Коррекционно-развивающие занятия
методическая разработка по коррекционной педагогике

Наталья Анатольевна Киреева

- Индивидуальное коррекционно-развивающее занятие с ребёнком старшей группы с тяжёлыми множественными нарушениями развития по теме: «Использование элементов сенсорной интеграции в работе с детьми с тяжёлыми множественными нарушениями» 

- Коррекционно-развивающее занятие в старшей группе с детьми тяжёлыми нарушениями речи, по теме: «Путешествие в страну знаний"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тюменская область Ханты – Мансийский автономный округ - Югра

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным  осуществлением деятельности по физическому развитию детей «Снегурочка»

Технологическая карта образовательной деятельности в группе с детьми  с ТМНР.

Занятие по теме: «Использование элементов сенсорной интеграции в работе с детьми ТМНР».

Составила: учитель-логопед Киреева Н.А.

г. Югорск, 2022г.

Цель: Закрепление сенсорных эталонов (форма, цвет, величина) у детей с тяжёлыми множественными нарушениями.

Задачи:

1.Коррекционно-образовательная: закреплять названия геометрических фигур (круг, квадрат, треугольник), величину (большой, маленький) и цвета (красный, желтый, зелёный).

формирование пространственных представлений через развитие схемы собственного тела.

 2.Коррекционно-развивающая: Развитие вестибулярной, проприоцептивной, тактильной, зрительной, слуховой системы.

3.Коррекционно-воспитательные: стимулирования функций регуляции и контроля за протеканием психической деятельности (поведения).

     

Материалы и оборудование: сенсорные мешочки, мячики, «Моторная дорожка», Балансировочная доска Бельгоу, игровое поле «VayToy» и игровые наборы «форма, цвет, размер».

Этап, его продолжительность

Задачи этапа

Методы, формы,

приемы, возможные виды деятельности, № или образ слайда из мультимедийной презентации.

Деятельность педагога

Предполагаемая деятельность воспитанников

Мотивационно-организационный,  1мин

Установления контакта. активизация, повышение тонуса, стимулировать положительные эмоции на прикосновение.

Ритуал начало занятия –Приветствие.

Тактильное прикосновение ладонью ребёнка к взрослому с проговариванием его имени.

1.Взрослый вкладывает ладонь ребёнка в свою прикасаясь ладонью ребёнка к взрослому, проговаривая имя взрослого.

 

Повторить 3 раза.

Ребёнок прикасается ладонью к взрослому и проговаривает его имя –«Наташа»!

Вводный

5 мин

Активизация, повышение  тонуса. Продолжение закрепления понимания речевого сигнала  «стоп». Реагирования на просьбу, запрет.

Упражнение с использованием «моторной дорожки» на 10 делений.

Задания: Взрослый рядом с ребенком, делает  шаг в  ячейку, останавливается и  проговаривает вместе с ребёнком  слово «Стоп!».

Данное (повторяющееся) действие выполняется до конца моторной дорожки.

1 шаг-«Стоп»

2 шаг-«Стоп»

3 шаг-«Стоп»

4 шаг-«Стоп»

5 шаг-«Стоп»

6 шаг-«Стоп»

7 шаг-«Стоп»

8 шаг-«Стоп»

9 шаг-«Стоп»

10 шаг-«Стоп»

Ребёнок подходит вмести со взрослым к моторной дорожке.

Выполняет действие и вместе со взрослым проговаривает.

1 шаг-«Стоп»

2 шаг-«Стоп»

3 шаг-«Стоп»

4 шаг-«Стоп»

5 шаг-«Стоп»

6 шаг-«Стоп»

7 шаг-«Стоп»

8 шаг-«Стоп»

9 шаг-«Стоп»

10 шаг-«Стоп»

Основной

17 мин

Закрепление формы предмета.

Развивать работу зрительного, слухового, тактильного анализатора, развивать ориентировку тела в пространстве, память и внимание.

 Моторная дорожка, в каждой ячейки по порядку выложены: круг, квадрат, треугольник; круг, квадрат, треугольник и тд…

1.Ребенок называет круг, квадрат, треугольник.

Взрослый подводит ребёнка к моторному ряду где выложены  круг, квадрат, треугольник.

Тема, дай мне…. Это….?.

Молодец! Это круг!

Тема, дай мне…. Это….?.

Молодец! Это квадрат!

Тема, дай мне…. Это….?.

Молодец! Это треугольник!

И тд….

