Авторская программа "Волшебные слова" обучение детей с нарушением речи многозначным словам (для детей от 5 до 7 лет)
методическая разработка по логопедии (старшая группа) на тему

Ноздрина Ольга Анатольевна

Целью  программы "Волшебные слова" является обогащение и активизация словарного запаса у детей с нарушением речи в дошкольном образовательном учреждении с использованием игровой деятельности при изучении многозначных слов.  Данная программа объединяет и систематизирует учебный материал по изучению дошкольниками многозначных слов.  Основой программы является игровая форма изучения многозначности слов детьми,  имеющими нарушения речи.   Разработанная в программе  методика  игрового коррекционного обучения многозначным словам увеличивает степень воздействия на создание интереса детей дошкольного возраста к речевой деятельности, расширяет словарный запас. В ней  определены новые критерии овладения дошкольниками речевыми умениями и навыками в области многозначности родного языка. Данная программа  может быть рекомендована  для использования в дошкольных учреждениях учителям-логопедам, воспитателям дошкольных учреждений, учителям начальной школы, а так же родителям.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon osnovnaya_chast_raboty.doc203.5 КБ

Предварительный просмотр:

                            ПРОГРАММА

                                «Волшебные слова»

Обучение детей с нарушением речи

           многозначным словам.

            (для детей от 5 до 7 лет)

 

Ноздрина

Ольга Анатольевна

учитель – логопед

МБДОУ «Детский сад №42»

 

  г. Магадан  2012

Пояснительная записка

Проблема развития словаря детей хорошо известна широкому кругу педагогических работников: воспитателям, учителям,  психологам, узким специалистам.

Давно установлено, что к старшему дошкольному возрасту проявляются существенные различия в уровне речи детей. Главной задачей развития речи ребёнка в этом возрасте является активизация, расширение и совершенствование словаря.  В связи с этим большой интерес представляет работа над многозначностью слова.

С многозначностью слов (полисемией) дети  сталкиваются постоянно, но далеко не всегда осознают ее. На первых порах наличие у слова нескольких значений поражает ребенка, вызывают  у него недоумение. Нередко можно услышать такой, например, вопрос: «Почему ты говоришь: часы стоят, они не стоят, а висят на стене».

Обычно в методической литературе в практической работе учителей-логопедов, педагогов обогащение словаря детей  с различными нарушениями речи осуществлялось за счет количественного накопления новых слов, значения которых должны были усвоить дети. В настоящее время, в связи с возросшими требованиями к культуре речи, возникла необходимость работать не только над количественным, но и над качественным обогащением словарного запаса детей. Эта работа должна пойти не по пути накопления новых лексических единиц, а в направлении систематического раскрытия и усвоения многозначности  слов в игровой форме.

Проблема изучения многозначности слова рассматривается в методической литературе в нескольких аспектах: это и многочисленные ошибки детей, связанные с использованием в речи многозначных слов, которые свидетельствуют о необходимости серьезной и систематической работы над многозначностью, и  шире  над значением слова вообще. Дошкольники  не знают, а часто и не умеют использовать различные значения полисемантичных слов. Очень распространенными являются и ошибки, связанные с употреблением в речи слов с переносным значением. Их типы очень многообразны и не сводятся только к употреблению слова в несвойственном ему значении.

Роль изучения многозначности слова для повышения культуры речи ребенка трудно переоценить: понимание нескольких значений многозначных слов и умение правильно их употреблять в разных значениях обогащает словарь ребенка, предупреждает и исправляет недочеты в употреблении многозначных слов, обогащает и упорядочивает синтаксис речи дошкольников. При правильно поставленном изучении многозначного слова расширяются синонимические ряды слов, совершенствуется механизм подбора антонимов, а следовательно, обогащаются выразительные возможности языка ребенка.

