Взаимодействие семьи и дошкольного образовательного учреждения как условие гармоничного развития ребенка.
материал по теме

Проблема взаимодействия ДОУ и семьи в последнее время попала в разряд самых актуальных. Ведь семья – самый первый и наиболее долго действующий фактор, формирующий личность ребенка. Именно в семье перед ребенком впервые открываются двери в огромный и удивительный мир.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon doklad_vzaimodeystvie_semi_i_dou.doc50 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение –

детский сад «Алёнушка» управления образования

Куйбышевского района Новосибирской области

Взаимодействие семьи и дошкольного образовательного учреждения как условие гармоничного развития ребенка.

Крювочесанкова

 Алла Николаевна –

старший воспитатель

Куйбышев 2008 г.


Проблема взаимодействия ДОУ и семьи в последнее время попала в разряд самых актуальных. Ведь семья – самый первый и наиболее долго действующий фактор, формирующий личность ребенка. Именно в семье перед ребенком впервые открываются двери в огромный и удивительный мир. И от семьи во многом зависит, каким этот мир будет восприниматься ребенком: интересным, волнующим, несущим открытия и позитивные эмоции или чужим и враждебным. Опыт детства во многом определяет взрослую жизнь человека.

На определенном этапе жизненного пути ребенок поступает в детский сад. Теперь его окружают новые люди, взрослые и дети, которых он раньше не знал и которые составляют иную общность, чем его семья.

Если родители и педагоги объединят свои усилия и обеспечат малышу защиту, эмоциональный комфорт, интересную и содержательную жизнь в детском саду и дома, а детский сад будет способствовать его развитию, умению общаться со сверстниками, то можно с уверенностью сказать, что произошедшие изменения в жизни ребенка – ему во благо.

 Изменившаяся современная семья (финансовое и социальное расслоение, обилие новейших информационных технологий, более широкие возможности получения образования и др.) заставляет искать новые формы взаимодействия, так как на наш взгляд, основные трудности возникают при реализации сотрудничества детского сада и семьи при использовании только традиционных методов работы с семьей. В то время как необходимо иное решение задач сотрудничества воспитателей и родителей.

Современный родитель. Какой он? Надо ли учить и воспитывать родителей?

Преобладающая часть родителей не профессиональные воспитатели. Они не имеют специальных знаний в сфере воспитания и образования детей, нередко испытывают трудности в установлении контактов с детьми.

Необходим системный подход к решению проблемы педагогического сопровождения семьи в вопросах воспитания детей с четким выделением этапа просвещения и этапа организации совместной деятельности.

Система работы нашего дошкольного учреждения направлена на принятие семьи как первого и самого главного действующего лица в воспитании и образовании ребенка.

Педагогический коллектив нашего детского сада определил для себя основные принципы взаимодействия с семьей:

  1. Всегда нужно помнить о том, что ребенок уникальная личность, мы должны ценить его индивидуальность, поддерживать и развивать ее.
  2. В педагогах ребенок должен видеть людей, готовых оказать ему личную поддержку и прийти на помощь.
  3. Воспитывать в детях безграничное уважение к родителям, которые дали им жизнь и приложили много душевных и физических сил для того, чтобы они росли и были счастливы.
  4. Регулярно в процессе индивидуального общения с родителями обсуждать все вопросы, связанные с воспитанием и развитием детей.
  5. Проявлять понимание, деликатность, терпимость и такт, учитывать точку зрения родителей.

Приняв к работе данные принципы, мы определили цель: установление партнерских отношений с родителями, создание атмосферы общности интересов и воспитательных усилий.

При этом решаются выделенные нами как приоритетные, следующие задачи:

  1. Повышение педагогической компетентности родителей.
  2. Приобщение родителей к участию в жизни детского сада через поиск и внедрение наиболее эффективных форм работы.
  3. Изучение семьи и установление контактов с ее членами для согласования воспитательных воздействий на ребенка.
  4. Изучение и обобщение лучшего опыта семейного воспитания.

Решение этих задач требует от обеих сторон высокого уровня доверия и информированности.

Многолетняя связь с родителями, учет воспитателями современных требований, изменение культурного уровня и педагогического просвещения родителей, заставляют нас использовать новые формы и методы работы с семьей:

