Сказка, как добрый воспитатель нравственности у дошкольников
статья по коррекционной педагогике на тему

Лазарева Александра Александровна

"Через сказку, фантазию, игру, через неповторимое детское творчество - верная дорога к сердцу ребенка. Сказка, фантазия - это ключик с помощью, которого можно открыть эти истоки, и они забьют животворными ключами…"

В.А Сухомлинский

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл skazkoterapiya.docx29.35 КБ

Предварительный просмотр:

Сказка, как добрый воспитатель нравственности у дошкольников

"Через сказку, фантазию, игру, через неповторимое детское творчество - верная дорога к сердцу ребенка. Сказка, фантазия - это ключик с помощью, которого можно открыть эти истоки, и они забьют животворными ключами…"

В.А Сухомлинский

Сказки представляют собой одно из самых древних средств нравственного, этического воспитания, они  формируют поведенческие стереотипы будущих членов взрослого общества. Идеал, приобретенный в детстве, во многом определяет человека как личность.

Воспитание культурно- нравственных качеств у детей - это одна из главных задач современного общества. Воспитание ребенка является центральным ориентиром в развитии личности. И сказка в этом должна быть первой помощницей. Работая со сказкой ребенок не замечает даже воспитательного процесса, обращенного на него. Ведь сказка не учит напрямую. В ней есть только волшебные образы, которыми ребенок наслаждается, определяя свои симпатии.

Благодаря сказке совершается процесс познания окружающего мира. Осмысляя сюжеты творчества, ребенок учится видеть самого себя в действиях, мыслях героев, живущих на страницах сказки. У него формируется определенное мнение о различных типах отношений, человеческих характера.

 Сказка представляет собой мощное средство коррекции. Благодаря сказкам человек учится находить собственные ошибки в поведении, общении, деятельности, моделировать ситуации их изменения.

Важно, что в сказке всегда есть четкая граница: это - Добро, а это - Зло, этот персонаж - плохой, а этот – хороший. Это упорядочивает сложные чувства ребенка, а благополучный конец позволяет поверить в то, что в будущем и он сделает что-то хорошее. Ребенок слушая сказку невольно себя чувствует смелым, могучим, готовым сразиться с любым коварным и сильным врагом. А это очень важно! Раз почувствуешь, два почувствуешь, а там, глядишь, и вправду героем станешь. Ведь проживание опасной ситуации в своем воображении уменьшает страхи ребенка, повышает его уверенность в себе и помогает ему в жизни действовать, сосредотачиваясь на ситуации, а не на своих отрицательных привычках - эмоциях.

Работа дошкольников со сказкой может строится следующим образом:

1) чтение или рассказ самой сказки; ее обсуждение. Причем, в обсуждении ребенок должен быть уверен, что он может высказывать любое свое мнение, т.е. все что он ни говорит не должно подвергаться осуждению.

2) рисунок наиболее значимого для ребенка отрывка;

3) драматизация, т.е. проигрывание сказки в ролях. Ребенок интуитивно выбирает для себя "исцеляющую" роль. И здесь надо отдавать роль сценариста самому ребенку, тогда проблемные моменты точно будут проиграны.

Схема «Рассуждения по сказке»:

Основное

Направление размышления

Вопросы

Комментарий

Основная тема

Понять основные идеи сказки, то есть, что с помощью ее нам хотели передать наши предки, какой опыт, о чем предупредить, чем подбодрить и пр.

О чем эта сказка? Чему она нас учит? В каких ситуациях нашей жизни нам пригодится то, что мы узнали из сказки? Как конкретно мы это знание будем использовать в своей жизни?

Через основную тему нам передаются общие нравственные ценности, стили поведения и взаимодействия с окружающими, общие ответы на общие вопросы.

Мотивы поступков героев сказки.

Понять видимую и скрытую мотивацию героев сказки.

Почему герои совершают тот или иной поступок? Зачем ему это нужно? Чего хотел на самом деле? Зачем один герой нужен был другому?

Можно размышлять и проводить обсуждение отдельно для каждого героя, или во взаимосвязи героев друг с другом.

Способы преодоления трудностей героями

Составить список способов преодоления трудностей героями сказки.

Как герой решает проблему? Какой способ решения и поведения он выбирает? Активный и пассивный? Все решает и преодолевает сам, или старается передать ответственность другому? В каких ситуациях нашей жизни эффективен каждый способ решения проблем преодоления трудностей?

Имея набор способов решения проблем: прямое нападение на врага, хитрость, использование волшебных предметов, групповое решение проблем и др., важно оценить в каких ситуациях реальной жизни мы можем использовать тот или иной способ разрешения трудностей

Отношение героев к окружающему миру и самому себе.

Понять общую направленность героя: он созидатель или разрушитель по отношению к окружающему миру, к другим героям.

Что приносят поступки героя окружающим, радость, горе, признание? В каких ситуациях он созидатель, в каких разрушитель? Как в реальной жизни человека распределяются эти тенденции? Как в жизни каждого из нас распределяются эти тенденции?

Важно при обсуждении развивать гибкий подход к созидательным тенденциям. Проявление базовой тенденции во многом зависит от конкретной ситуации жизни

Актуализированные чувства.

Осознать, какую эмоциональную реакцию вызывает у героя определенная ситуация и почему.

Какие чувства вызывает эта сказка? Какие эпизоды вызывали радостные чувства? Какие грустные? Какие ситуации вызывали страх? раздражение? Почему герой реагирует именно так?

Размышляя над сказкой с позиции чувств, которые она вызывает, можно делать акцент на источники чувств внутри нас

Образы и символы в сказках.

