Профилактика дисграфий на уровне слова у детей с нарушениями речи
статья по коррекционной педагогике (подготовительная группа) на тему

Егорова Инна Юрьевна

Анализ ошибок на письме у младших школьников и система коррекционной работы по их предупреждению.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx17.02 КБ

Предварительный просмотр:

ПРОФИЛАКТИКА ДИСГРАФИЙ НА УРОВНЕ СЛОВА У ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ

Для части детей процесс овладения родным языком оказывается весьма трудным. Эти трудности могут иметь различный характер и проявляются в различные рода ошибках. С проблемой стойких ошибок на письме на начальном этапе обучения грамоте сталкиваются многие учителя. Ошибки не исчезают в процессе дальнейшего обучения. Причины ошибок очень разнообразны. Для логопедии существенными являются недоразвитие лингвистических способностей: фонематических представлений, фонематического восприятия, фонематического анализа и синтеза, способности к морфологическим, синтаксическим обобщениям, способности к анализу и синтезу зрительно-слухо-двигательных образов и представлений. Неудовлетворительное развитие всех этих способностей оказывает отрицательное влияние на весь процесс обучения. Несформированность фонематического слуха приводит к тому, что дети не различают фонем родного языка. На письме это выражается в виде смешений и замены букв. Это влечет за собой неумение правильно применять на письме некоторые грамматические привила. Так, некоторые ученики не чувствуют ударную гласную и затрудняются в определении безударной и в подборе проверочного слова при оглушении согласных. Знание правил не помогает. Много ошибок в написании предлогов, приставок, союзов. Отставания в развитии лексико-грамматической стороны речи приводит к аграмматизму. На письме это выражается в виде неправильного согласования и управления различных частей речи. Так же дети не чувствуют интонационной и смысловой законченности предложения, поэтому не могут на письме правильно обозначить границу предложения, не применяют правило постановки точки в конце предложения. Бедность словарного запаса, неумение выразить свою мысль в виде распространенного предложения, непонимание причинно-следственных связей приводит к тому, что учащиеся на более поздних этапах обучения не могут писать изложения и сочинения.

Такое расстройства письма, проявляющееся в специфических и стойких ошибках, обусловленных несформированностью специфических функций, обеспечивающих письмо, называется дисграфией. Дисграфия проявляется в начальной школе, когда дети начинают работать в тетрадях. Но нарушения, вызывающие ее, возникают значительно раньше: в дошкольном возрасте. Особенно работа по предупреждению дисграфий необходима детям с общим недоразвитием речи.

ОНР – специфическое проявление речевой патологии, при котором нарушено или отстает от нормы формирование основных компонентов речевой системы: лексики, грамматики и фонетики. У детей с общим недоразвитием речи наблюдается отставание в появлении активной речи, ограниченный словарный запас, аграмматизмы, недостаточность звукопроизношения и фонематического восприятия.  В начальной школе эти нарушения проявляются в виде дисграфий и дислексий.

При проведении коррекционной работы логопед помогает детям справится с имеющимися нарушениями и предупредить проявление дисграфий в школе. Целесообразно уже в подготовительной группе группе детского сада в ходе начального периода обучения грамоте сгруппировать имеющиеся у детей ошибки, определяя к какому виду дисграфий они относятся, и работать над их преодолением.

Ошибки можно сгруппировать следующим образом:

-Специфические фонематические замены-ошибки, указывающие на недостаточность различения звуков, принадлежащих к одной группе или к разным группам. Сюда относится замена и смешение букв.

-Нарушение слоговой структуры слова. Это пропуск отдельных букв и целых слогов, перестановка букв или слогов, раздельное написание частей одного слова и слитное написание двух слов.

-Грамматические ошибки.

-Смешение букв по оптическому или кинетическому сходству.

На кафедре логопедии РГПУ им. А.И. Герцена разработана следующая классификация дисграфий:

1.Артикуляторно-акустическая дисграфия

2.Акустическая дисграфия

3.Дисграфия на почве нарушения языкового анализа и синтеза

4.Аграмматическая дисграфия

5.Оптическая дисграфия

Классификация кафедры удобна в плане коррекионного воздействия. Внутри каждой формы дисграфий можно выделить несформированность каких-либо операций письма. 1-я и 2-я формы дисграфий связаны с нарушением выделения звуков, 3-я форма с нарушением процесса мозгового анализа, 4-я с нарушением морфологического принципа письма, 5-я форма – с несформированностью оптико-пространственных операций. Процент распространенности дисграфий в каком-то одном варианте значительно ниже, чем смешанные виды дисграфий. Поэтому в работе используются различные методы коррекции.

Работа по предупреждению ошибок чтения и письма проходит на нескольких уровнях:

-на уровне буквы

-на уровне слова

-на уровне словосочетания

-на уровне предложения

-на уровне текста

Опираясь на систему коррекции письменной речи Ефименковой Л.Н. предлагаю начать работу по профилактике дисграфий с понятия «слово».

Если в устной речи слова произносятся слитно, на одном выдохе, то в письменной речи слова представляют обособленно. Несовпадение норм устной и письменной речи вносит трудности в начальное обучение письму. Написание обнаруживает такой дефект анализа и синтеза слышимой речи. Как индивидуализация слов: ребенок не может уловить и вычленить в речевом потоке устойчивые единицы и их элементы. Для того чтобы наиболее полно и точно выразить свою мысль ребенок должен иметь достаточный лексический запас, поэтому работа начинается с расширения и совершенствования словаря.

Предлагаю проводить работу в следующем порядке:

1.Усвоение понятия «Слово»

2.Слова, обозначающие предметы

3.Слова, обозначающие действия

4.Слова, обозначающие признаки

5.Слова - «неприятели» (антонимы)

6.Слова - «приятели» (синонимы)

7.Слова - «родственники» (однокоренные слова)

8.Сложные слова

9.Маленькие слова (предлоги)

10.Работа над слоговым анализом и синтезом слов

11.Работа над фонематическим анализом и синтезом


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Авторская программа "Волшебные слова" обучение детей с нарушением речи многозначным словам (для детей от 5 до 7 лет)

Целью  программы "Волшебные слова" является обогащение и активизация словарного запаса у детей с нарушением речи в дошкольном образовательном учреждении с использованием игровой деятельности при ...

ПРОГРАММА «Трудные слова» Обучение детей с нарушением речи делению слов на слоги (для детей 6 - 7 лет)

Главное назначение программы - формирование слоговой структуры слова,  подготовка к успешному обучению в школе, предупреждение дисграфии.Данная программа  может быть рекомендована  для ...

Диаграмма "Уровни освоения АОП детей с нарушениями речи"

Диаграмма  "Уровни освоения АОП детей с нарушениями речи"...

Уровни освоения АОП детей с нарушением речи.

Уровни освоения АОП детей с нарушением речи...

Уровни освоения АОП детей с нарушением речи

Уровни освоения АОП детей с нарушением речи...

Методическая разработка: "Предупреждение ошибок письма на уровне буквы у детей с нарушением речи"

В методической  разработке изложена авторская система коррекционных упражнений по предупреждению ошибок письма на уровне буквы у дошкольников с нарушением речи в условиях детского сада.У этих дет...