В результате знакомства со структурой многозначных слов ребенок  получает возможность распространить приемы определения разных значений слова на непонятные ему слова; в дальнейшем его будут интересовать закономерности сочетания слова в разных значениях с другими словами, при чтении он будет устанавливать типы этих связей. Он будет думать над языком. Будет совершенствоваться техника целесообразного отбора языковых средств определенного стиля речи, так как при изучении полисемии нельзя не затронуть вопроса о разной стилистической окрашенности, принадлежности слова с разными значениями к определенным стилям речи.

 Процесс развития речи у детей протекает под руководством взрослого. Эта задача решается через различные виды речевой деятельности: игры, упражнения, занятия. Подготовка к занятиям  с детьми  вызывает трудности,   так как требует разнообразия методов, приемов, наличия методического материала.

   Актуальность программы «Волшебные слова» состоит в том, что она:

 1) объединяет и систематизирует учебный материал по изучению дошкольниками многозначных слов;

 2)   основой программы является игровая форма изучения многозначности слов детьми,  для наиболее эффективного обучения и успешного результата в работе с детьми, имеющими нарушения речи;

 3) программа представляет новую форму поисково-изобретательской деятельности дошкольников, так как при разработке авторских конспектов и заданий применяются инновационные сочетания известных методов и приемов;          4)   разработанная в программе  методика  игрового коррекционного обучения многозначным словам увеличивает степень воздействия на создание интереса детей дошкольного возраста к речевой деятельности, расширяет словарный запас.

5) определены новые критерии овладения дошкольниками речевыми умениями и навыками в области многозначности родного языка.

Данная программа  может быть рекомендована  для использования в дошкольных учреждениях учителям-логопедам, воспитателям дошкольных учреждений, учителям начальной школы, а так же родителям.

Цель программы:

обогащение и активизация словарного запаса у детей с нарушением речи в дошкольном образовательном учреждении, используя игровую деятельность в комплексном и дифференцированном изучении многозначных слов.

Основные задачи :

  1. Развивающие:

    * развивать мышление, память, внимание, воображение, фантазию;

  * развивать точность и выразительность языка, которые способствуют

     выражению детских впечатлений и переживаний                                    

  1. Обучающие:

* познакомить детей с разнообразием значений многозначных слов.

* научить детей «видеть» многозначное слово, понимать его значения.

* учить различать значения многозначных слов с основой на наглядный материал и без него.

 * формировать грамматический строй  речи детей в процессе   работы с  многозначными словами.

* формировать умения и навыки воспитанников по использованию многозначных слов в своей речи.

3. Воспитывающие:

  * воспитывать интерес к слову, к его смысловой стороне, желание вслушиваться в речь окружающих, замечать речевые и логические ошибки;

  * вызвать желание выбирать наиболее подходящее слово из  своего   лексического запаса;

 * создавать мотивацию к речевой деятельности у воспитанников;

 * воспитывать коммуникабельность, использовать приобретённые навыки  в повседневной жизни при общении друг с другом.

  Методы и формы работы.

Разработанная программа способствует совершенствованию системы логопедической помощи  детям с отклонениями в речевом развитии старше 5 лет. Она связана с системой занятий по ознакомлению детей с  родной речью, в ходе которых используются эффективные методы и приёмы, способствующие расширению и активизации словаря.

Методика развития речи на лексическом уровне предусматривает четыре основные линии:

1. Обогащение словаря, т.е. усвоение новых, ранее неизвестных детям слов, а также новых значений тех слов, которые уже имелись в словарном запасе. Это достигается посредством прибавления к словарю ребенка ежедневно 4-6 новых словарных единиц.

2. Уточнение словаря, т.е. словарно-стилистическая работа, развитие гибкости словаря, его точности и выразительности, которая включает в себя:

 - наполнение содержанием тех слов, которые усвоены не вполне точно, что обеспечивается включением их в контекст, сопоставлением и сравнением с другими словами;

 -усвоение лексической сочетаемости слов, в том числе во фразеологических единицах; усвоение иносказательных значений слова, многозначности слов;

3. Активизация словаря, т.е. перенесение как можно большего количества слов из словаря пассивного в словарь активный. Слова включаются в предложения и словосочетания, вводятся в пересказ прочитанного, в беседу, в рассказ, изложение и сочинение.

