Сенсорное воспитание детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья (детским церебральным параличом и интеллектуальной недостаточностью).
статья по коррекционной педагогике на тему

Роль дидактической игры в сенсорном развитии детей с ОВЗ. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx19.24 КБ

Предварительный просмотр:

Сенсорное  воспитание

детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья

(детским церебральным параличом и интеллектуальной недостаточностью).

Познание окружающего мира начинается с восприятия предметов и явлений. Все другие формы познания: запоминание, мышление, воображение – строятся на основе образов восприятия, являются результатом их переработки. Сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия и формирование представлений о свойствах предметов и различных явлениях окружающего мира.

Сенсорное развитие у детей с ОВЗ отличается качественным своеобразием. В своей работе мы  не будем рассматривать категории детей с нарушениями анализаторов (зрения, слуха), напрямую приводящих к инвалидности. Мы считаем целесообразным остановиться на особенностях сенсорно-перцептивной сферы детей с ДЦП и интеллектуальными  нарушениями разной степени выраженности (задержкой психического развития и умственной отсталостью).

        В коррекционной педагогике сенсорному воспитанию данной категории детей отводится значительное место. В работах по специальной психологии подчеркивается, что основным признаком интеллектуальной недостаточности является недоразвитие познавательной стороны деятельности, проявляющееся в первую очередь в сенсорно-перцептивном освоении детьми данной категории окружающего мира. Недоразвитие перцептивной деятельности, в свою очередь, весьма неоднородно. Имея формально сохранные анализаторы как анатомо-физиологические предпосылки для получения сенсорной информации, такой ребенок « слушает, но не слышит, смотрит, но не видит» (Э. Сеген). Зачастую глубокое недоразвитие познавательной деятельности усугубляется госпитальными  факторами, скудностью и ограниченностью внешних впечатлений. Если мир внешних впечатлений, раздражителей как один из стимулирующих психику факторов недостаточен, дети становятся безынициативными. Это приводит к своеобразию в формировании предметной, речевой, игровой, изобразительной деятельности.

        У детей с церебральным параличом формирование процессов восприятия задерживается и нарушается в связи с органическим поражением мозга, двигательной депривацией, нарушением зрительного, слухового и, в первую очередь, двигательно-кинестетического анализаторов. У них патологически развивается схема положений и движений тела. Воспроизведение даже самого простого движения вызывает огромные трудности. Нарушение или задержка формирования двигательных функций требует соответствующей коррекции: необходимо формирование правильных представлений о движении, пространственно-временной организации, воздействие на процесс формирования и развития речи, психических и познавательных процессов.

        Поэтому в специальной литературе сформулированы основные задачи сенсорного воспитания детей с ДЦП:

  • Развитие всех видов восприятия (зрительного, слухового, тактильно-двигательного и т.д.).
  • Формирование сенсорных эталонов цвета, формы, величины, временных и пространственных эталонов и мышечно-суставного чувства.
  • Формирование полноценных представлений об окружающем мире.
  • Развитие сенсорной культуры ребенка.
  • Развитие высших психических функций (внимания, мышления, памяти) и коррекция их нарушений.
  • Развитие речи, перенос полученных знаний на словесный уровень,      обогащение словаря ребенка.

        В работе по сенсорному воспитанию детей с ДЦП и интеллектуальной недостаточностью  в программно-методических рекомендациях выделяются следующие разделы:  

1. Развитие зрительного восприятия и внимания коррекция его нарушений:

- развитие целостного зрительного восприятия;
-  формирование представлений о цвете предметов;
-  формирование представлений о форме предметов;
-  формирование представлений о величине предметов;
- формирование и коррекция пространственных представлений.
2. Развитие и коррекция слухового восприятия и внимания.
3. Развитие и коррекция  тактильно-двигательного восприятия.

4. Развитие вкусовой чувствительности.

В образовательной программе для детей с глубокой умственной отсталостью  авторы предлагают раздел «сенсорная стимуляция».

        Реализация поставленных задач невозможна без создания оптимальных условий для обучения. Создание данных условий прежде всего предполагает учет психологических особенностей детей при подборе пособий и игрушек. Детям вялым, пассивным целесообразно предлагать крупные, яркие, блестящие  и звучащие игрушки (воздушные шары, надувные  мячи, неваляшки различных модификаций, крупные предметы «клоун» и пр., электромузыкальные  игрушки с бодрыми веселыми мелодиями). Такого рода игрушки малоприемлемы для легковозбудимых детей: они провоцируют возбуждение,  повышают и без того высокую двигательную активность. Поэтому для детей с двигательной расторможенностью лучше использовать игрушки более «спокойные» - из мягких материалов, окрашенные в приглушенные тона, приятные на ощупь; электромузыкальные игрушки, используемые в работе с возбудимыми детьми, должны воспроизводить плавные, спокойные мелодии.

