Кинезиологические упражнения как средство развития межполушарного взаимодействия
статья по развитию речи

Осипова Вера Игоревна

Кинезиология- наука о развитии головного мозга через движение.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx15 КБ

Предварительный просмотр:

Обогащение словарного запаса у дошкольников

        В словаре дошкольников очень часто отсутствуют многие общеупотребительные слова. Это объясняется ограниченным запасом представлений, малой активизацией словаря в различных видах деятельности, недостаточной дифференциацией сходных объектов. Дети допускают ошибки при назывании картинок, ориентируясь на внешнее сходство предметов (репа — свекла); на их сходство по назначению (лейка — чайник); на ситуативную связь. Глаголы и имена прилагательные представлены в активном словаре дошкольников  недостаточно.

      При употреблении прилагательных и глаголов отмечены замены на основе сближения ситуативной семантики слов. В сознании дошкольников понятия о предмете, действии, признаке еще не выделены в самостоятельные понятия, что свидетельствует о несформированности семантических полей, о недостаточности выделения дифференциальных признаков значений слов.          

       Дети употребляют только один синоним. Ответы однообразны, типичны. Вместо синонимов дети подбирают: дополнение или объяснение слова-стимула (парк — где качели); семантически близкие слова (улица — дорога); слова-антонимы, иногда повторение исходного слова с частицей «не» (огромный — маленький); слова, близкие по звучанию (здание — сдать); слова, связанные со словом-стимулом на основе синтагматическях связей (улица — широкая). Для дошкольников характерны специфические замены: подбор слова из области значений, близких к значению слова-стимула (темный — черный); изменение формы слова-стимула (говорю — говорят); подбор слова на основе синтагматических ассоциаций (плохой — мальчик).

     При обогащение у детей словарного запаса используются разнообразные приемы, направленные прежде всего  на развитие активного внимания , умения вслушиваться в обращенную речь, выделять в ней названия предметов, действий , признаков.

    Полезно использовать  рассматривания сюжетных картин. При этом вопросы ребенку задаются таким образом , чтобы помочь понять не только основную сюжетную линию, но и причинно-следственные отношения, дать эмоциональную оценку увиденного.

    В процессе общения с ребенком можно задавать и провокационные вопросы, например : « Что помогает птице летать?» «А кошки есть крылья?» необходимо закреплять обобщающие понятия значение слов –

« Покажи и назови  всех, кого есть крылья».

     Для активизации словарного запаса детям можно предложить :

  1. Самостоятельно назвать предмет, признак ;
  2. Закончить предложение ,вставив по смыслу слова;
  3. Подбор существительных , глаголов, прилагательных к словам;    

    Занимаясь с ребенком возможны разные приемы , подсказки нужного слова; интонации выделенного слова , название первой части слова , образца.

      Большую  роль в расширении объема лексического запаса играет обучение детей навыком словообразования . уточнение слов связано с необходимостью направленности внимания детей на звучание частей слова. Важно показать . как  с изменением их звучания меняется сам смысл слова (кот-котик, куб-кубик, рот-ротик).

      Для изменения новых слов в самостоятельной речи , дети повторяют вслух за взрослым предложенный образец ,а затем самостоятельно составляют предложения, «У Лены кукла, а у Леночки куколка».

    При этом можно использовать :

  1. Демонстрацию действий
  2. Картинки
  3. Опорные слова
  4. Вопросы

        Усвоение значений слова происходит в процессе предметной деятельности , в широком речевом потоке лексических отношений с другими словами .                              


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Кинезиологические упражнения как средство активизации межполушарного взаимодействия и стимулирования познавательной деятельности.

Значение и виды кинезиологических упражнений. Презентация некоторых упражнений для практического использования на различных занятиях с детьми....

Кинезиологические упражнения как средство активизации межполушарного взаимодействия и стимулирования познавательной деятельности

Кинезиологические упражнения как средство активизации межполушарного взаимодействия и стимулирования познавательной деятельности...

Презентация на тему: Кинезиологические упражнения как средство активизации межполушарного взаимодействия

Кинезиологические  упражнения  как средство активизации межполушарного взаимодействия...

Индивидуальный план по самообразованию. Тема: «Кинезиологические упражнения как средство развития межполушарного взаимодействия, способствующие активизации мыслительной деятельности детей, имеющих нарушения зрения».

Актуальность:В настоящее время растёт число детей с затруднениями в обучении, с нарушениями зрения, трудностями в адаптации, которые проявляются нарушением речи, мышления, изменениями качеств психики....

«Кинезиологические упражнения, как средство развития межполушарного взаимодействия у дошкольников» доклад

доклад на тему «Кинезиологические упражнения, как средство развития межполушарного взаимодействия у дошкольников»...