Программа дополнительной услуги "Речецветик"
рабочая программа по коррекционной педагогике на тему

Бекетова Ольга Борисовна

Дополнительная образовательная программа по подготовке к школе детей дошкольного возраста, имеющих фонетико-фонематическое недоразвитие речи и нерезко выраженное общее недоразвитие речи  «Коррекция звукопроизношения»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_dop._uslugi_rechetsvetik_beketova_o.b.docx91.58 КБ

Предварительный просмотр:

                                           

                                                                                                   Оглавление

  1.  Оглавление  ………………………………………………………………………………………………………………… 2
  2. Паспорт программы…………………………………………………………………………………………………………. 3
  3. Пояснительная записка …………………………………………………………………………………………………… .  4
  4. Содержание программы:
  1. Календарно – тематическое планирование работы с детьми …………………………………………………………. 8
  2. Мониторинг освоения детьми программного материала …………………………………………………………….. 18
  3. Требования к уровню подготовки воспитанников ……………………………………………………………………. 45
  1. Список литературы …………………………………………………………………………………………………………. 46

                                                                                                      2. Паспорт программы

Наименование программы

Дополнительная образовательная программа по подготовке к школе детей дошкольного возраста, имеющих фонетико-фонематическое недоразвитие речи и нерезко выраженное общее недоразвитие речи  «Коррекция звукопроизношения»

Основание для разработки программы

Анализ реальной ситуации, сложившейся в настоящее время в системе воспитания и обучения детей дошкольного возраста, показал, что количество детей, имеющих отклонения в речевом развитии, неуклонно растет. Среди них значительную часть составляют дети 5-6-летнего возраста, не овладевшие в нормативные сроки звуковой стороной языка. Имея полноценный слух и интеллект, они, как правило, не готовы к усвоению школьной программы из-за недостаточного развития фонематического восприятия.

Заказчик программы

Заведующий  Гладких Ольга Ивановна

Организация исполнитель

МАДОУ ЦРР ДС № 44 «Золотой ключик»

Целевая группа

Группа общеразвивающей направленности для детей 5- 7-го года жизни

Составитель программы

Бекетова Ольга Борисовна, воспитатель первой категории

Цель программы

Сформировать полноценную фонетическую систему языка, развить фонематическое восприятие и первоначальные навыки звукового анализа, автоматизировать слухопроизносительные умения и навыки в различных речевых ситуациях, обучить детей изменять просодические характеристики-высказывания в зависимости от речевых намерений.

Задачи

-  выработка   правильных артикуляционных навыков;

- развитие просодической стороны речи;

- формирование системы четко различаемых, противопоставленных звуков;

- формирование фонематического восприятия, навыков анализа и синтеза звукового состава слова;

- развивать способность к наблюдению за языком;

- привлекать внимание к морфемному составу слов, к способам словообразования, к составу предложений и связи слов в предложении;

- воспитывать навык практического использования лексико-грамматических категорий.

 

Ожидаемые результаты

Овладение артикуляционными характеристиками звуков и их персептивными признаками, которые лежат в основе восприятия речевых сообщений и определяют уровень сформированности  языковой способности ребенка и готовности к овладению грамотой.

Срок реализации программы

2014 – 2016гг.

                                                                             3. Пояснительная записка

  Дополнительная образовательная программа по подготовке к школе детей дошкольного возраста, имеющих фонетико-фонематическое недоразвитие речи и нерезко выраженное общее недоразвитие речи.

  Реализация данной программы организуется в рамках работы кружка «Коррекция звукопроизношения». Разработана, на основе программы  Т. Б. Филичевой и Т. В. Тумановой (1999) «Программы коррекционного обучения детей с фонетико-фонематическим недоразвитием» и методических рекомендаций С. П. Цукановой,  Л. Л. Бетц.

      Программа направлена  на  подготовку к школе детей дошкольного возраста, имеющих фонетико-фонематическое недоразвитие речи и нерезко выраженное общее недоразвитие речи. Предпосылки для успешного обучения грамоте формируются в дошкольном возрасте. Установлено, что возраст пятого года жизни является оптимальным для воспитания особой (высшей) формы фонематического слуха фонематического восприятия и развития ориентировочной деятельности ребенка в звуковой действительности. Как показывают исследования речевой деятельности детей с отклонениями в развитии (Р.Е.Левина, ГАКаше, Л.Ф.Спирова и др.), а также практический опыт логопедической работы, обучение детей по специализированным (коррекционным) программам позволяет не только полностью устранить речевые нарушения, но и сформировать устноречевую базу для овладения элементами грамоты еще в дошкольный период. Своевременное и личностно-ориентированное воздействие на нарушенные звенья речевой функции позволяет вернуть ребенка на онтогенетический путь развития. Это является необходимым условием для полноценной интеграции в среду нормально развивающихся сверстников.       Широкая апробация программы обучения и воспитания детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи  подтвердила обоснованность научных и методологических позиций, заложенных в содержании коррекционно-развивающего процесса. Катамнестические данные за последнее десятилетие убедительно доказали эффективность предлагаемой системы и наличие четкой преемственности между дошкольным и начальным образованием

 Настоящая программа реализуется на базе  Муниципального автономного дошкольного образовательного  учреждения центра развития ребёнка – детского сада № 44 «Золотой ключик» на 2014 – 2016 учебные года. В  МАДОУ ЦРР – ДС № 44 «Золотой ключик» базовой является программа «Радуга» под редакцией Т.Н. Дороновой.

     Базисная часть программы направлена на формирование следующих основных линий речевой деятельности:

I. Развитие артикуляционного и голосового аппарата;

• постановка и первоначальное закрепление звуков речи (усвоение способов образования звуков, особенности их произнесения);            

• дифференциация звуков на слух и в произношении;

• формирование звукослоговой структуры слов различной сложности, состоящих из правильно произносимых звуков;

• развитие умения пользоваться интонационными средствами выразительности речи в соответствии с конкретными условиями общения.

II. Формирование навыков звукового анализа слов; членения предложений на слова; знакомство с буквами русского алфавита, обозначающими сохранные и скорригированные звуки.

III.  Уточнение, обогащение и активация лексического запаса в процессе нормализации звуковой стороны речи:

• развитие качественной характеристики лексических средств;

• выработка умения правильно сочетать слова по смыслу;

• развивать внимание и интерес к слову; выделять и правильно называть существенные признаки; уточнять понимание и употребление видовых, разовых понятий, обобщающих слов;

• обращать внимание на правильное употребление скорригированных звуков в словах доступной звукослоговой структуры, не ограничивая при этом объем свободных детских высказываний.

IV. Формирование морфологической и синтаксической сторон речи.

V.  Развитие диалогической и монологической форм речи (в соответствии с возрастными и произносительными возможностями детей),

     Цель программы – сформировать полноценную фонетическую систему языка, развить фонематическое восприятие и первоначальные навыки звукового анализа, автоматизировать слухопроизносительные умения и навыки в различных речевых ситуациях, обучить детей изменять просодические характеристики-высказывания в зависимости от речевых намерений.

      Задачи:

- выработка   правильных артикуляционных навыков;

- развитие просодической стороны речи;

- формирование системы четко различаемых, противопоставленных звуков;

- формирование фонематического восприятия, навыков анализа и синтеза звукового состава слова;

- развивать способность к наблюдению за языком;

- привлекать внимание к морфемному составу слов, к способам словообразования, к составу предложений и связи слов в предложении;

- воспитывать навык практического использования лексико-грамматических категорий.

   

       Программа предполагает проведение двух занятий в неделю, во вторую половину дня. Занятия по звукопроизношению и формированию лексико- грамматического строя речи;  занятия по обучению грамоте.

        Продолжительность занятий в старших возрастных группах 25 -30 минут. Общее количество занятий в год – 72.

Анализ знаний, умений и навыков (мониторинг) проводится 2 раза в год (сентябрь – май).

         Условно обучение делится на три периода.

1 период (сентябрь, октябрь,  ноябрь):

• закреплять навыки произношения звуков: а, у, и, о, э, ы; м, мь, в, вь, н, нь, п, пь, т, ть;

• различать эти звуки:

изолированно;

в слоговых сочетаниях;

в словах;

в предложениях;

в речевом потоке;

• запоминать и воспроизводить звуковой ряд;

• воспроизводить звуко-слоговые ряды с различной интонацией силой голоса, ударением, предлагаемыми логопедом;

• развивать языковую способность детей путем привлечения внимания к звуковой оболочке слова;

• развивать слуховое внимание, слуховую память;

• учить различать интонационные средства выразительности в речи логопеда (чтение стихотворений);

• учить изменять громкость голоса, темп речи в зависимости от целей общения (воспроизводить слова и доступные фразы — громко, тихо, вполголоса, медленно, умеренно, быстро);

• учить правильно пользоваться восклицательной, вопросительной и повествовательной интонацией;

• развивать речевое дыхание;

• воспроизводить ритмические рисунки, предъявленные логопедом;

• развивать динамический праксис рук (по образцу, по инструкции);

• знакомить детей с анализом и синтезом обратных слогов.