        Для занятий с детьми дошкольного возраста с интеллектуальной недостаточностью целесообразно использовать несколько видов дидактических игрушек, различных по характеру игровых действий с ними, запрограммированных в их конструкциях:

1. игрушки для нанизывания (кольца, втулки, шары, кубы, полусферы, имеющие отверстия для нанизывания и предназначенные для сбора пирамид);

2. геометрические тела (шары, кубы, призмы, параллелепипеды и пр., предназначенные для прокатывания, проталкивания в отверстия, для выполнения действий по группировке и соотнесению их по цвету, форме и величине);

3. дидактические игрушки, состоящие из геометрических фигур – вкладыши (кубы, конусы, цилиндры полусферы предназначенные для вкладывания и накладывания, подбор по цвету и форме) ;

4. народные сборно-разборные дидактические игрушки (матрешки, «бочата», яйца и пр., которые применяются для вкладывания, ознакомления детей с величиной предметов, а при подборе их по цвету и величине – для закрепления навыка группировки);

5. небольшие по размеру сюжетные игрушки (машинки, елочки, грибочки, фигурки животных) и предметы, подобранные по определенным признакам (коробочки, шашечки и пр.).

        Кроме того, можно использовать модификации досок Сегена и Монтессори как материал проведения тренировочных упражнений.

        В литературе по специальной педагогике сформулированы основные принципы коррекционно-развивающей работы по сенсорному воспитанию детей с ОВЗ:

  • Реализация задач развития сенсорно-перцептивной сферы дошкольников с интеллектуальной недостаточностью осуществляется во взаимосвязи со всеми сторонами воспитания.
  • Деятельностный подход к планированию работы.
  • Последовательное нарастание требований к восприятию детей.
  • Индивидуальный и дифференцированный подход к детям.
  • Учет конкретных условий (особенности местности, в которой проживает ребенок; особенности быта семьи; тип учреждения, в котором воспитывается ребенок с интеллектуальной недостаточностью, и пр.).
  • Систематичность и комплексность воздействия на все органы чувств ребенка.
  • Коррекционная направленность процесса обучения и воспитания в дошкольном образовательном учреждении для детей с интеллектуальной недостаточностью.
  • Учет необходимости взаимодействия всех специалистов дошкольного образовательного учреждения в решении задач сенсорного воспитания дошкольников.

       Таким образом, исследования сенсорно-перцептивной сферы дошкольников с ОВЗ (ДЦП и интеллектуальной недостаточностью), проведенные отечественными педагогами и психологами, позволили наметить основные подходы к сенсорному воспитанию данной категории детей при создании специальных условий в дошкольных учреждениях.

Список литературы:

1. Венгер Л.А. Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до 6 лет. – М., 1986.

2. Войлокова Е. Ф., Андрухович Ю. В., Ковалева Л. Ю. Сенсорное воспитание дошкольников с интеллектуальной недостаточностью. – СПб., 2005.

3. Обучение и коррекция развития дошкольников с нарушениями движений. Методическое пособие. / Под редакцией  Л.М.Шипицыной. – СПб., 2006.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Центр оказания при дошкольном образовательном учреждении диагностической, консультативной и коррекционной помощи детям дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья, не посещающим образовательное учреждение - «Росток».

Реализация проекта позволяет осуществлять реальную помощь детям со сложными дефектами развития и их семьям в условиях дошкольного образовательного учреждения....

Загадка как возможность ознакомления с художественной литературой детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья.

Данный материал может быть интересен воспитателям, методистам дошкольных образовательных учреждений, а также специалистам: логопедам, дефектолам, взаимодействующим с детьми, имеющим ограниченные возмо...

РАСШИРЕНИЕ ВОЗМОЖНОСТЕЙ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ Полякова И.С.

Статья посвящена актуальной проблеме развития творческих способностей детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья....

РЕАЛИЗАЦИЯ ИНКЛЮЗИВНОГО ПОДХОДА В ОБРАЗОВАНИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В ДЕТСКОМ САДУ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА

Рассмотрим условия реализации инклюзивного подхода в воспитании и обучении детей  с ограниченными возможностями здоровья в условиях детского сада общеразвивающего вида....