ПРОГРАММА «Трудные слова» Обучение детей с нарушением речи делению слов на слоги (для детей 6 - 7 лет)
рабочая программа по логопедии (старшая группа) по теме

Пинькова Анна Владимировна

Главное назначение программы - формирование слоговой структуры слова,  подготовка к успешному обучению в школе, предупреждение дисграфии.Данная программа  может быть рекомендована  для использования в образовательных учреждениях учителям-логопедам, воспитателям дошкольных учреждений, учителям начальной школы, а так же родителям.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ПРОГРАММА «Трудные слова»44.65 КБ

Предварительный просмотр:

ПРОГРАММА

«Трудные слова»

Обучение детей с нарушением речи

делению слов на слоги

(для детей  6 - 7 лет)

                                                                             

                                                                              Пинькова

                                                                              Анна Владимировна

                                                                              Учитель – логопед

                                                                              СПДС№18 «Радуга»

г.о. Жигулевск

 2013г.

Введение 

     В настоящее время логопедическая работа в дошкольных учреждениях занимает важное место в процессе коррекции нарушений развития детей. Нарушение речи у дошкольников являются очень распространенными и оказывают отрицательное влияние на психическое развитие ребенка, а в дальнейшем, на эффективность его обучения. Своевременное  и целенаправленное устранение нарушений  речи детей способствует развитию мыслительной деятельности, усвоению дошкольной и  школьной программы, социальной адаптации  детей.

     Формирование  у детей грамматически правильной, лексически богатой и фонетически  четкой речи, дающей возможность речевого общения и подготавливающей к  обучению в школе, одна из важных задач  в общей системе работы по обучению ребенка родному языку в детском саду  и в семье. Ребенок с хорошо развитой речью легко вступает в  общение с окружающими, он может  понятно выразить свои мысли, желания, задать вопросы, договориться со сверстниками о совместной игре. И наоборот, невнятная  речь ребенка затрудняет его взаимоотношения  с людьми и нередко накладывает  отпечаток на его характер. К 6 - 7 годам, а иногда и раньше, дети с речевой патологией начинают осознавать дефекты своей речи, болезненно переживают их, становятся молчаливыми, застенчивыми, раздражительными.

     Для воспитания полноценной личности нужно  устранить все, что мешает свободному общению ребенка с коллективом. Важно, чтобы дети как можно раньше овладели родной речью, говорили правильно, четко, выразительно. В семье малыша понимают с полуслова и он не испытывает особых неудобств, если речь его несовершенна. Однако постепенно расширяется круг связей ребенка с окружающим миром; очень важно, чтобы его речь хорошо понимали и сверстники, и взрослые.

     Еще острее встает вопрос о значении фонетически  правильной речи с поступлением ребенка  в школу. С первого дня пребывания в школе ребенку приходится широко пользоваться речью: отвечать и задавать вопросы в присутствии всего класса, читать вслух и недостатки речи обнаруживаются очень скоро. Особенно необходимым для ребенка становится правильное произношение звуков и слов тогда, когда он начинает овладевать грамотой. Между чистотой звучания детской речи и орфографической грамотностью установлена тесная связь. Исходя из этого, как правило, на первый план логопедической работы выходит коррекция звукопроизношения и недооценивается значение формирования слоговой структуры слов, а это ведет к возникновению дисграфии и дислексии у школьников.

       Таким образом, раннее   выявление речевой патологии и своевременная ее коррекция, а также профилактика вторичных речевых нарушений является важнейшей задачей, стоящей перед логопедом и родителями детей дошкольного возраста.

Пояснительная записка.

  С каждым годом увеличивается число детей, страдающих общим недоразвитием речи. У большинства из этих детей наряду с  нарушениями фонетико-фонематической  лексикой, грамматической стороны речи   в той или иной степени присутствует искажение слоговой структуры слова. Этот дефект речевого развития характеризуется трудностями в произношении слов сложного слогового состава. Слова могут быть деформированы за счет:

  • Нарушение количества слогов (элизия- сокращение(пропуск) слогов: моток- молоток; итерации-увеличение числа слогов за счет добавления слогообразующей гласной в том месте, где имеется стечение согласных : тарава-трава)
  • Нарушение последовательности слогов в слове (перестановка слогов в слове: деворе-дерево; перестановка звуков соседних слогов: гебемот-бегемот)
  • Искажение структуры отдельного слога(сокращение стечения согласных: капута-капуста; вставка согласных в слог: лимонт-лимон)
  • Антиципации (уподобление одного слога другому: пипитан-капитан)
  • Персеверации ( инертное застревание на одном слоге в слове: пананама-панама)
  • Контаминации (соединение частей двух слов: холодильница- холодильник и хлебница)

