Методическая разработка "Осенний ветерок"
методическая разработка по коррекционной педагогике (старшая группа) по теме

Мыскова Татьяна Николаевна

Практическим путём отрабатывать относительные прилагательные, закреплять умение детей работать самостоятельно, произношение звуков Ж-Ш, развивать слуховое внимание и мелкую моторику.

Видеоматериал можно посмотреть здесь: https://yadi.sk/i/jcPdwBlayQiv2

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл logochas.docx19.74 КБ

Предварительный просмотр:

Непосредственная образовательная деятельность

Логочас «Осенний ветерок»

Программное содержание:

Цель: 

Закрепить образование относительных прилагательных, дифференцировать звуки Ж  -Ш.

Задачи: 

Учить согласовывать имена существительные с  именами прилагательными   в роде, числе и падеже.

Практическим путём отрабатывать относительные прилагательные.

Закрепить умение детей работать самостоятельно.

Закрепить правильное произношение звуков Ж – Ш.

Развивать слуховое внимание, мелкую моторику.

Реализуемые технологии:  

здоровосберегающие (Физминутка, пальчиковая игра« Ветер по лесу гулял», смена видов деятельности), ИКТ – видеопрезентация.

Реализуемые методы: 

Словесные (познавательная беседа, основанная на опыте детей), вопросы репродуктивного и поискового характера), практические (упражнения «Выложи по контуру», «Артикуляционная гимнастика»), игровые (« С какого дерева листочек», «Четвёртый лишний», «Игра с мячом», «Жужжалки  и шушалки»).

Оборудование: подносы; натуральные листочки клёна, дуба, рябины, берёзы, тополя, ивы, липы; еловая и сосновая веточки; мяч; картинка змеи и жука; зеркало; картинка «Язычок в форме чашечки»; картинки со звуком Ж –Ш; карандаш; картинки с контурами листьев; горох , гречка, рис , косточки, мозаика, перловка, лапша.

Фронтальная часть

В: (Воспитатель влючает видеопрезентацию «Осень в лесу».)

Д: (Дети подходят и непроизвольно слушают песенку о приметах осени.)

В:  Ребята, о каком  времени  года  поётся в песенке?

Д:  Об  осени.

В: А сейчас какое время года?

 Д: Осень.

В: Что происходит осенью с деревьями?

Д: Осенью с деревьев опадают листья, листья меняют свою окраску.

В: Все ли деревья сбрасывают листья?

Д: Нет, ёлка, сосна, кедр, пихта не сбрасывают листочки – хвоинки.

В: Значит, деревья у нас делятся на хвойные и лиственные. Давайте вспомним названия деревьев.

Д: (Дети по очереди называют деревья).

В: Ребята, ветерок перемешал листья с разных деревьев. (На подносах лежат натуральные листочки.) Давайте мы отгадаем, с какого дерева упал каждый из них, и положим листочки возле нужного дерева.

Д: (Воспитатель показывает картинку клёна, дуба, рябины, берёзы, тополя, ивы, липы. Дети называют дерево и отыскивают нужные листья).

В: Если мы с вами собрали листья с клёна, значит листья какие?

Д: Кленовые листья.

В: А эти листья упали с дуба. Значит эти листья, какие?

Д: Дубовые листья. И так далее: рябиновые, берёзовые, тополиные, ивовые, липовые листья.

В: (Показываю еловую веточку - живую). А эти иголочки с ёлки. Значит они какие?

Д: Еловые иголочки.

В: (Показываю сосновую веточку – живую). А эти иголочки с сосны. Значит они какие?

Д: Сосновые иголочки.

В: Давайте   сравним иголочки  сосны и ёлки.

Д: У сосны иголки длиннее, а у ели короче.

В:  Потрогайте иголочки. Они на ощупь, какие?

Д: Иголочки колючие.

В: Осенний ветерок приглашает нас в лес на прогулку. Встанем в круг и приготовим ручки.

Пальчиковая игра « Ветер по лесу гулял»  

Ветер по лесу гулял,                                      (Плавное движение руками влево – вправо)

Ветер листики считал.                                   (Приготовить ладошку правой руки)

Вот дубовый, вот кленовый                         (Загибаем большой, указательный пальцы)

Вот рябиновый, резной,                                 (Загибаем средний палец)

Вот с берёзки золотой                                    (Загибаем безымянный палец)

И последний лист с осинки                             (Загибаем мизинчик)  

Ветер бросил на тропинку.                              (Встряхиваем кисти рук)

К ночи ветер, ветерок                                        (Плавное движение руками влево – вправо)

Рядом с листьями прилёг.                                 (Ладошки вместе прижать к щеке, закрыть  

                                                                                        глазки)

В: Ребята, а если ветер налетит и оторвёт с дерева не лист, а сломает целую ветку. То ветка с сосны будет,  какая? Игра с мячом.