  1. При проведении «Круглых столов» для родителей будущих воспитанников обговариваем условия содержания детей, медсестра знакомит с медицинскими требованиями и программой оздоровления детей; педагоги – с особенностями воспитательно-образовательного процесса.
  1. Занятия, в рамках семейного клуба «Оберег», целью которых является повышение родительской компетенции: в области индивидуальных и возрастных особенностей ребенка, в сфере предлагаемых программой предметов, дают возможность родителям через знакомство и овладение некоторыми психолого-педагогическими основами понять, что воспитание детей сложный и многогранный процесс, требующий ежедневных усилий со стороны не только педагогов, но и семьи.
  2. Родительские собрания в форме деловой игры дают простор для творчества, приближают участников к реальной обстановке, формируют навыки быстрого принятия решений, умения вовремя увидеть и исправить ошибку. Темой деловых игр могут быть разные конфликтные ситуации.
  3. На семинарах-практикумах и семинарах-тренингах родители не только получают теоретическую консультацию, но и овладевают практическими навыками.
  4. Совместная деятельность взрослых и детей по различным направлениям: оформление зимних участков, обучение родителей и детей нетрадиционным методам оздоровления, ставшие уже традиционными походы в лесопарк с театрализованными представлениями, подготовка и участие в спортивных праздниках как внутри детского сада, так и районных, участие в районных и областных конкурсах и фестивалях.
  5. Проведение выставок совместного творчества (детей и родителей, детей и воспитателей): «Лучшая на свете мамочка моя», «Новогодняя игрушка нашей семьи», «Мой папа самый лучший», «Готовы к чрезвычайной ситуации» и др. Это помогает организовать семейный досуг, ведь именно досуговое общение создает наиболее благоприятные возможности для эффективной реализации ряда семейных функций, максимально сокращает расстояние между детьми и родителями.
  6. Дни открытых дверей, где в течение дня родители имеют возможность наблюдать жизнь своих детей в детском саду (присутствовать на занятиях, принять участие в совместной с детьми деятельности, оценить меню, посмотреть концертную программу, побеседовать со специалистами и руководителем ДОУ по интересующим их вопросам и др.).
  7. В детском саду действует студия «Музыкальный балаганчик», в которую входят кружки «Театр Петрушки», «Капитошка», «Соловушка», где наши воспитанники развивают свои творческие способности в театральной деятельности, пении и танцах. Со специалистом из спорткомплекса «Олимп» занимаются художественной гимнастикой; совместно с преподавателями из школы искусств организовано обучение детей игре на фортепьяно;  педагог Станции Юных Натуралистов проводит занятия с экологической направленностью.
  8. В этом году начат выпуск газеты «Мир детства», на страницах которой мы рассказываем об особенностях психического и физического развития детей, о жизни ребенка в детском саду, даем рекомендации по воспитанию и образованию детей.

Вся эта работа побуждает к творческому сотрудничеству родителей и детей, родителей и воспитателей, устраняет отчужденность, вселяет уверенность, решает многие проблемы, способствует повышению качества образования.

На данный момент можно отметить некоторые результаты такого сотрудничества:

-  детский сад имеет достаточно высокий рейтинг у родителей;

- родители активно включаются в обсуждение педагогических проблем, связанных с воспитанием и образованием детей;

- родители охотно принимают участие в оформлении предметно-развивающей среды, в подготовке и проведении совместных мероприятий, в результате чего наше дошкольное учреждение получило диплом «Самое уютное учреждение», ежегодно занимает призовые места в городских выставках овощей и фруктов и др.;

- в результате повышения активности участия родителей в подготовке и проведении мероприятий различного уровня, дети нашего ДОУ получают дипломы за участие в них;

- снизился уровень заболеваемости за последние три года в среднем на 8%;

- улучшилось качество подготовки детей к школе.

В жизнь входит новое поколение людей, понимающих значение хорошего образования и стремящихся обеспечить его для своего ребенка. Родители должны быть уверены, что ДОУ всегда поможет им в решении педагогических проблем и в то же время не навредит. Педагоги в свою очередь, заручаются пониманием со стороны родителей в решении разного рода проблем. А в самом большом выигрыше находятся дети, ради которых и осуществляется данное взаимодействие.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация мониторинга взаимодействия семьи и дошкольного образовательного учреждения в условиях внедрения Федерального государственного образовательного стандарта (на примере МАДОУ ДС № 37 «Дружная семейка»).

С введением Федерального государственного стандарта повышенное внимание в дошкольных учреждениях уделяется работе с родителями. Нами, на основе педагогического опыта дошкольного учреждения № 37 «Дружн...

Экологическое воспитание детей в условиях взаимодействия семьи и дошкольного образовательного учреждения

В данной статье рассказано о мероприятиях, которые можно организовать совместно с родителями по экологическому воспитанию....

СОЦИАЛИЗАЦИЯ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА-ДОШКОЛЬНИКА НА ОСНОВЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СЕМЬИ И ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

В статье рассмотрена проблема социализации ребенка и взаимодействие семьи с ДОУ. Поставлен вопрос об грамотной и успешной социализации ребенка, путем совместной работы ДОУ с семьями воспитанников....

Влияние взаимодействия семьи и дошкольного образовательного учреждения на личностное развитие детей

Современное дошкольное образование должно строиться на активном взаимодействии с родителями, с семьями детей. Ключевой педагогический принцип сегодня – единство воспитательных воздействий. Этот ...

Социализация личности ребенка-дошкольника на основе взаимодействия семьи и дошкольного образовательного учреждения

Понятие полноценной и успешной "социализация" связано с такими понятиями, как "воспитание", "обучение", "образование", "развитие личности". Целью соци...