пальчиковые гимнастики для дошкольников.
картотека по коррекционной педагогике на тему
Предварительный просмотр:
Пальчиковые гимнастики
Пароход
Пароход плывет по речке
и пыхтит он, словно печка.
Обе ладони поставлены на ребро, мизинцы прижаты, большие пальцы подняты вверх.
Очки
Бабушка очки надела
И внучонка разглядела.
Большой палец правой и левой руки вместе с остальными образуют колечко.
Колечко поднести к глазам.
Стул
Ножки, спинка и сиденье-
вот вам стул на удивленье.
Левая ладонь вертикально вверх. К ее нижней части приставляется кулачок большим пальцем к себе. По счету менять положение рук.
Стол
У стола четыре ножки,
Сверху крышка как ладошка.
Левая рука складывается в кулачок. Сверху на кулачок опускается ладошка правой руки. Локоть правой руки находится параллельно полу. По счету менять положение рук.
Грабли
Листья падают в саду,
Я их граблями смету.
Ладони рук развернуты к себе, пальчики переплетены между собой, выпрямлены и тоже направлены на себя.
Цепочка
Пальчики перебираем
И цепочку получаем.
Большой и указательный пальцы левой руки в кольце, через него попеременно пропускаются колечки из пальчиков правой руки: большой - указательный, большой - средний и т.д. В упражнении участвуют все пальчики.
Скворечник
Скворец в скворечнике живет
И песню звонкую поет.
Ладошки вертикально поставлены друг к другу, мизинцы прижаты (как лодочка), а большие пальцы загнуты внутрь.
Шарик
надуваем быстро шарик.
Он становится большой.
Вдруг шар лопнул, воздух вышел-
стал он тонкий и худой.
Все пальчики обеих рук в «цепочке» и соприкасаются кончиками. в этом положении дуем на них, при этом пальчики принимают форму шара. Воздух «выходит», и пальчики принимают исходное положение.
Собака
У собаки острый носик,
Есть и шейка, есть и хвостик.
Правая ладонь становится на ребро, на себя. Большой палец поднимается вверх. Указательный, средний и безымянный – вместе. Мизинец попеременно опускается и поднимается.
Кошка
А у кошки ушки на макушке,
Чтобы лучше слышать мышь в норушке.
Средний и безымянный пальцы упираются в большой. Указательный палец и мизинец подняты вверх.
Мышка
Серенький комок сидит
И бумажкой все шуршит.
Средний и безымянный пальцы упираются в большой.
Указательный палец и мизинец согнуты в дуги и прижаты к среднему и безымянному пальцам.
Зайка
Ушки длинные у зайки,
Из кустов они торчат.
Он и прыгает, и скачет,
Веселит своих зайчат.
Пальчики согнуты в кулачок. Указательный и средний пальцы выставлены вверх. Ими необходимо шевелить в стороны и вперед.
Зайка и барабан
Зайка взял свой барабан
И ударил трам-трам-трам.
И ударил трам-трам-трам.
Пальчики согнуты в кулачок. Указательный и средний пальцы подняты вверх и прижаты друг к другу. Безымянным и мизинцем поочередно стучать по большому пальцу.
Коза
Идет коза рогатая
За малыми ребятами.
Внутренняя сторона ладони опущена вниз. Указательный палец и мизинец выставлены вперед и двигаются в разные стороны. Средний и безымянный пальцы прижаты к ладони и обхвачены большим.
Осы
Осы любят сладкое,
К сладкому летят.
И укусят осы,
Если захотят.
Выставить средний палец, зажать его между указательным и безымянным, вращать ими в разные стороны.
Краб
Краб ползет по дну,
Выставив клешню.
Ладони вниз, пальцы перекрещены и опущены вниз. Большие пальцы к себе.
Передвигать на пальчиках ладони в одну сторону, затем в другую.
Крокодил
Крокодил плывет по речке,
Выпучив свои глаза.
Он зеленый весь, как тина,
От макушки до хвоста.
Ладонь выставлена вперед параллельно полу. Большой палец под ладонью. Указательный и мизинец согнуты (глаза) и прижаты соответственно к среднему и безымянному пальцу.
Моя семья
Вот дедушка,
Вот бабушка,
Вот папочка,
Вот мамочка,
Вот деточка моя,
А вот и вся семья.
Поочередно пригибать пальчики к ладошке, начиная с большого, а со слов «А вот и вся семья» второй рукой охватывать весь кулачок.
Наш малыш
Этот пальчик – дедушка,
Этот пальчик- бабушка,
Этот пальчик - папочка,
Этот пальчик – мамочка,
Этот пальчик – наш малыш.
Согнуть пальцы в кулачок, затем по очереди разгибать их, начиная с большого пальца.
Шалун
Наша Маша варила кашу.
Кашу сварила, малышей накормила:
Этому дала,
Этому дала,
Этому дала,
Этому дала,
А этому не дала.
Он много шалил.
Свою тарелку разбил.
На первые две строчки чертить пальцем круги по ладошке. На следующие четыре строчки загибать пальцы с проговариванием соответствующих слов. Со словами седьмой строчки пальцами другой руки брать мизинчик и слегка покачивать.
Пальчики
Раз-два-три-четыре-пять-
Вышли пальчики гулять.
Раз-два-три-четыре-пять-
В домик спрятались опять.
Поочередно разгибать все пальцы, начиная с мизинцы, затем сгибть их в том же порядке.
Пальчики здороваются
Я здороваюсь везде-
Дома и на улице.
Даже «здравствуй!» говорю
Я соседской курице.
Кончиком большого пальца правой руки поочередно касаться кончиков указательного, среднего, безымянного пальцев и мизинца, проделать то же самое левой рукой.
Повстречал ежонка еж:
«Здравствуй, братец! Как живешь?»
Одновременно кончиками больших пальцев правой и левой рук поочередно касаться кончиков указательных, средних, безымянных пальцев и мизинцев.
Здравствуй
Здравствуй, солнце золотое!
Здравствуй, небо голубое!
Здравствуй, вольный ветерок!
Здравствуй, маленький дубок!
Мы живем в одном краю-
Всех я вас приветствую!
Пальцами правой руки по очереди «здороваться» с пальцами левой руки похлопывая друг друга кончиками.
Комарик
Не кусай, комарик злой!
Я бегу уже домой.
Сжать кулачок. Указательный палец выдвинуть вперед - это «хоботок», которым «комарик» пытается «укусить» ребенка. Мизинец и большой пальцы, расслабив, опустить вниз (это- «лапки»).
Зайчик-кольцо
Прыгнул заинька с крылечка
И в траве нашел колечко.
А колечко непростое-
Блестит, словно золотое.
Упражнение основано на переходе из одной позиции в другую:
а) пальцы - в кулачок, выдвинуть указательный и средний пальцы и развести их в стороны; б) большой и указательный пальцы соединить в кольцо, остальные развести в стороны.
Бабочка
Бабочка-коробочка,
Улетай под облачко.
Там твои детки на березовой ветке.
Скрестить запястья обеих рук и прижать ладони тыльной стороной друг к другу. Пальцы прямые. «Бабочка сидит». Ладони прямые и напряжены. Пальцы не сгибать. Легким, но резким движением рук в запястьях имитировать полет бабочки.
Братцы
Пошли два братца
Вместе прогуляться,
А за ними еще два братца.
Ну а старший - не гулял,
Очень громко их позвал.
Он за стол их посадил,
Вкусной кашей накормил.
Ладонь положить на стол. Прямые пальцы соединить. Раздвинуть в стороны две пары пальцев: сначала мизинец и безымянный, затем – средний и указательный. Большим пальцем «звать» братьев и «кормить» кашей.