Д: Сосновая ветка. И так далее: с ели –еловая, с кедра – кедровая, с пихты – пихтовая, с берёзы – берёзовая, с дуба – дубовая, с клёна – кленовая, с рябины – рябиновая.

В: А ещё ветерок хочет проверить, насколько вы внимательны. Сейчас он будет произносить слова, а вы постараетесь их запомнить и определить, какое слово лишнее.

Игра» Четвёртый лишний» (развитие слуховой памяти)

Ива – осина-огурец – берёза

Д: (повторяют слова и говорят лишнее слово, обосновывая свой ответ)

Лишний огурец - это овощ,  а ива, осина, берёза – деревья.

В: Кедр – яблоко – сосна – пихта

Д: Яблоко лишнее – это фрукт, а кедр, сосна, пихта – деревья.

В: Тополь – рябина – мухомор – клён

Д: Гриб – лишнее слово, а тополь, рябина, пихта – деревья.

В: Вы были очень внимательны и порадовали ветерок. А сейчас ветерок приглашает нас сесть за столы.

Д: (Дети садятся за парты, на столах лежат листы с обведёнными контурами листиков.)

В: Что вы видите перед собой?

Д: Листочки.

В: Ваша задача их   выложить лист при помощи гороха, гречки, риса, косточек, мозаики. Помним, что за контур листочка не выходим. Давайте обведём контур листика пальчиком. Задание всем понятно. Выполняем.

Индивидуальная часть

В: Сегодня мы с тобой будем закреплять звуки Ж –Ш.

Эвелина, кто это? (показываю картинку змеи)

Д: Змея.

В: Что делает змея?

Д: Шипит.

В: Значит, звук Ш – это песенка змеи. Покажи, как она поёт свою песенку.

Д: Ш –Ш- Ш.

В: Какую форму принимает язычок при произнесении этого звука?

Д: Язычок в форме чашечки.

В: Выполни это упражнение. (Перед ребёнком лежит картинка «Язычок в форме чашечки» и стоит зеркало).

Д: Выполняет.

В: Змея рассердилась, давай проведём дорожку карандашом.

Д: Выполняет.

В: А это кто? (показываю картинку жука)

Д: Жук.

В: Что он делает?

Д: Жужжит.

В: Значит песенка жука -  звук Ж. Покажи, как он поёт свою песенку.

Д: Ж – Ж – Ж.

В: Какую форму занимает язычок при произнесении этого звука?

Д: Тоже в форме чашечки, только добавляется голосок.

В: Значит звук Ж – Звонкий, а Ш – глухой.

     А теперь мы с тобой произнесём эти звуки в слогах: ША – ШО – ШУ – ШИ

                                                                                                         ЖА  - ЖО –ЖУ –ЖИ

Д:  Повторяет слоги. Молодец.

В:  Поиграем с тобой в игру «Жужжалки  и шушалки». Жук будет собирать все картинки со звуком Ж, а змея со звуком Ш. (предлагаю картинки на звуки Ж  - Ш)
Д
: Самостоятельная работа. В это время я проверяю работы детей, сидящих за партами.

В: Проверим и произнесём все картинки так, чтобы змея и жук услышали свои звуки.

Д: Произносит слова.

В: А теперь произнесём эти звуки в предложении.

Ша –ША – Ша –мама моет малыша.

Жа – Жа – Жа –есть иголки у ежа.

Д: Повторяет.

В: Эвелина, чему же мы сегодня учились?

Д: Закрепляли звуки Ж  -Ш в слогах, в словах и в предложении.

В:  Какие задания оказались для тебя интересными?

Д: Ответы.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Авторское методическое пособие "Ветерок".

Очень интересное пособие, для использования с целью развития дыхания....

Методическая разработка "Послушный ветерок"

Перечисленные ниже игры и упражнения помогут научить ребенка плавно выдыхать через рот сильную направленную струю воздуха....

конспект занятия "Ветерок-ветерок"

Конспект занятия по развитию речи в младшей группе...

методические рекомендации к проекту «Ветер, ветер, ветерок»

Методические рекомендации по ознакомлению детей дошкольного возраста по теме «Ветер», охват образовательных областей «социально-коммуникативное развитие», «познавательное...

Методическая разработка: дидактическая игра по рисованию на тему: «Ветерок, ветер, ураган» .

дидактическая игра по рисованию на тему: «Ветерок, ветер, ураган» .Задачи:- Учить различать динамическое состояние деревьев и кустарников в зависимости от силы ветра, закре...

Методическое пособие "Логокуб "Речевой ветерок"

Методическое пособие "Логокуб "Речевой ветерок"...

Методическая разработка. Конспект занятия "Послушный ветерок"

Цель: способствовать закреплению представлений о здоровом (правильном) дыхании.Задачи:1.Познакомить с дыхательными упражнениями, способствующими укреплению здоровья.2.Тренировать навыки правильного но...