  Нарушение слоговой структуры слов сохраняется у детей с патологией речевого развития на протяжении многих лет, обнаруживается всякий раз, как только ребенок сталкивается с новой звукослоговой структурой слова. Все эти особенности формирования слоговой структуры слова мешают нормальному развитию устной речи (накоплению словаря, усвоению понятий) и затрудняют общение детей,  несомненно, препятствуют звуковому анализу и синтезу, следовательно, мешают обучению грамоте, а также вызывает проявление так называемых вторичных психических наслоений.

Вопросами изучения слоговой структуры слова занимались Агронович З.Е., Гвоздева Ф.Н., Левина Р.Е., Маркова А.К., Гуровец Г.В,  Есеченко Л.Б., Лалаева Р.И.  , Ковшиков В.А.  и др.

 Но, не смотря на это, коррекция слоговой структуры слова у детей дошкольного возраста является малоизученной и недостаточно описанной темой. Методические рекомендации по исправлению этого нарушения являются противоречивыми и не полными.

  Очевидна необходимость совершенствования традиционных методов и приемов, а также поиска более эффективных научно-обоснованных путей формирования слоговой структуры слов у детей с общим недоразвитием речи.

Актуальность программы  состоит в том, что она:

  1. объединяет и систематизирует учебный материал по изучению дошкольниками слоговой структуры слов
  2. основой программы является  игровая форма  овладения способами деления слов на слоги,  для наиболее эффективного обучения и успешного результата в работе с детьми, имеющими нарушения речи;
  3. программа представляет новую  форму исследовательской  деятельности дошкольников, так как при разработке авторских конспектов и заданий применяются инновационные сочетания известных методов и приемов.
  4. разработанная в программе  методика  игрового коррекционного обучения, увеличивает степень воздействия на создание интереса детей дошкольного возраста к речевой деятельности и является профилактикой дисграфии и дислексии в детском саду

Данная программа  может быть рекомендована  для использования в дошкольных учреждениях учителям-логопедам, воспитателям дошкольных учреждений, учителям начальной школы, а так же родителям.

Цель программы «Трудные слова» :

 Коррекция нарушений формирования слоговой структуры слова у ребенка и подготовка к успешному обучению грамоте.

Задачи:

  1. Формировать оптико-пространственную ориентацию, возможности

темпо - ритмической организации движений и действий, способность к серийно-последовательной обработке информации.

2.     Развивать фонематическое восприятие.

3.     Развивать навыки звукового анализа и синтеза.

4.     Формировать произносительные навыки.

      5.  Формировать умение использовать приобретенные навыки  в         повседневной жизни при общении друг с другом.

      6. Воспитывать коммуникабельность, использовать приобретённые навыки  в повседневной жизни при общении друг с другом.

Методическое обеспечение программы.

     В процессе обучения дошкольников используется целый спектр методов:

- словесный (объяснение, рассказ, беседа, чтение)

- наглядный (наблюдение, демонстрация, ТСО)

- практический (игра, упражнения)

В программе есть занятия, на определенных этапах которых ведущую роль выполняет ребёнок. В этом случае используются методы самостоятельной работы, практические работы , методы оценки  и самооценки знаний. Для повышения познавательной активности  ребёнка на занятиях предлагается объяснительно – иллюстративный метод, репродуктивный, проблемный, частично – поисковый.

Использование различных методов обучения на занятиях позволяет максимально приблизить решение поставленных программой задач и развить возможности ребёнка, обогатить взаимоотношения учителя и ученика, сформировать новые пути взаимодействия.

В зависимости от дидактических целей занятия строятся как

  • Активизация имеющихся знаний и умений.
  • Изучение нового материала.
  • Занятия по закреплению и систематизации знаний, умений навыков детей.
  • Комплексные.

Структура занятия:

Вводная часть:

  1. Организационный момент (использование приёмов активизации интереса детей)
  2. Постановка цели занятия

Основная часть:

  1. Организация самостоятельной практической и познавательной деятельности детей на занятии
  2. Контроль  деятельности детей

Заключительная часть:

Подведение итогов занятия.