II период (декабрь, январь, февраль, март):

• закреплять навыки правильного произношения и различения на слух звуков: к, кь, с, сь, х, хь, з, зь, б, бь, г, гь, ш, ж, л, ль, р, рь;

• дифференцировать звуки на слух, выделять их в ряде других звуков;

• находить звуки в слове;

• определять место звука в слове;

• выделять гласный звук в положении после согласного. Анализ и синтез прямого слога типа са, со, су;

• закреплять навык согласования прилагательных с существительными в роде, числе, падеже и образования относительных прилагательных;

• вырабатывать умение различать и оценивать правильные эталоны произношения в чужой и собственной речи;

• согласовывать числительные с существительными;

• подбирать однокоренные слова;

• образовывать сложные слова;

• составлять предложения по демонстрации действий, картине, вопросам;

• распространять предложения путем введения однородных подлежащих, сказуемых, дополнений, определений;

• составлять предложения по опорным словам;

• составлять предложения по картине, серии картин, пересказ;

• заучивать стихотворения;

• закреплять знания и умения, полученные ранее, на новом словесном материале.

   III период (апрель, май):

• активизировать приобретенные навыки в специально спроектированных ситуациях; предусматривать организацию коллективных форм общения детей между собой;

• развивать детскую самостоятельность в «оречевлении» предметно-практической деятельности с соблюдением фонетической правильности речи.

                                                     

4. Содержание программы

4.1 Календарно – тематическое планирование

Неделя №

Занятие №

Тема

занятия

Дикция. Интонационная выразительность

Формирование фонематического восприятия

Обучение грамоте (работа с разрезной азбукой, письмо, чтение)

Лексико-грамматический строй речи

Сентябрь

1

1

                                                                                               Обследование речи детей

2

2

1

2

3

1

Понятие о речи. Функции речи

2

Понятие о предложении. Понятие о слове.

Повествовательная интонация предложения

 Составление схемы предложения (без предлога)

Составление простых предложений по картине, по опорным словам, по схеме.

4

1

Понятие о предложении. Понятие о слове.

Повествовательная интонация предложения

Составление схемы предложения

Составление простых предложений по картине, по опорным словам, по схеме.

2

Слова, называющие предметы.

Вопросительная интонация предложения

 Одушевленные и неодушевленные имена существительные

Октябрь

1

1

Слова, называющие действия

Составление предложений

 по схеме  

2

Слова, называющие признаки предмета

Составление простого распространенного предложения. Согласование прилагательных с существительными.

2

1

Понятие о звуке.

Выделение начального гласного звука в слове. Выделение конечного согласного  в слове

2

Звук у. Понятие о гласном звуке.

Протяжное и отрывистое произнесение звука у.

Выделение звука у из ряда гласных звуков, слогов, из начала и конца слова в ударной позиции.

Д. п. существительных м. рода, ед. ч. В.п. сущ. Ж. рода ед. ч. с окончанием у. Глаголы с приставкой у.

3

1

             Буквы У, у.

.

Восклицательная интонация

Чтение и письмо букв У, у. Составление и чтение схемы предложения с предлогом у. Раздельное написание предлога и  слова. Ребусы.

Предлог у.

2

Звук а.

Произнесение звука а с постепенным усилением и ослаблением голоса.

Выделение звука а из ряда гласных, слогов, из состава слова ( из начала, середины,  конца слова в ударной позиции).

В.п.   сущ. муж. рода  ед. ч. с окончанием –а. Мн. Ч. имен сущ. с окончанием

 –а. Глаголы прошедшего времени ж. рода.

4

1

Буквы А, а.

Повествовательная, восклицательная и вопросительная интонация при произнесении звука а.

Чтение и письмо букв А, а. Чтение схем сложных предложений с противительным союзом а. Ребус. Кроссворд.

Составление сложных предложений с противительным союзом а.

2

Звуки а, у. 

Восклицательная интонация

Звуковой анализ слов ау, уа. Соотнесение слова и схемы.

5

1

       Буквы а, у.     

Восклицательная интонация

Звуковой анализ слов ау, уа. Соотнесение слова и схемы.

Составление из букв разрезной азбуки, чтение и письмо слов ау, уа

Ноябрь

1

1

Звук  о.

Интонационное произнесение звука о.

Выделение звука о из ряда гласных, слогов,  из состава слова ударной позиции. Анализ звукового ряда типа а о у.

Несклоняемое существительное пальто.

2

Буквы О, о.

Произнесение звука о с изменением высоты голоса. Произнесение ряда гласных на трех уровнях громкости. Повествовательная и восклицательная интонация при чтении.

Соотнесение слова и схемы.

Составление из букв разрезной азбуки и письмо ряда гласных типа а о у. Чтение. Ребусы. Чтение и составление схемы предложения с предлогом а.

Предлог о.

2

1

Звук и.

Произнесение звука и с постепенным усилением и ослаблением голоса.

Выделение звука и  из состава слова. Анализ звукового ряда типа а о у и.

Родственные слова. Притяжательные прилагательные с окончанием и. Многозначность слова кисти.

2

Буквы И, и.

Произнесение ряда гласных на трех уровнях громкости. Восклицательная интонация.

Соотнесение слова и схемы.

Составление из букв разрезной азбуки, чтение и письмо ряда гласных типа а у о и. Чтение.

Составление предложения с однородными членами  с союзом и. Объединение предложений в рассказ.

3

1

Звук э.

Произнесение звука э с постепенным усилением и ослаблением голоса

Выделение звука и из состава слова. Соотнесение слова и схемы.

Образование сложных слов.

2

Буквы Э, э.

Произнесение ряда гласных на одном выдохе, с изменением высоты голоса.

Составление из букв разрезной азбуки  и чтение ряда гласных типа а э у о. Ребус. Кроссворд. Чтение.

4

1

Звук ы.

Произнесение звука ы с постепенным усилением и ослаблением голоса.

Выделение звука ы из состава слова. Анализ звукового ряда типа  о ы у а.

Мн. Ч. существительных с окончанием –ы. Согласование прилагательных с существительными. Согласование числительных и существительных.

2

Буква ы.

Произнесение звука ы с изменением высоты голоса. Произнесение ряда гласных на одном выдохе. 

Обозначение буквой звука ы в схеме слова.  

Составление  из букв разрезной азбуки, чтение и письмо ряда гласных типа а о у ы. Ребус. Чтение.

5

1

Звуки ы-и. Буквы ы-и.

Дифференциация звуков ы-и

Дифференциация звуков ы-и. Подбор  слов к схеме.

Декабрь

1

1

Гласные звуки и буквы.

Беззвучное артикулирование гласных звуков

Выделение гласных звуков из состава слова. Соотнесение слова и схемы слова.

Чтение и письмо ряда гласных букв. Обозначение буквами гласных звуков в схеме слова.

2

Понятие о слоге. Деление слов на слоги. Слогообразующая роль гласных звуков.

Ритмический рисунок слов.

Слоговой анализ двух- и трех- сложных слов. Соотнесение слова и слоговой схемы слова. Выделение гласных звуков в слове.

Составление и чтение слоговых схем.

2

1

Понятие об ударении. Смыслоразличительная роль ударения.

Произнесение слов с ударением. Произнесение ряда слогов с переносом ударения.

Выделение ударного гласного звука в слове. Соотнесение слова и слоговой схемы.

Составление и чтение слоговых схем. Постановка ударения.

2

Звуки м, мь. Понятие согласный звук, звонкий, мягкий, твердый.

Выделение звуков м, мь из состава слова. Дифференциация звуков м, мь. Подбор слов к схеме. Звуковой анализ слогов типа ам, ма. Преобразование слогов.

Составление предложения по заданной схеме.

3

1

Буквы М, м.

Интонация повествовательная , восклицательная, растерянности при произнесении слова мама с использованием мимики и жестов.

Слоги типа ам, ма. Слова. Ребус. Кроссворд. Большая буква в начале предложения. Чтение.

2

Звуки в, вь.

Произношение на одном выдохе ряда слогов: Ва-во-ву-вы –ви.

Выделение звуков в, вь из состава слова. Анализ слогов типа ва.

Образование сложных слов. Образование глаголов с приставками в- вы-.

4

1

Буквы В, в.

Слоги типа ва. Ребусы. Кроссворд. Большая буква в именах людей. Чтение.

Предлог в. Составление предложения по схеме.

Объединение предложений в рассказ.

2

Звуки н, нь.

Постепенное понижение и повышение высоты голоса при произношение слогов

Выделение звуков  н, нь из состава слова. Звуковой анализ слов типа ан, на.

Слова- антонимы.

Январь

1

Каникулы

2

3

1

Буквы Н, н.

Слоги типа ан, на. Ребус. Чтение и составление предложений с предлогом на. Чтение.

Предлог на.

2

Звуки п, пь. Буквы П, п.

Произнесение на одном выдохе ряда слогов: па, по, пу, пы. Произнесение слогов с изменением высоты  голоса.

Выделение звуков  п, пь из состава слова. Звуковой анализ слов типа ап, па.

Слоги типа ап, па. Чтение и составление схем предложения с предлогом по.

Родственные слова к слову путь.

4

1

Звуки т, ть.

Выделение звуков  п, пь из состава слова. Дифференциация звуков т-ть. Звуко-слоговой анализ слов Том, Тим.

Согласование числительных и существительных. Глаголы настоящего времени ед. и мн. числа.

2

Буквы Т, т.

Составление из букв разрезной азбуки и письмо слогов типа та, Том. Ребусы.  Чтение.

5

1

Звуки к, кь.

Буквы К, к.

Восклицательная интонация в стихотворении.

Выделение и диффере- нциация звуков к-кь. Звуко-слоговой анализ слова кап.

Предлог к. схема предложения с предлогом к. Образование существительных с суффиксами –ок-, -ек-, -ик-.