4.  Устранение нелитературных слов, перевод их в пассивный словарь (просторечные, диалектные, жаргонные).

Основные источники обогащения и совершенствования словаря дошкольников – это произведения художественной литературы, тексты учебных книг, речь педагога. Все это – педагогически контролируемые и организуемые источники обогащения языка. Все направления словарной работы возможны лишь на практической основе, главным образом с опорой на текст, без теоретических сведений и даже, как правило, без терминов.   Наилучший толкователь значений слова – контекст. В объяснении значений слов необходимо руководствоваться общей дидактической задачей повышения степени самостоятельности и познавательной активности самих детей. В группе детей  всегда бывает хотя бы несколько человек, которые правильно понимают все слова и обороты речи. Поэтому необходимо добиваться, чтобы сами дошкольники  сумели объяснить значение слова, что обеспечивает их умственное развитие, воспитывает самостоятельность.

В методике  работы с детьми над значениями нового слова используются следующие приемы, которые позволяют вводить новое слово наиболее рациональным именно для данного слова способом.

1. Словообразовательный анализ, на основе которого выясняется значение (или оттенок значения) слова. Можно задать вопрос:  «Почему подосиновик» так назвали? Такой способ объяснения слов позволяет осуществлять связь словарной работы, так как выявляет корни слов.

2. Сопоставление слов с целью выяснения различий, для разграничения значений паронимов: земляника и землянка, серебряный и серебристый?

3. Объяснение значения через контекст.

 Прочтение отрывка «высвечивает» значение слов; дети легче понимают не только их прямое значение, но и уместность употребления, и сочетаемость, и выразительность.

4. Включение нового слова в контекст, составленный самими детьми, является вариантом предыдущего задания. Это прием активизации дошкольников, но в трудных случаях включение в контекст может произвести  и взрослый.

5.  Показ предмета, картинки, макета или действия как средство развития познавательной активности учащихся зависит от степени самостоятельности привлеченных к объяснению дошкольников: если картинку, объясняющую значение слова, дети подобрали сами либо нарисовали, то их познавательная активность будет более  высока.

6. Развернутое описание, состоящее из группы слов или из нескольких предложений. Как прием разъяснения значений слов ценен тем, что он позволяет сохранить непринужденность беседы.

      Обучение использования в речи многозначных слов у детей осуществляется на всех видах  занятий в дошкольном учреждении в игровой форме – это дидактические игры и упражнения, загадки, стихи, пословицы, поговорки, чтение художественной литературы, которые систематизированы в соответствии с темами занятий. Дошкольники осваивают значение многозначного слова,   употребляя его в словосочетаниях, предложениях, связном высказывании. Формирование словаря многозначных слов должно проходить в тесной взаимосвязи с развитием связной речи детей и одновременно с ознакомлением их с окружающей действительностью.

  Программа «Волшебные слова» обогащает словарный запас детей многозначными словами через специально подобранные дидактические игры и упражнения.

 В основе программы лежат научно обоснованные  методики: Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. «Логопедия», 2003г., Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. «Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного  возраста» М.: 2002г.,  Лалаева Р.И., Серебрякова  Н.В.  Коррекция общего недоразвития речи у дошкольников. С-П.: «Союз» 1999г.

Тематический план программы «Волшебные слова»

для  старшей группы

№ п/п

Тема


количество занятий

1

Культурно- гигиенические навыки

1

2

Осень

1

3

Овощи

1

4

Фрукты – ягоды

1

5

Игрушки

2

6

Одежда, обувь, головные уборы

1

7

Посуда

2

8

Продукты питания

1

9

Зима

1

10

Человек, части тела

3

11

Новый год

1

12

Домашние животные

3

13

Дикие животные

4

14

Домашние птицы

2

15

Весна

2

16

Перелетные птицы

2

17

Мебель

2

18

Транспорт

2

19

Деревья

1

20

Цветы

1

21

Насекомые

1

22

Грибы

1

23

Лето

1

Всего:

