Программа Психолого- педагогического сопровождения эмоционально – коммуникативной сферы дошкольников (старшая группа)
методическая разработка по коррекционной педагогике (старшая группа) на тему

Никитина Елена Сергеевна

Цель программы: Создание условий для развития эмоциональной отзывчивости и навыков общения со сверстниками.

Задачи:

1.     Развитие эмоциональной сферы. Введение ребенка в мир человеческих эмоций.

2.     Развитие коммуникативных умений, необходимых для успешного развития процесса общения.

3.     Развитие волевой сферы – произвольности и психических процессов, саморегуляции, необходимых для успешного обучения в школе.

4.     Развитие личностной сферы – формирование адекватной самооценки, повышение уверенности в себе.

5.     Развитие интеллектуальной сферы – развитие мыслительных умений, наглядно-действенного, наглядно-образного, словесно-логического, творческого и критического мышления.

6.     Формирование позитивной мотивации к обучению.

7.     Развитие познавательных и психических процессов – восприятия, памяти, внимания, воображения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение муниципального образования г.Нягань «Детский сад  общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по социально-личностному направлению развития детей №11 «Елочка»

Программа

Психолого- педагогического сопровождения   эмоционально – коммуникативной сферы дошкольников (старшая группа)

 

 

Составитель:

педагог- психолог

Никитина Елена Сергеевна

2016г

Пояснительная записка

 Элементарные нравственные представления и чувства, простейшие навыки поведения, приобретенные ребенком в этот период, должны стать «культурными», то есть превратиться в высшие психологические функции и стать фундаментом для развития новых форм поведения, правил и норм.

     Данная программа разработана на основе программы психолого-педагогических занятий для дошкольников «Цветик- Семицветик» под редакцией Н.Ю. Куражевой , «Давайте поиграем» тренинговое развитие мира социальных отношений детей 3-4, 4-5, 5-6  лет, Развитие эмоциональной отзывчивости и навыков общения у детей 3-7 лет Игры и упражнения М.В.Егорова,  «Давайте познакомимся» тренинговое развитие и коррекция эмоционального мира дошкольников 4- 6 лет под редакцией И.А. Пазухиной

Новизна программы заключается в том, что она предусматривает непрерывное психологическое сопровождение и развитие ребенка на протяжении всего дошкольного возраста, с учетом динамики развития каждого психического процесса и каждой сферы психики по месяцам в течение каждого года.

Основная идея работы – ориентация на сверстника, а не на педагога; говорение хором; удержание правил; усиление круга. Интеграция и систематизация психологического материала, что предполагает объединение различных направлений деятельности психолога ДОУ.

Цель программы: Создание условий для развития эмоциональной отзывчивости и навыков общения со сверстниками.

Задачи:

  1. Развитие эмоциональной сферы. Введение ребенка в мир человеческих эмоций.
  2. Развитие коммуникативных умений, необходимых для успешного развития процесса общения.
  3. Развитие волевой сферы – произвольности и психических процессов, саморегуляции, необходимых для успешного обучения в школе.
  4. Развитие личностной сферы – формирование адекватной самооценки, повышение уверенности в себе.
  5. Развитие интеллектуальной сферы – развитие мыслительных умений, наглядно-действенного, наглядно-образного, словесно-логического, творческого и критического мышления.
  6. Формирование позитивной мотивации к обучению.
  7. Развитие познавательных и психических процессов – восприятия, памяти, внимания, воображения.

Форма работы: групповая

Программа рассчитана на 36  занятий продолжительностью 30 минут,  1 раз в неделю.

Общее  время, необходимое  для реализации всей коррекционно развивающей программы  18 часов в год

Программа состоит из четырех блоков:  I - диагностический блок,  диагностический блок состоит из 4 занятий по диагностике детей и включен в Коррекцтонно-развивающий блок,  II - установочный блок, III – коррекционно – развивающий блок, IV - блок оценки эффективности коррекционно-развивающих воздействий 

Концептуальная основа программы.

Содержание программы строится на идеях развивающего обучения, с учетом возрастных и индивидуальных особенностей и зон ближайшего развития.

Рефлексивно-деятельностный подход позволяет решать задачи развития психических функций через использование различных видов деятельности, свойственных данному возрасту. Принцип личностно-ориентированного подхода предлагает выбор и построение материала исходя из индивидуальности каждого ребенка, ориентируясь на его потребности и потенциальные возможности. Повышение эффективности основано на идеях поэтапного формирования действий.

Формы работы с детьми в рамках программы:

Групповые занятия

Продолжительность занятий зависит от возрастной категории детей.

Возраст

Число детей в группе

Время занятия

3-4 года

5-6 человек

20 мин

4-5 лет

6-7 человек

20 мин

5-6 лет

7-8 человек

25 мин

6-7 лет

8-10 человек

30 мин.

Последовательность предъявления тем и количество часов на каждую тему могут варьироваться в зависимости от интереса детей и результатов наблюдений психолога.

Построение программы для каждого возраста ориентировано на удовлетворение ведущей потребности, свойственной конкретному периоду детства, и основано на развитие ведущего психического процесса или сферы психики.

В частности:

Вторая младшая группа -  восприятие;

Средняя группа – восприятие, эмоциональная сфера;

Старшая группа - эмоциональная сфера, коммуникативная сфера, личностно-волевая сфера.

Занятия на развитие психических процессов (памяти, внимания, воображения, мышления), а также на развитие волевой и психофизиологической сферы подобрано в соответствии с темами занятий.

Занятия проводятся в помещении с соблюдением санитарно-гигиенических норм и правил.

Оснащение занятий:

  1. Фонотека.
  2. Настольно-печатные игры.
  3. Предметные игрушки.
  4. Доска.
  5. Цветные мелки.
  6. Краски, карандаши, фломастеры.
  7. Писчая и цветная бумага.
  8. Строительный материал.
  9. Ковер
  10.  Рабочие тетради

Принципы проведения занятий:

  1. Системность подачи материала.
  2. Наглядность обучения.
  3. Цикличность построения занятий.
  4. Доступность.
  5. Проблемность.
  6. Развивающий и воспитательный характер учебного материала.

Каждое занятие содержит в себе следующие этапы:

  1. Организационный этап.

Создание эмоционального настроя в группе.

Упражнения и игры с целью привлечения внимания детей.

  1. Мотивационный этап.

Сообщение темы занятия, прояснение тематических понятий;

Выяснения исходного уровня знаний детей по данной теме.

  1. Практический этап.

Подача новой информации на основе имеющихся данных;

Задания на развитие познавательных процессов (восприятия, памяти, мышления, воображения) и творческих способностей.

Обработка полученных навыков на практике.

  1. Рефлексивный этап.

Обобщение полученных знаний.

Подведение итогов занятия.

Индивидуальная работа.

Этот вид работы включает в себя входную (в начале года), промежуточную (В середине года), и итоговую (в конце года) диагностику познавательных процессов; эмоциональной, личностной и волевой сферы. Ее результаты могут быть использованы в индивидуальном подходе к ребенку на занятиях, в составлении коррекционной программы и в консультировании родителей и педагогов.