Февраль

1

1

Звуки с, сь. Буквы С, с.

Работа над дикцией.

Выделение звуков и дифференциация звуков. Звуко-слоговой анализ слов сани, Сима, Сваи.

Составление из букв разрезной азбуки слогов типа СА, слов типа сук. Ребусы. Чтение.

Предлоги с, со.

2

Звуки х, хь.

Интонация перечисления.

Выделение и дифференциация звуков. Анализ слогов ха, хи.

Предложный падеж имен существительных в форме мн. Числа.

2

1

Буквы Х,х.

Восклицательная и повествовательная интонация при чтении текста..

Составление из букв разрезной азбуки слогов типа ох, ха, и дополнение их до полного слова. Письмо. Ребусы. Чтение.

Родственные слова к слову хвостун.

2

Звуки к, кь-х, хь. Буквы к-х.

Дифференциация звуков к,кь-х.хь.

Чтение , письмо слов с пропущенными буквами. Составление предложения по схеме.

Р.п. сущ. ед.ч. с предлогом без. Согласование прилагательных и существительных.

3

1

Звуки з, зь. Буквы З, з.

Работа над дикцией.

Выделение и дифференциация звуков. Соотнесение слога и схемы

Составление из букв разрезной азбуки  слогов. Письмо слов. Ребусы. Чтение.

Предлоги за, из-за.

2

Звуки с, сь-з, зь. Буквы  с-з.

Заучивание стихотворения И. Кузьмина.

Дифференциация звуков.

Дифференциация букв. Слова с пропущенной буквой. Правописание парных звонких и глухих согласных на конце слова. Чтение.

4

1

Звуки б, бь. Буквы Б, б.

Работа над дикцией.

Выделение звука из состава слова. Дифференциация звуков. Звуко-слоговой анализ слов бусы. Бант.

Образование относительных прилагательных. Предлог без.

2

Звуки п, пь- б, бь. Буквы п-б.

Дифференциация звуков.

Дифференциация букв. Слова с пропущенной буквой. Чтение.

Работа над деформированными предложениями.

Март

1

1

Звуки д, дь. Буквы Д, д.

Работа над дикцией..

Выделение и дифференциация звуков. Звуко-слоговой анализ.

Составление из букв разрезной азбуки слова дом, дубок, дымок. Ребусы. Чтение.

Образование сложных слов. Родственные слова. Предлоги под, из-под, над.

2

Звуки т, ть- д, дь. Буквы т-д.

Дифференциация звуков.

Дифференциация букв. Слова с пропущенной буквой. Чтение

2

1

Звуки г,гь.

Выделение и дифференциация звуков. Звуко-слоговой анализ.

Слова-антонимы. Спряжение глагола мочь.

2

Буквы Г, г.

Интонация перечисления при чтении текста.

Составление из букв разрезной азбуки слова книга, бумага, магазин. Ребусы. Чтение.

Родственные слова.

3

1

Звуки к, кь-г,гь. Буквы к-г.

Дифференциация звуков.

Дифференциация букв. Правописание парных звонких и глухих согласных на конце слова. Чтение

2

Звук ш.

Работа над дикцией, интонацией.

        Выделение звука из состава слова. Звуко-слоговой анализ.

Образование относительных прилагательных, падежных форм. Родственные слова.

4

1

Буквы Ш, ш.

Интонация перечисления при чтении текста

Составление слова шуба. Преобразование слов. Ребусы. Кроссворды. Правила письма предложения.

2

Звуки с-ш. Буквы с-ш.

Работа над дикцией.

Дифференциация звуков

Дифференциация букв

Согласование числительных и существительных.

Апрель

1

1

Буква Я в начале слога.

Буква  я –гласная. Соотнесение слов и слоговых схем. Составление слов Яша, Яна. Ребусы. Кроссворды. Чтение

Родственные слова . Притяжательные прилагательные.

2

Звук ж.

Работа над дикцией.

Выделение звука из состава слова. Звуко-слоговой анализ.

Существительные уменьшительно- ласкательного значения с суффиксом –ок-.

2

1

Буквы Ж,ж.

.

Составление слов. Ребус. Письмо. Чтение.

Предлог между.

2

Звуки ш-з. Буквы ш-ж.

Дифференциация звуков

Дифференциация букв. Правописание слогов  ши-жи. Письмо слогов ши, жи. Чтение.

3

1

Звуки ж-з. Буквы ж-з.

Работа над дикцией.

Дифференциация звуков

Дифференциация букв. Слова с пропущенными буквами. Чтение.

П. п. имен существительных ед.числа.

2

Звук л, ль.

Работа над дикцией.

Выделение звука из состава слова. Звуко-слоговой анализ слов лампа, клумба, волна, лиса, пальма.

Согласование числительных и существительных. Образование глагола с разными приставками.

4

1

Буквы Л, л.

Работа над дикцией.

Дифференциация согласных по твердости-мягкости. Звуковой анализ слова лиса.

Составление из букв разрезной азбуки слов лак, лук, волны, лодки. Ребусы. Письмо слогов. Чтение.

Три формы времени глагола класть.

2

Буквы Е, е в начале слога, после согласных.

Буква е –гласная. Обозначение мягкости согласных буквой е . Письмо слов лес, небо, снег. Чтение.

Составление предложения по опорным словам. Сложные слова. Употребление глаголов надел, одел.

5

      1

Буквы Е, ё  в начале слога.

Буква ё – гласная. Составление из букв разрезной азбуки слов ёжик, даёт. Чтение. Ребусы.

Родственные слова.

        

        Май

1

1

Буква  ё в после согласных. Буквы о-ё.

Дифференциация согласных по твердости-мягкости.

Обозначение мягкости согласных буквой ё. Дифференциация о-ё. Составление из букв разрезной азбуки предложения Тёма везёт Тому. Чтение.

Образование падежных форм  прилагательных и существительных. Предлог перед. Родственные слова.

2

Звуки р, рь.

Работа над дикцией интонацией.

Выделение звуков из состава слова. Дифференциация звуков. Звуко-слоговой анализ слова Сатурн.

 

Образование падежных форм  прилагательных и существительных множественного числа.

2

1

Буквы Р, р.

Составление из букв разрезной азбуки предложения Ракета на старте. Ребусы. Письмо слогов типа ра; слов Рекс. Чтение.

Предлог перед.  Согласование числительных и существительных. Родственные слова.

2

Звуки р, рь-л, ль. Буквы р –л.

Работа над дикцией интонацией

Дифференциация звуков р, рь –л, ль.

Дифференциация букв. Ребус. Письмо. Чтение.

3

1

                                                                                         

     Обследование речи детей

2

4

1

2

Итого            

     72 занятия

         

  1. Мониторинг освоения детьми программного материала  

                                                                                         Обследование состояния общей моторики.

        Прием

Содержание задания

Характер выполнения

І

ІІ

ІІІ

1.  Исследование двигательной памяти, переключаемости движений и самоконтроля при выполнении двигательных проб

2.  Исследование произвольного торможения движений

3.  Исследование статической координации движений

4.  Исследование динамической координации движений

5.Исследование пространственной организации (по подражанию)

 

6.  Исследование темпа

 7.  Исследование ритмического чувства

  1. Логопед показывает 4 движения  для рук и предлагает их повторить: руки вперед, вверх, в стороны, на пояс;
  2. повторить за педагогом движения за исключением одного заранее обусловленного «запретного» движения

Маршировать и остановиться внезапно по сигналу

  1. Стоять с закрытыми глазами, стопы ног поставить на одной линии так, чтобы носок одной ноги упирался в пятку другой, руки вытянуты вперед. Время выполнения 5 секунд по два раза для каждой ноги;
  2. Стоять с закрытыми глазами на правой, а затем на левой ноге, руки вперед. Время выполнения – 5 секунд.

  1. Маршировать, чередуя шаг и хлопок ладонями. Хлопок производить в промежутках между шагами;

  1. Выполнить подряд 3-5 приседаний. Пола пятками не касаться, выполнять только на носках.

  1. Повторить за логопедом движения на ходьбу по кругу, в обратном направлении, через круг. Начать ходьбу от центра круга направо, пройти круг, вернуться в центр слева. Пройти кабинет от правого угла через центр по диагонали, обойти кабинет вокруг и вернуться в правый угол по диагонали через центр из противоположного угла; повернуться на месте вокруг себя и поскоками передвигаться по кабинету, начиная движения справа;
  2. То же выполнить слева;
  3. По словесной инструкции проделать эти же задания

  1. В течение определенного времени удерживать заданный темп в движениях рук, показываемых логопедом. По сигналу логопеда предлагается выполнить движения мысленно, а по следующему сигналу (хлопок) показать, на каком движении испытуемый остановился. Движения рук вперед, вверх, в стороны, на пояс, опустить;
  2. Письменная проба: предлагается чертить на бумаге палочки в строчку в течение 15 секунд в произвольном темпе. В течение следующих 15 секунд чертить как можно быстрее, в течение следующих 15 секунд в первоначальном темпе.

  1. Простучать за педагогом карандашом (ІІІ ІІ, ІІ ІІІ, ІІ, ІІІ І ІІІ ІІ, І ІІІ ІІ ІІІ);
  2. Музыкальное эхо. Логопед ударяет в определенном ритме по ударному инструменту (бубен, барабан и т.д.), ребенок должен точно повторить услышанное.

