семинар на тему: Игротерапия: возможности и логика следствия.
методическая разработка по коррекционной педагогике на тему

Исмаилова Дамира Жололиддиновна

Основная цель игровой терапии – помочь ребенку выразить свои переживания наиболее приемлемым для него образом – через игру, а также проявить творческую активность в разрешении сложных жизненных ситуаций, «отыгрываемых» либо моделируемых в игровом процессе. Цель использования игровой терапии – не менять и не переделывать ребенка, не учить его каким-то специальным поведенческим навыкам, а дать возможность «прожить» в игре волнующие его ситуации при полном внимании и сопереживании взрослого.  

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл seminar_igroterapiya.docx279.26 КБ

Предварительный просмотр:

Игротерапия: возможности и логика следствия.

Игровая терапия – это метод психотерапевтического воздействия на детей и взрослых страдающих эмоциональными нарушениями, страхами, неврозами  с использованием игры. В его основе лежит признание того, что игра оказывает сильное влияние на развитие личности.

Основная цель игровой терапии – помочь ребенку выразить свои переживания наиболее приемлемым для него образом – через игру, а также проявить творческую активность в разрешении сложных жизненных ситуаций, «отыгрываемых» либо моделируемых в игровом процессе. Цель использования игровой терапии – не менять и не переделывать ребенка, не учить его каким-то специальным поведенческим навыкам, а дать возможность «прожить» в игре волнующие его ситуации при полном внимании и сопереживании взрослого.  

Средствами игротерапии может выступать игра ребенка с куклами, лепка, рисование и даже размазывание красок пальцем, дающее освобождающий «выход в мир красок и форм». Применяются и игры с песком, в процессе которых детский душевный конфликт может не только раскрываться, но в той или иной мере разрешаться в фантастическом виде, отражающем динамику бессознательных процессов.

Задачи игровой терапии состоят в том, чтобы помочь ребенку:

 1) стать более ответственным в своих действиях и поступках;

2)развить более позитивную Я-концепцию;

3)стать более самоуправляемым;

4) выработать большую способность к самопринятию;

 5) овладеть чувством контроля;

6)развить сензитивность к процессу преодоления трудностей;

7)развить внутренний источник оценки;

8)обрести веру в себя.

В игротерапии существуют следующие разновидности игр: недирективная, директивная, смешанная.

Недирективная игровая терапия – это целенаправленная терапевтическая система, центром которой является ребенок как самостоятельная личность, способная к саморазвитию. Цели недирективной игротерапии согласуются с внутренним стремлением ребенка к самоактуализации. Данный вид игровой терапии сосредотачивается на личности ребенка, а не на его проблеме, основное внимание здесь уделяется тому, чтобы ребенок стал более адекватным как личность при решении текущих и будущих проблем.

Директивная игровая терапия – это форма, в которой педагог выступает в роли организатора, руководителя психотерапевтического процесса с принятием на себя ответственности за достижение целей психотерапии. Она  базируется на теории социального научения, основной задачей является обучение ребенка адекватному социальному поведению путем подражания (эталону, другим детям, педагогу).

При коррекции неконструктивного поведения у детей методом директивной игровой терапии проводится цикл игр, которые предлагаются взрослым ребенку, со стандартным ролевым способом взаимодействия между ними. Форма организации коррекционных игр может быть как индивидуальной, так групповой и фронтальной. При этом вводимая взрослым роль-образ помогает преодолеть ребенку личностную проблему.

Смешанная игровая терапия – это метод психотерапии, основанный на интеграции директивной и недирективной игротерапии.

     

 Использование смешанной игровой терапии для коррекции личностной сферы у дошкольников .

И эти разновидности  игр  выполняют следующие функции:

1.        коммуникативную - установление эмоционального контакта, объединение детей  в коллектив;

2.        релаксационную - снятие эмоционального напряжения, вызванного нагрузкой на нервную систему;

3.        воспитательную - психотренинг и психокоррекция проявлений личности в игровых моделях жизненных ситуаций;

4.        развивающую - развитие психических процессов и функций (памяти, внимания, восприятия и т.д.), двигательной сферы;

5.        обучающую - обогащение информацией об окружающем мире.