37

Тематический план программы «Волшебные слова»

для  подготовительной  группы

№ п/п

Тема


количество занятий

1

Осень

2

2

Овощи

2

3

Фрукты

1

4

Перелетные птицы

1

5

Посуда

1

6

Дикие животные

4

7

Зима

3

8

Зимующие  птицы

2

9

Одежда, обувь

1

10

Головные уборы

1

11

Семья

1

12

Профессии


2

13

Транспорт,

2

14

Техника

1

15

Инструменты

1

16

Дом

1

17

Весна, перелетные птицы

2

18

Школьные принадлежности

1

19

Рыбы

1

20

Лето

1

21

Насекомые

1

22

Цветы

1

ВСЕГО:

33

Основное содержание программы.

Характеристика разделов программы.

1 раздел.

«Дидактические упражнения с многозначными словами»

направлены на активизацию речи  и расширение  словаря многозначных слов, на формирование качественной стороны детской лексики и умения сознательно выбирать наиболее уместные для данного высказывания по значению слова.

2 раздел.

«Дидактические игры с акцентом на многозначные слова»

являются основным средством развития произвольной речи, в которой используются многозначные слова, обеспечивают собственно языковое, речевое развитие ребенка, повышают уровень общей речевой культуры.

3 раздел.

«Загадки о многозначных словах»

развивают память, мышление, воображение, закрепляют знания и опыт применения в речи многозначных слов; вызывают и поддерживают интерес к многозначности родного языка; активизируют стремление к знаниям нового значения определенного слова.

 4 раздел.

«Стихи, содержащие многозначные слова»

вносят новые оттенки в занятия по изучению многозначия речи; закрепляют знание многозначных слов; расширяют границы ознакомления детей с предметами и явлениями окружающего мира; повышают эмоциональный фон занятий в овладении многозначными словами.

5 раздел

«Логопедические сказки с использованием многозначных слов»

превращают учебный процесс в увлекательную игру, обогащают внутренний мир ребенка, оказывают положительное воздействие на улучшение памяти, мышления, развивают фантазию.

Планируемые результаты:

1. Расширение словаря детей  на основе углубления знаний о предметах и явлениях окружающего мира;

2.  Формирование умения понимать смысловую сторону многозначного слова;

3.  Умение выделять  и употреблять в речи наиболее точные, подходящие по смыслу слова;

4. Обобщение наиболее существенных  признаков предметов и явлений, умение обозначать их словом;

5. Развитие чувствительности  к многообразию слов;

6. Формирование  лаконичной, грамматически яркой речи.

Система проверки результативности обучения.

Критерии оценки  детьми речевых умений и навыков.

Низкий (1 балл) - Словарный запас беден. Ребёнок испытывает большие затруднения в употреблении детьми названий предметов и их обобщений; в подборе слов близких или противоположных по смыслу; подборе слов, обозначающих признаки и действия предметов, их качество.

Ниже среднего (2 балла)-  словарный запас беден. Затрудняется назвать или путает значение слова. Затрудняется в сравнении двух объектов, их описании. Объяснение значений слов возможно не только при опоре на наглядность, но и с помощью наводящих вопросов.

Средний (3 балла)-  Словарный запас ребёнка еще недостаточно широк. С помощью наводящих вопросов без особых затруднений подбирает слова близкие и противоположные по значению, а также слова, обозначающие признаки и действия предметов, их назначение. С основой на наглядность  осуществляет классификацию предметов и их обобщение.

Выше среднего (4 балла) - словарный  запас ребенка достаточно широк. Наиболее точно использует слова,  характеризующие разнообразные  признаки предметов и действий. Может определить  1-2 значения слова в контексте. Поясняет  слова другим словом, близким по значению; может составить словосочетание  с заданным  словом;

Высокий (5 баллов) - Ребёнок имеет богатый словарный запас,  легко подбирает слова близкие и противоположные по значению; подбирает к одному предмету несколько слов, обозначающие признаки или действия. Свободно определяет значение слова или несколько значений в контексте. Легко составит словосочетание или предложений с объясняемым словом; Проявляет интерес к подобным заданиям.