Отметить: качество, правильность, последовательность выполнения движений, особенности переключения с одного движения на другое

Отметить: плавность и точность движений обеих ног, соответствие двигательной реакции сигналу

Отметить: свободно удерживает; касается пола другой ногой; иногда падает, открывает глаза и отказывается выполнять пробу

Отметить: выполняет верно с первого раза, выполняет верно со 2-3 раза, напрягается, чередование шага и хлопка не удается

Отметить: выполняет правильно; с напряжением, раскачиваясь, балансируя туловищем и руками; становится на всю ступню.

Отметить: ошибки в пространственной координации: незнание сторон тела, ведущей руки, неуверенность выполнения.

Отметить: темп нормальный, замедленный, ускоренный

Отметить: темп нормальный, замедленный, ускоренный

Отметить ошибки при воспроизведении ритмического рисунка: повторяет в ускоренном или замедленном, по сравнению с образцом, темпе; нарушает количество элементов в данном ритмическом рисунке.

ВЫВОДЫ: характеризуются нарушенные и сохранные стороны общей моторики.

Исследование произвольной моторики пальцев рук.

Содержание задания

Характер выполнения

Все предлагаемые задания проводятся по показу, затем по словесной инструкции

1. Выполнить под счет:

  1. Пальцы сжать в кулак – разжать (5-6 раз);
  2. Держа ладони на поверхности стола, разъединить пальцы, соединить вместе (5-6 раз);
  3. Сложить пальцы в кольцо – раскрыть ладонь (5-6 раз);
  4. Попеременно соединить все пальцы руки с большим пальцем, сначала правой руки, затем левой, затем обеих рук одновременно.

2. На обеих руках одновременно показать второй и третий пальцы, второй и пятый (5-6 раз)

3. На обеих руках одновременно положить вторые пальцы на третьи, и наоборот, третьи на вторые (5-6 раз).

4. Те же задания выполнить по словесной инструкции

Отмечается плавное, точное, и одновременное выполнение проб; напряженность, скованность движений; нарушение темпа выполнение движения (не под счет логопеда); нарушение переключения с одного движения к другому, наличие синкинезий, гиперкинезов, невозможность удержания созданной позы, невыполнение движения.

ВЫВОДЫ: характеризуются нарушенные и сохранные стороны моторики пальцев рук.

                                                              Обследование артикуляционного аппарата.

Изучение состояния артикуляционного аппарата включает обследование его анатомического строения и двигательной функции.

І. Обследование анатомического состояния артикуляционного аппарата начинается с наблюдения за мимической мускулатурой в покое: отмечается выраженность носогубных складок, их симметричность, открыт рот или закрыт; наличие слюнотечения;  характер линии губ и плотность их смыкания; имеются ли насильственные движения (гиперкинезы) мимической мускулатуры.

Затем переходят к осмотру органов артикуляционного аппарата, в ходе которого необходимо охарактеризовать особенности строения и дефекты анатомического характера следующих органов: губ, языка, зубов, мягкого неба, челюстей, твердого неба.

Губы (толстые, укороченные, расщепление верхней губы, послеоперационные рубцы, норма).

Зубы (редкие, кривые, мелкие, лишние, внечелюстной дуги, кариозные, недоразвитые, норма).

Прикус (открытый передний, открытый боковой, норма)

- Строение челюсти (прогения, прогнатия, норма).

Язык (толстый, распластанный, напряженный, маленький, длинный, узкий, норма).

Подъязычная уздечка (короткая, натянутая, приращенная, норма).

Маленький язычок: отсутствует, укорочен, раздвоен, свисает неподвижно по средней линии, отклоняется в сторону.

Небо (высокое, чрезмерно узкое, плоское, низкое, расщелина твердого неба, расщепление альвеолярного отростка, субмукозная расщелина, норма).

ВЫВОДЫ: строение артикуляционного аппарата нормальное, с отклонениями.

                                  ІІ. Обследование моторики артикуляционного аппарата.

                                Исследование двигательной функции артикуляционного аппарата.

        Прием

Содержание задания

Характер выполнения

І

ІІ

ІІІ

Все задания должны проводиться при многократном повторении требуемого движения

  1. Исследование двигательной функции губ по словесной инструкции проводится после выполнения задания по показу.

  1. Сомкнуть губы;
  2. Округлить губы, как при произношении звука «о» - удержать позу;
  3. Вытянуть губы в трубочку, как при произношении звука «у», и удержать позу;
  4. Сделать «хоботок» (вытянуть губы и сомкнуть их);
  5. Растянуть губы в «улыбке» (зубов не видно) и удержать позу;
  6. Поднять верхнюю губу вверх, видны верхние зубы;
  7. Опустить нижнюю губу вниз, видны нижние зубы;
  8. Одновременно поднять верхнюю губу вверх и опустить нижнюю;
  9. Многократное произношение губных звуков б-б-б, п-п-п.

Отметить: выполнение правильное; диапазон движений невелик; чрезмерное напряжение мышц, истощаемость движений; проявляется ли тремор, саливация, гиперкинезы; активность участия правой и левой сторон губ; смыкание губ с одной стороны; движение не удается.

І

ІІ

ІІІ

  1. Исследование двигательной функции челюсти проводят вначале по показу, а затем по словесной инструкции.

3.  Исследование двигательных функций языка (исследование объема и качества движений языка) по показу и по словесной инструкции.

  1. Широко раскрыть рот, как при произнесении звука «а», и закрыть;
  2. Сделать движение нижней челюстью вправо;
  3. Сделать движение влево;
  4. Сделать движение нижней челюстью вперед.
  1. Положить широкий язык на нижнюю губу и подержать под счет от 1 до 5;
  2. Положить широкий язык на верхнюю губу и подержать, как в предыдущем задании, под счет от 1 до 5;
  3. Переводить кончик языка поочередно из правого угла рта в левый угол, касаясь губ;
  4. Высунуть язык «лопатой», «жалом»;
  5. Оттопырить правую, а затем левую щеку языком;
  6. Поднять кончик языка к верхним зубам, подержать под счет от 1 до 5 и опустить к нижним зубам;
  7. Закрыть глаза, вытянуть руки вперед, а кончик языка положить на губу;
  8. Движения языком вперед-назад.

Отметить: выполнение правильное; движения челюсти недостаточного объема; нет ли содружественных движений, тремора, саливации; движение не удается.

Отметить: выполнение правильное; движения языка недостаточного диапазона; в мышцах проявляются содружественные движения; язык движется неуклюже, всей массой, медленно, неточно; имеются отклонения языка в сторону, удерживается ли язык в определенном положении; истощаемость движений; нет ли тремора, гиперкинезов языка; не проявляется ли саливация; движение не удается.

  1. Исследование двигательных функций мягко неба.

        

5.  Исследование продолжительности и силы выдоха.

  1. Широко открыть рот и четко произнести звук «а» (в этот момент мягкое небо поднимается);
  2. Провести шпателем, зондом или бумажкой, скрученной в трубочку, по мягкому небу (в норме должен появляться рвотный рефлекс);
  3. При высунутом между зубами языке надуть щеки и сильно подуть так, как будто задувается пламя свечи;

  1. Сыграть на любом духовом инструменте – игрушке (губной гармошке, дудочке, флейте и т.д.);
  2. Поддувать пушинки, листок бумаги и т.д.

Отметить: выполнение правильное; объем движений ограничен, отмечаются содружественные движения, малая подвижность небной занавески, гиперкинезы, саливация, движение не удается.

Отметить: продолжительность и силу выдоха; укороченный выдох (в зависимости от возраста испытуемого).

ВЫВОДЫ: движения выполняются в полном объеме, правильно; выражен период включения в движение, истощаемость движений; движения выполняются в неполном объеме, в замедленном темпе, с появлением содружественных движений, тремора, гиперкинезов, саливации; удержание позы не удается; движения не выполняются.          

 

 

 

 Исследование динамической организации движений артикуляционного аппарата.

Все предъявляемые пробы вначале проводятся по показу, а затем по словесной инструкции при многократном повторении проводимого комплекса движений.

 Содержание задания

Характер выполнения

І

ІІ      

  1. Оскалить зубы, высунуть язык, затем широко открыть рот;
  2. Широко открыть рот, дотронуться кончиком языка до нижних зубов (резцов), затем поднять кончик  языка к верхним зубам и положить на нижнюю губу;
  3. Положить широкий язык на губу, загнуть кончик языка, чтобы получилась «чашечка», завести эту «чашечку» в рот;
  4. Широко раскрыть  рот, как при звуке «а», растянуть губы в улыбку, вытянуть в трубочку;
  5.  Широко раскрыть  рот, затем попросить полузакрыть и закрыть его;
  6. Повторить звуковой и слоговой ряд несколько раз (последовательность звуков или слогов изменяется) А-И-У; У-И-А; КА-ПА-ТА; ПЛА-ПЛУ-ПЛО; РАЛ-ЛАР-ТАР-ТАЛ; СКЛА-ВЗМА-ЗДРА.

   Отметить: выполнение правильное; проявляется замена одного  движения другим, поиск  артикуляции, «застревание» на одном движении, инертность движений, напряженность языка, подергивание языка, движения языка не удаются; легко ли удается переключение с одной артикуляционной позы на другую, с одной фонемы на другую и с одного звукового ряда на другой.    