Колечко
Поочередно и как можно быстрее перебирайте пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем последовательно указательный, средний и т.д. Проба выполняется в прямом (от мизинца к указательному пальцу) порядке. Вначале упражнение выполняется каждой рукой отдельно, затем вместе.
Кулак-ребро-ладонь.
Ребенку показывают три положения руки на плоскости стола, последовательно сменяющих друг друга. Ладонь на плоскости, ладонь сжатая в кулак, ладонь ребром на плоскости стола, распрямленная ладонь на плоскости стола. Ребенок выполняет пробу вместе с педагогом, затем по памяти в течение 8-10 повторений моторной программы. Проба выполняется сначала правой рукой, потом- левой, затем- двумя руками вместе. При усвоении программы или при затруднениях в выполнении педагог предлагает ребенку помогать себе командами («кулак-ребро-ладонь»), произносимыми вслух или про себя.
Мельница.
Ребенок и взрослый садятся друг против друга, каждый сжимает руки в замок. Взрослый произносит: «Моя пашет!» - вытягивая указательный палец правой руки. «Моя сеет!» - вытягивая указательный палец левой руки. «Моя спеет!» - вытягивая средний палец правой руки. «Моя жнет!» - поднимая средний палец левой руки. Перечисление разных видов работ «молотит», «мелет», «пироги печет») продолжается, пока не будут перебраны все пальцы.
Дружба
Дружат в нашей группе
Девочки и мальчики.
Мы с тобой подружим
Маленькие пальчики.
Первые две строчки – обхватить правой ладонью левую и покачивать в ритме стихотворения. Следующие две строчки – обхватить левой рукой правую и покачивать в ритме стихотворения.
В гости к пальчику большому
В гости к пальчику большому
Приходили прямо к дому
Указательный и средний,
Безымянный и последний.
Сам мизинчик-малышок,
Постучался на порог.
Вместе пальчики-друзья,
Друг без друга им нельзя.
На первую строчку – выставляем вверх большие пальцы, на вторую – соединяем под углом кончики пальцев обеих рук. На третью – поочередно называемые пальцы соединяются с большим на двух руках одновременно. Затем вверх выставляются только мизинцы, другие пальцы сжаты в кулак. На шестую – кулачки стучат друг о друга. На последние две строчки – ритмичное сжатие пальцев на обеих руках.
Наши пальцы
Пальцы встали дружно в ряд
(показать ладони с выпрямленными пальцами).
Десять крепеньких ребят
(сжать пальцы в кулак).
Эти два – всему указки
(показать два указательных пальца),
Все покажут без подсказки
(придержать их большими пальцами).
Пальцы - два середнячка
(показать два средних пальца),
Два здоровых бодрячка
(придерживать их большими пальцами).
Ну, а эти безымянны молчуны, всегда упрямы.
(Показать безымянные пальцы, остальные придерживать большими пальцами).
Два мизинца-коротышки (показать мизинцы, остальные придерживать большими пальцами).
Пальцы главные средь них (показать два больших пальца, остальные сжать в кулаки),
Два больших и удалых.
Шарик
Надуваем быстро шарик –
Он становится большим.
Вдруг наш шарик лопнул,
Воздух вышел – ш-ш-ш!
Стал он тонким и худым.
Пальцы обеих рук собраны в щепотку и соприкасаются кончиками. Дуем на них – пальцы принимают форму шара.
Воздух выходит – пальцы в исходное положение.
Здравствуй
Здравствуй, полянка большая!
Здравствуй, трава-мурава!
Здравствуй, ягодка лесная!
Ты поспела и вкусна.
Мы лукошечко несем,
Всю тебя мы соберем.
Пальцы правой руки по очереди здороваются с пальцами левой, похлопывая друг друга кончиками.
Травка
Ветерок шуршит травой,
Прячет ягодку от нас,
Только мы ее найдем,
На варенье соберем.
Ладони вывернуты к себе, пальцы растопырены. Интенсивное трепетание пальцами.
За грибами
Солнце утром встало рано, всех детишек приласкало.