Условия реализации

 Преодоление нарушения звукослоговой структуры слова достигается путем целенаправленной  логопедической работы по коррекции звуковой стороны речи и фонематического недоразвития.

 Система обучения и воспитания детей дошкольного возраста с нарушениями звукослоговой структуры слова включает коррекцию речевого дефекта и подготовку к полноценному обучению грамоте, для успешного обучения в общеобразовательной школе.

 Возрастные особенности дошкольников предполагают проведение занятий в игровой форме, что способствует лучшему усвоению материала. Кроме того широко используются игровые ситуации, сказочные персонажи, сюрпризные моменты. Занятия строятся как путешествие, викторины. Для снятия напряжения используются физкультминутки и малоподвижные игры.

 В целях повышения результативности полученные навыки закрепляются педагогами и родителями.  По заданию логопеда воспитатели проводят игры направленные на формирование звукослоговой структуры слов, закрепляют навыки фонематического анализа и звукопроизношения.

В процессе развития музыкально-ритмических навыков формируются чувство ритма, ориентация в пространстве, координация движений.

Двигательная активность также способствует формированию пространственной ориентации и координации движений, укрепляют общий мышечный тонус, вырабатывают чувство ритма.

Используя рекомендованные логопедом игры, родители закрепляют полученные навыки индивидуально дома.

Формы работы формированию звуко-слоговой структуры слов:

  • Фронтальные
  • Подгрупповые занятия
  • Индивидуальные занятия.

Категория обучающихся: дети с ОВЗ 6-7 лет

Срок освоения данной программы: 14 академических часов

Тематический план программы «Трудные слова».

№ п/п

Тема

Цель НОД

Форма проведения

количество

часов

1

«Путешествие в страну звуков»

Активизация знаний звукового анализа

Комплексное

2

2

«Запутанные слоги»

Активизация имеющих знаний по слоговой структуре слова

Комплексное

2

3

«Задания от Василисы Премудрой»

Знакомство с правилом деление слов со стечением согласных

в середине слова

Подгрупповое

(Индивидуальные)

1

4

«Волшебная книга»

Закрепление умения использовать правило деления слов со стечением согласных в середине слова

Фронтальное

1

5

«Письмо от веселых щенков»

Знакомство с правилом деление слов со стечением согласных

в начале слова

Подгрупповое

(Индивидуальные)

1

6

«Щенок в беде»

Закрепление умения использовать правило деления слов со стечением согласных в начале и середине слова

фронтальное

1

7

«Навестим друзей – щенков»

Знакомство с правилом деление слов со стечением согласных

в конце слова

Подгрупповое

(Индивидуальные)

1

8

«Задания от веселых щенков»

Закрепление умения использовать правило деления слов со стечением согласных в начале, середине, конце слова

Фронтальное

1

9

«Поиграй-ка»

Закрепление в дидактических играх умение делить слова различных слоговых конструкций

Комплексное

2

10

«Страна  запутанных слогов»

Закрепление умения использовать в речи слов различной слоговой конструкции

комплексное

2

Всего: 14 часов.

Основное содержание программы.

Подготовительный этап.

Задачи:

  • Активизировать и систематизировать понятия «звук», и «буква»
  • Закрепить умение давать характеристику звуку (гласный-

        согласный, твёрдый мягкий, звонкий - глухой), доказывая свой

         ответ грамотным научным языком.

  • Совершенствовать умение определять место звука в слове.
  •  Совершенствовать умение делить простые  слова на слоги и

        производить звуковой анализ слова

  • Осуществлять звуковой анализ слова, используя различные

        средства (схема состава слова, интонационное выделение звуков

        в слове)

  • Закреплять умение выделять ударный слог и ударный гласный

        звук в слове

Коррекционный (обучающий)

Коррекционный этап строится на материале игры «Веселые щенки», а также используются и другие игры направленные на коррекцию звуко-слоговой структуры слова.

Дидактическая игра «Веселые щенки»

Цель  игры: обучение умению делить на слоги, используя правило деления

                     слов со стечением согласных

Задачи игры:

1. Закреплять знания о слогообразующей роли гласных звуков.

2. Познакомить с особенностями слов со стечением согласных.

3. Сформировать умение  делить слова со стечением в середине.

4. Сформировать умение делить слова со стечением в начале.

5. Сформировать умение делить слова со стечением в конце.

Оборудование:  

Демонстрационный материал: предметные картинки, фишки для звукового анализа, карточка – правило (сюжетная и схематическая).

