразны, типичны. Вместо синонимов дети подбирают: дополнение или объяснение слова-стимула (парк — где качели); семантически близкие слова (улица — дорога); слова-антонимы, иногда повторение исходного слова с частицей «не» (огромный — маленький); слова, близкие по звучанию (здание — сдать); слова, связанные со словом-стимулом на основе синтагматическях связей (улица — широкая). Для дошкольников характерны специфические замены: подбор слова из области значений, близких к значению слова-стимула (темный — черный); изменение формы слова-стимула (говорю — говорят); подбор слова на основе синтагматических ассоциаций (плохой — мальчик).
При обогащение у детей словарного запаса используются разнообразные приемы, направленные прежде всего на развитие активного внимания , умения вслушиваться в обращенную речь, выделять в ней названия предметов, действий , признаков.
Полезно использовать рассматривания сюжетных картин. При этом вопросы ребенку задаются таким образом , чтобы помочь понять не только основную сюжетную линию, но и причинно-следственные отношения, дать эмоциональную оценку увиденного.
В процессе общения с ребенком можно задавать и провокационные вопросы, например : « Что помогает птице летать?» «А кошки есть крылья?» необходимо закреплять обобщающие понятия значение слов –
« Покажи и назови всех, кого есть крылья».
Для активизации словарного запаса детям можно предложить :
- Самостоятельно назвать предмет, признак ;
- Закончить предложение ,вставив по смыслу слова;
- Подбор существительных , глаголов, прилагательных к словам;
Занимаясь с ребенком возможны разные приемы , подсказки нужного слова; интонации выделенного слова , название первой части слова , образца.
Большую роль в расширении объема лексического запаса играет обучение детей навыком словообразования . уточнение слов связано с необходимостью направленности внимания детей на звучание частей слова. Важно показать . как с изменением их звучания меняется сам смысл слова (кот-котик, куб-кубик, рот-ротик).
Для изменения новых слов в самостоятельной речи , дети повторяют вслух за взрослым предложенный образец ,а затем самостоятельно составляют предложения, «У Лены кукла, а у Леночки куколка».
При этом можно использовать :
- Демонстрацию действий
- Картинки
- Опорные слова
- Вопросы
Усвоение значений слова происходит в процессе предметной деятельности , в широком речевом потоке лексических отношений с другими словами .
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Кинезиологические упражнения как средство активизации межполушарного взаимодействия и стимулирования познавательной деятельности.
Значение и виды кинезиологических упражнений. Презентация некоторых упражнений для практического использования на различных занятиях с детьми....
Кинезиологические упражнения как средство активизации межполушарного взаимодействия и стимулирования познавательной деятельности
Кинезиологические упражнения как средство активизации межполушарного взаимодействия и стимулирования познавательной деятельности...

Кинезиологические упражнения как средство развития межполушарного взаимодействия
Мастер-класс для учителей-логопедов, дефектологов ДОУ...

Индивидуальный план по самообразованию. Тема: «Кинезиологические упражнения как средство развития межполушарного взаимодействия, способствующие активизации мыслительной деятельности детей, имеющих нарушения зрения».
Актуальность:В настоящее время растёт число детей с затруднениями в обучении, с нарушениями зрения, трудностями в адаптации, которые проявляются нарушением речи, мышления, изменениями качеств психики....

«Кинезиологические упражнения, как средство развития межполушарного взаимодействия у дошкольников» доклад
доклад на тему «Кинезиологические упражнения, как средство развития межполушарного взаимодействия у дошкольников»...

Консультация для родителей «Кинезиологические упражнения, как средство развития межполушарных взаимодействий»
Консультация для родителей«Кинезиологические упражнения, как средство развития межполушарных взаимодействий»...

Кинезиологические упражнения как средство развития межполушарного взаимодействия
На что направлены кинезиологические упражнения, почему они полезны для ребенка...