Поводом для разработки данной коррекционной программы служит обращение педагога группы с целью формирования компетенций эмоциональной отзывчивости и навыков общения дошкольников в старшей группе

Проблема: несформированность навыков общения и взаимодействия с ровесниками

Особенности психологического курса

Старшая группа

В этом возрасте у детей активно развиваются и начинают приобретать произвольный характер. Проявляются зачатки ответственности за порученное дело. Поэтому длительность занятия увеличивается на 10 минут.

При общение ребенок обращает внимание на нравственные качества и черты характера сверстников, совершенствуется эмоционально-личностная  сфера. В связи с этим каждое занятие начинается с обмена новостями, помимо этого такое начало занятий развивает умение выступать публично. Игры, проводимые во время динамических пауз, становятся более сложными, по сравнению с занятиями для более раннего возраста, занятия насыщаются вербальным и невербальным общением. Много занятий в данной части программы посвящены осознанию собственной личности и личности других, также общению.

Однако ведущий тип деятельности в этом возрасте – игра, поэтому все занятия насыщены играми, присутствуют персонажи и соблюдается игровой сюжет и мотивация.

В данном возрасте ребенок уже может подчинять свои желания требованиям коллектива, поэтому несколько занятий в данной программе посвящены этикету.

Коллективные занятия по психологии учитывают активное развитие всех психических процессов, свойств и состояний (восприятие, внимание, мышление, память, воображение, речь, эмоции). В развивающих играх даются задания на развитие наглядно-образного и словесно-логического мышления ( разрезные картинки, сюжетные картинки), эмоциональной сферы (расширение представлений об эмоциях: радость. Грусть, злость, удивление, страх, спокойствие), памяти, внимания, воображения, пространственной ориентировки (графические диктанты, рисунки по клеточкам) и саморегуляции.

Задачи психологического курса:

  1. Создавать условия для формирования элементов произвольности психических процессов у детей во всех видах деятельности.
  2. Поддерживать и создавать условия для развития творческого потенциала ребенка.
  3. Побуждать детей к проявлению инициативы и самостоятельности мышления во всех видах деятельности.
  4. Способствовать самопознанию ребенка.
  5. Развивать саморегуляцию эмоциональных реакций.
  6. Совершенствовать коммуникативные навыки дошкольников, развивать совместную деятельность детей.
  7. организовывать совместную деятельность с целью развития навыков сотрудничества.

Возрастные особенности детей:

Показатели

Нормативы

Ведущая потребность

Потребность в общении

Ведущая функция

Воображение

Игровая деятельность

Усложнение игровых замыслов, длительные игровые объединения.

Отношения со взрослыми

Внеситуативно-деловое + внеситуативно-личностное: взрослый – источник информации, собеседник.

Отношения со сверстниками

Ситуативно-деловое: углубление интереса как к партнеру по играм, предпочтении в общении.

Эмоции

Преобладание ровного оптимистичного настроения.

Способ познания

Общение со взрослым, сверстником, самостоятельная деятельность, экспериментирование

Объект познания

Предметы и явления непосредственно не воспринимаемые, нравственные нормы.

Восприятие

Знания о предметах и их свойствах расширяются (восприятие времени, пространства), организуются в систему и используются в различных видах деятельности.

Внимание

Начало формирования произвольного внимания. Удерживает внимание 15-20 мин. Объем внимание 8-10 предметов.

Память

Развитие целенаправленного запоминания. Объем памяти 5-7 предметов из 10, 3-4 действия.

Мышление

Наглядно-образное, начало формирования логического мышления.

Воображение

Развитие творческого воображения.

Условия успешности

Собственный широкий кругозор, хорошо развитая речь

Новообразования возраста

  1. Планирующая функция речи.
  2. Предвосхищение результата деятельности.
  3. Начало формирования высших чувств (интеллектуальные, моральные, эстетические).

Тематическое планирование психологических занятий

Старшая группа

Сентябрь

Название занятия

Источник

Цель

Материалы

1

Знакомство

Н.Ю. Куражева «Цветик - Семицветик» стр. 14

Познакомить детей друг с другом, сплотить группу. Развивать невербальное и вербальное общение. Снять телесное и эмоциональное напряжение.

Игрушка Петрушка, клубок ниток, «волшебная» палочка», карандаши, бумага, изображение поляны, музыкальное сопровождение.

2

Наша группа. Что мы умеем.

Н.Ю. Куражева «Цветик - Семицветик» стр. 18

Продолжать знакомить детей друг с другом, делать группу сплочённой, обогащать знания детей друг о друге. Способствовать осознанию ребёнком своих положительных качеств; совершенствовать умение выступать перед группой. Развивать вербальное и невербальное общение. Формировать отношения доверия, умение сотрудничать. Снять телесное и эмоциональное напряжение. Развивать внимание, память, мышление, воображение. Развивать мелкую и общую моторику. Развивать навыки самосознания.

Игрушка Петрушка, магнитофон, разрезанные картинки, 2 картинки для игры 2Найди 10 отличий»,указка, игрушка (кегли), карандаши, бумага, платок.

3

Правила поведения на занятиях.

Н.Ю. Куражева «Цветик - Семицветик» стр. 22

Познакомить детей с правилами поведения группе. Продолжать формировать навыки вербального и невербального общения, вежливого обращения. Развивать внимание, память, наглядно-образное и словесно-логическое мышление. Развивать мелкую и общую моторику. Снятие эмоционального и телесного напряжения.

Игрушка Петрушка, шкатулка, нарисованные ключи, письмо от Феи, магнитофон, карандаши, рабочие тетради, мяч, картинки со схематическими изображением правил.

4

Страна «ПСИХОЛОГИЯ»

Н.Ю. Куражева «Цветик - Семицветик» стр. 27

Познакомить детей друг с другом, сплотить группу. Развивать невербальное и вербальное общение. Снять телесное и эмоциональное напряжение.

Игрушка Петрушка, карта страны «ПСИХОЛОГиЯ», смайлики, рабочие тетради, цветные карандаши, демонстрационный материал к заданию «Раскрась коврик», настольно-печатная игра «Театр настроения», 3 пары следов.

Календарно- тематическое планирование

Сентябрь

Занятие 1. Знакомство

Цели

1. Познакомить детей друг с другом, сплотить группу.

2. Развивать невербальное и вербальное общение.

3. Снять телесное и эмоциональное напряжение.

Материалы

Игрушка Петрушка, клубок ниток, «волшебная  палочка, карандаши, бумага,

скотч, изображение поляны, музыкальное сопровождение.

Ход занятия

I этап. Организационный

Приветствие

П си х о л о г . Здравствуйте, ребята! Давайте знакомиться. Меня зовут...

С этого дня мы с вами будем встречаться, вместе играть, рисовать, разговаривать,

делиться своими новостями и настроением.

II этап. Мотивационный

1. Появление персонажа Петрушка

Петрушка предлагает свою помощь в знакомстве детей и в организации игр.