ВЫВОДЫ: движения артикуляционного аппарата активные, вялые, пассивные; объем движений полный, неполный, замена движений есть, отсутствует; последовательность перехода от одного движения к другому есть, нет; наблюдаются гиперкинезы, синкинезии, саливация, тремор; моторная напряженность; двигательная активность, расторможенность.

Обследование мимической мускулатуры.  

 

        Прием

Содержание задания

Характер выполнения

І

ІІ

ІІІ

1.Исследование объема и качества

движения  мышц лба.

2.Исследование объема и качества

 движения мышц  глаз.

3. Исследование объема и качества

 движения мышц  щек.

4.Исследование возможности

 произвольного  формирования

определенных мимических поз.

5. Исследование символического праксиса проводят вначале по образцу, а затем по речевой инструкции.

  1. Нахмурить брови;
  2. Поднять брови;
  3. Наморщить рот.

  1. Легко сомкнуть веки;
  2. Плотно сомкнуть веки;
  3. Закрыть правый глаз, затем левый;
  4. Подмигнуть.

  1. Надуть левую щеку;
  2. Надуть правую щеку;
  3. Надуть обе щеки одновременно выразить мимикой лица:
  • удивление;
  • радость;
  • испуг;
  • грусть;
  • сердитое лицо.
  1. Свист
  2.  Поцелуй
  3. Улыбка
  4. Оскал
  5. Плевок
  6. Цоканье

Отметить: выполнение правильное; движения выполняются с содружественными движениями (щурятся глаза, подергиваются щеки и т.д.); движение не удается.

Отметить: выполнение правильное; движение не удается; возникают содружественные движения.

Отметить: выполнение правильное; изолированное надувание одной щеки не удается; сильно напрягается противоположная выпяченная щека.

Отметить: правильное выполнение мимических поз; движения не удается; мимическая картина нечеткая.

Отметить: выполнение правильное; объем движений ограничен, симметричность носогубных складок; появление содружественных движений, гиперкинезов, саливации; движение не удается.

 Приемы исследования мимической мускулатуры позволяют обнаружить поражение черепно-мозговых нервов и установить наличие бульбарной и псевдобульбарной дизартрии. Предлагаемые пробы проводятся вначале по показу, а затем по словесной инструкции.

  ВЫВОДЫ: поражение черепно-мозговой иннервации отсутствует, отмечается поражение

 черепно-мозговых нервов.

                                                         

                                                                           Обследование фонетической стороны речи.  

                                                                                  Исследование произношения звуков.

При выявлении нарушения произношения логопед должен обратить внимание как на произношение согласных звуков, так и на особенности произношения гласных.

Для проверки произношения звуков используются специально подобранные предметные и сюжетные картинки, в названии которых должны быть такие слова, где исследуемый звук стоит в начале, середине и в конце слова. Проверяются следующие группы звуков:

гласные: А, О, Э, И, Ы;

свистящие, шипящие, аффрикаты: С, СЬ, З, ЗЬ, Ц, Ш, Щ, Ж, Ч;

сонорные: Р, РЬ, Л, ЛЬ, М, МЬ, Н, НЬ;

глухие и звонкие парные: П-Б, Т-Д, К-Г, Ф-В в твердом и мягком звучании (п'-б', т'-д', к'-г', ф'-в').

При обследовании каждой группы звуков необходимо отметить, как произносится проверяемый звук (изолированно, в слогах, в словах) и как используется он в в самостоятельной связной речи.

На основе полученных данных определяется характер нарушения произношения: отсутствие звуков (рама -  ама); искажение звуков (с - межзубный); замена звуков (ж – заменяется межзубным с; ч – заменяется ть); смешение звуков (ребенок умеет говорить оба звука, но в речи смешивает их: часы - тясы). На каждого ребенка должен быть составлен протокол обследования произношения.

Протокол обследования произношения.

Исследуемый звук

Оптический раздражитель (картинка)

Речевая реакция на оптический раздражитель (на картинку)

Речевая реакция на акустический раздражитель (по сюжетной картинке)

Употребление звука в собственной речи (по сюжетной картинке)

Произношение звука

Характер нарушения произношения

Примечание

изолированно

В слогах

Отсутствие звука

Искажение звука

Замена звука

Смешение звука

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

Гласные

[Ы]

[А]

[У]

[И]

Согласные

[С]

[С']

[З]

[З']

[Ц]

[Ш]

[Ж]

[Ч]

[Щ]

[Л]


[Л']

[Р]

[Р']

[Б]

[Б']

[П]

[П']

[Д]

[Г]

[Г']

[К]

[К']

[Х]

[Х']

[М]

[М']

[Н]

[Н']

[В]

[В']

[Ф]

[Т]

[Т']

Йотация

[ай]

[ей]

ья, ье

Дым, мышь, грибы

Аист, мак, игла

Утка, муха, кенгуру

Ива, слива, петухи

Колесо

Сосна

Нос

Сирень, письмо, гусь

Замок, коза, звезда

Земляника, газета

Цветок, курица, огурец

Шапка, кошка, мышь

Жук, лыжи, лыжник

Чулок, очки, ключ

Щетка, ящик, плащ

Лодка, пила, стол, бутылка

Лента, туфли, будильник

Рука, корова, топор, трамвай

Редиска, веревка, дверь

Бабочка, зубы, арбуз

Белка

Панама, сноп, платок

Петух, цепь, ступеньки

Дом, дедушка, карандаш

Голова, нога, глаза

Гитара

Кукла, рука, молоток

Кепка, тапки

Халат, муха, хлеб, петух

Орехи

Мухомор, лапша, дом

Мяч

Нож, лимон

Нитки, коньки, пень

Ворона, корова, гвозди

Свинья, венок

Фартук, шкаф, кофта

Туфли, кот, котлеты

Телевизор, утюг

Ящик, юбка, яблоко, юла, ёжик, ёлка

Трамвай

Лейка

свинья

ружье, платье

Колешо

Сошна

Нос

Колесо

Сосна

нос

Соня сидит у сошны

са, ас

аса

шта

[с] смешивается с [ш]

ВЫВОДЫ: произношение звуков нормальное: антропофонический дефект (искажение), фонологический дефект (отсутствие звука, замена, смешение произношения), мономорфное, полиморфное нарушение.

Состояние просодии.

  1. Голос (тихий, крикливый, сиплый, немодулированный, назализованный, затухающий, нормальный).
  2. Темп (очень быстрый, ускоренный, нормальный, замедленный).
  3. Мелодико-интонационная сторона речи (выразительная речь, маловыразительная, монотонная).
  4. Дыхание (нормальное, прерывистое верхнее, шумное; слабый укороченный выдох).

ВЫВОДЫ: просодическая сторона речи нарушена; сформирована с отклонениями; отклонений не имеет.

Обследование слоговой структуры.

Вид слоговой структуры слова

Оптический раздражитель (картинка)

Речевая реакция на оптический раздражитель

Речевая реакция на акустический раздражитель

примечания

1

2

3

4

5

Односложные слова с закрытым слогом

Двусложные слова из двух прямых открытых слогов

Двусложные слова с одним закрытым слогом

Двусложные слова со стечением согласных в середине слова

Односложные слова со стечением согласных в начале слова

Односложные слова со стечением согласных в конце слова

Двусложные слова со стечением согласных в начале слова

Двусложные слова со стечением согласных в начале и середине слова

Двусложные слова со стечением согласных в конце слова

Трехсложные слова из трех открытых слогов

Трехсложные слова с последним закрытым слогом

Трехсложные слова со стечением согласных

Четырехсложные слова с открытыми слогами

Многосложные слова из сходных звуков

Мак, дом, сыр

Рука, роза, лапа

Сахар, диван, забор

Кукла, марка, утка, арбуз, карман

 Стол, стул, шкаф

Волк, тигр

Трава, брови, книга

Клумба, клубника, гнездо
Корабль, бинокль

Панама, канава, малина

Кошелек, пулемет, телефон

Конфеты, памятник, винтовка, термометр, тракторист

Паутина, черепаха

Клубок, колобок, корзина, картина

Для выявления негрубых нарушений слоговой структуры слова предлагаются для повторения следующие предложения: Петя пьет горькое лекарство. На перекрестке стоит милиционер. Космонавт управляет космическим кораблем. и др.

ВЫВОДЫ: отмечается характер искажения слоговой структуры (сокращение слогов – молоток – «моток»; упрощение слогов, опускание звуков – стул – «туль»; уподобление слогов – табуретка – «татуетка»;добавление звуков, слогов – комната – «комонамата», стол – «сытол»; перестановка слогов и звуков – дерево - деверо).

Практические наблюдения показывают, что перестановка слогов является дифференциальным признаком сенсорных нарушений.

Обследование фонематического слуха.  

Содержание задания

Используемый речевой и наглядный материал

Ответы ребенка

Примечания (указать характер выполнения)

1

2

3

4

1. Опознание фонем:

  1. Подними руку, если услышишь гласный звук [о] среди других гласных
  2. Хлопни в ладоши, если услышишь согласный звук [к] среди других согласных

 

2. различение фонем, близких по способу и месту образования и акустическим признакам:

  1. Звонких и глухих
  2. Шипящих и свистящих
  3. Соноров

3. повторить за логопедом слоговой ряд:

  1. Со звонкими и глухими звуками

  1. С шипящими и свистящими

  1. С сонорами

4. Выделение исследуемого звука среди слогов:

Подними руку, если услышишь слог со звуком [с]

5. Выделение исследуемого звука среди слов:

Хлопни в ладоши, когда услышишь слово со звуком [ж].

