Кружковая работа с детьми 5-7 лет имеющими нарушения в поведении
учебно-методический материал по коррекционной педагогике (старшая группа) на тему

Французова Анна Николаевна

Театр – одна из наиболее наглядных форм художественного отражения жизни.

Театр открывает перед ребенком возможность активного проявления себя в самых различных видах деятельности в жизни. Театральное искусство имеет незаменимые возможности духовно-нравственного воздействия. Ребёнок, оказавшийся в позиции актёра-исполнителя, может пройти все этапы художественно-творческого осмысления мира, а это значит – задуматься о том, что и зачем человек говорит и делает, как это понимают люди, зачем показывать зрителю то, что ты можешь и хочешь сыграть, что ты считаешь дорогим и важным в жизни. Театральные игры развивают эмоционально-волевую сферу ребёнка, позволяют формировать социально-нравственную направленность (дружба, доброта, честность, смелость и др.), раскрепощают, делают ребенка увереннее. Поэтому  необходимо создание таких условий, которых каждый ребёнок мог бы проявить свои эмоции, чувства, желания и взгляды, причём не только в обычном разговоре, но и публично не стесняясь присутствия посторонних слушателей. В этом огромную помощь могут оказать театрализованные игры- драматизации. Ощущение успеха рождается, когда ребенок преодолевает свой страх, свое неумение, застенчивость, робость, непонимание, затруднения, когда он прикладывает усилия. Театральные игры способствуют снятию стрессообразующих факторов, раскрепощают детей, стимулируют развитие духовного потенциала и творческой активности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение г.Тулуна "Детский сад комбинированного вида "Родничок"

Программа  кружка по драматизации

"Домино"

Руководитель;

педагог-психолог

Французова Анна Николаевна

Тулун 2015

Содержание

Пояснительная записка......................................................................................................................

 Календарно-тематический план.....................................................................................................

Перспективный план..........................................................................................................................

Список литературы.............................................................................................................................

Приложение........................................................................................................................................

Пояснительная записка.

Театр – одна из наиболее наглядных форм художественного отражения жизни. Театр открывает перед ребенком возможность активного проявления себя в самых различных видах деятельности в жизни. Театральное искусство имеет незаменимые возможности духовно-нравственного воздействия. Ребёнок, оказавшийся в позиции актёра-исполнителя, может пройти все этапы художественно-творческого осмысления мира, а это значит – задуматься о том, что и зачем человек говорит и делает, как это понимают люди, зачем показывать зрителю то, что ты можешь и хочешь сыграть, что ты считаешь дорогим и важным в жизни. Театральные игры развивают эмоционально-волевую сферу ребёнка, позволяют формировать социально-нравственную направленность (дружба, доброта, честность, смелость и др.), раскрепощают, делают ребенка увереннее. Поэтому  необходимо создание таких условий, которых каждый ребёнок мог бы проявить свои эмоции, чувства, желания и взгляды, причём не только в обычном разговоре, но и публично не стесняясь присутствия посторонних слушателей. В этом огромную помощь могут оказать театрализованные игры- драматизации. Ощущение успеха рождается, когда ребенок преодолевает свой страх, свое неумение, застенчивость, робость, непонимание, затруднения, когда он прикладывает усилия. Театральные игры способствуют снятию стрессообразующих факторов, раскрепощают детей, стимулируют развитие духовного потенциала и творческой активности.

Воспитательные возможности театральной деятельности широки. Участвуя в ней, дети знакомятся с окружающим миром во всём его многообразии через образы, краски, звуки, а умело поставленные вопросы заставляют их думать, анализировать, делать выводы и обобщения. В процессе работы над выразительностью реплик, персонажей, собственных высказываний незаметно активизируется словарь ребёнка, совершенствуется звуковая культура его речи, её интонационный строй. Театрализованная деятельность позволяет ребенку решать многие проблемные ситуации опосредованно от лица какого-либо персонажа. Это помогает преодолевать робость, неуверенность в себе, застенчивость и даже агрессивность. Таким образом театрализованные занятия помогают всесторонне развивать ребенка и корректировать проявление нежелательных форм поведения.

Цель: формирование творческой личности ребенка с нарушениями в поведении, через средства театральной деятельности, драматизации. Психологическая коррекция ситуационно-личностных особенностей.

     Объект: дети с ситуационно-личностными расстройствами (агрессивность, конфликтность, замкнутость, страх, гиперактивность)

     Задачи:

     1.Формировать и активизировать познавательный интерес детей с нарушениями в поведении.

     2.Развивать чувство ритма и координацию движений в психогимнастических этюдах.

        3. Коррекция индивидуальных, личностных особенностей с помощью стимуляции умственного, эмоционального, психомоторного развития ребенка в их единстве.

        4. Расширение навыков социального поведения у ребенка.

Для родителей.

Цель: создание условий для поддержания интереса ребёнка к театрализованной деятельности.

Задачи:

- обсуждать с ребёнком перед спектаклем особенности той роли, которую ему предстоит играть, а после спектакля – полученный результат. Отмечать достижения и определять пути дальнейшего совершенствования.

- предлагать исполнить понравившуюся роль в домашних условиях, помогать разыгрывать полюбившиеся сказки, стихотворения и пр.

- постепенно вырабатывать у ребёнка понимание театрального искусства, специфическое «театральное восприятие», основанное на общении «живого артиста» и «живого зрителя».

- по мере возможности организовывать посещение театров или просмотр видеозаписей театральных постановок, стараться присутствовать на детских спектаклях.

- рассказывать ребёнку о собственных впечатлениях, полученных в результате просмотра спектаклей, кинофильмов и т.п.

- рассказывать знакомым в присутствии ребёнка о его достижениях.

Ожидаемые результаты:

Совершенствуется произвольное внимание, зрительная и слуховая память, воображение, наблюдение. Развивается доброжелательность, коммуникабельность, искренность, чувства правды и веры в вымысел. Совершенствуется умение передавать в свободных импровизациях характер и настроение. Снижение выраженности нарушений поведения.

 Критерии оценки: драматизация сказок, постановка.

Журнал посещаемости: тетрадь

Список детей:(в приложениии)

Формы и методы обучения: словесные, наглядные; репродуктивные – использование в сценах знакомых умений и навыков; поисковые – участие в индивидуальном и коллективном поиске.

Формы работы:  групповая.

Формы проведения занятий: беседа, игра, психодрама, пантомима, этюды, ситуации, творческие задания и упражнения, конкурсы, музыкальные и танцевальные элементы.

Время: 30 мин

Календарно-тематический план кружка

Наименование занятий

Количество занятий

Количество занятий

Форма контроля

теория

практика

1.

Тема. Знакомство с понятием театр: кукольный театр драматический театр (показ слайдов, картин, фотографий).

1

1

2.

Тема. Знакомство

с театральными профессиями

(художник, гример, парикмахер, музыкант, декоратор, костюмер, артист).

1

1

3.

Тема. Сюжетно – ролевая игра «Театр».

1

1

1

4.

Тема. Знакомство с видами театров (теневой, фланелеграф, настольный, пальчиковый, плоскостной театры, театр кукол бибабо).

1

1

5.

Тема. "Ритмопластика"

1

1

1

6.

Тема: Игра «Дом, семья....»

1

1

1

7.

Тема. (психогимнастика)

-«Уронила белка шишку"

- «Лисичка прислушивается»

1

1

1

8.

Тема:Психогимнастика

-«Драка»

-«Воздушные шарики"

1

1

1

9.

Тема:"Наша Мимика"

1

1

1

10.

Тема:"Страна воображения"

1

1

1

11.

Тема:"Наше настроение"

1

1

12.

Тема: "Лесная сказка"

1

1

1

13.

Тема:"Музыка в сказке"

1

1

14.

Тема: "Музыкальное путешествие"

1

1

15.

Тема: "Добрые слова"

1

1

1

16.

Тема: «Выйдем мы в лесок...»

" Веселые игры"

1

1

1

18

Тема:"Ритмопластика"

1

1

1

19

Тема:" Сценическая речь"

1

1

1

20

Тема: "Постановка сказки "Сказочный марафон"

1

1

1

21

Тема: "Постановка сказки "Сказочный марафон"

1

1

1

22

Тема: "Постановка сказки "Сказочный марафон"

1

1

1

23

Тема:"Если с другом вышел в путь".

1

1

1

24

Тема: "По следам знакомых сказок"

1

1

1

25

Тема:"Психогимнастика".

1

1

1

26

Тема:"Веселые игры-этюды"

1

1

1

27

Тема: «Добрая темнота»

1

1

1

28

Тема:"Мини-игра драматизация "В гостях у феи радости"

(25 мин.)