2. Игра «Клубочек имен»

П с их о л о г . У меня в руках волшебный клубочек. Я его передаю своему

соседу слева, но сама продолжаю держать ниточку. И так каждый передает

клубочек, пока он не вернется ко мне обратно. Передавая клубочек, нужно назть

свое имя.

Когда клубочек дойдет до конца, нужно его передавать обратно, называя

имя соседа, которому передаешь.

3. Упражнение «Искра»

П си х о л о г . Давайте возьмемся за руки и передадим искорку добра и хорошего

настроения! Искра будет в виде легкого пожатия руки. Когда искра вернется

ко мне, я сообщу. Беремся за руки, закрываем глаза, я передаю.

III этап. Практический

1. Упражнение «Я — сказочный герой»

Выполняется на ковре.

П с их о л о г . Ребята, вы любите сказки?

Сейчас я к вам буду подходить и дотрагиваться до вас волшебной палочкой,

 И вы скажете, на какого сказочного героя вы похожи или хотите быть похожими.

У детей уточняется, почему они так считают. Психолог может тоже принять

участие в игре или предложить варианты сказочных героев.

2. Полвижная игра «Паровозик имен, или В страну Дружбы»

П с и х о л о г . Мы поедем на паровозике имен. Я буду первым вагоном, и зовут

мой вагон Петрушка. По дорожке я буду прицеплять к себе вагончики с

иашими именами. Приготовились, мой вагончик поехал (включается музыка).

Доехал до первой остановки. Какую песенку будет петь первый вагончик? (Имя

ребенка.) Поедем со мной? Поедем! Доехали до следующего вагончика. Остано-

иились. Какую песенку будет петь второй вагончик? (Имя ребенка.) Вставай за

(имя первого ребенка). Поехали? Поехали. Приехали к третьему вагончику.

3. Релаксация «Цветок Дружбы»

Включается релаксационная музыка.

П с и х о л о г . А теперь Петрушка приглашает вас на поляну Дружбы. Сядьте

поудобнее и закройте глаза. Сделайте глубокий вдох и медленный выдох...

Представьте себе какой-нибудь цветок с прекрасными бутонами. Внимательно

его рассмотрите — листья, цветы и еще не распустившиеся бутоны...

Представь, что ты — один из этих нераспустившихся бутонов.

Посмотри на плотную оболочку вокруг себя, постарайся почувствовать, как

тебе хочется, чтобы эта оболочка раскрылась. И ты потянулся навстречу теплому

солнечному свету.

А теперь ты можешь представить себе, как твой бутон постепенно раскрывается.

Постарайся почувствовать аромат этого цветка... Рассмотри цвет

его лепестков... Если хочешь, можешь понаблюдать, как мимо проходят дети

и взрослые и восхищаются таким красивым цветком. Восхищайся и ты этим

цветком, повторяя про себя: «Я хочу очень хорошо запомнить его. Я хочу, чтобы

моя жизнь стала такой же прекрасной и яркой». Ты чувствуешь, как приятно

смотреть на этот цветок? Возьми это приятное чувство и помести в какую-ни-

будь часть своего тела, например в ладошки.

А теперь потянись, расслабься и открой глаза.

(Психолог по очереди спрашивает детей, называя их по имени, каким цветком

они себя представили.)

— Как зовут этот замечательный цветок?

— Кто за ним ухаживает?

— У него есть соседи? Как ему с ними живется?

(Петрушка просит нарисовать этот цветок. Но чтобы цветок получился

красивый, нужно размять пальчики.)

4. Пальчиковая гимнастика «Дружба»

Дружат в нашей группе

Девочки и мальчики.

(Пальцы рук соединяются ритмично в «замок».)

Мы с тобой подружим маленькие пальчики.

(Ритмичное касание одноименных пальцев обеих рук.)

Раз, два, три, четыре, пять,

(Поочередное касание одноименных пальцев, начиная с мизинцев.)

Начинай считать опять.

Раз, два, три, четыре, пять.

Мы закончили считать.

(Руки вниз, встряхнуть кистями.)

5. Рисование цветов

Дети прикрепляют цветы, которые они нарисовали после релаксации, с помощью

скотча на рисунок поляны. Психолог предупреждает детей, что цветам

нужно расти дружно.

П си х о л о г . А еще на поляне Дружбы растет волшебный цветок дружбы.

Петрушка показывает игрушечный цветок.) Вы можете ему прошептать ваше

желание, сказать, с кем хотите подружиться.

IV этап. Рефлексивный

7. Полвеление итогов, рефлексия

2. Игра «Мостик лружбы»

П с и х о л о г . Мы с Петрушкой видим, что вы очень дружные ребята.

Психолог просит детей по желанию образовать пары и «построить» мостик

(при помощи рук, ног, туловища). Если желающих нет, ведущий может сам

встать в пару с кем-нибудь из детей и показать, как можно это сделать (например,

соприкоснувшись головами или ладошками).

Затем психолог спрашивает, кто из детей хотел бы «построить» мостик

втроем, вчетвером и т. д., до тех пор, пока будуг находиться желающие. Заканчивается

упражнение тем, что все берутся за руки, делают круг и поднимают

руки вверх, изображая «Мост дружбы»

Пс и х о л о г . Какие игры вам запомнились? Что понравилось больше всего?

Дети по кругу говорят друг другу: «До свидания, (имя). Я рад был с тобой

Познакомиться». Прощаются с Петрушкой, психологом.

3. Ритуал прощания «Эстафета Дружбы»

Детям предлагается взяться за руки и передавать, как эстафету, рукопожатие.

Пс и х о л о г . Я передам вам свою дружбу, и она переходит от меня к (имя

ребенка), от Маши — к... и т. д. (перечисляются все участники группы) и, наконец,

снова возвращается ко мне. Я чувствую, что дружбы стало больше, так как

каждый из нас добавил частичку своей. Пусть же она вас не покидает и греет! До свидания!

Октябрь

Название занятия

Источник

Цель

Материалы

5

Радость. Грусть

Н.Ю. Куражева «Цветик - Семицветик» стр. 31

Познакомить детей с чувством радости, грусти. Обучение различению эмоционального состояния по его внешнему проявлению и выражению через мимику, пантомимику, интонацию. Формирование навыков адекватного эмоционального реагирования на совершенное действие или поступок.(Ребёнок имеет право на любую эмоцию, которая помогает ему обогатить собственный жизненный опыт.) учить детей выражать чувство радости в рисунке.

Магнитофон, аудиозаписи К. Орф «Осень. Гномы», Д. Христов «Золотые капельки», сюжетные картины «Радость», «Грусть», муляжи и карточки с изображением разных ягод, радостных и грустных сказочных персонажей и животных цветные карандаши

6

Гнев

Н.Ю. Куражева «Цветик - Семицветик» стр. 38

Познакомить детей с чувством гнева. Обучение различению эмоционального реагирования на совершенное действие или поступок. (Ребёнок имеет право на любую эмоцию, которая помогает ему обогатить собственный жизненный опыт.) Учить детей выражать чувство гнева в рисунке.