Диагностические тесты:

Старшая группа:

1  тест:  «Многозначные слова».

Показать  картинки, которые звучат одинаково. Объяснит  значения похожих слов:

Гребешок  (расческа),

Гребень волны,

Гребешок петуха  (рис.10).

Перо лука,

Плавник рыбы (перо),

Перо птицы   (рис.11).

Шапка дерева,

Шапка,

Шапка  (снежная вершина) (рис.12).

Лисичка (гриб),

Лисички  (животные).

Колокольчик (цветок),

Колокольчик (звонок)   (рис. 13)

2  тест: «Живое  - неживое».

Ответить на вопросы:

а)  С утра идет что? (снег, дождь)

      По улице идет кто? (человек, ребенок)

б)  Кошка ловит кого?                            Ребенок ловит что?

в)  Музыканты играют на чем?            Дети играют во что?

3  тест: «Похожие слова».

Выбрать  картинки, названия которых звучат одинаково. Объяснить значения похожих слов:

а)  Горит огонь,

     горит ребенок от жара,

     горят щеки на морозе  (рис.14).

б)  Идет дождь,

      идет ребенок,  

      идет лед по реке,

      идет дым из  трубы (рис.15).

в) Дети  играют в мяч,

    девочка играет на скрипке,

    мальчик играет в кубики,

    улыбка играет на лице   (рис. 16).

4 тест: «Шутки художника»

Объяснить, что перепутал художник:

Шляпка у женщины и гриба.

Носик  у человека и чайника (рис. 17).

Хвост у редиски и лисы.

Перья у лука и птицы  (рис. 18).

5  тест: «У кого?  У чего?».

Определить, применительно к каким предметам используются слова. Предлагаются вопросы «у кого?», «у чего?». Например:

ручка у человека, у двери, у чемодана, у сумки;

язычок у человека, у ботинка;

ножка у стула, у ребенка, у гриба  (рис. 1)

  1.  тест: «Кто как передвигается?»

Логопед показывает картинки, на которых изображены  представители фауны.  Дети определяют их и называют, как они передвигаются.

лошадь скачет,  рыба плавает

змея ползает,  лягушка прыгает, птица летает (рис. 4), предложить ребенку назвать, как передвигаются другие животные.

 Подготовительная группа.

1 тест: «Конкурс загадок»

Подобрать к загадкам ответы:

(формирование умения употреблять слова в речи в точном соответствии с их значением).

-Каким ключом нельзя отвернуть гайку?

 -Из какого крана не льется вода?

 -Какой лук не кладут в суп?

-Какой губкой нельзя мыться?

 -Какая гусеница не годится для танка?

 -Какой кистью не выкрасишь стену?

-Есть всегда он у людей, есть всегда у кораблей.

  1. тест: «Шуточные стихи».

Найти  многозначные слова в стихотворении. Объяснить их значение.

Странные вещи в природе бывают.

 Ножки у стула, но стул не шагает.

Часто часы бьют.

Но мы не слыхали,

Чтобы кого-то они обижали.

«Слон затрубил»,- говорят.

 Интересно! Что- то слона я не вижу в оркестре? (А.Кушнер)                                                           

3  тест:  «Что обозначают слова?»

Что  обозначают  слова:

 язычок,  горлышко,  ножка?

А что они обозначают в стихотворении  И. Токмаковой?

В одной стране,

В чудной стране,

Где не бывать тебе и мне,

Ботинок черным язычком

С утра лакает молочко,

И целый день в окошко

Глазком глядит картошка.

Бутылка горлышком поет,

 Концерты вечером дает,

А стул на гнутых ножках

 Танцует под гармошку.

4  тест:  «Добавь словечко»  

Ответить на вопрос одним словом:

Дерево, цветы что делают?

Кошка, собака что делают?

Тарелка, кружка что делают?

Дождь, снег что делают?

Фрукты, овощи что делают?

Мяч, яблоко какие?

Сахар, мед какие?

Снег, лед какие?

Вода, молоко какие?

Сидит, стоит кто?

Льется, журчит что?

Шумит, дует что?

Растет, зеленеет что?

Круглое, сочное что?

Желтый, кислый что?

Высокое, зеленое что?

Длинный, деревянный что?

Яркое, теплое что?

5  тест:  «Кто больше?»

С приведенными словами придумать  сочетания слов с различными значениями этих слов (значения не должны повторяться).

Например: мягкая вода, мягкий характер, мягкие согласные, мягкий мох.

Слова: новый,  тупой, чистый, холодный, прямой, принять, слушать, тянуть, лицо, пробка, свет, картина.

  1. тест: «Подумай, объясни»

Объяснить значения слов в словосочетаниях:

прозрачный ключ, железный ключ;

острая коса, длинная коса;

меткий лук, зеленый лук;

вкусная овсянка, спящая овсянка;

глубокая норка, пушистая норка;

больная ножка, деревянная ножка;

пухленькая ручка, дверная ручка.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРОГРАММА «Трудные слова» Обучение детей с нарушением речи делению слов на слоги (для детей 6 - 7 лет)

Главное назначение программы - формирование слоговой структуры слова,  подготовка к успешному обучению в школе, предупреждение дисграфии.Данная программа  может быть рекомендована  для ...

Авторская мультимедийная игра по речевому развитию "Подбери слово" для детей старшего дошкольного возраста

Данная игра может быть исспользована в повседневном образовательном процессе ДОУ для обогащения активного словаря детей за счёт употребления качественных прилагательных.  На каждом слайде помещен...

Пьеса-сказка с элементами инклюзии для детей с нарушением зрения «Снеговики» для детей с нарушением зрения

Адаптированная сказка для детей с нарушением зрения с применением кукольного театра и вокальных номеров на основе статьи Ирины Бодраченко, журнал «Начальная школа», №3, 2006г....

Игровая деятельность детей с нарушением слуха (особенности игр детей с нарушением слуха)

Игровая деятельность детей с нарушением слуха (особенности игр  детей с нарушением слуха)...

Консультации для родителей детей с нарушениями зрения «ЗАЩИТА ЗРЕНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Основная цель деятельности стоящая перед педагогами и родителями по охране зрения – это реализация единой линии развития ребенка на этапах дошкольного детства не только в дошкольном учреждении, ...

Конспект фронтального занятия по аппликации в старшей группе для детей с нарушениями слуха и для детей с ТМНР

План-конспект фронтального занятия по аппликации может быть использован в работе с детьми с нарушениями слуха дошкольного возраста в старшей группе и в работе с детьми с ТМНР любого возраста....

Коррекционная работа по преодолению нарушений слоговой структуры слова у детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи посредством игр и упражнений в рамках реализации федерального государственного образовательного стандарта дошкольного

На сегодняшний день очень актуальна проблема речевого развития детей дошкольного возраста. Число детей с речевыми нарушениями неуклонно растет. Чаще всего нарушения речи носят системный характер. Нару...


 

Комментарии

Ноздрина Ольга Анатольевна

Авторская программа "Волшебные слова" обучение детей с нарушением речи многозначным словам (для детей от 5 до 7 лет) с использованием игровой деятельности. В ней представлен тематический план для старшей и подготовительной к школе группе. Программа обогащает словарный запас детей многозначными словами через специально подобранные дидактические игры и упражнения.

Ноздрина Ольга Анатольевна

Авторская программа "Волшебные слова" обучение детей с нарушением речи многозначным словам (для детей от 5 до 7 лет. Программа направлена на обогащение и активизация словарного запаса у детей в дошкольном образовательном учреждении с использованием игровой деятельности. Программа предлагает тематический план изучения многозначных слов для старшей и подготовительной к школе группы.