6. Придумай слово со звуком [з].

 

7. Определи, есть ли звук [ш] в названии картинок

8. Назови эти картинки и скажи, чем отличаются названия

9. Определи место звука [ч] в словах (в начале, середине, конце)

10. Разложи картинки в два ряда: в первый – картинки со звуком [с], а во второй со звуком [ш].

А, У, Ы, О, У, А, О, Ы, И

П, Н, М, К, Т, Р

Б-П, Д-Т, К-Г, Ж-Ш, З-С, В-Ф

З, С, Щ, Ш, Ж, Ч

Р, Л, М, Н

ДА-ТА, ТА-ДА-ТА, ДА-ТА-ДА, БА-ПА, ПА-БА-ПА, БА-ПА-БА, ЖА-ША, ЖА-ША-ЖА, ША-ЖА-ША, СА-ЗА-СА, ЗА-СА-ЗА

СА-ША-СА, ШО-СУ-СА;СА-ША-ШУ, СА-ЗА-ПА; ША-ША-ЧА, ЗА-ЖА-ЗА; ЖА-ЗА-ЖА.

РА-ЛА-ЛА, ЛА-РА-ЛА

ЛА, КА, ША, СО, НЫ, МА, СУ, ЖУ, СЫ, ГА, СИ

ЛУЖА, РУКА, ДОРОГА, ЖИВОТ, МОЛОТОК, ЖУК, КРОВАТЬ, НОЖНИЦЫ

КОЛЕСО, ЯЩИК, СУМКА,  ЛЫЖИ, ШАПКА, МАШИНА, ЧАЙНИК, ЦАПЛЯ, ЗВЕЗДА

БОЧКА-ПОЧКА, КОЗА-КОСА, ДОМ-ДЫМ

ЧАЙНИК, РУЧКА, МЯЧ

СОМ, ШАПКА, МАШИНА, КОСА, АВТОБУС, КОШКА, ПЫЛЕСОС, КАРАНДАШ.

                 

             ВЫВОДЫ: фонематический слух в норме, недоразвит.

Обследование звукового анализа слова.  

Содержание задания

Используемый речевой и наглядный материал

Ответы ребенка

Примечания (указать характер выполнения)

1

2

3

4

1. Определить количество звуков в словах

2. Выделить последовательно каждый звук в словах

3. Назвать первый ударный гласный звук

4. Определить последний согласный звук в словах

5. Выделить согласный звук из начала слов

6. Назвать ударный гласный звук в конце слова

7. Определить третий звук в слове и придумать слова, где бы этот звук стоял в начале, в середине и в конце

8. Придумать слова, состоящие из 3-4-5 звуков

9. Назвать слова с одним слогом, с двумя слогами, с тремя слогами, с четырьмя слогами

10. Определить количество гласных и согласных в названных словах

11. Назвать второй, третий, пятый звук в этих словах

12. Сравнить слова по звуковому составу. Отобрать картинки, названия которых отличаются по одному лишь звуку

13. Сказать, в чем отличие этих слов

14. Переставить, заменить, добавить звуки или слоги, чтобы получилось новое слово

15. Закончить слова

16.Объяснить смысл предложений

УС, ДОМ, РОЗА, БАРАН, РОМАШКА

МАК, ЗОНТ, КРЫША, ТАНКИСТ, САМОЛЕТ

ОЛЯ, ЮРА, АНЯ, УШИ, ОСЫ, ЯША

УС, КОТ, СЫР, СТАКАН, ЩЕНОК, СТОЛ

СОК, ШУБА, МАГАЗИН, ЩУКА, ЧАЙ

ВЕДРО, ГРИБЫ, РУКА, ЧУЛКИ

СОСНА

МАК, БАК, БЫК, РАК, ДОМ, СТУЛ, ЛУК, СУК, МАШИНА, КОРЗИНА

ОЛЯ-КОЛЯ, КРЫША-КРЫСА

СУК(СОК), СТОЛ (СТУЛ), МАРКИ (РАМКИ), ЛОЖЕ (ЖАЛО), СОСНА (НАСОС)

БАРАН-, ПЕТУ-, САМО-

На грядке лук. За рекой зеленый луг.

               

  ВЫВОДЫ: навыки звукового анализа соответствуют возрасту, сформированы недостаточно.

Обследование понимания речи.

Содержание задания

Используемый речевой и наглядный материал

Ответы ребенка

Примечания (указать характер выполнения)

1

2

3

4

Обследование понимания номинативной стороны речи

1. Показать называемые предметы

2. Узнавание предметов по описанию: «Покажи, чем чистят зубы?»

3. Предъявление «конфликтных» картинок (слов с близким фонематическим звучанием). Ребенка просят показать ворону среди двух картинок.

4. Понимание действий, изображенных на картинках. Ребенок должен показать ту картинку, о которой говорит логопед

5. Понимание слов, обозначающих признаки:

  1. Логопед предлагает сравнить предметные картинки и показать: где большой медведь, а где маленький; где длинный карандаш, а где короткий, тонкий – толстый (карандаш), узкая – широкая (лента), высокий – низкий (забор).
  2. Игра «Пирамидка». Надень красное кольцо, желтое, синее, зеленое и т.д.
  3. Покажи, где круглый стол, а где прямоугольный; где треугольный флажок, а где прямоугольный.

6. Понимание пространственных наречий. Подними руки вверх, отведи в стороны, опусти вниз. Повернись вправо, влево, кругом.

Обследование понимания предложений. 

1. Выполнение действий (2-3) в одной просьбе, предъявленной на слух в предложениях различной сложности.

2. Понимание инверсионных конструкций типа:

  1. Ребенок должен определить, что сделано раньше
  2. Прочитать предложение и ответить на вопрос: «Кто приехал?»

3. Выбрать из слов, приведенных в скобках, наиболее подходящие по смыслу

4. Исправить предложение

5. Понимание сравнительных конструкций:

- Какое из двух предложений правильное?

6. Выбрать правильное предложение

7. Закончить предложение

Обследование понимания грамматических форм.

1. Понимание логико-грамматических отношений.

Ребенка просят показать, где хозяйка собаки, где владелец мотоцикла.

2. Понимание отношений, выраженных предлогами, например: птичка сидит на клетке, под клеткой, около клетки, перед клеткой, за клеткой, в клетке (ребенок должен показать соответствующую

картинку).

3. Понимание падежных окончаний существительных. Предлагают показать: линейку – ручкой, карандашом – ручку и карандаш – линейкой.

4. Понимание форм единственного и множественного числа существительного. Ребенок должен показать, на какой картине нарисован шар (шары).

5. Понимание числа прилагательных. Показать, о какой картине говорят:   зеленый – (что?), зеленые -?

6. Понимание рода прилагательных. Предлагается закончить фразу, указывая при этом на соответствующую картинку: «На картинке красное …», «На картинке красный …», «На картинке красная …».

7. Понимание единственного и

множественного числа глаголов «Я буду говорить о картинке, а ты должен показать её» («На скамейке сидят …», («На скамейке сидит …»).

8. Понимание формы мужского и женского рода глаголов прошедшего времени. Ребенку объясняется, что девочку и мальчика могут звать одинокого (Валя, Женя, Шура)

- Покажи, о ком я говорю: «Валя упала. Валя упал».

9. Понимание префиксальных изменение глагольных форм. Ребенок должен показать: где мальчик входит, а где выходит; где девочка наливает воду, а где выливает; какая дверь открыта, а какая закрыта; какая машина нагружена, а какая разгружена.

10. Понимание глаголов совершенного и несовершенного вида. Ребенку предлагается показать, где девочка моет руки, а где вымыла (снимает – снял, льет - разлил).

11. Понимание глагольных отношений.

- Покажи, где мальчик одевается сам, а где мальчика одевает мама (где девочка причесывается, а где девочку причесывают)

Называются окружающие ребенка предметы

Ложка, очки, ключ, зубная щетка, гребешок

Подбирают соответствующие картинки (например, ворона и ворота)

Подбираются сюжетные картинки, изображающие действия: девочка ест, шьет, стирает, спит, читает и т.д.

Подбирают соответствующие картинки

Картинки с изображением соответствующих предметов

Даются предложения:

«Закрой, пожалуйста, дверь и включи свет в комнате». «Достань книгу из шкафа, положи ее на стол, а сам садись на стул».

Карточка с предложением:

«Я умылся после того, как сделал зарядку»;

Петю встретил Миша.

Карточка с предложением:

«Утром к дому прилетала (стая, стайка, стадо) воробьев»

Карточка с предложением:

«Коза принесла корм девочке».

Карточки с предложениями:

«Слон больше мухи».

«Муха больше слона»

Карточка с предложением:

«Взошло солнце, потому что стало тепло. Стало тепло, потому что взошло солнце»

Карточка с незаконченным предложением: «Перелетные птицы улетали в теплые края, потому что …»

Предъявляются картинки, изображающие женщину с собакой и собаку; мужчину с мотоциклом и мотоцикл

Предъявляются специально подобранные сюжетные картинки

Перед ребенком кладут ручку, линейку, карандаш.

Подбираются предметные картинки, где изображен один предмет (шар, флажок) и много (шары, флажки).

Предъявляются сюжетные картинки с изображением одного зеленого флажка и нескольких зеленых флажков.

Подбираются предметные картинки (яблоко, шар, морковка)

Предъявляются две картинки, где одно и то же действие совершается то одним, то несколькими лицами.

Специально готовят картинки, где изображено одно и то же действие, выполняемое мальчиком и девочкой.

Подбираются сюжетные картинки, где изображены соответствующие действия.

Выдают пару картинок, где изображены действия, совершенные и совершаемые (моет – вымыл, стирает - выстирала).

Предъявляются две картинки, на которых изображено действие, совершаемое самим ребенком (мальчиком, девочкой), и где ребенку оказывают помощь в выполнении этого же действия.

ВЫВОДЫ: импрессивная речь сформирована, сформирована недостаточно.

Обследование активного словаря.

Содержание задания

Используемый речевой и наглядный материал

Ответы ребенка

Примечания (указать характер выполнения)

1

2

3

4

1. Обследование слов, обозначающих предметы.

  1. Предлагается назвать предметы, изображенные на предъявляемых картинках.

  1. Самостоятельное дополнение ребенком данного тематического ряда.

  1. Название предмета по его описанию.

Ребенку предлагается вопрос, характеризующий предмет: «Как называется помещение, где читают, выдают и получают книги?»

Кто косой, слабый, трусливый? (по признакам)

Что светит, сияет, греет? (по действию).

  1. Назвать детенышей кошки, собаки, коровы, козы, лошади, курицы, утки, волка, лисы, медведя.

  1. Нахождение обобщающих названий: доскажи: стол – мебель, а чашка – (что?), сапоги – обувь, а шуба – (что?), земляника – ягода, а боровик – (что?), комар – насекомое, а щука – (кто?)

  1. Называние обобщенных слов по группе однородных предметов.

2. Название признаков предмета:

  1. Морковь – сладкая, а редька – (какая?), ручей узенький, а река (какая?), трава низкая, а дерево (какое?) и т.д.
  2. Подобрать картинки к предметам: елка (какая?) (например, зеленая, пушистая, высокая, стройная), небо (какое?), туча - ?, письмо - ?, часы - ?, лимон - ?, стекло - ?, ножницы - ?  

3. Названия действий людей и животных

  1. Повар что делает? А что делает художник, учитель, почтальон, сапожник?

  1. Кто как передвигается (ласточка летает, а лягушка?, кузнечик?, щука, змея, воробей, еж?)
  2. Кто как кричит? Петух кукарекает, а ворона - ?, воробей - ?, голубь - ?, сорока - ?

  1. Назвать обиходные действия (например, входит, выходит, заходит, переходит, подходит, отходит)

4. Назвать времена года, их последовательность, признаки.

Какое время года здесь нарисовано? А почему ты догадался, что это зима?

5. Подобрать слова с противоположным значением (например, эта рука правая, а это - левая)

6. Подобрать синонимы (например, сверкать - блестеть) к словам.

7. Подобрать однокоренные слова к словам:

Предъявляются специально подобранные картинки с изображением предметов основных обобщающих групп (одежда, обувь, фрукты, овощи, цветы, грибы, деревья, транспорт, дикие и домашние животные, птицы, мебель и т.д.)

Называются слова: тетрадь, ручки, учебник … (карандаш, дневник).

Предъявляются специально подобранные картинки (см. а).

Можно использовать картинки.

Подбираются сюжетные картинки.

Предлагают соответствующие картинки.

Готовят предметные картинки.

Сюжетные картинки с изображением определенного действия.

Специально подобранные картинки.

К словам: большой, холодный, чистый, твердый, тупой, мокрый, широкий, светлый, высокий, старший.

Боец, радость, врач, ненависть, верный, громкий, тайна, быстрый, сильный, умный.

Бачок, бочок, лиса, леса, коза, коса, земля, красить.

          ВЫВОДЫ: активный словарный запас соответствует возрасту, ограничен.         

Обследование грамматического строя.

Содержание задания

Используемый речевой и наглядный материал

Ответы ребенка

Примечания (указать характер выполнения)

1

2

3

4

1. Составление предложений по сюжетной картинке и серии сюжетных картинок. Задаются вопросы, требующие ответов, сложными предложениями (почему, зачем? и т.д.).

2. Составление предложений по опорным словам.

3. . Составление предложений по отдельным словам, расположенным в беспорядке.

4. Подстановка недостающего предлога в предложении. Предлагается вставить пропущенное слово.

5. Пересказ текста после прослушивания:

  1. Пересказ знакомого текста.
  2. Пересказ незнакомого текста.

6. Рассказ из собственного опыта. Предлагается рассказать о любимой игрушке, книге, о животном, о празднике…

7. Словоизменение.

  1. Употребление существительного единственного и множественного числа в различных падежах. Исследование ведется по картинкам: «Чем покрыт стол? На кого смотрят дети?  Чем мальчик режет хлеб? Кого кормит девочка? Зачем дети идут в лес?»
  2. Образование форм родительного падежа множественного числа существительных. Задают вопросы: «Чего много в лесу? (деревьев, кустов, ягод, листьев). Чего много в саду? Чего много в этой комнате?»

  1. Преобразование единственного числа имен существительных во множественное по инструкции: «Я буду говорить про один предмет, а ты про много» (рука - руки)

  1. Употребление предлогов. Предлагается ответить примерно на такие вопросы. Где лежит карандаш? (в коробке). А теперь? (вынуть из коробки, положить на стол). Откуда я взял карандаш? (из коробки). Откуда упал карандаш? (со стола). Где лежит карандаш? (за коробкой). Откуда ты достал карандаш? (из-за коробки, из-под коробки)
  2. Согласование прилагательных и числительных с существительными. Предлагается производить пересчет предметов каждый раз называя числительное, прилагательное и существительное (две красные палочки, пять синих карандашей).

8. Словообразование.

  1. Образование уменьшительной формы существительного. Задание может быть предложено так: «Я буду говорить про большие предметы, а ты про маленькие».
  2. Образование прилагательных от существительных. Предлагается ответить на вопросы: «Из чего сделан стул (шкаф). Значит он какой?».
  3. Образовать сложные слова (из двух слов образовать одно).

Сюжетная картинка и серия картинок.

Карточка с опорными словами: дети, лес, корзины, земляника, цветы, спелая, сладкая.

Карточка со словами: на, катается, лыжах, Саша.

Карточка с записью предложения, в котором пропущен предлог: «Лампа висит … столом»

Тексты сказок, рассказов Толстого, Ушинского.

Подбираются сюжетные картинки.

Картинки с изображением предметов.

Предлагаются следующие существительные: коза, глаз, стул, отряд, лоб, ухо, дерево, рот, билет, перо, окно, рукав, воробей, доктор, болото, лев, рог, хлеб, сторож, завод.

Подбираются предметы мужского, женского и среднего рода с разными окончаниями во множественном числе родительного падежа (огурцы, карандаши, палочки, морковки, яблоки).

Берутся слова: ковер, гнездо, голова, сумка, ведро, птица, трава, ухо, лоб, воробей, стул, дерево.

Существительные: снег, бумага, стекло, пластмасса, мех, шерсть, пух.

Камень дробить (камнедробилка), сено косить (сенокосилка)

       

  ВЫВОДЫ: имеются нарушения согласования и управления (аграмматизм).

Обследование чтения.

Содержание задания

Используемый речевой и наглядный материал

Ответы ребенка

Примечания (указать характер выполнения)

1

2

3

4

Обследование усвоения букв.

1. Назови указанную букву.

2. Найди буквы, обозначающие звуки (близкие по способу и месту образования и акустическим признакам).

3. Назвать буквы, написанные разным шрифтом.

4. Указать правильно написанную букву рядом с зеркальным ее изображением.

5. Назвать букву, перечеркнутую

дополнительными штрихами.

6. Найти среди сходных по начертанию букв нужную.

Обследование чтения слогов.

1. Прочитать прямые слоги.

2. Прочитать обратные слоги.

3. Прочитать слоги со стечением согласных.

4. Прочитать слоги с твердыми и мягкими согласными.

Обследование чтения слов.

1. Предлагается чтение слов различной звукослоговой структуры (знакомых и малоупотребительных в речи).

2. После прочтения каждого слова логопед задает вопросы для проверки понимания прочитанного: «Где ты видел этот предмет? Что им делают?» и др.

3. При обследовании понимания слов предлагаются и такие задания:

  1. Прочитать слово, найти его изображение на картине и положить соответствующую надпись.
  2. Прочитать слово, напечатанное на карточке, и по памяти найти соответствующую картинку.
  3. Предлагаются для чтения слова, сходные по буквенному составу, а после прочтения найти картинки, соответствующие словам-паронимам.
  4. Чтение слов с пропущенными буквами.

Обследование чтения предложений.

Для обследования чтения предложений и их осмысления предлагаются задания:

  1. Прочти предложение и выполни соответствующее действие.

  1. Прочти напечатанное на карточке предложение, найди соответствующую картинку (предлагаются фразы различной синтаксической конструкции)

После прочтения предложений задаются вопросы по содержанию.

Буквы разрезной азбуки

П, Б, С, З, Ш, Ж, Р, Л, Ц, К, Г

А ą α A

ЛА, ЛМ, АЛ, ЛД, ГБ, НР, ВЗ, ВЫ, ГТ, ГЕ, КЖ, ГП, ПИ, ШШ, ШЦ.

СА, ШУ, ХА, НУ, ОС, РЫ, ДА

УМ, АХ, АС, ОР, ЫН, УС, АТ, ОМ.

СТА, КРО, ТРУ, ГЛО, ЦВИ.

