Дошкольное образовательное учреждение как социальная ступень развития ребенка.
методическая разработка по коррекционной педагогике на тему

Моложавая Лариса Владимировна

Проблема социальной адаптации дошкольника к жизни в обществе на сегодняшний  день очень актуальна. Она вбирает в себя несколько крупных направлений работы с детьми.

Детский сад является следующим после семьи институтом социализации ребенка, а группа детского сада часто выступает как первая ступень его член­ства. Воспитатель — как далекий, не имеющий к ребенку родственного отно­шения взрослый, в общении с которым малыш приобретает определенный опыт социального взаимодействия.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Моложавая Лариса Владимировна воспитатель муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад компенсирующего вида №5 «Аленушка» г.Мичуринска Тамбовской области

ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ КАК СОЦИАЛЬНАЯ СТУПЕНЬ РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА. 

Проблема социальной адаптации дошкольника к жизни в обществе на сегодняшний  день очень актуальна. Она вбирает в себя несколько крупных направлений работы с детьми.

Существование индивида вне общества невозможно. Человек, не имеющий обязанностей перед коллективом, теряет смысл своего развития как существа социального.

Детский сад является следующим после семьи институтом социализации ребенка, а группа детского сада часто выступает как первая ступень его членства. Воспитатель — как далекий, не имеющий к ребенку родственного отношения взрослый, в общении с которым малыш приобретает определенный опыт социального взаимодействия.

Разнообразная деятельность дошкольников одновременно является важным условием и средством приобщения ребенка к социальной действительности, которые обеспечивают детям возможность активно познавать окружающий мир, а также самим становиться его частью.

Деятельность является условием и средством овладения ребенком методами познания мира: двигательным, игровым, коммуникативным, художественно-эстетическим, научно-исследовательским, творческим. Через разнообразные виды деятельности и овладение методами познания дети усваивают все новые и новые знания, выражают свое отношение к усвоенному, накапливают эмоционально-чувственный опыт, что побуждает их к деятельности, но уже на более высоком уровне.

Именно совместная содержательная деятельность взрослого и ребенка является своего рода школой передачи социального опыта.

Общение, как деятельность, берет на себя существенную нагрузку в социализации личности. Общаясь с педагогами, родителями, сверстниками, ребенок получает и углубляет свои знания о предметах, их значении, о явлениях в природе и общественной жизни, об отношениях людей, их вариативности и зависимости.

Взаимосвязь всех видов деятельности детей в дошкольном учреждении является важным компонентом развития речи и социализации личности.

Педагогический процесс должен носить комплексный характер: задачи развития интеллекта, чувств, нравственных основ личности формируются во взаимосвязи, и отделить одни от других невозможно.

Развивая коммуникативные навыки детей, педагогам рекомендуется опираться на следующие приемы: этюды, сочинение историй, моделирование и анализ заданных творческих ситуаций, творческие задания для детей, мини-конкурсы, импровизация. Коррекционно-развивающие игры, воссоздающие отношения между людьми не только развивают диалогическую речь, но и учат детей общению друг с другом, помогают осваивать общечеловеческие ценности.

Задачи по воспитанию у детей экологической культуры следует решать в ДОУ на принципах развивающего обучения, т. е. формировать у старших дошкольников целостный взгляд на природу, понимание роли и места человека в ней.

Интеллект ребенка повышается пропорционально получаемой информации. Давая знания детям по каждой теме, большое внимание целесообразно уделять роли человека в создании и развитии им окружающего мира. Расширение имеющихся знаний дошкольников происходит параллельно с развитием интереса к миру взрослых. Обязательно нужно рассказывать детям о профессиональной деятельности взрослых, о значимости их труда для других и о его результатах. Например, вместе со взрослыми дети могут отправляться путешествовать в прошлое и настоящее разных предметов: молотка, часов, посуды, книжки и т д.

Познание ребенком себя происходит и при осознании им своей социальной роли в семье, при понимании связи с близкими людьми, принадлежности к своему роду, родословной.

Реалии современного мира, экономическая нестабильность, рост преступности и т п. подтверждают бесспорную актуальность проблемы развития самостоятельности через освоение детьми основ безопасности жизнедеятельности уже в дошкольном учреждении.

Старайтесь в каждую лексическую тему вносить «минутки безопасности и здоровья». Например, тема «Овощи и фрукты»: нужно обязательно мыть фрукты и овощи перед едой; одни овощи можно есть в сыром виде, а другие нужно варить; о пользе фруктов и овощей. Тема «Мебель»: нужно беречь мебель, не поднимать тяжелые предметы, не прыгать, не раскачиваться на мебели — это опасно. В старшей группе следует выделять более сложные правила поведения: нельзя вступать в контакт с незнакомым человеком, впускать в квартиру чужих людей, называть им свой домашний адрес.