аудиозаписи музыки Е. Ботлярова «Драчун» и В. Гаврилина «Крот и червяк», сюжетная картина «Гнев», персонажи Веселинка, Грустинка. Злинка, игрушки бибабо, белочка и зайчик, мишень, большая картонная труба наполненная поролоном для погашения звука, два воздушных шарика, мыльные пузыри, мешочек с фасолью или горохом (для каждого ребёнка), набор цветных карандашей

7

Удивление

Н.Ю. Куражева «Цветик - Семицветик» стр. 42

Познакомить детей с чувством удивления. Обучить различению эмоционального состояния по его внешнему проявлению и выражению через мимику, пантомимику, интонацию. Формировать навыки адекватного эмоционального реагирования на совершенное действие или поступок. Учить детей выражать чувство удивления на рисунке.

аудиозапись музыки из серии «наедине с природой», сюжетная картина «Удивление», коробочки с веществами и предметами, обладающими выраженным запахом, цветные карандаши персонаж Удивлинка.

8

Испуг

Н.Ю. Куражева «Цветик - Семицветик» стр. 48

Познакомить детей с эмоцией испуг. Учить детей узнавать эмоцию испуг по его проявлениям. Развивать умение справляться с чувством страха. Учить детей выражать чувство страха в рисунке.

Магнитофон, аудиозапись музыки Э.Грига «Шествие гномов» или «В пещере горного короля» и музыки Ф. Бургмюллера «Баллада», аудиокассеты из серии «Звуки. Глосса. Шумы окружающего мира», «Транспорт. Боевые действия.», картина «страх», набор цветных карандашей и рабочие тетради, персонаж Пуглинка.

Ноябрь

Название занятия

Источник

Цель

Материалы

9

Спокойствие

Н.Ю. Куражева «Цветик - Семицветик» стр. 46

Развитие коммуникативных навыков, преодоление тактильных барьеров. Привлечение внимания к эмоциональному миру человека.

«Спокойное» облако, «спокойный» карандаш, бланки с заданиями, цветные карандаши, игрушка Притворщик, музыкальное сопровождение, задание «Логический квадрат» формата А3.

10

«Страх»

И.А. Пазухина «Давайте познакомимся!» стр. 138

Расширять представления детей об эмоции «страх», учить понимать свои чувства и чувства других, продолжать учить передавать эмоциональное состояние, используя различные выразительные средства, способствовать снятию страхов у детей, повышать уверенность в себе.

Пиктограмма страх, аудиозапись веселой музыки. Кукла, платок для завязывания глаз, лист бумаги, цветные карандаши.

11

Горе

И.А. Пазухина «Давайте познакомимся!» стр. 144

Расширять представления детей об эмоции горе, учить их понимать свои чувства и чувства других. Учить передавать это эмоциональное состояние. Используя различные эмоциональные средства. Помогать преодолевать негативное настроение.

Пиктограмма горе, аудиозапись грустной мелодии, лист бумаги, цветные карандаши.

12

Интерес

И.А. Пазухина «Давайте познакомимся!» стр. 147

Расширять представления детей об эмоции интерес учить их понимать свои чувства и чувства других людей, учить передавать эмоциональное состояние интерес, используя различные эмоциональные средства.

Пиктограмма интерес, альбом и цветные карандаши.

Декабрь

Название занятия

Источник

Цель

Материалы

13

Спокойствие

Н.Ю. Куражева «Цветик - Семицветик» стр. 52

Познакомить детей с чувством спокойствия. Обучение различению эмоционального состояния по его внешнему проявлению и выражению через мимику, пантомимику, интонацию. Формирование навыков адекватного эмоционального реагирования на совершенное действие или поступок. (Ребёнок имеет право на любую эмоцию, которая помогает ему обогатить собственный жизненный опыт.) Снятие эмоционального напряжения.

Магнитофон, аудиозапись музыки П. Чайковского «Сладкая греза №21», сюжетная картина отдых, пиктограмма «Спокойствие», цветные карандаши, игрушки из кукольного театра или из «киндер-сюрпризов».

14

Словарик эмоции

Н.Ю. Куражева «Цветик - Семицветик» стр. 56

Закрепление и обобщение знаний о чувствах радости, грусти, гнева, удивления, испуга, спокойствия. Развитие способности понимать и выражать эмоциональное состояние другого человека. Обогащение и активизация словаря детей за счёт слов, обозначающих различные эмоции, чувства, настроение, их оттенки.

сюжетная картина «Беспорядок», карточки с изображением пиктограмм, «Радость», «Грусть», «гнев», «Удивление», «Спокойствие» для каждого участника, «кубик настроения», цветные карандаши, пиктограммы эмоциональных состояний, диск «Сказки для самых маленьких. Чижик-пыжик».

15

Страна Вообразилия

Н.Ю. Куражева «Цветик - Семицветик» стр. 60

Развивать фантазию и воображение при сравнительном восприятии музыкальных и поэтических произведений. Развивать невербальное и вербальное общение. Формировать интерес к творческим играм.

Зашифрованное послание, игрушка-кукла жителя Вообразилкина, камешки различной формы и цвета, карандаши, мелки, фломастеры, пьесы П.И. Чайковского «Сладкая греза» и А. Лядова «Баба Яга», карточки с изображением «несуществующих» животных,

16

В гостях у сказки

Н.Ю. Куражева «Цветик - Семицветик» стр. 65

Развивать воображение, память, пантомимическую и речевую выразительность. Закрепить знание содержания сказок. Развивать творческое мышление.

Иллюстрации сказочных персонажей: Элли, Страшила, Дровосек, Лев, Буратино, Дед из сказки «Репка», карандаши,  мячик, магнитофон.

Январь

Название занятия

Источник

Цель

Материалы

17

Страна Я черты характера

Н.Ю. Куражева «Цветик - Семицветик» стр.130

 Формирование умения различать индивидуальные особенности своей

внешности.

Развитие представления о себе, качествах своего характера.

Бланки с заданиями, простые и цветные карандаши, мяч, зеркало, карточки

с изображением сказочных персонажей, бусины и нитка.

18

Я- особенный

Н.Ю. Куражева «Цветик - Семицветик» стр. 132

Способствовать осознанию ребенком своих положительных качеств; самовыражению,

совершенствовать умение выступать перед группой.

Учить детей понимать себя, свои желания, чувства, положительные качества.

 Развивать самосознание.        

 Развивать вербальное и невербальное общение.

Формировать отношения доверия, умение сотрудничать.

 Снять телесное и эмоциональное напряжение.

Игрушка Незнайка, музыкальное сопровождение для релаксации (спокойная

музыка), волшебный сундучок со шляпой Незнайки, заютовка волшебное

дерево, цветные карандаши, волшебный стул.

19

Диагностика-1

Н.Ю. Куражева «Цветик - Семицветик» стр. 69

Диагностировать и развивать зрительную память.

Диагностировать мыслительные операции «анализ»  и  «сравнение»; распределение

внимания.