1

1

1

29

Тема: Игра-драматизация сказки С. Михалкова «Три поросенка»

1

1

1

30

Тема: Игра-драматизация сказки С. Михалкова «Три поросенка»

1

1

1

31

Тема: Игра-драматизация сказки С. Михалкова «Три поросенка»

1

1

1

32

Тема:

Игра-драматизация сказки С. Михалкова «Три поросенка»

1

1

1

33

Тема:

Игра-драматизация сказки С. Михалкова «Три поросенка»

1

1

1

34

Тема:

Игра-драматизация сказки С. Михалкова «Три поросенка»

1

1

1

Перспективный план работы кружка по драматизации "Домино"

 

месяц

 

   Тема взаимодействия

                       Цель занятия:

           

 Краткое содержание занятия

1

 

   октябрь

1.Тема.

Знакомство с понятием театр: кукольный театр драматический театр (показ слайдов, картин, фотографий).

Цель: дать детям представление о театре; расширять знания театра как вида искусства; познакомить с видами театров; воспитывать эмоционально положительное отношение к театру.

             

                  Беседа с детьми.

2.Тема.

Знакомство

с театральными профессиями

(художник, гример, парикмахер, музыкант, декоратор, костюмер, артист).

Цель: формировать представления детей о театральных профессиях; активизировать интерес к театральному искусству; расширять словарный запас.

                  Беседа с детьми.

"Изготовление театральных талисманов"

3.Тема.

Сюжетно – ролевая игра «Театр».

Цель: познакомить с правилами поведения в театре; вызвать интерес и желание играть (выполнять роль «кассира», «билетера», «зрителя»); воспитывать дружеские взаимоотношения.

Упражнение «Вкусный арбуз».

Мама купила большой круглый арбуз, принесла его домой. За обедом арбуз разрезали и каждому дали по большому, спелому, сочному, сладкому куску. Покажите, как вы едите вкусный арбуз.

2)        «Мне грустно».

Целый день идет дождь. Мальчик сидит у окна и грустит. Покажите это.

3)        «Ем лимон».

Вы ели когда-нибудь лимоны? Знаете, каковы они на вкус? Тогда представьте, что вам дали лимон, разрезали его на части и предложили съесть. Покажите, как.

4) «Я на скрипочке играю».

4.Тема.

Знакомство с видами театров (теневой, фланелеграф, настольный, пальчиковый, плоскостной театры, театр кукол бибабо).

Цель: познакомить детей с разными видами театров; углублять интерес к театрализованным играм; обогащать словарный запас.

Беседа с детьми. Работа с наглядным материалом.

2.

ноябрь

1.Тема.

"Ритмопластика"

Цель: развивать у детей умение пользоваться жестами; развивать двигательные способности: ловкость, гибкость, подвижность; учить равномерно двигаться по площадке не сталкиваясь друг с другом.

Психогимнастика "Танец бабочки"

Игра "Кто самый быстрый"

"А ну- ка повтори!" (по М.И Чистяковой)

2.Тема:

Игра «Дом, семья....»

Цель: Побуждать детей творчески воспроизводить в играх быт семьи. Совершенствовать умение самостоятельно создавать для задуманного сюжета игровую обстановку. Раскрывать нравственную сущность деятельности взрослых людей: ответственное отношение к своим обязанностям, взаимопомощь и коллективный характер труда.

Игровые действия: Игровые проблемные ситуации: «Когда мамы и папы нет дома» (забота о младших, выполнение посильной домашней работы, «Мы готовимся к празднику» (совместные дела с семьей, «Встречаем гостей» (правила приема гостей, поведение в гостях, «Наш выходной день» и др. Вносить в игру элементы труда: стирка кукольного белья, починка одежды, уборка помещения. По ходу игры подбирать, менять игрушки, предметы, конструировать игровую обстановку с помощью разнообразного подсобного материала, использовать собственные самоделки, применять природный материал.

3.Тема. (психогимнастика)

-«Уронила белка шишку"

- «Лисичка прислушивается»

Цель: совершенствовать навыки владения умением изобразить героя; развивать моторику рук в сочетании с речью; воспитывать артистические качества. Совершенствование коммуникативных умений и навыков.

1.Уронила белка шишку, шишка стукнула зайчишку,

Тот пустился наутек, чуть не сбил медведя с ног!

Под ветвями старой ели рассуждал медведь 3 дня:

«Что-то зайцы осмелели, нападают на меня!

Педагог читает стихотворение, назначенные

дети импровизируют движения под текст.

4.Тема:

Психогимнастика

-«Драка»

-«Воздушные шарики"

Цель: Расслабить мышцы нижней части лица и кистей рук. Снять напряжение, успокоить детей. Активизация знаний детей, развитие скорости мышления, внимания;

1.«Вы с другом поссорились. Вот-вот начнется драка. Глубоко вдохните, крепко-накрепко сожмите челюсти. Пальцы рук зафиксируйте в кулаках, до боли вдавите пальцы в ладони. Затаите дыхание на несколько секунд. Задумайтесь: а может, не стоит драться? по М.И Чистяковой

3

декабрь

1.Тема:

 "Наша Мимика"

Цель: Вовлечь детей в игровой сюжет; побуждать к двигательной имитации, учить импровизировать, в рамках заданной ситуации.

 

1.Игра «Что я умею».Чтение стихотворения Б.Заходера

2.«Вот как я умею».Упражнения на выразительность движений и мимики. по М.И Чистяковой

3.Мимические этюды у зеркала

"Смешная рожица"

Материалы: Мяч,  мягкие игрушки щенок и козленок

2.Тема:

"Страна воображения"

Цель: Создать положительный эмоциональный настрой; Учить действовать с воображаемыми предметами

Упражнения на развитие воображения и внимания: 

«Ковер-самолет»,"Несуществующая птица"«Давайте потанцуем».по М.И Чистяковой стр №16

3.Тема:

"Наше настроение"

Цель: Побуждать детей к выражению образов героев в движении, мимике, эмоциях; дать представление об основных эмоциях. Развитие произвольности поведения умения считаться с мнением других, и вести продуктивный диалог.

Этюды на выражение основных эмоций:

 1.«Чуть-чуть грустно»,

2.«Курица с цыплятами»,

3.«Гусь».

 Материал: Иллюстрации  к основным эмоциям

( по книге «Музыка и чудеса» И. Каплунова, И. Новоскольцева стр. № 123)

4.Тема: 

"Лесная сказка"

Цель: Побуждать к активному восприятию сказки; учить слушать внимательно сказку до конца и следить за развитием сюжета

 

Знакомство с содержанием  музыкальной сказки «Три медведя».

 Рассматривание иллюстраций к сказке. Обсуждение характерных особенностей героев.

4

январь

1.Тема:

 "Музыка в сказке"

 

 

 

Цель: Побуждать детей к выражению образов героев в движении; учить импровизировать под музыку; учить координации движения. Развитие воображения, умения перевоплощаться.

Игра -разминка "Маленькое путешествие"

Выполнение музыкальных импровизаций под музыку из известных сказок ("Волк и семеро козлят","Дюймовочка","Бременские музыканты")

(«Шаг в музыку» К. Орф стр. №122)

2.Тема: 

"Музыкальное путешествие"

 

 

 

Цель: Учить красиво двигаться под музыку, выражать эмоции через танцевальные движения, развивать музыкальные способности и способность к импровизации.

 

Упражнения

1."Повтори разными голосами"

2."Танец рук и головы"

Музыкально-ритмические композиции:

1.«Веселые путешественники»,

 2.«Разноцветная игра" (по М.И Чистяковой, «Шаг в музыку» К. Орф стр № 46, «Музыка и чудеса» И. Каплунова, И. Новоскольцева)

3.Тема: 

"Добрые слова"

Цель: Побуждать к активному восприятию стихотворения; исполнять музыкальную композицию, передавая образ доброты и дружбы. Обращение внимания детей на тактильные, кинестические ощущения; развитие способности детей концентрироваться на них, различать их, обозначать словами.

 

Чтение стихотворения «Добрые слова».

 Игра « Назови вежливое слово». по М.И Чистяковой

Музыкально-ритмическая композиции:

1.«Если добрый ты».

2.«Волшебная дверь».

4.Тема:

 «Выйдем мы в лесок...»

Цель: Развивать воображение детей, учить высказываться, учить выразительно двигаться под музыку.

Материал: Иллюстрации к сказке, грибок, маски шапочки зверей. Загадки по сказке.

Игра-конкурс «Попросись под грибок»

( см. программу с детьми с нарушениями в поведении).

 Рассматривание иллюстраций к сказке.

 Игра «Узнай, кто попросился под грибок»

5

февраль

1.Тема:

" Веселые игры"

Вызвать у детей радостное настроение; совершенствовать исполнительское мастерство. Тренировка произвольной регуляции двигательной активности и поведения.

«Веселые игры в стране «Театралии»

.Игровые задания:  «Путешествие», «Волшебный сон».

Психогимнастика «Сказка». (по М.И Чистяковой)

2.Тема:

"Ритмопластика"

Цель: совершенствовать навыки владения умением изобразить героя; развивать моторику рук в сочетании с речью; воспитывать артистические качества.