И я предлагаю выполнить Вам одно из упражнений, которое выполняет  релаксационную функцию.

Упражнение «Апельсин»

Сядьте поудобнее, расслабьтесь и закройте пожалуйста глаза.   Представьте, что в правой руке вы держите  апельсин. Попробует выжать из сочного фрукта как можно больше полезного сока (рука должна быть сжата в кулак и очень сильно напряжена 8-10 секунд).

 Затем кулачок разжимается, рука отдыхает.

 Потом апельсин оказывается в левой руке, и процедура выжимания из него сока повторяется.

 Желательно делать упражнение два раза подряд. Выжимая сок второй раз, апельсин можно заменить лимоном.

Все упражнения и игры такого рода проводятся как в индивидуальной, так и в групповой форме.

 Особая задача индивидуальной терапии -   формирование потребности в социальном общении,. Если социальная потребность не сформирована, то наилучшей формой коррекции личностных нарушений общения будет индивидуальная  игротерапия, а если нет, то – групповая.

  Групповая игротерапия призвана: помочь ребенку осознать свое реальное «Я», повысить его самооценку и развить потенциальные возможности, отреагировать внутренние конфликты, страхи, агрессивные тенденции, уменьшить беспокойство и чувство вины, овладеть чувством контроля, выработать большую способность к самопринятию и самостоятельному принятию решений. 

Основные правила игровой терапии:

Педагог должен:

- развивать теплые, дружеские отношения с ребенком, принимая его таким, какой он есть;

- осознавать чувства, выражаемые ребенком, и отражать их так, чтобы дошкольник понимал свое поведение;

- сохранять глубокое уважение к способности ребенка решать свои

собственные проблемы;

- не пытаться направлять действия ребенка или его речь, ребенок — ведущий, педагог следует за ним;

-  устанавливать только те ограничения, которые необходимы для закрепления эффектов игротерапии в реальной жизни;

- не пытаться ускорить ход коррекционной помощи, это постепенный

процесс, и педагог должен осознавать это.

Основные психологические механизмы коррекционного воздействия игры

 1. Моделирование системы социальных отношений в наглядно-действенной форме в особых игровых условиях, следования им ребенком и ориентировка в этих отношениях.

 2. Изменение позиции ребенка в направлении преодоления познавательного и личностного эгоцентризма и последовательной децентрации, благодаря чему происходит осознание собственного "Я" в игре и возрастает мера социальной компетентности и способности к разрешению проблемных ситуаций.

 3. Формирование (наряду с игровыми) реальных отношений как равноправных партнерских отношений сотрудничества и кооперации между ребенком и сверстником, обеспечивающих возможность позитивного личностного развития.

 4. Организация поэтапной отработки в игре новых, более адекватных способов ориентировки ребенка в проблемных ситуациях, их интериоризация и усвоение.

 Организация ориентировки ребенка на выделение переживаемых им эмоциональных состояний и обеспечение их осознания благодаря вербализации и соответственно осознанию смысла проблемной ситуации, формирование ее новых значений.

 5. Формирование способности ребенка к произвольной регуляции деятельности на основе подчинения поведения системе правил, регулирующих выполнение роли и правил, а также поведение в игровой комнате.

Основные функции психолога, ведущего игровые занятия

 1. Создание атмосферы принятия ребенка.

 2. Эмоциональное сопереживание ребенку.

 3. Отражение и вербализация его чувств и переживаний в максимально точной и понятной ребенку форме.

 4. Обеспечение в процессе игровых занятий условии, актуализирующих переживания ребенком чувства достижения собственного достоинства и самоуважения.