 Ребёнок выполняет действие (дает взрослому по очереди круг, квадрат, треугольник и называет их).

Это круг!

Это квадрат!

Это треуголдьник!

И тд….

Закрепление формы и величины предмета.

Развивать работу зрительного, слухового, тактильного анализатора, развивать ориентировку тела в пространстве и память, внимание.

На полу лежит игровое поле-коврик  «VayToy»

на нем находятся фигуры – квадрат, круг, треугольник разного  размера (большие и маленькие).

Взрослый подходит вместе с ребёнком к игровому полю, которое лежит на полу. Просит ребёнка.

«Дай мне большой круг» Молодец! Назови..Это….

«Дай мне маленький  круг» Молодец! Назови..Это….

«Дай мне большой  квадрат» Молодец! Назови..Это….

«Дай мне маленький  квадрат» Молодец! Назови..Это….

«Дай мне большой треугольник» Молодец! Назови..Это….

«Дай мне маленький  треугольник»

Молодец! Назови..Это….

Ребенок двигается по игровому полю и находит предмет дает взрослому называет какой это предмет.

Это большой круг.

Это маленький круг.

Это большой квадрат.

Это маленький квадрат.

Это большой треугольник.

Это маленький треугольник.

Закреплять цвета. Находить заданный цвет среди других.

Развивать работу зрительного , слухового, тактильного анализатора, развивать ориентировку тела в пространстве и внимание.

Воспитывать интерес к выполнению задания.

На полу лежит игровое поле-коврик  «VayToy» . Игровое поле пустое.

Ребенок сам раскладывает фигуры на коврик. Это круг, квадрат, треугольник они разной величины (большие и маленькие) и разного цвета (красный-круг, квадрат, треугольник;  жёлтый круг, квадрат, треугольник; зелёный –круг, квадрат, треугольник)

Мы должны собрать фигуры в волшебный мешочечек. Каждый мешочек любит свой цвет.

 В красный собираем все фигуры красного цвета.

В жёлтый мешочек все фигуры жёлтого цвета.

В зелёный мешочек все фигуры зелёного цвета.

Молодец! Все фигуры по цвету правильно разложил в мешочки.

Ребенок перемещается по игровому полю и в красный мешок собирает только красные фигуры. Это большие и маленькие круги, квадраты, треугольники –но только красного цвета.

Ребенок перемещается по игровому полю и в желтый  мешок собирает только жёлтые  фигуры. Это большие и маленькие круги, квадраты, треугольники –но только жёлтого цвета.

Ребенок перемещается по игровому полю и в зеленый мешок собирает только зеленые   фигуры. Это большие и маленькие круги, квадраты, треугольники –но только зелёного  цвета.

Усвоение нового материала

3 мин

Познакомить с новыми упражнениями на балансировочной доске для

стимуляции восприятия зрительно-слухового, тактильного и двигательного.

Упражнение на балансировочной доске Бельгоу с массажными мячиками.

Нам нужно  встать на Балансир, стараться удерживать равновесие. Держать наше тело ровно.

Смотри, слушай и делай.

«В правую руку свой мячик возьми (взор следует за мячом)

Над головою его подними.

И перед грудью его подержи.

За спину спрячь и головки коснись.

Руку смени и мне  улыбнись.

Правого плечика мячик коснется.

С плечика за спинку и на животик вернется.

Ребёнок смотрит на взрослого и повторяет за ним выполнение движения.

Выполняет движения.

Заключительный. Рефлексия 4 мин

Подведение итогов.

Активизировать мыслительную деятельность, внимание.

Метод вопросов

Взрослый подходит с ребенком к игровому полю- коврик  «VayToy».

Взрослый берёт по очереди фигуры и задаёт ребёнку вопросы.

Какую фигуру я держу в руках? (взрослый задаёт вопрос ребенку про название каждой фигуры).

Молодец!

Взрослый показывает фигуры просит ребёнка назвать какой они формы?

Это круг какой ? А это какой круг?

Молодец!

Это квадрат  какой ? А это какой квадрат?

Молодец!

Это круг треугольник? А это какой треугольник?

Молодец!

Взрослый просит ребёнка назвать цвет у фигуры.

Молодец! Хорошо занимался, вот тебе  фигуры нам их нужно раскрасить в цвета желтого, красного, зелёного цвета.

Ребёнок вместе со взрослым подходит к игровому полю- коврик  «VayToy». И отвечает на вопрос взрослого.