Раздаточный материал:  фишки для звукового анализа, карточки – правила.

Методические указания:

Дети получают предметную картинку и проводят звуковой анализ, выкладывая под картинкой фишки- звуки. Затем воспитатель показывает картинку – схему, обозначающую правило деления на слоги в данном случае. (Например: Если на карточке два хозяина- гласных звука, а между ними два щенка, значит стечение согласных в середине слова и каждый гласный забирает себе по одному согласному; если на карточке нарисованы два щенка и один хозяин-гласный - соответствует стечению согласных в начале слова и оба согласных принадлежат одному гласному, значит составляют один слог и т.п.) Затем детям предлагается соответствующая схема - карточка-правило, состоящая из красных (гласный) и черных (согласный) квадратиков. Согласный обозначается черным, т.к. в слове он может быть и твердым и мягким, поэтому на карточке - правила предлагается использовать нейтральный цвет. Дети, соотнося карточку-правило со звуковым анализом, определяют место «заборчика» - палочки разделяющей слово на слоги.  После такого подробного анализа дети на карточке со звуковым анализом слова делят слово на слоги.

На первом этапе работа проводится по подгруппам или индивидуально. Анализ и работу со схемами проводит педагог на доске. Затем на доске работает ребенок, а педагог с остальными детьми комментируют правильность проведения анализа и деления на слоги. Когда дети освоят работу с карточками, каждый получает индивидуально задание и анализирует своё слово. В данной игре может использоваться как самоконтроль, так и взаимоконтроль. Каждый случай деления слова на слоги проговаривается ребенком.  

Закрепляющий.

Задачи:

1.Совершенствовать навык выполнения звукового анализа.

2. закреплять умение делить слова различных слоговых конструкций

3. использовать в речи слов различной слоговой конструкции.

Ожидаемый  результат:

1. Ребенок умеет различать понятия  «звук», «слог», «слово». Определять и называть последовательность звуков и слогов в словах. Подбирать слова с заданным звуком, слогом, определять место звука или слога в слове.

2.Способен самостоятельно выполнять звуковой анализ и давать характеристику звукам.

3. Умеет составлять слова из предложенных звуков и слогов.

4.Умеет делить слова со стечением согласных на слоги.

5. Сформировано умение поддерживать беседу, не избегая слов сложной слоговой конструкции.

.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Агранович  З.Е.  Логопедическая работа по преодолению нарушений слоговой структуры слов у детей. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2004. – 48 с.

2. Бабина Г.В. Сафонкина Н.Ю. Слоговая структура слова: обследование и формирование у детей с недоразвитием речи. Учебно-методическое пособие. – М.: Книголюб, 2005.Серия «Логопедические технологии». –96с.

3. Винарская Е.Н. Нарушение пространственной организации движений взора и конечностей при зрительной агнозии // Проблемы восприятия пространства и времени. – Л.: Изд-во ЛГУ им. А.А. Жданова, 1961 – С. 184 – 236.

4. Воспитание и обучение детей с расстройствами речи. Под ред. С.С.Ляпидевского. - М. 1968 год.

5. Галкина-Федорук Е.М., Горшкова К.В., Шанский Н.М. Современный русский язык. ч. 1, под редакцией проф. Галкиной – Федорчук Е.М. – М.: Издательство московского университета, 1962  - 343 с.

6. Гвоздев Н.А. Вопросы изучения детской речи. – СПб.: «Детство пресс», 2007. – 472 с.

7. Жинкин Н.И. Механизмы речи. – М.: Изд-во АПН РСФСР, 1958. – 369 с.

8. Жукова Н.С. и др. Логопедия. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников: Кн. Для логопеда / Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, Т.Б. Филичева. Екатеринбург: Изд-во ЛИТУР, 2004. – 320 с.

9. Зееман М.Расстройства речи в детском возрасте / Пер. с чешского: Под ред. и с предисл. В.К. Трутнева и С.С. Ляпидевского.— М., 1962. — С. 89.

10. Зимняя И.А.  Лингвопсихология речевой деятельности. – М-В.: 2001. – 411 с.

11. Зимняя И.А. Упреждающий синтез и вероятное прогнозирование в речевом поведении. – М.: Наука, 1973. – 431 с.

12. Китаева Н.Н. Особенности коррекции нарушения звукослоговой структуры слова у дошкольников с задержкой психического развития. Автореферат. – СПб, 2002.