Развивать коммуникацию, тонкую моторику руки и общую моторику.

Бланки с заданиями для каждого ребенка, игрушка снеговик, ведро, бумажные

снежки, мешочек; магнитофон, веселая музыка, массажер «Су-джок»,

карандаши.

20

Диагностика-2

Н.Ю. Куражева «Цветик - Семицветик» стр. 72

Диагностировать и развивать слуховое и зрительное внимание (устой-

ивость).

Изучить состояние операции мышления исключение, зрительного синтеза.

Развивать коммуникацию, тонкую моторику руки и общую моторику.

Бланки с заданиями для каждого ребенка, игрушки снеговик и белка; музы-

кальное сопровождение, веселая музыка, массажер «Су-джок», цветные и про-

стые карандаши.

Календарно тематическое планирование

Январь

Занятие 19. Диагностика-1

Цели

1. Диагностировать и развивать зрительную память.

2. Диагностировать мыслительные операции «анализ»  и «сравнение»; распределение

внимания.

3. Развивать коммуникацию, тонкую моторику руки и общую моторику.

Материалы

Бланки с заданиями для каждого ребенка, игрушка снеговик, ведро, бумажные

снежки, мешочек; магнитофон, веселая музыка, массажер «Су-джок»,

карандаши.

Ход занятия

I этап. Организационный

1.ЗаданиеПриветствие «Волшебные рукавицы»

Психолог. Сейчас я каждому раздам волшебные рукавицы-невидимки,

давайте их наденем, чтобы согреть ручки, и поприветствуем друг друга вот так.

(Дети хлопают ладонями обеих рук о ладони соседа.)

II этап. Мотивационный

Психолог. Ребята, какое время года наступило? (Зима.) Кто-то к нам стучится.

Кто же это, интересно? Отгадайте:

Человечек непростой:

Появляется зимой,

А весною исчезает,

Потому что быстро тает.

(Снеговик)

Правильно! (Снеговик здоровается.) Он пришел, чтобы поиграть с вами

и написать письмо для Деда Мороза.

Часть игр мы будем делать на коврике. Там можно будет разговаривать друг

с другом. А часть заданий мы со снеговиком будем делать за столом «молчания»,

например сочинять письмо.

III этап. Практический

2. Задание «Запоминай-ка»

Диагностика зрительной памяти.

Каждому дается бланк с заданием (см. Приложение I рабочие тетради).

Псих о лог . Вот какой плакат снеговик принес вам в подарок! Давайте

смотрим, что здесь нарисовано. А теперь посмотрите внимательно на картин-

и постарайтесь запомнить как можно больше предметов, а потом они будут

зать с нами в прятки. (Время предъявления 30 с.)

Сн е г о в и к . Найди на своем листочке эти предметы и обведи их. (Раздаются

листочки.)

2. Пальчиковая гимнастика

с применением Су-лжок (на коврике)

Психолог. Давайте посмотрим, что у снеговика лежит в новогоднем ме-

ке.

Вынимаются массажные колечки и шарики Су-джок. Под музыкальное со-

провождение сначала в ладонях катаются шарики, а потом на каждый пальчик

надеваются колечки.

3. Задание «Новогодние гирлянды»

Диагностика мыслительной операции «анализ».

Каждому дается бланк с заданием (см. Приложение I рабочие тетради).

Снеговик . Скоро Новый год, а мы еще гирлянды для елки не сделали.

Может, нарисуем их? Поможете мне? (Да.)

Дорисуй гирлянды, не нарушая закономерности.

4. Танец «Мороз»

Выполняется под песню С. Железнова «Мороз».

Психолог . Что-то, ребята, холодно совсем стало. Давайте погреемся

и потанцуем!

Вот так холод...

(Хлопаем в ладоши, трем их друг о друга.)

Больно щиплет нос...

(Потираем нос кончиками пальцев.)

Будем ножки согревать,

(Подпрыгиваем на месте.)

Очень холодно стоять.

(Хлопаем по ножкам, трем их.)

Крепче стал мороз никак,

(Бегаем по комнате.)

Чтобы ручки согревать, будем мы махать.

(Делаем движения в соответствии с текстом песни.)

Что нас зимой согревает из одежды? (Ответы детей.) А еще рукавички. Да

нот беда, снеговик наш нес подарки детям, а рукавички все перепутал. Поможем

ему найти пару каждой рукавичке? (Да.)

5. Задание «Рукавички»

Диагностика распределения внимания.

Каждому дается бланк с заданием (см. Приложение I).

Психолог. Найди каждой рукавичке пару. Соедини их линией.

6. Игра «В снежки»

Психолог. Нашли пары варежкам, согрелись, пора и поиграть. А играть

мы будем в снежки. Посмотрим, кто самый меткий. Каждому снеговик принес

несколько бумажных снежков. Будем кидать их по очереди в эту корзину.

7. Задание «Чего не хватает?»

Диагностика зрительного синтеза.

Каждому дается бланк с заданием (см. Приложение I рабочие тетради).

Психолог . Снеговик помогал Деду Морозу рисовать новогодний плакат, но

Не успел закончить. Посмотри внимательно на картинки. Чего не хватает? Дорисуй.

IV этап. Рефлексивный

Подведение итогов, рефлексия, ритуал прощания

Психолог. Давайте скажем снеговику «спасибо» и «до свидания!». Он

придет к нам еще раз. Обязательно придет!

Что мы делали сегодня на занятии? Что больше всего понравилось?

Давайте встанем в круг и скажем друг другу «до свидания».

Занятие 19. Диагностика-2

Цели

1. Диагностировать и развивать слуховое и зрительное внимание (устойчивость).

2. Изучить состояние операции мышления исключение, зрительного синтеза.

3. Развивать коммуникацию, тонкую моторику руки и общую моторику.

Материалы

Бланки с заданиями для каждого ребенка, игрушки снеговик и белка; музыкальное сопровождение, веселая музыка, массажер «Су-джок», цветные и простые карандаши.

Ход занятия

I этап. Организационный

Приветствие «Волшебные валенки»

Психолог . Сейчас я каждому раздам волшебные валенки невидимки,

Давайте их обуем, чтобы согреть ножки, и поприветствуем друг друга вот так!

Дети касаются носком ноги носка ноги соседа)

Занятие 15. Диагностика-2

Цели

  1. Диагностировать и развивать слуховое и зрительное внимание (устой-

ивость)

2. Изучить состояние операции мышления исключение, зрительного синтеза.

3. Развивать коммуникацию, тонкую моторику руки и общую моторику.

I этап. Организационный

Приветствие «Волшебные валенки»

Психолог.  Сейчас я каждому раздам волшебные валенки невидимки,

давайте их обуем, чтобы согреть ножки, и поприветствуем друг друга вот так (дети касаются носком ноги носка ноги соседа.)

II этап. Мотивационный

1. Подвижная игра «Паровозик дружбы»

Психолог предлагает детям отправиться в гости к их другу Снеговику на паровозике дружбы. Психолог, обращая внимание на отличительные внешние

признаки детей, приглашает каждого занять свое место, например: «Мальчик,

который пришел в желтых брюках, пройдет в первый вагончик» и т. д.

Движение паровозика можно сопровождать следующей песенкой:

Поезд мчится и грохочет —

Тук-тук-тук, тук-тук-тук,

Машинист вовсю хлопочет —

Чух-чух-чух, чух-чух-чух.

Поезд мчится под горой —

Тук-тук-тук, тук-тук-тук.

Для детей вагон второй —

Чух-чух-чух, чух-чух-чух.

Поезд мчится вдоль полей —

Тук-тук-тук, тук-тук-тук.

Эй, цветы водой полей —

Чух-чух-чух, чух-чух-чух.

Психолог . Вот мы и приехали, а нас уже снеговик встречает!

Снеговик . Здравствуйте, друзья мои! Я очень рад вас видеть! Я приготовил

для вас много игр! Напоминаю, часть игр мы будем делать на коврике.

Там можно будет разговаривать друг с другом. А часть заданий мы будем делать

за столом «молчания». Там мы будем заканчивать делать письмо для ДедаМороза!

2. Загадка

Выполняется на коврике.

Снеговик. Отгадайте, кто со мной дружит:

Хожу в пушистой шубе, живу в густом лесу.

В дупле на старом дубе орешки я грызу.

(Белочка)

Правильно, белочка!

Выбегает белочка, здоровается.

III этап. Практический

  1. Пальчиковая гимнастика «Белка»

А теперь вместе с белочкой мы сделаем зарядку для пальчиков.

Сидит белка на тележке,

(Исходное положение — кисти рук сжаты в кулак.)

Продает она орешки,

(Круговые движения кистью вправо, влево.)

Лисичке-сестричке,

(Разогнуть большой палец.)

Воробью,

(Разогнуть указательный палец.)

Синичке,

(Разогнуть средний палец.)

Мишке толстопятому,

(Разогнуть безымянный палец.)

Заиньке усатому.

(Разогнуть мизинец.)

Вот так!

(Раскрыть кисть — пальцы в стороны и в исходное положение.)

2. «Лабиринт»

Диагностика устойчивости внимания.

Каждому дается бланк с заданием (см. Приложение I рабочие тетради).

Белочка. А знаете, что я люблю? Отгадайте:

Растут на елке.

Люблю я их щелкать.

(Шишки)

Правильно, шишки! А вот одну шишку никак не могу достать.

Снеговик . Помогите белочке добраться до шишки. Проведи дорожку.

Белочка говорит «спасибо» и убегает.

3. Подвижная игра «Сосульки, сугробы, снежинки»

Снеговик предлагает поиграть детям в игру на внимание. Когда психолог

говорит слово «сосульки», дети должны имитировать таяние сосулек (по левой 1

ладошке ударять указательным пальцем правой руки); когда психолог говорит

( слово «сугробы» — дети разводят руки в стороны, изображая большой сугроб;

когда психолог говорит слово «снежинки» — дети кружатся, имитируя танец

снежинок.

4. «Молчанка»

Диагностика умения действовать по слуховой инструкции.

Каждому дается бланк с заданием (см. Приложение I рабочие тетради).

Психолог . За хорошее внимание Снеговик приготовил вам подарок.

Послушайте внимательно, в какой коробке он лежит: он не в треугольной, не

в квадратной и не в прямоугольной. Раскрась эту коробку с подарком красным

цветом. Делаем все молча, чтобы получился сюрприз.

А теперь сядем на коврик и расскажем друг другу, какой подарок получил каждый от Снеговика.

5. Подвижная игра «Заморожу»

Дети встают в круг, вытягивают руки вперед. Снеговик пытается до них дотронуться

«заморозить», дети должны быстро спрятать руки за спину. То же

самое проделывается с ногами, носами, ушами. Нос и уши надо закрыть рукой.

6. Пальчиковая гимнастика с применением «Су-джок»

Выполняется на коврике.

Псиолог. Давайте посмотрим, что у Снеговика лежит в новогоднем мешочке.

Вынимаются массажные колечки и шарики Су-джок. Под музыкальное сопровождение

сначала в ладонях катаются шарики, а потом на каждый пальчик

надеваются колечки.

7. Задание «Запоминайка-2»

Диагностика слуховой памяти.

Каждому дается бланк с заданием (см. Приложение I, рабочие тетради).

Психолог. А вот еще одна игра от Снеговика!

Сейчас я назову несколько предметов. Слушай внимательно, и постарайся запомнить как можно больше слов: собака, конфета, мышка, санки, мешок, луна, варежки.

(Инструкция предъявляется дважды, в медленном темпе, с интервалами

между слов.)

А теперь переверни страницу и обведи только те предметы, которые я называла.

8. Задание «Что лишнее?»

Диагностика умения делать исключения.

Каждому дается бланк с заданием (см. Приложение I).

Снеговик . Пока вы играли, я наводил порядок к Новому году, да что-то запутался. Найди на каждой полке лишний предмет и зачеркни его.

IV этап. Рефлексивный

Подведение итогов, рефлексия, ритуал прощания

Психолог. Давайте скажем снеговику «спасибо». Он обязательно передаст

письма Деду Морозу. Чтобы нам вернуться из гостей и попрощаться с ним, нам всего лишь нужно закрыть глаза!

Что мы делали сегодня на занятии? Что больше всего понравилось?

Давайте встанем в крут и скажем друг другу «до свидания»

Февраль

Название занятия

Источник

Цель

Материалы

21

Гостевой этикет

Н.Ю. Куражева «Цветик - Семицветик» стр. 99

Познакомить детей с гостевым этикетом. Закрепить представления о культуре внешнего вида и навыки правильного поведения за столом. Продолжать формировать навыки вербального и невербального общения, вежливого общения. Развивать слуховое и зрительное внимание (устойчивость), слуховую память, мышление, тонкую и общую моторику. Воспитывать у детей нравственные качества и чувства. Формировать навыки культурного, этически грамотного поведения. Развивать навыки самосознания и саморегуляции.

Сюжетные картинки с изображением правил гостевого этикета, картинки с изображением времени дня, цветные карандаши, рабочие тетради, памятки с правилами.

22

Правила домашнего этикета

И.А. Пазухина «Давайте познакомимся!» стр. 170

Продолжать учить детей ценить хорошее отношение близких и отвечать им виманием, заботой, добротой; учить детей оценивать свои поступки  других, сравнивая их с поступками персонажей литературных произведений; учить детей благополучно выходить из конфликтных ситуаций, находить компромиссное решение.

Две маски – белого и чёрного барашков; различные игрушки в большой сумке; альбомы и цветные карандаши.

23

Защитники отечества

Н.Ю. Куражева «Цветик - Семицветик» стр. 108

Воспитывать любовь и уважение к отцу, дедушке, дяде. Продолжать знакомить детей с праздником 23 февраля. Расширить и уточнить словарь детей по теме «Мужские профессии».