Учить действовать в условиях вымысла, общаться и реагировать на поведение друг друга

Игра «Снежинки»Муз. композиция — К.Сен-Санс. «Карнавал животных».Ходонович Л.С. «Кто приехал в зоопарк»«Поход в зоопарк".по П.Р Васильцовой стр. №85).

3.Тема:

" Сценическая речь"

Цель: Вызвать у детей радостное настроение; совершенствовать исполнительское, актерское мастерство. Учить детей, модулируя голосом, говорить громко, тихо, грубо, передавать интонацией удивление, радость, печаль, страх

Упражнения над голосом в движении. Будем дружно мы играть”Чистоговорки:“Козлик” М.Картушина.

Упражнение на координацию движения и речи “Васька-козел”.Упражнение на развитие интонационной выразительности “Я очень люблю свою маму”

Упражнение “Придумай другой конец сказки" Что такое хорошо и что такое плохо” (игра-драматизация)

(по В.А Сафронововой стр. № 34)

4.Тема:"Сказочный марафон""

Цель: Продолжать развитие диалогической и монологической речи, опираясь на имеющийся у детей опыт, разнообразить интонационную выразительность, обращать особое внимание на дикцию детей.

Слушание детской сказки “Колобок на новый лад” муз. Красева. Словесное рисование детьми после прослушивания характеров героев, обстановки, “интерьера” сказки. Придумывание и составление костюма сказочного героя, танца для каждого персонажа, подбор музыки. 

6

март

1.Тема:

 "Постановка сказки "Сказочный марафон""

Цель: Продолжать развитие диалогической и монологической речи, опираясь на имеющийся у детей опыт, разнообразить интонационную выразительность, обращать особое внимание на дикцию детей.

       

         Репетиция сказки

2.Тема:

 "Постановка сказки "Сказочный марафон""

Цель: Продолжать развитие диалогической и монологической речи, опираясь на имеющийся у детей опыт, разнообразить интонационную выразительность, обращать особое внимание на дикцию детей.

   

           Репетиция сказки

3.Тема:

 "Если с другом вышел в путь".

Цель: Учить выразительно двигаться под музыку, ощущая ее ритмичность или плавность звучания.

 

 

Отгадывание загадок по содержанию сказки. Этюды на выразительность передачи образа с помощью мимики и жестов.

 Зеркало, музыкальное сопровождение   песня «Если с другом вышел в путь» В. Шаинского.

4.Тема:

"По следам знакомых сказок"

Цель: Создать радостное настроение. Учить вспоминать знакомые сказки, разыгрывать их, предварительно наряжаясь в костюмы (маски).

Драматизация сказок по желанию детей.

Музыкальное сопровождение, атрибуты к сказкам, маски, декорации.

7

апрель

1.Тема: "Психогимнастика".

Цель: побуждать детей экспериментировать со своей внешностью (мимика, пантомима, жесты); развивать умение переключаться с одного образа на другой; воспитывать желание помочь товарищу; самоконтроль.

"Жар-птица",

"Отдых на берегу моря" по М.И Чистяковой. 

Разыгрывание этюдов.

 Этюды: «Радость, гнев, грусть, удивление, страх»

2.Тема:

"Веселые игры-этюды"

Цель: Вызвать у детей радостное настроение; совершенствовать исполнительское, актерское мастерство .

.    Психогимнастические этюды:«Толкалки»,    Магазин зеркал","«Сказка»

по М.И Чистяковой

3.Тема: 

«Добрая темнота»

Цель: Продолжать формировать у детей интерес к театрально-игровой деятельности. Воспитывать умение по настроению музыки догадываться о действиях и эмоциональных состояниях героев; знакомить с оттеночными характеристиками слов, формами повелительного наклонения, выразительно имитировать звон колокольчиков, голос злого и доброго гнома с разной силой голоса;

Игра – разминка «Ночка».

Оборудование :игрушка Гномик.

Имитационные этюды "Я ничего не вижу",

Игра – имитация «Гномик, догадайся, о ком я говорю».

Этюд – упражнение под музыку«Как воет ночью ветер». (по М.И Чистяковой, «Театрализованные занятия в детском саду» М. Д. Маханева.)

4.Тема:

"Мини-игра драматизация "В гостях у феи радости"

(25 мин.)

Цель: Развивать умение детей равномерно размещаться по помещению, двигаться, не сталкиваясь друг с другом, в разных темпах. Продолжать  развивать воображение, фантазию детей, дать возможность детям проявить себя.

Упражнение на расслабление "Вдох и выдох" (см. Программу по коррекции нарушенного поведения)

Конспект в программе стр. № 45.

8

 май

1.Тема:

Игра-драматизация сказки С. Михалкова «Три поросенка»

Цель: Формировать и активизировать познавательный интерес детей. Развивать творческие способности и коммуникативные навыки и актерское мастерство.

Беседа по содержанию сказки – учить детей высказывать свое отношение к персонажам, определять их характер различными эпитетами – прилагательными: волк – злой, жестокий, грубый; поросята – веселые, беззаботные; Наф-Наф – находчивый, храбрый, хозяйственный. Учить манипулировать куклами бибабо. Разыграть сказку «Три поросенка».

2.Тема:

Игра-драматизация сказки С. Михалкова «Три поросенка»

Цель: Продолжать формировать и активизировать познавательный интерес детей, творческие способности и коммуникативные навыки и актерское мастерство.

Учить импровизировать танцевальные характеристики персонажей («Три поросенка»): поросят, волка (под соответствующую музыку, подобранную педагогом). Развивать умение перевоплощаться в того или иного персонажа, используя минимальные средства: маски, шапочки, детали костюмов, отдельные аксессуары.

3.Тема:

Игра-драматизация сказки С. Михалкова «Три поросенка»

Цель: Продолжать формировать и активизировать познавательный интерес детей, творческие способности и коммуникативные навыки и актерское мастерство.

                   

                  Репетиция сказки.

1.Тема:

Игра-драматизация сказки С. Михалкова «Три поросенка»

Цель: продолжать формировать творческие способности  коммуникативные навыки и актерское мастерство.

                 

     Итоговое занятие: Постановка сказки

          Поощрение участников кружка.

Литература

1. Анищенкова Е.С. «Артикуляционная гимнастика для развития речи дошкольников: пособие для родителей и педагогов» -М .:АСТ:Астрель.2007.-58с.

2. Антипина Е.А. «Театрализованная деятельность в детском саду» : Игры, упражнения, сценарии. 2-у изд., перераб. – М.: ТЦ Сфера, 2009. - 128 с.

3. Буренина А.И. «Театр Всевозможного». Вып. 1: От игры до спектакля: Учебн. - метод. Пособие. – 2-у изд., перераб. и допол. – СПб., 2002. – 114 с.

4. Власенко О.П. «Ребёнок в мире сказок» Волгоград: Учитель,2009.-411с.

5. Жучкова Г.Н. «Нравственные беседы с детьми 4-6 лет. Занятия с элементами психогимнастики. практическое пособие для психологов, воспитателей, педагогов». - М.: «Издательство ГНОМ и Д»,2006.-64с.

6. Маханёва М.Д. «Занятия по театрализованной деятельности в детском саду» ТЦ Сфера, 2007.

7. Программа воспитания и обучения в детском саду/ Под ред. М.А.Васильевой, В.В.Гербовой, Т.С.Комаровой. – М.: Мозаика – Синтез, 2005. – 208 с.

8. Программа Н.Ф Сорокиной «Театр – творчество – дети»

9. Щеткин А.В. «Театральная деятельность в детском саду» М.: Мозаика – Синтез, 2007. – 14

Приложения

Уроки театральной  азбуки.

Что должен знать ребенок 5-7 лет о театре.

Театр – особый, прекрасный, волшебный мир. В этом мире все необычно. Вместо живой природы – декорации, нарисованные художником, различные герои (персонажи) придуманы драматургом и сыграны артистами.

Театр может перенести зрителей в далекое прошлое, в будущее и в сказку. На сцене театра могут заговорить не только люди, но и животные, и птицы. Артисты – главные волшебники театра. Они по-разному своими сценическими средствами рассказывают о событиях, переживаниях героев.

Кроме артистов, над постановкой спектакля работает много людей: режиссер, композитор, художник, гример, постановщик танцев, хормейстер и т.д.

Пришедшие в театр зрители ведут себя по-особому: в фойе негромко переговариваются, ходят спокойно, рассматривая выставку, портреты актеров; в зрительном зале слушают и внимательно смотрят работу артистов, не мешают другим следить за действием спектакля. Неприлично не только разговаривать, но и жевать, шуршать фантиком от конфеты и т.д.

Перед началом спектакля необходимо знать не только его название, но и  познакомиться с его содержанием (с программой), в фойе найти портреты актеров, участвующих в спектакле.