Принципы осуществления игротерапии

 1. Коммуникация ребенку его безусловного принятия (дружеские равноправные отношения с ребенком, принятие ребенка таким, какой он есть, ребенок- хозяин положения, он определяет сюжет, тему игровых занятий, на его стороне инициатива выбора и принятия решения),

 2. Недирективность в управлении коррекционным процессом: отказ игротерапевта от попыток ускорить или замедлить игровой процесс; минимальность числа ограничений и лимитов, вводимых игротерапевтом в игру (вводятся лишь те ограничения, которые связывают игру с реальной жизнью).

 3. Установление фокуса коррекционного процесса на чувствах и переживаниях ребенка: добиться открытого вербального выражения ребенком своих чувств; попытаться в кратчайшее время понять чувства ребенка и повернуть его исследование на самого себя; стать для ребенка своеобразным зеркалом, в котором он может увидеть себя.

Заключение

Существует множество разных методик психологической помощи детям: игротерапия, сказкотерапия, арт – терапия, песочная терапия и другие. Их эффективность уже давно доказана.

Игра имеет исключительное значение для психического развития ребёнка. Она позволяет ему сохранять и приобретать психическое здоровье, определяет его отношения с окружающими, готовит к взрослой жизни. Игра помогает ребёнку приобрести определённые навыки в той или иной деятельности, в том числе и в общении, усвоить социальные нормы поведения, повышает жизненный тонус, улучшает эмоциональное и физическое состояние. Игра обладает лечебным действием, избавляет от психотравмы, позволяя пережить травмирующие жизненные обстоятельства в облегчённой форме.

Отправная точка начала игротерапии – это полное принятие индивидуальности ребёнка. Уважайте его желания, не заставляйте его играть насильно, сделайте так, чтобы игра приносила радость.

E:\рамочки\0164fr.wmf

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДЕТСКИЙ САД №4 «ЗОЛУШКА»

КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА МО ЯСНЕНСКИЙ РАЙОН

Сообщение для семинара на тему: «Игротерапия: возможности и

логика следствия».

        

                                                                                      Подготовила: педагог – психолог

                                                            Исмаилова Дамира

                                                         Жололиддиновна


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сообщение для семинара на тему: "Игротерапия: возможности и логика следствия"

Игротерапия: возможности и логика следствия.Игровая терапия – это метод психотерапевтического воздействия на детей и взрослых страдающих эмоциональными нарушениями, страхами, неврозами  с и...

" Весна"(Республиканский семинар на тему: «Использование информационно-коммуникативных технологий в процессе обучения, воспитания и реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья»)

Воспитателем Гимадиевой Г.З. разработано интегрированное занятие по развитию речи и ознакомлению с окружающим миром, которое включает в себя: релаксационные паузы, просмотр слайд фильма, гимнастику дл...

Сообщение на районном семинаре на тему: «Система работы по развитию логико – математических представлений у дошкольников с использованием инновационных технологий в соответствии с ФГОС ДО»

Одна из важнейших задач воспитания маленького ребенка – это развитие его ума, формирование таких мыслительных умений и способностей, которые позволяют легко осваивать новое.У любого педагога особую тр...

семинар - практикум «Песочная игротерапия и плассотерапия как форма оздоровления дошкольников»

Песочная терапия – одна из разновидностей игротерапии. Метод пескотерапии строится на теории Юнга о том, что каждый предмет внешнего мира вызывает какой-либо символ в глубине бессознательного.Цель пес...

Мастер-класс на тему «Программируемые минироботы в детском саду» на межрегиональном семинаре «Детский сад-территория возможностей»

Конструирование – целенаправленный процесс, в результате которого получается определённый реальный продукт. Детское конструирование тесно связано с игрой и является деятельностью, отвечающей инт...

Семинар-практикум на тему: «Современный подход к логико-математическому развитию дошкольников»

Цель:Выявление более эффективных форм работы и видов организованной и организованной образовательной деятельности, необходимых для развития математических представлений у дошкольников.Задачи:- Формиро...