13. Китаева Н.Н. к вопросу о нарушении звукослоговой структуры слова у дошкольников с моторной алалией // Актуальные проблемы логопедии в трудах ученых XX века. – СПб, 2000, с 67 – 68.

14. Ковшиков В.А. Экспрессивная алалия. – М.: «Институт общегуманитарных исследований», В.Секачев, 2001. – 96 с.

15. Курдвановская Н.В. Ванюкова Л.С. Формирование слоговой структуры слова: логопедические задания. – М.: ТЦ Сфера, 2007. – 96 с. – (Логопедия в ДОУ)

16. Корнев А.Н. Основы логопатологии детского возраста: клинические и психологические аспекты. – СПб.: Речь, 2006. – 380 с.: ил.

17. Лалаева Р.И. Методика психолингвистического исследования нарушений речи: Учебно-методическое пособие. СПб.: Наука-Питер, 2006.

18. Леонтьев А.А. Психофизиологические механизмы речи. Общее языкознание. – М.: Наука, 1969. – 37 с.

19. Леонтьев А.А. Слово в речевой деятельности. Некоторые проблемы общей теории речевой деятельности. – М.: Наука, 1965. – 245 с.

20. Логопедия: Учебник для студ. дефектол. фак. пед. высш. учеб. заведений / Под ред. Л.С.Волковой. – 5-е изд., перераб. и доп. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2004. – 704 с.: ил.

21. Лурия А.Р. Высшие корковые функции человека. – М.: Академический прект, 2000. – 504 с.

22. Основы логопедии с практикумом по звукопроизношению: Учеб. Пособие для студ. Пед. Учеб. Заведений / М.Ф.Фомичева, Т.В.Волосовец, Е.Н.Кутепова и др.; Под ред. Т.В.Волосовец. – М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 200 с.

23. Слобин Д. Когнитивные предпосылки развития грамматики. Психолингвистика. – М.: Просвещение, 1984. – 168 с.

24. Современный русский язык. Фонетика: учеб. пособие для студ. филол. фак. высш. учеб. заведений / Л.Л. Касаткин. – М.: Издательский центр «Академия», 2006. – 256 с.

25. Современный русский язык. Фонетика: учеб. пособие для пед. Институтов / Тихонов А.Н. – М. «Просвещение», 1981. – 270 с.

26. Тихеева. Е.И. Развитие речи детей. - М. 1964 год.

27. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста: Практическое пособие. – М.: Айрис – пресс, 2004. – 224. – (Библиотека логопеда-практика).

28. Хватцев М.Е. Логопедия: работа с дошкольниками. Пособие для логопедов и родителей. – М.: Аквариум, СПб.: Дельта, 1996. – 384 с., ил.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа воспитания и обучения детей с нарушениями речи 5-7 года жизни для групп общеразвивающей направленности в условиях логопункта

Представлена рабочая программа учителей-логопедов, работающих с детьми в условиях логопункта. Программа написана с учетом ФГТ....

Авторская программа "Волшебные слова" обучение детей с нарушением речи многозначным словам (для детей от 5 до 7 лет)

Целью  программы "Волшебные слова" является обогащение и активизация словарного запаса у детей с нарушением речи в дошкольном образовательном учреждении с использованием игровой деятельности при ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА воспитания и обучения детей с нарушениями речи 5-7 года жизни для групп общеразвивающей направленности в условиях дошкольного логопункта.

В рабочей программе определены коррекционные задачи, основные направления работы, условия и средства формирования правильного звукопроизношения, фонетико-фонематической стороны  речи детей старше...

Рабочая программа воспитания и обучения детей с нарушениями речи 5-7 года жизни для групп общеразвивающей направленности в условиях логопункта

Рабочая программавоспитания и обучения детей с нарушениями речи5-7 года жизни для групп общеразвивающей направленностив условиях логопункта...

Адаптированная основная общеобразовательная программа дошкольного образования для детей с нарушениями речи

Адаптировання основная общеобразовательная программа дошкольного образования (АООП ДО - далее) для детей с нарушениями речи составлена мною для работы в группах компенсирующей направленности с учетом ...

Конспект Непосредственной образовательной деятельности в подготовительной к школе группе с ОВЗ (нарушение речи) «Деление слов на слоги»

Основная общеобразовательная программа ДОУ:«Детство», авторы: Т.И. Бабаева, А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцева и др.Возрастная группа: подготовительная к школе группаТема: (в соответствии с к...