(Ладони скрестить, пальцы широко раздвинуть – солнышко.)
За грабами мы пошли.
(Пальцы «идут» по столу, коленям.)
Три лукошка принесли.
(Показать три пальца.)
Корзинка
В лес корзинку я беру
И грибы в нее кладу.
Ладони на себя, пальцы переплести, локти развести в стороны – ладони «разъезжаются», и между пальцами образуются зазоры.
Груздь
Груздь на солнце греет бок…
В кузовок иди, грибок.
Указательный палец правой руки – ножка; пальцы левой сомкнуты вместе – шляпка. Произнося скороговорки, менять шляпку и ножку. кузовок – переплетенные пальцы обеих рук плотно смыкаются, «забирая» к себе грибок.
Апельсин
Мы делили апельсин. Много нас, а он один. (Покрутить сжатым кулачком левой руки, растопырить пальцы правой руки, поднять указательный палец левой руки, остальные пальцы сжаты.)
Эта долька для ежа. (Левая рука сжата в кулак, мизинец отогнут.)
Эта долька для чижа. (Отогнуть безымянный палец.)
Эта долька для утят. (Отогнуть средний палец.)
Эта долька для котят. (Отогнуть указательный палец.)
Эта долька для бобра. (Отогнуть большой палец.)
А для волка - кожура. (Ладонь повернуть тыльной стороной кверху, округлив пальцы, и погладить кожуру.)
Он сердит на нас. Беда! (Ладони соприкасаются основаниями, чуть согнутые пальцы постукивают по тем же пальцам другой руки – как волчьи зубы.)
Разбегайтесь кто куда!
(Руки «разбегаются» по столу или по коленкам, стуча пальцами.)
Слива
Мы пришли в фруктовый сад,
Стали сливы собирать.
сливы сладкие как мед,
Сами просятся к нам в рот.
Большой и указательный пальцы левой руки образуют овал, указательный палец правой руки полусогнут и приставлен к сливе (овал).
Зайка
Под высокою сосной
Сидит заинька косой.
Одна рука – сосна (пальцы растопырены, подняты вверх), на второй руке указательный и средний пальцы образуют ушки зайца, остальные пальцы сжаты.
Дерево
У дерева ствол,
На стволе много веток,
А листья на ветках
Зеленого цвета.
Прижать ладони тыльной стороной друг к другу. Пальцы растопырены и чуть-чуть приподняты вверх Шевелить кистями и пальцами.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Пальчиковая гимнастика для дошкольников
Для развития речи дошкольников необходимо развивать моторику пальцев рук. В помощь воспитателям и родителям предлагаю ознакомиться с упражнениями....
![](/sites/default/files/pictures/2013/04/04/picture-235409-1365073949.jpg)
Пальчиковая гимнастика для дошкольников
Уважаемые родители! Пальчиковая гимнастика для дошкольников играет очень важную роль. С ее помощью развивается не только мелкая моторика, но также и речевой центр ребенка....
![](/sites/default/files/pictures/2013/08/19/picture-281965-1376939246.jpg)
Пальчиковая гимнастика для дошкольников.
Подборка пальчиковой гимнастики для дошкольников,которую можно использовать в НОД.Помогает развивать мелкую моторику рук....
![](/sites/default/files/pictures/2013/10/12/picture-308092-1381597084.jpg)
Оздоравливающие упражнения и пальчиковая гимнастика для дошкольников
Оздоравливающие упражнения для дошкольников. Пальчиковая гимнастика....
![](/sites/default/files/pictures/2013/02/26/picture-212224-1361882925.jpg)
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ «Значение пальчиковой гимнастики для дошкольников»
"Руки учат голову, затем поумневшая голова учит руки, аумелые руки снова способствуют развитию мозга” Иван Петрович Павлов. В течение дошкольного детства ребён...
Пальчиковая гимнастика для дошкольников.
Пальчиковая гимнастика – это игра – обучай-ка для развития мелкой моторики....