Фотографии пап, картинки с изображением транспорта, геометрические фигуры, цветные карточки, обруч, мяч, музыкальное сопровождение, цветные карандаши,  рабочие тетради.

24

С кем я живу

И.А. Пазухина «Давайте познакомимся!» стр. 167

Помочь каждому ребёнку почувствовать себя любимым и принимаемым другими членами его семьи; продолжать учить детей проявлять уважение, доверие, взаимопонимание и взаимопомощь, заботливое отношение к членам семьи.

Сюжетная картинка «Семья»; раздаточные карточки с изображением отдельных членов семьи; мяч; альбомы, цветные карандаши.

Март

Название занятия

Источник

Цель

Материалы

25

Я и моя семья

Н.Ю. Куражева «Цветик - Семицветик» стр. 117

Воспитывать любовь и уважение к семье. Расширить представление детей о семье, об обязанностях членов семьи. Развить слуховое и зрительное внимание, зрительную память, мышление, речь, воображение, общую и мелкую моторику, зрительно-двигательную координацию. Развивать вербальное и невербальное общение, умение действовать по правилам.

 Альбомы с семейными фотографиями, музыкальное сопровождение, картинка с изображением членов семьи, мяч, цветные карандаши, рабочие тетради, рисунки с изображением заячьей семьи, заготовки бланков для родителей, «строительный» материал.

26

Я и мои друзья

Н.Ю. Куражева «Цветик - Семицветик» стр. 122

Расширить и углубить представления детей о доброжелательном отношении к окружающим его людям. Раскрыть значимость моральной поддержки друзей. Воспитывать доброе отношение детей друг к другу.

Музыкальное сопровождение, цветные карандаши, рабочие тетради, наборы пиктограмм в двух экземплярах, картинка-схема и к ней набор геометрических фигур, повязка на глаза.

27

Волшебные средства понимания

Н.Ю. Куражева «Цветик - Семицветик» стр. 105

Сплотить группу. Развивать вербальное и невербальное общение. Формировать отношения доверия, умение сотрудничать.

Магнитофон, разрезанные картинки с изображением животных, мяч, мел, доска, пустой тканевый мешочек, карандаши, графическое задание «Волшебная страна».

28

Язык жестов и движений

И.А. Пазухина «Давайте познакомимся!» стр. 120

Расширять представления детей о различных способах коммуникации с окружающими; дать детям дополнительные сведения о значении жестов, движений в процессе общения.

Магнитофон и кассета с записью музыки; маски героев из сказки «Колобок»; карточки к игре «Говорящая рука».

Апрель

Название занятия

Источник

Цель

Материалы

29

Итоговая диагностика - 1

Н.Ю. Куражева «Цветик - Семицветик» стр. 137

 Диагностика коммуникативной и эмоциональной сферы.

Диагностика зрительной памяти.

Диагностика мышления (обобщение, зрительный синтез, исключение, конкретизация.

Диагностика внимания (концентрация, слуховое, зрительное, переключение)

Диагностика воображения

Бланки с заданиями, простые и цветные карандаши, кубик настроения

газеты, мяч, карточки с заданием на исключение, модули.

30

Итоговая диагностика - 2

Н.Ю. Куражева «Цветик - Семицветик» стр. 140

Диагностика коммуникативной и эмоциональной сферы.

Диагностика слуховой памяти.

Диагностика внимания (слуховое, устойчивость, переключение).

Диагностика мышления (исключение, анализ).

Бланки с заданиями, простые и цветные карандаши, музыкальное сопро

вождение, карта с маршрутом, приглашения

31

Мой внутренний мир

И.А. Пазухина «Давайте познакомимся!» стр. 108

Учить детей описывать свои желания, чувства; учить осознавать свои физические и эмоциональные ощущения; развивать внимание детей к себе, своим переживаниям.

Магнитофон и кассета со спокойной музыкой; альбомы и цветные карандаши на каждого ребёнка.

32

Мы так похожи

И.А. Пазухина «Давайте познакомимся!» стр. 114

Формировать у каждого ребенка чувство принадлежности к группе; расширять представления детей о различных способах коммуникации с окружающими.

Магнитофон и кассета с записью спокойной музыки.

Май

Название занятия

Источник

Цель

Материалы

33

Мы такие разные

И.А. Пазухина «Давайте познакомимся!» стр. 117

Учить различать индивидуальные особенности детей в группе; учить определять свои вкусы и предпочтения по отношению к играм, занятиям, животным и сравнивать их со вкусами других людей.

Набор изображений разных игрушек (например, машинка, кукла, мяч. Мишка, паровозик, кубики, самолёт, домик, шарик, зайчик и.т.д.) и макет башенки с пятью окошками.

34

Мальчики и девочки

И.А. Пазухина «Давайте познакомимся!» стр. 128

Учить понимать различия между мальчиками и девочками в основных чертах характера и поведения; развивать навыки общения мальчиков с девочками.

Любой предмет, проходящий для «распиливания» (например, стул); магнитофон и кассета с записью польки; альбомы и цветные карандаши.

35

Давайте жить дружно

И.А. Пазухина «Давайте познакомимся!» стр. 125

Развивать групповую сплочённость; преодолевать трудности в общении; формировать позитивное отношение к сверстникам; учить детей взаимопомощи, взаимовыручке.

Магнитофон и кассета с записью лёгкой, весёлой музыки; 6 дощечек для игры «Не намочи ноги».

36

Я знаю, я умею, я могу

И.А. Пазухина «Давайте познакомимся!» стр. 184

Закреплять приобретённые ранее знания и умения детей; развивать представления детей о себе и своих отличиях от других; формировать у детей адекватную самооценку; продолжать учить детей позитивным способам общения со сверстниками и развивать навыки совместной деятельности.

Мяч, большой лист бумаги и цветные карандаши.

IV.  Блок оценки эффективности коррекционно-развивающих воздействий

Приложение 1

Карта психологического развития ребенка

Фамилия, имя ребенка_____________________________________________________________________________

Дата рождения «        »        г.,        лет

Имя и отчество родителей___________________________________________________________________________

Телефон____________________________________________________________________________

В — высокий уровень, CP (+) — выше среднего, CP — средний уровень, CP(-) — ниже среднего, Н — низкий уровень

Дата

Восприятие

Цвет

Форма

Величина

Пространство

Время

Свойства предметов

Особенности

Дата

Память

Слуховая

Зрительная

Тактильная

Особенности

Дата

Внимание

Объем

Концентрация

Устойчивость

Распределение

Переключение

Особенности

Дата*

Воображение

Репродуктивное

С элементами творческого

Творческое

Особенности

Мышление

Дата

Конкретизация

Исключение

Классификация

сериаризация

Рассуждение

Анализ

Синтез

Сравнение

Обобщение

Дата

Эмоциональная сфера

Узнавание

Называние

Общий фон настроения

Стабильность

Особенности

Дата

Коммуникативная сфера

Со сверстниками

Со взрослыми

С родителями

Особенности

Дата

Личностная сфера

Реакция на критику или неуспех в деятельности

Самооценка

Страхи

Тревожность

Уровень притязаний

Темп деятельности

Адекватность

Уверенность в себе

Дата

Волевая сфера

Принятие инструкции

Удержание инструкции

Самоконтроль

Работоспособность

Особенности

Дата

Психофизиологическая сфера

Ведущая рука

Развитие мелкой мускулатуры руки

Развитие крупной моторики

Мимическая выразительность

Интонациональная выразительность

Неврологический фон

Заключение__________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

Психолог____________________________________________________________________

Подпись родителя_____________________________

Приложение 2

Анкета для родителей

Будем признательны Вам, если Вы ответите на наши вопросы. Информация конфиденциальна