В театр можно играть самим. Для этого надо определить любимый вид театра, наметить сюжет и разыграть его.

 Основные средства художественной выразительности: интонация, мимика, жест.

Здесь же следует расширить и уточнить знания детей о разных видах театров:

Театры, в которых артисты не разговаривают, а поют, и их пение, сценическое действие и поступки согласовываются с музыкой, написанной специально для этой пьесы, – это опера.

Театры, в которых артисты не говорят, а танцуют, и все чувства выражают танцевальными движениями, – это балет.

В театрах оперетты речь, танец и пение объединяются в одном музыкальном представлении.

Есть кукольные театры, где зрители смотрят не на живых актеров, а на кукол, управляемых артистами.

Есть театры, в которых объясняются только жестами и мимикой, – театры пантомимы.

Ну, и, конечно, драматические театры, в которых актеры разговаривают, действуют, двигаются так, как это бывает в реальной жизни.

Есть особый вид театра – детский. В нем ставятся спектакли для детей.

Театр – это еще целый мир новых слов, понятий, которых в обыденной жизни мы не употребляем.

Зрительный зал, ряды стульев и кресел. Эти места называют партером, что в переводе с французского означает «на земле». Взоры и внимание публики обращены к месту, где будут представлять пьесу, оно называется сценой. Скрывает ее до начала спектакля красивый занавес. Передняя часть сцены – авансцена. И еще в театре есть кулисы – боковая одежда сцены, где стоят и ждут своего выхода действующие лица.

На занятиях по знакомству с театром можно использовать стихотворение Э.Успенского «Мы идем в театр».

Рекомендуется показать детям фотографии, иллюстрации, видеозаписи различных спектаклей, отражающих разные виды театров.

Игры и упражнения для детей с затруднениями в общении

Обычно дошкольники очень общительны, жизнерадостны, оптимистичны. Они вполне способны обходиться без общества  родителей, находя совместные занятия и игры. Обычно дети могут договориться между собой, однако иногда возникают трудности во взаимоотношениях между ними. Задача взрослого – ввести ребенка в мир сложных человеческих отношений и чувств и показать, как можно преодолевать трудности в общении, не на словах, а на примерах из реальной жизни, сказках, историях. Ребенок должен чувствовать, что он не одинок, что иметь друзей – это здорово!

Следующие игры и упражнения научат детей жить дружно, сплотят их, помогут чувствовать других, поддерживать и сопереживать:

«Клубочек», «Найди друга», «Секрет», «Рукавички», «Утка, утка, гусь», «Рычи, лев, рычи», «Поварята», «Передай улыбку другу», «Комплименты», «Ворона», «Гуляем по парку», «Запрещенное движение», «Передай мячик», «Поводыри».

Игры и упражнения на снятие страхов и повышение уверенности в себе

Многие родители обеспокоены проявлением страхов у детей. Одним детям страшно оставаться в темной комнате, другие не решаются съехать на санках с горки, третьи цепенеют при виде крошечного паучка. Объекты детских страхов бесконечно разнообразны. Всякий раз, когда это возможно, надо давать ребенку возможность действовать самому – это лучший способ избавиться от страхов. Когда вы чувствуете, что ребенок труслив, подозрителен, робок, поиграйте вместе с ним в следующие игры, лучше, если  в этом будут участвовать его сверстники.

«Пастушок», «Мышь и мышеловка», «Неваляшка», «Гармоничный танец», «Жмурки»,  «Маски», «Рыбаки и рыбка», «Медвежонок», «Чехарда».

Игры и упражнения на снижение агрессии

и ослабление негативных эмоций

Злой, агрессивный ребенок, драчун и забияка – большое родительское огорчение, угроза благополучию детского коллектива, но и несчастное существо, которое никто не понимает, не хочет приласкать и пожалеть. Причины агрессивности почти всегда внешние: семейное неблагополучие, лишение чего-то желаемого, разница между желаемым и возможным.

Для снижения агрессивности детей рекомендуется использовать следующие упражнения и игры.

«Уходи, злость, уходи!», «Два барана», «Тигр на охоте», «Минутка шалости и минутка тишины», «Ругаемся овощами», «Нет! Да!», «Театр прикосновений».

4.Упражнения и игры на развитие умения чувствовать

 настроение и сопереживать окружающим

В жизни человека очень важно уметь понимать чувства других. Это источник благополучного общения, бескорыстия и взаимности. В детях чувство эмпатии (сопереживания) заложено изначально. Главным формирующим фактором в развитии эмпатии является сама жизнь, взаимоотношения в семье и с окружающим миром. Вот несколько упражнений, которые помогут ребенку научиться глубже понимать чувства и настроения людей.

«Фотография», «Тренируем эмоции», «Колечко», «Глаза в глаза», «Встреча эмоций», «По грибы», «Рисуем музыку», «Радуга», «Рисуем настроение».

Роль педагога в организации театрализованной деятельности.

В организации театрализованной деятельности особая роль принадлежит педагогу, использующему различные технологии, обеспечивающие положительную динамику в развитии детей.

Здесь важны индивидуальное общение с каждым ребенком, дифференцированный подход к детям в зависимости от их психологических особенностей и имеющегося опыта.

Общение педагога с детьми в процессе театрализованной деятельности регулируется следующими правилами:

Первое правило – формирование чувства «Мы», организация такого пространства в театрализованной деятельности, в котором каждый участник (педагог, ребенок) является полноправным членом. Оптимальная физическая дистанция в общении, воспринимаемая, как правило, бессознательно, благотворно влияет на самочувствие субъектов, взаимодействующих друг с другом.

Второе правило – демонстрация расположенности, которая проявляется в открытой, непринужденной улыбке ребенку, дружеской интонации, сдержанном, без раздражения, диалоге с детьми, в подбадривании в случае затруднения при выполнении заданий.

Третье правило – показ целей совместной деятельности, ориентация ребенка на процесс обучения для их достижения в театральной деятельности.

Четвертое  правило  —  использование  различных  вариантов  организации деятельности (сочетание групповой и индивидуальной форм).

Деятельность становится фактором развития ребенка в том случае, если она приносит ему удовлетворение, успех, а если она совершается по принуждению, то не способствует развитию ребенка.

Ощущение успеха рождается, когда ребенок преодолевает свой страх, застенчивость, свое неумение, робость, непонимание, когда он прикладывает усилия. Именно взрослый через интонацию, пластику, мимику передает свою веру в успех ребенка, тем самым побуждая его к действиям.

Формула успеха заключается во взаимной любви детей и взрослых, увлеченных любимым делом. Он гарантирован при условии того, что:

а)        дети и воспитатели любят друг друга;

б)        малыши и музыкальный руководитель также испытывают взаимную
приязнь;

в)        между музыкальным руководителем и воспитателями достигнуто
обоюдное взаимопонимание.

Если все эти три составляющие присутствуют, то взаимная любовь детей и педагогов выделяет в зал мощный поток положительной энергии, которая завораживает зрителей и никого не оставляет равнодушным. Эта положительная энергия влияет как на взрослых, так и на детей, и они чувствуют себя необыкновенно раскованно, играют с большим подъемом и воодушевлением.

В процессе совместной деятельности с ребенком педагог обращает внимание на:

  • желание участвовать в игре, активность и инициативность;
  • отношение к выбранной или полученной роли;
  • развитие       нравственно-коммуникативных       качеств       личности
    (общительности, вежливости, чуткости, доброты, умения довести дело или роль
    до конца);

*эмоциональность и выразительность в исполнении (в движении, речи);
*развитие внимания, восприятия, памяти, любознательности;

*умение выразить свое понимание сюжета пьесы и характера персонажа (в движении, речи, изодеятельности);

*способность придумать и рассказать сказку, историю, сочинить танец и
т.д.    (отметить    оригинальность,    логичность,    законченность    сюжета,
выразительность речи и пластики).

Использование театрализованной деятельности в работе с детьми требует от педагога развитого профессионального мышления, осмысленности жизненной позиции, которая включает в себя понимание глубинного смысла

своей деятельности и ответа на вопросы: С какой целью я это делаю? Что я могу дать ребенку? Чему дети могут научить меня? Совместная творческая деятельность - это прекрасная возможность самореализации всех ее участников, независимо от возраста.

Взаимоотношения с родителями.

Самые главные ценители театральных постановок, восторженные почитатели талантов маленьких актеров - это их родители.

Так как же строить взаимоотношения с родителями?

Прежде всего нужно выступать на родительских собраниях, рассказывать об особенностях организации театрально-музыкальной деятельности в детском саду, о необходимости проведения специальных театральных занятий, создания театрального кружка, о том, как проходят эти занятия и что дают детям.Конечно, надо объяснять родителям, что без их помощи, без их живого участия педагоги не смогут подготовить и провести всю грандиозную работу, а затем выразить просьбу поддерживать детский сад в его начинаниях: помочь в изготовлении костюмов, декораций, оснащении необходимыми атрибутами.