Это круг.

Это квадрат.

Это треугольник

Это большой круг, а это маленький круг.

Это большой квадрат, а это маленький квадрат.

Это большой треугольник, а это маленький треугольник.

Ребёнок отвечает на вопросы.

Ребёнок сидит за столом. Раскрашивает фигуры круг, квадрат, треугольник, по величине большие и маленькие цветными карандашами )красного, жёлтого и зелёного цвета).



Предварительный просмотр:


Конспект

логопедического занятия по подготовке к обучению грамоте

в подготовительной к школе группе.

Тема «Путешествие в страну знаний» (с использованием ИКТ).

Цель: Формирование позитивного отношения к школе, закрепление полученных знаний.

Программное содержание:

Коррекционно-образовательные: Продолжать формировать навыки учебной деятельности: внимательно слушать педагога, действовать по предложенному им плану, а также самостоятельно планировать свои действия, выполнять поставленную умственную задачу, правильно оценивать результаты своей деятельности.

Коррекционные- развивающие: Развить у детей интерес и желание к школьному обучению. Закреплять знания о буквах и звуках. Определять на слух положение  звука в слове, делить слова на слоги, определять их количество и  соотносить с нужной картинкой.

Коррекционно-воспитательные: Воспитывать организованность, дисциплинированность, самостоятельность, доброжелательность, оценивать свою деятельность.

Предшествующая работа: Игры и упражнения на развитие слухового внимания, на развитие фонематического восприятия и на звуко - буквенный анализ.

Оборудование: мультимедийное оборудование……….

 

Раздаточный материал: карточки, ……….

Ход образовательной деятельности.

Вступительная часть.

Воспитатель:

Ребята! к нам пришли гости, давайте поздороваемся с нашими гостями. (дети здороваются)

Воспитатель: Здравствуйте, дети! Сегодня в нашей группе светло и весело! А весело от ваших светлых улыбок, ведь каждая улыбка — это маленькое солнышко, от которого становится тепло и уютно.

II. Основная часть.

Воспитатель:

Ребята, сегодня мы проведем необычное занятие. Мы отправимся в путешествие в страну «Знаний».  (Включается экран и появляется девочка Оля)

Воспитатель. Ой,  ребята посмотрите на экран! Кто это?

 (Девоча-Оля обращается к детям )-Здравствуйте ребята,  меня зовут Оля, я хочу вместе с вами отправиться в страну «Знаний».

(Гаснет экран)- на экране появляется зеркало.

Воспитатель - Ребята, что это на экране? Да, это зеркало!

(На экране опять появляется Оля и говорит)- Ребята я не смогу отправиться с вами в страну «Знаний» меня заколдовал злой волшебник. (Гаснет экран)

(На полу лежат осколки зеркала)

Воспитатель- Что происходит? (Подходит к осколкам) Это разбитое зеркало.

-Ребята я поняла, Оля попала в «Королевство кривых зеркал». Где  предметы в отражении искажаются, всё заколдовано и всё наоборот. Как вы думаете, имя Оля, как будет наоборот? (Я помогу) Вместо Оля-Яло. И чтобы расколдовать Олю нам надо собрать разбитое зеркало, выполнить задания и тогда зеркало потеряет свою волшебную силу и Оля сможет вместе с нами отправиться в страну «Знаний».

Воспитатель берёт осколок с цифрой «1» и читает задание.

Итак ребята у нас первое задание. Нам нужно будет построить «звуковую дорожку». Я называю слово, а вы называете мне звук, в конце этого слова и называете мне слово которое будет начинаться на этот звук. Например: Мак, в конце этого слова звук (К), подберём слово в котором звук (К) будет в начале слова. И так дальше … называем слова. Молодцы, вот какая звуковая дорожка у нас с вами получилась.

Ребята, что мы сейчас называли в конце каждого слова(звуки), а какие бывают звуки у нас? (гласные –они поются и не имеют преград, согласные- они могут быть -твёрдые, мягкие, звонкие и глухие). Ребята, а звуки мы с вами можем увидеть? Неет правильно звуки мы слышим и произносим, а что мы с вами видим и пишем? Правильно букву. Какое правило мы с вами знаем? Звуки произносим и слышим, а букву видим и пишем. (После каждого задания карточка с буквой) Молодцы!И с этим заданием вы справились.

Воспитатель берёт осколок с цифрой «2» и читает задание.