  1. Фамилия, имя ребенка____________________________________________________________________
  2. Дата рождения___________________________________________________________________________

  1. Количество детей в семье        , который по счету ребенок________________________________
  1. Были ли осложнения во время беременности и родов ____________________________________________

5. Какие инфекционные заболевания и травмы перенес до 3 лет ____________________________________________________________________________________________

6. Когда ребенок заговорил (отдельные слова)____________________________________________________

  1. Обращались ли к невропатологу?______________________________________________________________

Повод:_______________________________________________________________________________________      

  1. Какие заболевания есть у Вашего ребенка в настоящее время ( Вы сообщаете эти данные в целях сохранности здоровья вашего ребенка):

  • Слуха_____________________________________________________________________________________
  • Желудочно-кишечного тракта________________________________________________________________
  • Зрения____________________________________________________________________________________
  • Центральной нервной системы________________________________________________________________
  • Опорно-двигательного аппарата_______________________________________________________________
  • Дыхательной системы_______________________________________________________________________
  • Сердечно-сосудистой системы________________________________________________________________
  • Эндокринной системы_______________________________________________________________________
  • Другое(вписать)____________________________________________________________________________

9.Охотно ли ребенок посещает ДОУ?_________________________________________________________________

Если да: что ему особенно нравится?_________________________________________________________________

Если нет: что ему не нравится?______________________________________________________________________

10.Какие любимые игры и занятия есть у Вашего ребенка?_______________________________________________

_________________________________________________________________________________________________

11. Какие черты присущи Вашему ребенку? (нужное подчеркнуть)

  • ласковый — внимательный ; заботливый; аккуратный; любознательный ; спокойный;
  • покладистый;
  • самостоятельный ;
  • послушный;
  • жизнерадостный;
  • общительный;
  • невнимателен, не собран:
  • часто вял, пассивен;
  • кричит, топает ногами;
  • бросает предметы на пол;
  • бьет сверстников;
  • упрямится;
  • не выполняет просьбы взрослых;
  • не уверен в себе;
  • командует детьми, взрослы;
  • часто раздражителен и возбужден;
  • не в меру плаксив;
  • тревожный, боязливый;
  • что-то другое (впишите)_____________________________________________________________________

12. Ваш ребенок предпочитает чаще играть (подчеркнуть):

  • со взрослыми;
  • с детьми;
  • в одиночестве.

Особенности общения ребенка с окружающими людьми_________________________________________________

_________________________________________________________________________________________________

13. С кем ребенок чаще проводит свободное время?____________________________________________________

14. К кому из взрослых чаще обращается со своими личными вопросами?__________________________________

_________________________________________________________________________________________________

15. Всегда ли между членами семьи наблюдается единство в вопросах воспитания?__________________________

_________________________________________________________________________________________________

Если нет: в чем расхождение?________________________________________________________________________

16. Отношение ребенка к критике (замечаниям взрослых) и неуспеху  в деятельности:

  • агрессивное;
  • безразличное;
  • легко выходит из себя из-за неудач и замечаний;
  • обидчивое.

     17. Как ребенок засыпает и просыпается:

  • с трудом;
  • легко и быстро;
  • рано;
  • поздно;
  • самостоятельно;
  • с помощью взрослого

18. Ведущая рука ребенка (правая/левая)____________________________________________________________

Есть ли в семье левши среди близких и или дальних родственников?____________________________________

Ф.И.О. родителя, заполнившего анкету________________________________________________________________

__________ «_____»_____20….г.



Предварительный просмотр:

            Приложение 3

Входная диагностическая таблица ____________ уч.год

Психологическая карта развития детей группы______________

Психолог______________________________________________

Ф.И.ребенка

Темп  развития

Работоспособ-ность

Активность

Темп деятельности

Уверенность, самооцен-ка

Коммуникативная сфера

Волевая сфера

Особенности

Зритель-ная  ирииииииинструкция

Слуховая инструкция

1

2

3

4

5

6

7

Ф.И.

ребенка

Восприя-тие

Воображение

Память

Интеллектуальная сфера

Внимание

зрительная

слуховая

Общий уровень

Обобще-ние

Конкрети-зация

сравнение

Исключе-ние

анализ

Рассужде-ния

Классифи-кация

синтез

Общий уровень

Объем

устойчивость

Распределение

Переключение

концентрация

1

2

3

4

5

6


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа психолого-педагогического сопровождения социально-личностного развития детей старшего дошкольного возраста "Быть собой".

     Основы социально-личностного развития зарождаются и наиболее интенсивноразвиваются в раннем и дошкольном возрасте. Опыт первых отношений с другимилюдьми является фундаментом...

Психолого-педагогическое сопровождение эмоционального развития дошкольников в МДОАУ "Детский сад № 151 "Солнышко" г. Орска"

В данной публикации представлено создание такой модели психолого - педагогического сопровождения участников воспитательно-образовательного процесса ,которая  позволит объединить усилия воспитываю...

Коррекционно-развивающая программа по развитию эмоционально-волевой и коммуникативной сферы дошкольников (старшая и подготовительная группа)

Коррекционно-развивающая программа по развитию эмоционально-волевой и коммуникативной сферы дошкольников (старшая и подготовительная группа)...

Программа психолого-педагогического сопровождения воспитанников старшего дошкольного возраста с ЗПР, имеющих эмоционально-волевые нарушения

Дошкольное детство – период наиболее интенсивного формирования познавательной деятельности и личности в целом. Если интеллектуальный и эмоциональный потенциал ребенка не получает должного развит...

Развитие эмоциональной сферы детей раннего возраста посредством программы психолого-педагогического сопровождения.

Цель работы:Создание условий для реализации образовательных инициатив для обеспечения полноценного формирования интегративных качеств для детей раннего возраста в соответствии с требованиями Ф.Г.О.С.З...

Развивающая психолого-педагогическая программа «Психолого-педагогическое сопровождение детей старшего дошкольного возраста, имеющих интеллектуальные способности»

Развивающая психолого-педагогическая программа «Психолого-педагогическое сопровождение детей старшего дошкольного возраста, имеющих интеллектуальные способности» направлена на  выявле...

Индивидуальная программа психолого-педагогического сопровождения старшего дошкольника с общим недоразвитием речи (III уровень) в процессе коррекции грамматического строя речи

Аннотация: в статье представлены результаты исследования грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР (III уровень). Выявленные особенности грамматической стороны речи у дете...