Педагоги, дети и родители могут совместно принимать активное участие в конкурсах и выставках, организуемых в ДОУ.

Очень интересно проходит в ДОУ конкурс «Мини-музей группы и мир детских открытий». Для него педагоги собирают наглядный материал и оформляют разнообразные экспозиции:

—  «Музей мячей»;

—  «Музей открыток»;

—  «Музей   скульптуры   малых форм».

В каникулярный период в дошкольном учреждении целесообразно проводить различные тематические праздники: «Царица-водица» (круговорот воды в природе, польза воды и бережное отношение к ней), «День пожилых людей», «Мой четвероногий друг», «Пожарный — это тот, кто тушит огонь».

Одним из приоритетных направлений деятельности нашего учреждения является социализация и самореализация детей с нарушением зрения.

Это направление столь же важно для детей с нарушением зрения, что и оказание им квалифицированной коррекционной помощи в развитии и восстановлении зрения, даёт возможность  полноценного включения ребёнка в жизнь, используя богатый потенциал социума.

Одна из целей детского сада - достижение ребёнком возможного уровня социализации и индивидуализации.

Одна из задач - расширить развивающее пространство ребёнка посредством приобщения его к культурной жизни города.

 Расположение  детского сада в историческом  центре города, где сосредоточены основные учреждения культуры, способствует решению этой задачи.

Особенностью многолетнего сотрудничества ДОУ  с институтами детства являются:  системность, согласованность содержания сотрудничества (запросов педагогов ДОУ с возможностями учреждений культуры), непосредственное участие воспитанников  как в специально организованной образовательной  деятельности, так и в праздниках, конкурсах, организуемых партнёрами, а так же возможность участия семьи.  

Детский сад сотрудничает с учреждениями:

  •  Городской краеведческий музей
  •  Городская музыкальная школа,
  • Центр детского творчества.
  • Городской парк культуры и отдыха.
  • Мичуринская городская  библиотека
  • Мичуринский городской театр
  • Музей им. А.М.Герасимова
  • Литературно-музыкальный музей

Основные задачи сотрудничества:

  • дать представление о существующих в городе учреждениях культуры,  их назначении;
  • познакомить с особенностями работы персонала этих учреждений;  сформировать представление о многообразии человеческих отношений, дать образцы общения с работниками учреждений для получения необходимой услуги, информации
  • рассказать о правилах и нормах поведения в них,
  • вооружить моделями поведения, которые помогут адекватно реагировать на происходящее в различных условиях;
  • сформировать ценностное отношение к предметам изобразительного искусства, художественной литературе, народному творчеству;
  • воспитывать желание приобщаться к этим ценностям, поощрять
  • самовыражение в творчестве.

Таким образом педагогический коллектив создает условия для наиболее эффективного личностного и интеллектуального роста детей, видит перспективы в совершенствовании приемов работы по социально-нравственному воспитанию и развитию дошкольников.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Взаимодействие семьи и дошкольного образовательного учреждения как условие гармоничного развития ребенка.

Проблема взаимодействия ДОУ и семьи в последнее время попала в разряд самых актуальных. Ведь семья – самый первый и наиболее долго действующий фактор, формирующий личность ребенка. Именно в семье пере...

Взаимодействие дошкольного образовательного учреждения с социальными партнерами.

Создание взаимовыгодного социального партнерства для функционирования учреждения в режиме открытого образовательного пространства, обеспечивающего полноценную реализацию интересов личности, общества, ...

СИСТЕМА НАСТАВНИЧЕСТВА В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ, КАК ЭФФЕКТИВНАЯ СРЕДА РАЗВИТИЯ МОЛОДОГО ПЕДАГОГА

Наставничество является успешным и эффективным методом профессиональной адаптации, применяемым в дошкольном образовательном учреждении, способствующим становлению молодого специалиста. Адаптация молод...

МАСТЕР – КЛАСС для педагогов дошкольных образовательных учреждений «ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА В РАЗВИТИИ РЕБЕНКА – ДОШКОЛЬНИКА»

Мастер - класс может быть организован  в целях повышения профессиональной компетентности педагогов дщошкольных образовательных учреждений по вопросу проведения с детьми дидактических игр....

Рабочая программа воспитания муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения города Тулуна «Центр развития ребёнка – детский сад «Жемчужинка»

   Рабочая программа воспитания муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения города Тулуна «Центр развития ребёнка – детский сад  «Жемчужи...