Несомненно, родители не останутся равнодушными к этому призыву и постараются оказать посильную помощь.

Только при тесном взаимодействии семьи и детского сада театрализованная деятельность будет успешной. Детский сад должен быть открытой системой – родители должны иметь возможность прийти на занятие, чтобы понаблюдать за своим ребенком. А педагоги должны быть готовы к позитивному взаимодействию, оказывая им необходимую консультативную помощь.

В процессе творческого взаимодействия с ребенком педагог прежде всего озабочен процессом воспитания, а не обучения, А воспитание детей включает и воспитание их родителей, что требует от педагога особого такта, знаний и терпения.

Характеристика уровней.

Высокий уровень - творческая активность ребенка, его самостоятельность, инициатива, быстрое осмысление задания, точное выразительное его выполнение без помощи взрослых, ярко выраженная эмоциональность.

Средний уровень - эмоциональная отзывчивость, интерес, желание включиться в театральную деятельность. Но ребенок затрудняется в выполнении задания; требуется помощь взрослого, дополнительное объяснение, показ, повтор.

Низкий уровень - мало эмоционален, не активен, равнодушен; спокойно, без интереса относится к театральной деятельности. Не способен к самостоятельности.

Конспекты занятий

Театральная азбука.

Познакомить с особенностями театра как вида искусства, историей возникновения театра, видами театров (кукольный, детский, драматический, театр оперы и балета).

Ход занятия.

Звучит     приятная     инструментальная     музыка     (Кассета     «Шедевры инструментальной музыки»),

Здравствуйте, дорогие мои! Я очень рада видеть вас! Сегодня у нас будет необычное занятие. К нам пришла Фея Театра, вот она! (Показывает куклу, сделанную из кегли.) Вместе с ней мы поговорим о театре и сами попробуем стать актерами. (Ставит куклу на столик, предлагает детям сесть на стулья, расставленные полукругом.)Садитесь поудобнее и давайте поговорим о театре. Были ли вы когда-нибудь в театре? Какие спектакли смотрели? (Ответы детей,)

А вы знаете, как возникло театральное искусство? Давным-давно, много тысяч лет назад на месте современной Греции жили люди, которые называли себя эллинами, а свою страну - Элладой. Эллины верили, что в мире обитает множество высших бессмертных существ - богов. Древние греки думали, что боги живут на высокой горе Олимп, где они пируют и веселятся. Иногда боги спускались с Олимпа и приходили к людям. Вот об этих богах древние греки придумывали разные истории и легенды. И наступило время, когда они поняли, что подвиги богов и знаменитых героев будут производить большее впечатление, если их не рассказывать, а показывать - разыгрывать. Так возникло театральное искусство

Позднее театром стали называть и здание, где демонстрируются спектакли. Уже более 2 тысяч лет существует театр. По-гречески слово «Театрон» означает - «зрелище». Театры в Древней Греции сооружались под открытым небом на склонах гор так, чтобы ряды каменных скамей для зрителей охватывали круглую площадку «орхестру», поднимаясь вверх по горе.

Театры вмещали более 10 тысяч человек.

Театр состоял из 3-х частей: места для зрителей, в первых рядах которых сидели самые почетные граждане. За остальные места зрителям приходилось платить. Другая часть театра - орхестра, круглая площадка, на которой выступали актеры и хор. Третья часть театра называлась скене. К ее стене крепились декорации. Внутри скене хранились костюмы актеров.

Позднее театры появились в других странах, а также в России. В древности по русским дорогам путешествовали бродячие актеры - скоморохи, которые разыгрывали целые спектакли, веселя людей на ярмарках и праздниках. Они разыгрывали веселые игрища с плясками, песнями, показывали медвежьи представления, распевали веселые скоморошины и героические былины. В 17 веке появился еще один вид народного театра - кукольный. С рождением кукольного театра рождается и герой комедии — веселый и хитрый человек, лукавый и насмешливый Петрушка.(Достает из-за ширмы и надевает на руку Петрушку, меняет голос, говорит)

1) Эй, мальчишка из первого ряда!

Ты не узнал меня с первого взгляда?

Думаешь, что это за игрушка?

А я - Петрушка!

Остер колпачок.

Еще острей язычок.

Ох, и посмеюсь я сейчас над вами,

Да так, что и вы расхохочетесь сами!

 Вот какой веселый герой наш Петрушка! (убирает куклу)

Театры бывают самые разные. Театры, в которых артисты не разговаривают, а поют, и их пение, действия и поступки согласовываются с музыкой, написанной специально для этой пьесы, - это опера.

Театры, в которых артисты не говорят, а танцуют, и все чувства выражаются танцевальными движениями, - это балет. Если  речь,   пение   и  танец  объединяются     в   одном  музыкальном представлении, это называется опереттой. Есть кукольные театры, где зрители смотрят не на живых артистов,  а на управляемых людьми кукол.

Есть театры, в которых объясняются только жестами и мимикой – театры пантомимы. Есть драматические театры, в которых актеры разговаривают, действуют, двигаются так, как в реальной жизни.

Как вы думаете, для чего нужен театр? (Ответы детей.) Он помогает человеку понимать себя и других, посмотреть на жизнь со стороны и в то же время заглянуть в глубь ее.

Театр — это особый мир. Там есть зрительный зал — ряды стульев и кресел, которые называют партер, что в переводе с французского означает «на земле». Взоры и внимание публики обращены к месту, где будут представлять пьесу, оно называется сценой. До начала спектакля ее скрывает красивый занавес. Передняя часть сцены называется авансцена. А еще в театре есть кулисы – боковая одежда сцены, где стоят и ждут своего выхода действующие лица.

Итак, сегодня мы с вами благодаря Фее Театра узнали очень много нового о том, как возник театр, какие театры бывают, что есть в театре.

П.Люди, которые играют в театре, называются артистами. Стать артистом, или актером, очень непросто. Необходимо владеть мимикой — т.е. с помощью выражения лица передавать настроение героя, реакцию на событие, реальное или воображаемое. Хороший актер должен владеть не только мимикой, но и жестами - движениями рук и головы.

Работа над мимикой и жестами:

1)        Упражнение «Вкусный арбуз».

Мама купила большой круглый арбуз, принесла его домой. За обедом арбуз разрезали и каждому дали по большому, спелому, сочному, сладкому куску. Покажите, как вы едите вкусный арбуз.

2)        «Мне грустно».

Целый день идет дождь. Мальчик сидит у окна и грустит. Покажите это.

3)        «Ем лимон».

Вы ели когда-нибудь лимоны? Знаете, каковы они на вкус? Тогда представьте, что вам дали лимон, разрезали его на части и предложили съесть. Покажите, как.

4)        «Я на скрипочке играю».

Мы с вами знаем песенку «Веселый музыкант». Сейчас я буду петь ее, а вы –изображать жестами то, о чем поется: играть на скрипке, на балалайке, на барабане.

III. Сценка «Маленькая прачка» М.Яснова.

Сейчас мы с вами с помощью   мимики и жестов   разыграем   сценку

«Маленькая прачка». (Показывает две плоскостных куклы - Девочка и Филин)

Прачка: Серый филин, пыльный филин!

Филин: (спокойно, с любопытством) Гу-гу-гу!

Прачка: Хочешь, чистым будешь, филин?

Филин: (одобрительно) Гу-гу-гу!

Прачка: Будешь, филин, ты не пылен.

Филин: (радостно) Гу-гу-гу!

Прачка: Ты доволен будешь, филин?

Филин: (довольно) Гу-гу-гу!

Прачка: Я тебя полью водою...

Филин: (раздумывает) Гу-гу-гу?!

Прачка: С порошком тебя помою...

Филин: (удивлен) Гу-гу-гу?

Прачка: Накрахмалю, выжму крепко...

Филин: (хмурится) Гу-гу-гу??

Прачка: И повешу на прищепку.

Филин: (злобно) Гу-гу-гу!

Прачка: Будешь, филин, ты не пылен! Слышишь, филин? (филин думает) Где

ты, филин? (филин прячется под крыло) Ни в лесу, ни на лугу - ни гу-гу.

(Филин прикладывает палец к губам — знак молчания.)

Понравилась вам сценка? Вы все старались, изображая филина. Молодцы! Но вот уже Фея Театра подсказывает нам, что время занятия истекло. Мы должны попрощаться до следующей встречи. Вам было интересно? Тогда приходите на следующее занятие. И вы узнаете еще немало интересного. И, как в театре после спектакля зрители аплодируют артистам, так давайте и мы похлопаем друг другу и споем нашу прощальную песенку.

Дети аплодируют друг другу, поют песенку:

Дружно скажем «до свиданья»

И помашем на прощанье.

Нам недолго встречи ждать –

Мы придем сюда опять.

До свиданья! До свиданья! До свидания!

Звучит музыка. Дети выходят из зала и идут в группу.

Программное содержание:

Чтение стихотворения «Мы идем в театр» Э.Успенского.

Работа над дикцией: скороговорки. Сценка с куклой бибабо «Кража» В.Орлова.

Музыкальная игра на развитие жестов «Кто как танцует?». Упражнение на развитие пластики рук «Ловлю комариков».

Знакомство со сказкой «Сорока-белобока» Т.Кирсановой.

Ход занятия.

Под музыку дети входят в зал. Их приветствуют Фея Музыки (кукла из кегли) и МР. Кратко повторяют, о чем говорилось на предыдущем занятии

Сегодня мы продолжим знакомство с театром. Сейчас я прочитаю вам стихотворение «Мы идем в театр». Написал его Эдуард Успенский, который придумал Чебурашку и Крокодила Гену, кота Матроскина, пса Шарика и мальчика Дядю Федора.

I. Чтение стихотворения «Мы идем в театр» Э.Успенского. Беседа по содержанию.

На прошлом занятии мы с вами говорили о том, что необходимо настоящему актеру и пришли к выводу, что он должен владеть мимикой и жестами, которые помогают передать характер человека, повадки разных зверей. И, конечно же, артисту необходимо четко, ясно произносить текст. А чтобы губы и язык были подвижны и четко произносили все слова роли, нужны специальные упражнения, которые называются скороговорками. Сейчас мы поучимся произносить скороговорки:

1) Шла Саша по шоссе

И сосала сушку.

2) Над овражком у дорожки

Страшный стражник строит рожки.

Стражник в крепости сидит,

Стражник грозен и сердит.

3) Живут у меня кукушки.

Варят галушки.

Пекут пампушки.

Поют частушки.

Хорошие подружки -

Пестрые кукушки.

4) Щеголь-щегол

С щеголихой-щеглихой

Считают на счетах

Щеглят-щеголят.

Щеглята щебечут

И щелкают лихо,

Считаться на счетах

Они не хотят.

 Но недостаточно только четко и внятно произносить текст. Необходимо овладеть выразительностью речи. Ведь актер одно и то же слово может произнести по-разному, с разной интонацией.

Дети произносят фразу «Приходите завтра» с разной интонацией:

грустно, весело, спокойно, важно, грубо, злобно, нежно. Затем с разной интонацией читают потешку:

Два щенка, щека к щеке,

Щиплют щетку в уголке.

 Фея Театра предлагает вам стать артистами театра кукол - именно эти

артисты должны великолепно владеть своей речью.

Сценка с куклами бибабо «Кража» В.Орлова:

Кра! - кричит ворона, - Кража!

Караул! Грабеж! Пропажа!

Вор прокрался утром рано,

Брошь украл он из кармана,

Карандаш! Картонку! Пробку!

 И красивую коробку!

- Стой, ворона, не кричи!

Не кричи, а помолчи!

Жить не можешь без обмана –

У тебя ведь нет кармана!

- Как?! - подпрыгнула ворона

И моргнула удивленно, -

Что ж вы раньше не сказали?

Кар-р-раул!

Кар-р-рман укр-р-рали!

Дети пробуют выразительно произносить текст и манипулировать бибабо – ворона  и кукла-девочка.

Продолжаем учиться передавать образы с помощью выразительных

жестов. Поиграем в музыкальную игру «Кто как танцует?»

Включается танцевальная музыка. Дети изображают танцующих: зайчика, медведя, лису, листок с дерева, тучу, пугало на огороде, дождевого червяка, кузнечика.

Упражнение для рук «Ловлю комариков».

 Знакомство со сказкой «Сорока-белобока» Т.Кирсановой: чтение текста и беседа о персонажах.

Прощаются аплодисментами и песенкой

Программное содержание:

Знакомство с театральным жанром - опера. Слушание отрывка из оперы

«Муха-цокотуха» (или «Теремок» М.Красева - сб. «С.Я.Маршак и музыка для

детей»)

Мини-опера «Про двух гусят» Н.Пикулевой. Пантомимический этюд «Котята»

Т.Кирсановой. Ритмический этюд «Шла коза по лесу» А.Бурениной.

Работа над движениями героев сказки «Сорока-Белобока».

Ход занятия.

Звучит музыка. Дети входят в зал. Там их встречает Фея Театра.

 Здравствуйте, ребята! Мы с Феей Театра очень рады видеть вас! Рассаживайтесь поудобнее и давайте вспомним, о чем мы говорили на прошлом занятии. (Ответы детей) Правильно, из стихотворения «Мы идем в театр» мы узнали, как нужно вести себя в театре. Я хочу еще раз напомнить вам эти несложные правила.

Правило первое: И самое важное. При посещении театра обязательно соблюдайте такт и вежливость. А вообще, следуйте этому правилу при посещении любых общественных мест, тогда и у вас и о вас останутся только хорошие воспоминания.

Правило второе. Вы должны выбрать себе подходящую одежду. Обычно для театра одеваются нарядно. Постарайтесь не опаздывать. Но если так случилось, не торопитесь занять свое место, подождите окончания сцены. Во время представления соблюдайте тишину, а впечатлениями можно поделиться и в антракте.

И последнее. Очень некрасиво по отношению к артистам вскакивать до окончания спектакля и бежать в гардероб. Подождите до полного окончания спектакля и только после того, как закроется занавес, спокойно уходите.

А сегодня Фея Театра хочет поговорить с вами об опере и оперных

театрах.

Опера — это музыкально-театральное произведение, в котором сочетаются сольное, хоровое и ансамблевое пение, инструментальная музыка и драматическое действие, а оперный театр - это театр, в котором актеры не говорят, а только поют.

Оперное искусство - одно из высоких достижений человеческого таланта. Еще в древние времена пение сопровождало театральные представления. Именно из традиции соединения музыки, голоса и сценического действия родилось современное искусство оперы.

Первые оперные театры появились в Италии, в городе Флоренция. Знаменитый театр «Ла Скала» (что в переводе означает «театр у лестницы») открыл свои двери в 1778 году. Вскоре оперное искусство получило развитие в Германии, Франции, Австрии, Англии, а также в России. В Лондоне находится один из ведущих театров мира - Ковент-Гарден, в Нью-Йорке - «Метрополитен-опера», в Париже - Гранд-опера, в Москве - Большой театр.(Показывает фотографии известных оперных театров — журнал «Сюрприз театральный») Многие великие композиторы писали оперы - П.Чайковский, М.Мусоргский, М.Глинка, А.Бородин в России, Д.Россини, Д.Верди, Д.Пуччини в Италии, Ш.Гуно во Франции и многие другие. Многие композиторы писали оперы для детей.

И сегодня мы с вами послушаем отрывки из детской оперы-сказки «Муха-цокотуха» М.Красева.(слушают отрывок в записи)

 А сейчас мы с вами превратимся в артистов оперного театра.

Мини-опера «Про двух гусят» Н.Пикулевой.

 Дети надевают маски-шапочки.

Ребенок-ведущий: Веселый гусенок по лужам шагал.

Веселую песенку так напевал:

1 гусенок: (весело поет)Га-га-га...

Ведущий: А грустный гусенок по лужам шагал

И грустную песенку так напевал:

2 гусенок: (поет грустно) Га-га-га...

Ведущий: Веселый гусенок к нему подошел:

1 гусенок: Смотри, червячка я какого нашел! Га-га-га!

Ведущий: А грустный гусенок ответил ему:

2 гусенок: (грустно) А мне никогда не найти самому! Га-га-га...

Ведущий: Веселый гусенок сказал ему...

1 гусенок: (радостно, оживленно)3ря! Не надо грустить, если рядом друзья! Гусята: (вместе радостно поют) Га-га-га! (пробуют исполнять разные дети)

 Мы с вами уже говорили, как важно выразительно передавать образ,

настроение персонажа мимикой и жестами.

Пантомимический этюд «Котята» 

Нужно показать, как котята:

1)        сладко спят;

2)        просыпаются, лапкой умываются;

3)        зовут маму;

4)        пытаются утащить сосиску;

5)        пугаются собак;

6)        охотятся («Кошка, коль придется, по земле крадется»).

Пантомимический этюд «Котенок» (по А.Барто)

Котенок возится с клубком:

То подползет к нему тайком,

То на клубок начнет кидаться,

Толкнет его, отпрыгнет вбок...

Никак не может догадаться,

Что здесь не мышка, а клубок.

Ритмический этюд «Шла коза по лесу» А.Бурениной 

Шла коза по лесу, по лесу, по лесу,

Нашла себе принцессу, принцессу, принцессу.

 Давай, коза, попрыгаем, попрыгаем, попрыгаем

И ножками подрыгаем, подрыгаем, подрыгаем,

И ручками похлопаем, похлопаем, похлопаем,

И ножками потопаем, потопаем, потопаем,

Головкой покачаем.. .И начнем сначала!

IV.  Игра на развитие слухового внимания.

 Сядьте поудобнее, закройте глаза и внимательно прислушайтесь: 1) какие звуки на улице вы услышите, что там сейчас происходит, (птицы поют, собаки лают, дети играют, машины проезжают и т.д.); 2) звуки в нашем здании; 3) звуки, живущие внутри нас (дыхание, биение сердца и т.д.) важно научиться внимательно слушать и определять различные звуки.

Работа над движениями героев сказки «Сорока-Белобока». 

Распределение ролей в сказке (по желанию детей).

Традиционно прощаются, уходят.

Программное содержание:

Этюды на изменение тембра голоса: «Киска, как тебя зовут?», «У меня кругом

друзья»   В.Медведевой.   Упражнение   на   развитие   внимания:   «Давайте

потанцуем» Н.Сорокиной.

Упражнение на выражение эмоций: «Девочки и мальчики» Н.Сорокиной

Распределение ролей в сказке «Сорока-Белобока» (окончание).

 Работа с

подгруппой детей по ролям.

Ход занятия.

Психолог (приветствует детей):Рассаживайтесь поудобнее. Давайте попробуем научиться менять свой голос в зависимости от настроения, характера героя, которого изображаем.

Этюд на изменение тембра голоса:

1)

-     Киска, как тебя зовут?

-        Мяу! (нежно)

-        Стережешь ты мышку тут?

-        Мяу! (утвердительно)

-        Киска, хочешь молока?

-        Мяу! (с большим удовольствием)

-        А в товарищи щенка?

-        Мяу! Фф-ррр! (изобразить по-разному: трусливо, испуганно, возмущенно)

2) «У меня кругом друзья» (В.Медведева):

 Со мной здоровался петух:

-        Ку-ка-ре-ку! - пропел он вслух.

-        Ко-ко, - услышал я от кур.

Мурлыка-кот мурлыкнул:

-        Мурр...

И пес Барбос, меня узнав,

Пролаял вежливо:

-        Гав-гав.

И протянул теленок:

-        Муу... -

Мол, здравствуй, скучно одному.

 И воробей на ветке вмиг

Чирикнул:

-        Жив я, чик-чирик...

«Как хорошо, - подумал я, -

Что у меня кругом друзья.»

3)Упражнение на развитие внимания «Давайте потанцуем» Н.Сорокиной.

 Давайте потанцуем. Но будьте внимательны. Девочки пляшут только тогда, когда я подниму цветок, а мальчики - когда я подниму флажок. Если ч подниму одновременно и цветок, и флажок, танцуют все.

Звучит   русская народная мелодия (в записи), дети импровизируют танцевальные движения.

4)        Упражнение на выражение эмоций «Девочки и мальчики» Н.Сорокиной:

Девочки и мальчики (кланяются)

Хлоп, хлоп, хлоп,

Прыгают, как мячики,

Прыг, прыг, прыг!

Ножками топочут:

Топ, топ, топ!

Весело хохочут:

Ха-ха-ха!

Выразительные движения по тексту потешки: голова чуть откинута, на лице улыбка.

5)        «Расскажи стихи руками» (на развитие мелкой моторики).

«Мы — шоферы» (Е.Алябьева)

Едем, едем на машине,        Имитация движений рулем;

Нажимаем на педаль,        ногу согнуть в колене, вытянуть;

Газ включаем, выключаем,        воображаемый   рычаг   повернуть рукой к себе, от себя;

Смотрим пристально мы вдаль.        ладонь ко лбу.

«Дворники» считают капли,

вправо, влево. Чистота!           руки согнуты в локтях перед собой, ладони     раскрыть      от      себя, одновременно вправо-влево.

Волосы ерошит ветер.        Поводить над головой раскрытыми  ладонями      и      растопыренными пальцами.

Мы — шоферы хоть куда!        Большой палец правой руки поднять вверх, остальные сложить в кулак.

6)        Скороговорка:

Сова советует сове:

«Спи, соседка, на софе.

 На софе так сладко спится,

О совятах сон приснится».

7) Развитие пластики тела:

Игра «найди свою половинку и пригласи на танец»

Открытки, разрезанные пополам, перемешать, раздать детям. Включается музыка, дети ищут партнеров и импровизируют танцевальные движения.

П.Распределение ролей в сказке «Сорока-Белобока»(окончание).

Работа с подгруппой детей по ролям. Остальные дети в это время рисуют

персонажей сказки - тех, которых запомнили, или тех, которых хотели бы

сыграть.

В конце занятия аплодируют друг другу, прощаются песенкой и уходят.

Программное содержание:

Музыкальное оформление сказки «Сорока-Белобока».

Познакомить детей с новым словом - декорация, а также с театральными

профессиями костюмера и гримера.

Упражнения-превращения  «Деревянные   и  тряпичные   куклы»,   «Лисичка

подслушивает». Упражнение на интонационную выразительность «Курочка и

Петушок» С.Насауленко. Упражнение на развитие дикции: скороговорка «Вез

корабль карамель».

Работа над выразительным исполнением ролей в сказке «Сорока-Белобока».

Подбор и примерка костюмов героев.

Ход занятия.

Звучит музыка. Дети приходят в зал, приветствуют друг друга.

Мимическая игра «Передай улыбку соседу» (по кругу)

  Сегодня мы с вами познакомимся с театральными профессиями костюмера и гримера. Кто же такой костюмер? Может быть, кто-то из вас знает? Это человек, который в театре шьет или подготавливает к спектаклю костюмы для актеров. А гример? Это очень интересная профессия: гример может с помощью грима (помады, разноцветных кремов, пудры, париков) превратить, например, обыкновенную девочку в принцессу, а молодого человека - в старичка. Хотите посмотреть, как это делается?

Гримирует и одевает ребенка (по желанию) как Старичка-Лесовичка.

В театре на сцене действие всегда происходит в каком-либо месте: на лесной поляне или на городской площади, на дне моря, во дворце короля или в маленьком чулане у папы Карло. А чтобы мы живо представили себе это место, нужны декорации - т.е. нарисованные на большом холсте картины, изображающие место действия, а также различные предметы и вещи - деревья, пеньки, столы, диваны и т.д. Запомните это слово — декорация.

 Мы продолжаем с вами осваивать нелегкое театральное искусство.

Упражнения-превращения:

1) «Деревянные и тряпичные куклы»

Изображая деревянных кукол, дети напрягают мышцы ног, корпуса, опущенных вдоль корпуса рук. Выполняются резкие повороты всего тела вправо и влево, сохраняется неподвижность шеи, рук, плеч. Ступни крепко и неподвижно стоят на полу.

Тряпичные куклы: расслабить плечи и корпус, руки висят пассивно, ноги слегка расставлены. Поворачивают корпус вправо-влево, при этом голова поворачивается , руки обвиваются вдоль тела.

Исполнять эти движения несколько раз подряд в чередовании, чтобы дети могли почувствовать разницу напряженных и расслабленных мышц.

Отгадайте загадку:

Хитрая плутовка, рыжая головка,

Хвост пушистый - краса!

А зовут ее... (лиса)

2) «Лисичка подслушивает» (на развитие выразительности и воображения)

Лисичка стоит у окна избушки, в которой живут котик с петушком, и подслушивает, о чем они говорят. Поза: ногу выставить вперед, корпус тела также наклонить немного вперед. Выразительные движения: голову наклонить в сторону (слушать, подставляя ухо), взгляд направить в другую сторону, рот полуоткрыт.

3) «Иди ко мне»

Мальчик манит к себе малыша, который учится ходить. Выразительные жесты: присесть, обе руки вытянуть навстречу малышу.

III. Упражнение на интонационную выразительность:

«Курочка и Петушок» С. Насауленко 

Петушок бежит в аптеку

 С громким криком:

«Ку-ка-ре-ку!»

Курочка больная —

 Вот беда какая!

У нее температура,

Очень ей нужна микстура...

 Порошки, таблетки,

Мятные конфетки.

 Дали курочке микстуру,

 И прошла температура.

Курочка здорова

И кудахчет снова.

Упражнение на развитие дикции: 1) скороговорка «Вез корабль карамель»

Вез корабль карамель,

Наскочил на мель.

И матросы три недели

Карамель на мели ели.

2) Волки рыщут, пищу ищут.

IV. Работа над выразительным исполнением ролей в сказке «Сорока-Белобока». Разучивание музыкальных номеров. Кукла Сорока (конусная) поправляет детей, хвалит за удачные находки в освоении образа героя. Примерка костюмов и масок.

Прощаются с Сорокой аплодируют друг другу, под музыку уходят.

Задания на развитие логического мышления, воображения: «Из какой сказки я пришел?» (сказки - загадки)

1. Я решил путешествовать по свету и не знал, что путешествие может обернуться неприятностями. Я думал, все кругом такие же добрые, как Баба и Дед. Но оказалось, что в мире живут еще и злые, жестокие, хитрые. И каждому хочется меня съесть...