Давайте возьмём следующий осколок и прочитаем задание. Ребята в  королевство кривых зеркал все буквы поломались и у них не хватает теперь элементов, только вы сможете с этим справиться нужно узнать сломанную букву, найти её целый образ и назвать её. Ребята а для чего нам нужны буквы? Правильно, чтобы читать слова. Молодцы и сэтим заданием вы справились. (После каждого задания карточка с буквой)

Воспитатель берёт осколок с цифрой «3» и читает задание.

 Давайте возьмём следующий осколок и прочитаем задание. Ребята буквы вы отремонтировали, мы знаем с вами что слова у нас состоят из букв. Нам  надо расшифровать закодированные слова. Вам нужно выложить букву в клеточку с соответствующим знаком и прочитать слово. Ребята а как мы определяем сколько слогов в слове?Давайте каждый из вас проверит сколько слогов в вашем слове. (Правильно сколько в слове гласных столько и слогов).

Молодцы  и с этим заданием вы справились. (После каждого задания карточка с буквой )

Воспитатель берёт осколок с цифрой «4» и читает задание. Какое же задание у нас с вами будет следующее. Ребята вам нужно прочитать слово и подобрать к нему нужную картинку, которая соответствует данному слову. Молодцы!(После каждого задания карточка с буквой )

Воспитатель берёт осколок с цифрой «5» и читает задание.

Воспитатель: Я сейчас буду называть слова, а вы определяете первый звук в этих словах. (шапка, шуба) правильно звук (Ш). Коля и Илья выложите мне карандашами букву Ш.  Букву К, О, Л. А. Ребята давайте прочитаем это слово. Правильно это слово школа. Молодцы ребята справились и с этим заданием.

Правильно, это слово ШКОЛА! Ну вот ребята все задания выполнили зеркало собрали и оно нам подсказало что вы скоро отправитесь в интересное путешествие в красивую страну ЗНАНИЙ название которой ШКОЛА!

РЕФЛЕКСИЯ: Ребята вы знаете какая самая лучшая оценка в школе?

Конечно это оценка 5. Я предлагаю оценить себя. Если вы считаете, что справились со всеми заданиями, то прикрепите на мольберт оценку 5, а если вам было немного трудно 4.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

выступление по теме: "Применение метода сенсорной интеграции в работе с детьми дошкольного возраста с тяжёлыми нарушениями речи"

По данной теме я выступала на городском конкурсе "Лучший учитель-логопед" 2018 г.Белово, где стала лауреатом. Этот материал удобен тем, что в тексте уже даны сноски на необходимые слайды в п...

Индивидуальное коррекционно-развивающее занятие с ребенком старшего дошкольного возраста с интеллектуальными нарушениями "Будка для собаки"

Представлен конспект индивидуального занятия с ребенком старшего дошкольного возраста с интеллектуальными нарушениями. Напралено на умение развличать геометрические фигуры, работать со схемой, формиро...

Использование элементов сенсорной интеграции в работе с детьми ТМНР (тяжелыми множественными нарушениями развития)

Цель работы: осуществление коррекции нарушений сенсорной интеграции детей с ОВЗ, обогащение и накопление полисенсорного опыта в ходе игр, предметно-практической деятельности, взаимодействия со в...

Индивидуальное коррекционно-развивающее занятие с ребёнком подготовительной группы, с тяжёлыми множественными нарушениями по теме: «Использование элементов сенсорной интеграции в работе с детьми с тяжёлыми множественными нарушениями».

Целью занятия является: «Закрепление цвета, формы, величины, количественного счёта в пределах 10 у детей с тяжёлыми множественными нарушениями».  Данная цель была достигнута с помощью...

Конспект индивидуального коррекционно-развивающего занятия с ребёнком старшей группы с нерезко-выраженным общим недоразвитием речи обусловленной стёртой формой дизартрии. Тема: «В гостях у Буратино. Автоматизация звука [р] в словах и предложениях».

Конспект индивидуального коррекционно-развивающего занятия с ребёнком старшей группы с нерезко-выраженным общим недоразвитием речи обусловленной стёртой формой дизартрии.Тема: «В гостях у ...

Конспект индивидуального коррекционно-развивающего занятия с обучающимся старшего дошкольного возраста с тяжелым нарушением речи на тему «Дикие и домашние животные»

Данный конспект логопедического занятия разработан с целью закрепления и расширения представлений ребенка о диких и домашних животных, а также для автоматизация звука [р] в предложениях....