ТА-ТЫ, КА-КЯ, ЗУ-ЗО, ЛО-ЛЕ, СА-СЯ, ДУ-ДЮ.

 

Рак, осы, яма, сажа, луна, очки, отряд, шалаш, санки, дятел, рюкзак, снежок, ножницы, полотенце, спички.

Бровь, журавль, строчка, кастрюля, мотоциклист, здравница, белка, балка, баран, банки.

Картинки с изображением предметов, животных и т.д.; отдельные карточки с надписями к этим картинкам.

Отдельные карточки с надписями к этим картинкам.

Зуб – суп, жук – сук, папа – баба, коза – коса, уточка – удочка,    шкаф – шарф, стол – ствол.

Руч…а, …апочки, к…ыш…а.

Карточки с заданием: «Подойди к стене», «Покажи глаз», «Возьми ручку», «Встань со стула».

«Лампа стоит на круглом столе», «Мама разливает из кастрюли суп в тарелки», «Собака хозяина убежала в сад», «Хозяин собаки привязал её к конуре», «Оля старше Кати».

 

Обследование чтения текста. 

При обследовании чтения текста используются рассказы Л.Н. Толстого, К.Д.Ушинского и другие, соответствующие знаниям ребенка, доступные ему по объему и содержанию, отвечающие программным требованиям того класса, в котором обучается обследуемый.

Обследование понимания текста проводят на основе пересказа и ответов на вопросы о прочитанном.

ВЫВОДЫ: неусвоение букв, побуквенное чтение, послоговое чтение, искажение звуко-слоговой структуры слова, нарушение понимания читаемого.

Обследование письма.

Прием

Используемый речевой и картинный материал

Письменная работа ребенка

Примечания (характеристика выполнения)

1

2

3

4

Письмо по слуху: 1. Букв

  1. Записать под диктовку строчные буквы (в случае забывания обозначить букву точкой).
  2. Записать прописные буквы.

  1. Диктант из букв, близких по способу и месту образования и акустическим признакам.

2. Слогов.

  1. Диктуются прямые слоги

  1. Обратные слоги

  1. Закрытые

  1. Слоги со стечением согласных.

  1. Слоги, в которых один и тот же согласный звук входит то в мягкий, то в твердый слог.
  2. Оппозиционные слоги.

3. Диктант слов различной структуры.

4. Запись предложения после однократного прослушивания.

5. Диктант из текста должен отвечать программным требованиям и включать в себя слова, содержащие звуки, близкие по способу и месту образования и акустическим признакам.

Списывание.

  1. Списать слова с рукописного текста.

  1. Списать слова с печатного текста.

  1. Списать предложения с рукописного текста.
  2. Списать предложения с печатного текста.
  3. Списать текст.

Самостоятельное письмо.

  1. Написать самостоятельно прописные гласные буквы, строчные согласные.
  2. Записать разные слоги (закрытый, открытый, прямой, обратный).
  3. Написать односложные, двухсложные, трехсложные,  

четырехсложные слова.

  1. Подписать предметные рисунки (слова).

  1. Придумать предложение и записать.

  1. Дать подписи к сюжетным картинкам (предложения).

  1. Составить предложение из данных слов и записать.

  1. Составить и записать рассказ по серии сюжетных картинок (для учащихся 2-4 кл.).

  1. Составить и записать рассказ на определенную тему.

И, и, ш, т, ы, ш, з, ц, е, г, л, д, у, б, э, ф, и, ч, е, ы, в, ж, ъ, х.

Г, з, д, г, ы, к, ч, у, е, т, ц, п, л, в, м, ф, е, ж, щ.

С, ш, ч, х, э, ц, л, р.

На, ба, са, ко, ку, шо, чи, мя, ня, ля.

Ан, от, ас, яр, ац.

Рак, сом, сон, нам, там, дам, ком.

Ста, дро, тру, мло, кру, мто.

Ма - мя, лу – лю, та – тя, Ра – ря,   са – ся, зу – зю, ка – кю, до – де.

Са – за, па – ба, та – да, ку – гу, ша – жа, во – фо.

Куст, щука, грач, утки, природа, лыжи, шарф, сильный, пружина, старушка, чтение, заснуть.

На лужайках зеленая трава.

1 кл. У Зины щетка. Зина чистит туфли. Мама хвалит дочку.

2 кл. Наша школа большая. Всюду тихо. Идут уроки. Наш класс светлый, у доски Дима. Дима пишет. Мы тоже пишем в тетрадях.

3 кл. Вот и весна, лужи высохли. Юра и Женя Чулковы в саду. Тут и собака Жучка. Она лает на птиц. Ребята сажают яблони. День большой. Можно долго работать.

4 кл.     Ёжик.

Пришли дети в лес. В лесу тишина. Только легкий ветерок шелестит листьями деревьев. Дети сели отдыхать у ручья. Мальчики искали сучья для костра. В кустах они нашли ежика. Он зарылся в сухие листья. Ребята положили ежика в шапку и унесли домой.

Ключ, круги, убрал, аист, глазок, улица, чищу, крыльцо, молоток.

Бант, насмешка, уснет, несет, ножницы, скворец, гнездо, морковь.

Наши бойцы защищали город на Волге.

Вот замелькали в воздухе белые пушистые снежинки.

В Москве.

Москва – центр страны. Хороша Москва летом. Зеленые деревья украшают город. В садах и на бульварах много цветов.

Груша, яблоко, ножницы, свеча, заяц, помидор, огурец, тарелка, луна, куст, речка, трактор.

Сюжетные картинки: девочка поливает цветы, мальчик играет с собакой.

Под, лежит, зайка, кустом, дождя, после, лужи.

                                                                                         

                                                              4.3. Требования к уровню подготовки воспитанников

• Различает  звуки:

изолированно;

в слоговых сочетаниях;

в словах;

в предложениях;

в речевом потоке;

• запоминает и воспроизводит звуковой ряд;

• воспроизводит звукослоговые ряды с различной интонацией» силой голоса, ударением, предлагаемыми логопедом;

• умеет различать интонационные средства выразительности в речи логопеда (чтение стихотворений);

• умеет изменять громкость голоса, темп речи в зависимости от целей общения (воспроизводить слова и доступные фразы — громко, тихо, вполголоса, медленно, умеренно, быстро);

• умеет правильно пользоваться восклицательной, вопросительной и повествовательной интонацией;

• воспроизводит ритмические рисунки, предъявленные логопедом;

• дифференцирует звуки на слух, выделять их в ряде других звуков;

• находит звуки в слове;

• определяет место звука в слове;

• выделяет гласный звук в положении после согласного. Анализ и синтез прямого слога типа са, со, су;

• имеет  навык согласования прилагательных с существительными в роде, числе, падеже и образования относительных прилагательных;

• умеет различать и оценивать правильные эталоны произношения в чужой и собственной речи;

• согласовывает числительные с существительными;

• подбирает  однокоренные слова;

• образовывает  сложные слова;

• составляет  предложения по демонстрации действий, картине, вопросам;

• составляет предложения по опорным словам;

• составляет предложения по картине, серии картин, пересказ;

• знает стихотворения;

• имеет самостоятельность в «оречевлении» предметно-практической деятельности с соблюдением фонетической правильности речи.

                                                                                     5. Список литературы

  1. Каше Г. А. Подготовка к школе детей с недостатками речи. -М.: Просвещение, 1985.
  2. Крылова О. Н.  Самсонова Л. Ю. Знакомство с грамотой и окружающим миром. - М.: Издательство «Экзамен», 2010.
  3. Филичева Т. Б. Дети с фонетико-фонематическим недоразвитием. –М.: ГНОМ-Пресс,1999.
  4.  Цуканова С. П.  Бетц Л. Л. Учим ребенка говорить и читать. 1 период обучения. – М.: Издательство  ГНОМ и Д, 2009.
  5. Цуканова С. П. Бетц Л. Л. Учим ребенка говорить и читать. 2 период обучения. – М.: Издательство  ГНОМ и Д, 2009.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа дополнительного образования по художественно - ручному труду «Волшебный сундучок» для детей 4- 5 лет Программа дополнительного образования по художественно - ручному труду «Волшебный сундучок» для детей 4- 5 лет

      Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждениеКиселевского городского округа «Детский сад № 46 компенсирующего вида» УТВЕРЖДАЮЗаведующий МАДОУ де...

Дополнительная общеобразовательная программа (дополнительная общеразвивающая программа) кружка "Юный художник"

Программа кружка по рисованию "Юный художник". Программа рассчитана на 4 года обучения....

Дополнительная общеобразовательная программа - дополнительная общеразвивающая программа по изобразительной деятельности "Цветная палитра"

Программа "Цветная палитра" разработана на основе программы И. А. Лыковой "Изобразительное творчество в детском саду" и направлена на целостное развитие творческих способностей детей дошкольного возра...

Рабочая программа, обеспечивающая реализацию дополнительной общеобразовательной программы – дополнительной общеразвивающей программы художественной направленности «Радуга» для детей 5-6 лет

 Программа «Радуга» имеет художественную направленность, ее реализация позволяет не только удовлетворить сформировавшиеся потребности населения, но и создать условия для развит...

Дополнительная общеобразовательная программа- дополнительная общеразвивающая программа «Ладушки» для детей (6-7 лет) срок реализации программы 1год

           Одним из главных показателей становления личности на этапе дошкольного детства является эстетическое развитие ребенка. В специально организованной худож...