Главные вкладки

    Роль сюжетно-ролевых игр в развитии навыков коммуникации у детей старшего возраста с ограниченными возможностями здоровья.
    статья по коррекционной педагогике на тему

    Зорина Мария Михайловна

     Среди многообразия средств и методов развития коммуникативных навыков можно выделить - игру. Ведь именно для детей дошкольного возраста игра является ведущим видом деятельности. В игре дети отражают различные стороны жизни, примеряют на себя роли взрослого, уточняют свои знания об окружающей действительности. У детей с ограниченными возможностями здоровья медленно формируются и закрепляются речевые навыки общения. Такие дети  имеют определенные сложности в общении со сверстниками и взрослыми, иногда даже отказываясь от речевого общения. И именно в игре они имеют возможность раскрыться и  общаться, развивая свой потенциал и способности. 

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

                                                                                                Зорина М.М.

    Роль сюжетно–ролевых игр в развитии навыков коммуникации

    у старших дошкольников с ОВЗ.

    Счастье – это когда тебя понимают! Вся наша жизнь проходит в общении - с собой и людьми. От того, как мы умеем общаться, выражать свои просьбы и чувства – зависит очень многое.

    Общение ребенка – это не только способность вступать в контакт и вести разговор с собеседником, но и умение внимательно и активно слушать, использование мимики и жестов для более эффективного выражения своих мыслей, а так же осознание особенностей себя и других людей и учет их в ходе общения.

    Секрет успешного общения в развитии коммуникативных навыков – навыков общения.

    Коммуникативный компонент общения включает в себя передачу информации от человека к человеку с помощью определенных средств. Эти средства можно разделить на две группы: вербальные (языковые) и невербальные, что составляют диалогические умения ребенка.

    Исследователи Алексеева М.М., Яшина В.Н. выделяют следующие диалогические умения дошкольника:

    1. собственно речевые умения: вступать в общение; поддерживать и завершать общение (слушать и слышать собеседника, доказывать свою точку зрения, высказываться логично и связно); говорить выразительно в нормальном темпе, пользоваться интонацией; умения речевого этикета (обращение, знакомство, приветствие, просьба, извинение, поздравление); умение общаться в паре, группе; умение общаться для планирования совместных действий, достижения результатов и их обсуждения.

    2. неречевые (невербальные) – уместное использование мимики и жестов.

    Человек не рождается с готовыми речевыми навыками. Все  коммуникативные компоненты формируются в течении жизни, а наиболее сензитивным для этого является период дошкольного детства.

    В старшем дошкольном возрасте детей начинают интересовать человеческие морально – этические отношения и нормы поведения. Для них становится важным общение, как со взрослыми, так и со сверстниками. Важна оценка взрослым не умений ребенка, а его личности в целом. И только со сверстниками дети учатся быть наравне, а значит, строить особые (личностные, деловые, оценочные) отношения, которые не могут иметь со взрослыми.

    У детей с ОВЗ  чрезвычайно медленно образуются и закрепляются речевые формы, отсутствует самостоятельность в речевом творчестве; у них наблюдается стойкое фонетическое недоразвитие, доминирование в речи имен существительных, недостаточное употребление слов, обозначающих действия, признаки и отношения, понижена речевая активность, бедность речевого общения.   ( Рубенштейн С.Я.)

    Нередко такие дети стараются избежать речевого общения, они молча действуют с предметами и игрушками, крайне редко обращаются к сверстникам и взрослым. В тех случаях, когда речевой контакт между ребенком и сверстником (взрослым) возникает, он бывает весьма кратковременным и неполноценным. Это связано с рядом причин:

    - быстрая исчерпываемость побуждений к высказываниям, что приводит к прекращению беседы;

    - отсутствие у ребенка сведений, необходимых для ответа.

    - бедный словарный запас;

    - непонимание собеседника.

    Среди многообразия средств и методов  развития коммуникативных навыков дошкольников можно выделить – игру.

    Ведь именно для детей дошкольного возраста ведущим видом деятельности является игра.

    Сущность игры как ведущего вид деятельности заключается в том, что дети отражают в ней различные стороны жизни, особенности взаимоотношений взрослых, уточняют свои знания об окружающей действительности.

    В игре ребенок учится подчинять свое поведение правилам игры, познает правила общения с людьми, развивает свои умственные способности, познавательные интересы, приобретает навыки общения.

    Основное значение сюжетно – ролевой игры, связанной с деятельностью воображения, состоит в том, что у ребенка развиваются потребность в преобразовании окружающей действительности, способность к созданию нового. Он соединяет в сюжете игры реальные и вымышленные явления, наделяет новыми свойствами и функциями знакомые предметы. Взяв какую-то роль, ребенок не просто примеряет к себе профессию: он входит в нее, вживается, проникая в ее чувства и настроения.

    Игра содействует обогащению кругозора ребенка, развитию образных форм познания (образное мышление, воображение), упорядочению его интересов, развитию речи, а так же нравственному развитию ребенка.

    Отличительная особенность сюжетно-ролевой игры в том, что ее создают сами дети, а их игровая деятельность носит ярко выраженный самостоятельный и творческий характер.