2.Всю жизнь боялась кошек. А эта пришла и мурлычет, скребется: мол, помоги мне! Чем же я, маленькая, серенькая, могу кошке помочь? Только чувствую – не  обманывает она меня. Выбежала в огород. Вижу – и  правда, моя помощь нужна!

З.Так и знал, что все бедой кончится! Уж больно ветхий я и старый. Столько лет в поле стою! Мечтал и я, конечно, чтобы кто-нибудь во мне поселился да пожил. Но не так же много народу! Они влезали, влезали, влезали внутрь. Я не выдержал - и рухнул!

4.Ну и хвост у этой мышки! Ни с ладонью Бабы, ни с кулаком Деда не сравнить! И надо же было этой мышке выбежать в самый неподходящий момент! Махнула хвостиком - я и разбилось!

5. Мне приятно быть на голове у этой девочки! Она за мной ухаживает. Всегда я чистая, глаженая. Мне нравится вместе с девочкой гулять по лесу, ходить в гости к бабушке. Но вот беда: моя хозяйка очень доверчива. И из-за этого с ней происходят всякие неприятности!

Программное содержание:

Учить детей композиционному построению сцены.

Разыграть диалоги в сказке «Сорока-Белобока». Развивать мимику, жесты, умение интонационно выразить обиду, радость, удивление. Подводить детей к самостоятельному показу сказки. Подготовка с детьми афиши спектакля.

Ход занятия.

Чтобы стать настоящим артистом, нужно хорошо владеть своим телом, уметь жестами передать настроение, чувства и эмоции.

Игра — пантомима:

(Психолог читает текст, дети имитируют движения по тексту; после каждой строки делает паузу, чтобы дети успели импровизировать движения)

 Жадный пес –

Дров принес.

Печку затопил,

Воды наносил,

Тесто замесил,

Испек пирожок

И съел его сам. AM!

Упражнение на развитие выразительной мимики: 

«Обиделись», «Сердитый дедушка», «Испугались забияку», «Радость!»

Игра «Продолжи фразу и покажи»: (на развитие имитационных навыков и артикуляционного аппарата)

-        Если холодно на улице, что вы надеваете? (Шубу, шапку, варежки...)

-        Если вы увидите маленького котенка, что вы сделаете? (Погладим его,

приласкаем)

-        А если вы останетесь в лесу одни, что вы будете делать? (Громко кричать:

«Ау!»)

-        Если мама отдыхает, как вы будете себя вести? (Ходить на цыпочках, не

шуметь...)

-        Если плачет ваш друг, что вы будете делать? (Утешить, погладить,

заглянуть в глаза...)

 Сядем на пригорке да расскажем чистоговорку.

Мяч скучал на чердаке.

Мячик ищут в сундуке.

Ищут, ищут мячик

Девочка и мальчик.

(Произнести несколько раз. Чтобы дети запомнили, затем - с различными интонациями: сердито, с чувством отчаяния, сожаления.)

Пальчиковая игра «Дружная семья»

Этот пальчик - дедушка,        Поочередно   загибают   каждый   палец, образуя кулачок.

Этот пальчик - бабушка,

Этот пальчик — папочка,

Этот пальчик - мамочка,

Этот пальчик - я!

Дружная семья!

Развитие мышления, воображения, памяти: «Короткие истории»:

1)Мальчик вернулся домой с прогулки, его встретила мама и говорит: «А у меня для тебя новость». Какая новость может быть у мамы? 2)Девочка собирала в лесу грибы и заблудилась. Что ей делать?

П.     Работа над сказкой «Сорока-Белобока».

Репетируются  диалоги  различных  персонажей.  

III. Подготовка афиши спектакля с детьми.

Ребята, чтобы люди узнали о том, какие спектакли идут в театре, необходима афиша - это плакат, на котором напечатано название и автор пьесы, фамилии режиссера и актеров, с указанием ролей, которые они исполняют, и, самое главное, - когда состоится спектакль и в какое время. Мы с вами - тоже артисты, т.к. подготовили целый спектакль. Но теперь нужно сделать афишу, чтобы все узнали о том, что мы готовы показать нашу сказку зрителям. Давайте вместе подготовим эту афишу.

(Достает лист ватмана, краски, фломастеры.)

Вместе с детьми рисуют афишу. МР обещает вывесить ее в холле детского сада

незадолго до премьеры.

Прощаются песенкой и аплодисментами

Программное содержание:

Познакомить детей с кукольным театром как видом искусства, с различными

видами театральных кукол. Обратить внимание на движение кукол во время

реплик. Вызвать желание работать с куклами.

Предложить детям манипулировать куклами бибабо. Коллективно разыграть

сказку «Репка». Добиваться плавного вождения кукол на ширме.

Ход занятия.

I. Дети приходят под музыку на занятие. Там их встречает Фея Театра.

Ребята, сегодня мы опять будем беседовать с Феей Театра. Но

сначала давайте вспомним, что нужно актеру для того, чтобы зрители

его поняли и полюбили его игру. (Беседа с детьми)

1. Упражнения на развитие творческого мышления, воображения. «Доскажи словечко»:

Я у бабушки Полины много красной съел .. .(малины)

Не забуду до сих пор очень красный .. .(помидор).

На закате, как пожар, опускался солнца.. .(шар).

Был он сказочно-прекрасный и, конечно, ярко-...(красный).

На полянке, где валежник, голубой растет.. .(подснежник). Важен он, как господин, этот сочный.. .(апельсин).

«Идем во фруктовый сад»

«Идем во фруктовый сад» (ходьба по залу под музыку).

«Вдыхаем аромат яблок».

«Пытаемся достать яблоки на дереве» (поднимаем сначала правую, потом

левую руку вверх).

«Еще раз пытаемся достать я6поки»(подпрыгиваем на двух ногах).

«Как же нам достать яблоки?» (полуприседания, руки в стороны - вниз).

«Нужно подставить лестницу и залезть на нее» (имитируем подъем на

лестницу)

«Срываем яблоки и кладем их в ведро» (имитируем сбор яблок)

«Отдыхаем» (спускаемся и садимся, закрыв глаза, на ковер).

2.        Задания на развитие детской пластики.

«Пройди по камушкам через ручей» «Поймай бабочку руками»

3.        Этюды на изменение голоса

«Водяная черепашка»:

-        Водяная черепашка, как идет тебе рубашка!

-        Мне ее из тины сшила наша старая Тортилла.

«Зима»

«Катя, посмотри-ка: Белый снег летит.

Каждая снежинка Что-то говорит.

Доченька, куда ты?» «Я бегу во двор.

Хочется послушать Снежный разговор».

Знакомство с кукольным театром.

 Ребята, сегодня мы поговорим с вами о кукольном театре. Всем вам прекрасно известны театральные куклы. Куклы бывают разные — большие (марионетки, куклы-люди) и маленькие (настольные, куклы плоскостного театра, куклы бибабо, конусные, пальчиковые, варежковые и т.д. (показывает некоторые виды кукол).

А сегодня мы с вами сами попробуем разыграть целое представление с помощью кукол.

1.        Обучение детей навыкам вождения кукол на ширме.

2.        Разыгрывание сказки «Репка» при помощи бибабо.

Педагог вместе с детьми распределяет роли и инсценирует сказку. Обращает внимание на то, как двигаются куклы во время реплик.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование различных техник народных промыслов в кружковой работе с детьми, имеющие речевые нарушения в условиях ДОУ.

как влияет кружковая работа"Изонить" на развитие детей, имеющих речеые нарушения в условиях ДОУ....

ПЛАН КРУЖКОВОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ СТАРШЕЙ ГРУППЫ

ПЛАН  КРУЖКОВОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ СТАРШЕЙ ГРУППЫ                 ...

Кружковая работа с детьми старшего дошкольного возраста. Техника "Изонить".

Прием использования  графики в технике "Изонить" привлекает детей дошкольного возраста. Он несложен, дети легко усваивают  эту технику, быстро добиваются результатов. Я разработала  вид...

Индивидуальное коррекционно-развивающее занятие с ребёнком старшей группы с тяжёлыми множественными нарушениями развития по теме: «Использование элементов сенсорной интеграции в работе с детьми с тяжёлыми множественными нарушениями»

Целью занятия является: «Закрепление сенсорных эталонов (форма, цвет, величина) у детей с тяжёлыми множественными нарушениями». Данная цель была достигнута с помощью решения коррекционно-о...

Индивидуальное коррекционно-развивающее занятие с ребёнком подготовительной группы, с тяжёлыми множественными нарушениями по теме: «Использование элементов сенсорной интеграции в работе с детьми с тяжёлыми множественными нарушениями».

Целью занятия является: «Закрепление цвета, формы, величины, количественного счёта в пределах 10 у детей с тяжёлыми множественными нарушениями».  Данная цель была достигнута с помощью...