Осознать, какие тенденции, уроки, способы поведения несет в себе каждый герой сказки.

Кто такой Иван царевич, Колобок, Курочка – Ряба?

Можно привлекать не только собственные рассуждения на тему «Что есть этот образ», но и словари образов.

Разнообразие форм работы со сказками, а также многогранность смыслов одной и той же сказки создают идеальные условия для разработки и проведения мероприятий в образовательных учреждениях с использованием методов сказкотерапии. Здесь могут использоваться разнообразные формы работы со сказкой: ролевые игры по литературным сюжетам, инсценирование, драматизация, выразительное чтение стихотворений, рисование, создание собственных сказок. При создании сказок используются традиционная стилистика, зачины, концовки, при сочинении загадок - сравнения, эпитеты, метафоры, ритмическое строение текста. Практикуется совместное обсуждение прочитанного, пересказы.

Такие нравственные категории, как добро и зло, хорошо и плохо, можно и нельзя, целесообразно формировать  с помощью народных сказок. Формирование дружеских взаимоотношений возможно через все виды русских народных сказок, ибо нравственность и дружелюбность изначально заложена в их сюжетах.

 Идеал для ребенка - далекая перспектива, к которой он будет стремиться, сверяя с ним свои дела и поступки. Идеал, приобретенный в детстве, во многом определит его как личность. Стремясь пробудить в детях лучшие чувства, уберечь их от черствости, эгоизма, равнодушия, народ красочно рисовал в сказках борьбу сил зла с силой добра, представленной чаще всего в образе обыкновенного человека. А чтобы закалить душевные силы ребенка и вселить в него уверенность победы добра над злом, сказки рассказывали, как трудна борьба и как мужество, стойкость и преданность обязательно побеждают зло, каким бы страшным оно не было. Сказка всегда близка ребенку по мироощущению, ведь у него эмоционально-чувственное восприятие мира.

Инсценируя сказки, дети разыгрывают коммуникативные ситуации, связанные с применением правил этикета. Сказкотерапевтические постановки не допускают «мучительного выучивания» ролей и длительных репетиций. Во главу угла ставиться идея экспромта. Детское творчество - первоначальная ступень в развитии творческой деятельности. Ценность его не в результате, не в продукте творчества, а в самом процессе.

Прожив жизнь сказочного образа, человек приобретает дополнительную силу. В сказочном образе он может компенсировать то, чего ему не хватает в жизни, он ощущает прилив сил из глубин самого себя.

Воспитание нравственных чувств необходимо рассматривать в тесной взаимосвязи с общим эмоциональным развитием ребенка. Эмоциональное отношение детей к окружающему является косвенным показателем становления их чувств. Художественная литература способствует возникновению у детей именно культурно- нравственных качеств к описываемым событиям, природе, героям, персонажам литературных произведений, к окружающим их людям, к действительности.

Практика свидетельствует, что сказки прекрасно запоминаются и оказывают сильное позитивное воздействие.

"Нравственное воспитание" - это целенаправленное и систематическое воздействие на сознание, чувства и поведение воспитанников с целью формирования у них нравственных качеств, соответствующих требованиям общественной морали". А "Сказка лож, да в ней намек. Добрым молодцам урок" - А.С Пушкин.

Духовное богатство личности, как полагает В.А. Сухомлинский, - это, прежде всего часть духовного богатства нации. Сухомлинский решительным образом требует самого бережного отношения к духовным сокровищам народа, решающими из которых он считает традиции воспитания подрастающих поколений.

Литература

  1. Сухомлинский В. А. Как воспитать настоящего человека - М.,: "Просвещение", 1990.
  2. Зинкевич – Евстигнеева Т.Д. Практикум по сказкотерапии. – СПб.: Речь, 2002.
  3. Зинкевич – Евстигнеева Т.Д. Путь к волшебству. Теория и практика сказкотерапии. - СПб.: Златоуст, 1998.
  4. Соколов Д.М. Сказки и сказкотерапия. – М., 1996.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сказка как средство формирования нравственных представлений дошкольников

Педагогический опыт работы  на тему:   «Сказка как средство формирования нравственных представлений детей старшего дошкольного возраста».     Ст...

консультация для воспитателей "Нравственное воспитание дошкольников"

Проблема нравственного воспитания в наше время актуальна. Большое влиние на развитие нравственных чувств ребёнка - дошкольника оказывают родители....

"Сказка как средство формирования нравственных представлений дошкольников".Консультация для педагогов

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждениедетский сад общеразвивающего вида № 400городского округа Самара       Сказка как средство формирования н...

Сказка как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников

Испокон веков именно сказка  вводила детей в мир идеалов и ценностей традиционной культуры. Сказка нужна и малышу, и шестилетке, и даже подростку. Только задачи сказки по отношению к каждому возр...

Консультация для воспитателей "Сказка как средство социально-нравственного воспитания дошкольников"

Систематизированная информация о влиянии сказки на социально-нравственное воспитание детей дошкольног возраста, а также методика работы по данной теме....

Самообразование воспитателя по теме "Русская народная сказка - как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников среднего возраста"

Цели самообразования: 1. Помогать усвоению детьми нравственных категорий: добро-зло, трудолюбие- лень, бескорыстие- жадность, и т.п2.Содействовать развитию мотивационной сферы дошкольников, формирован...

Самообразование воспитателя по теме "Авторская сказка - как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников"

К.И.Чуковский:"Цель сказочника заключается в том, чтобы какой угодно ценой воспитать в ребёнке человечность - эту дивную способность человека волноваться чужими несчастьями, радоваться радостям д...