    Игры детей с особенностями в развитии отличаются от игр нормально развивающихся детей:

    - они не включаются в игру по собственной инициативе (будут наблюдать);

    - организатором игры – взрослый;

    - безразличны к оценка сверстников в свой адрес;

    - нет явных предпочтений в общении со сверстниками, нет устойчивых пар, групп;

    - играю в основном в одиночку;

    - если игра вдвоем, то действия будут носить несогласованный порядок. Это игра “рядом”, а не совместная деятельность.

    Цели игры:

    1.  игра оказывает сильное влияние на умственное развитие дошкольника (действуя с предметами – заместителями ребенок начинает оперировать в мыслимом, условном пространстве);

    2. играет решающее значение для развития воображения;

    3. в ходе игры разворачивается общение ребенка со сверстниками;

    4. развивает навыки самоорганизации (выбрать тему, роль, предметы, инструменты).

    Основой сюжетно – ролевой игры является мнимая, или воображаемая ситуация, которая заключается в том, что ребенок берет на себя роль взрослого и выполняет ее в созданной им самим игровой обстановке.

    Сюжетно – ролевая игра имеет свою специфическую структуру, состоящую из компонентов: сюжет, содержание, роль.

    Сюжет – главный компонент сюжетно – ролевой игры, без него нет самой игры. Сюжеты достаточно многообразны. Условно все сюжеты делят на:

    - бытовые (игры в семью, парикмахерскую и пр.)

    -производственные (строительные игры, сельскохозяйственные, отражающие профессиональный труд людей)

    - общественно – политические (игры в войну, в школу).

    Жуковская Р.И. выделяет два вида источника содержания сюжетно – ролевой игры дошкольника:

    1. непосредственный детский опыт (возникающий стихийно);

    2. опыт организуемый воспитателем (игрушка, прогулки, экскурсии, ответы на детские вопросы, художественная литература).

    Содержание сюжетно – ролевой игры воплощается ребенком с помощью роли, которую он может взять на себя, если сфера деятельности, отраженная в сюжете игры, знакома ребенку.

    Сюжеты детских игр развиваются разными методами и приемами:

    - педагог поощряет игры, возникающие по инициативе детей;

    - экскурсии, наблюдения;

    - чтение художественной литературы;

    - изобразительная деятельность (в которой подчеркиваются какие – либо яркие стороны различного труда взрослых);

    - беседы, в ходе которых педагог вспоминает вместе с детьми о тех явлениях и событиях, которые хорошо им знакомы из повседневной жизни. Тем самым оживляя и углубляя полученные детьми впечатления, знания.

    Роль воспитателя в сюжетно – ролевой игре неоднозначна. На первых порах педагог может взять на себя ведущую роль, если у детей отсутствует опыт. Вместе с тем руководство со стороны педагога должно быть осторожным, чтобы не подавлять инициативу и творчество детей, а способствовать их развитию. Педагог является партнером по игре, ненавязчиво помогая применять им знания, побуждать к проявлению  взаимопонимания, чуткости, справедливости, взаимопомощи.

    На последующих этапах используются советы, напоминания, предложения, целенаправленный подбор игрового материала, задания направленные на развитие содержания игры, формирование у детей познавательных интересов, организационных навыков.

    Переходя к самостоятельной игре, ее участники отталкиваются от придуманных событий, выбирают вариант, предлагают свои изменения, включают новые роли, творческая совместная работа продолжается. И уже к подготовительной группе детского сада происходит формирование совместного сюжетосложение. Сюжеты становятся более разнообразными и сложными, в них переплетаются и комбинируются события и роли, относящиеся к самым разным смысловым сферам.

    Развитие сюжетно-ролевых игр не останавливается с концом дошкольного возраста. В последующие годы творческие сюжетные игры могут перерастать в придумывание всевозможных историй, увлечение театром, изобразительным искусством.

    Таким образом, можно сделать выводы:

    -сюжетно-ролевая игра обладает большим воспитательным и развивающим потенциалом;

    - в игре ребенок берет на себя роль взрослого и выполняет ее в заданной им самим игровой обстановке;

    - в игре проявляется самостоятельность ребенка, он воплощает свой взгляд, свои представления, свое отношение к событию;

    - в игре происходит становление личности ребенка.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Диалогическое общение в образовательной области "Коммуникация" детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья

    В статье раскрываются условия для развития диалогического общения в коммуникативном взаимодействии....

    РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ ПО СЛУХУ

    Методическая разработка «Развитие коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья по слуху» - это практический курс для развития навыков межличн...

    Педагогический проект "Сюжетно-ролевая игра как средство развития познавательного интереса у детей старшего возраста"

    Игровой,краткосрочный проект.Образовательная область:познание.Старшая группа.Сюжетно-ролевая игра "Кафе Улыбка"...

    Роль дидактических игр в развитии и воспитании детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья

    Ведущей деятельностью детей дошкольного возраста является игровая деятельность. Дидактическая игра представляет собой многословное, сложное, педагогическое явление: она является и игровым методом обуч...

    Коррекционные мероприятия по развитию мелкой моторики у детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья.

    laquo;Истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли…. Чем больше мастерства...

    Роль плавания для детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья.

    Для детей с ОВЗ бассеин не только средстодля укрепления здоровья, повышение двигательной подготовленности, но и существенный фактор коррекции и компенсации нарушенных функций....

    РАСШИРЕНИЕ ВОЗМОЖНОСТЕЙ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ Полякова И.С.

    Статья посвящена актуальной проблеме развития творческих способностей детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья....