Экологическое воспитание детей в условиях взаимодействия семьи и дошкольного образовательного учреждения
статья по теме

Мыскова Татьяна Николаевна

В данной статье рассказано о мероприятиях, которые можно организовать совместно с родителями по экологическому воспитанию.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл _ekologiya_-publikatsiya.docx17.31 КБ

Предварительный просмотр:

Экологическое воспитание детей в условиях взаимодействия

семьи и дошкольного образовательного учреждения

Мыскова Татьяна Николаевна, воспитатель

МБДОУ «Детский сад № 27» г. Северск

В условиях современного дошкольного образования актуально сотрудничество семьи и образовательного учреждения.  В соответствии с законом «Об образовании в Российской Федерации» задачей дошкольного учреждения является организация «взаимодействия с семьёй для обеспечения полноценного развития личности ребёнка». МБДОУ «Детский сад № 27» является Центром экологического образования, поэтому организация экологического воспитания и образования детей является востребованной. Практика экологического образования показала, что особый интерес вызывали те мероприятия, которые были организованы совместно с родителями.

Важно не только научить детей воспринимать программный материал в процессе игры, творчества, тесного взаимодействия с другими воспитанниками, родителями, а заинтересовать их, замотивировать на получение определённого объёма знаний, в том числе природоохранного. Мы не представляем детям знания в готовом виде, не читаем им лекций, наставлений, а подводим детей к определённым выводам, к самостоятельным открытиям, которые ребёнок может уже сделать сам. Процесс воспитания и обучения дошкольников будет эффективным для ребёнка только тогда, когда используется деятельностный метод, интерактивные приемы, наполненные соответствующим экологическим содержанием. С учетом ведущих дидактических принципов и анализа интересов и склонностей дошкольников мы используем различные формы экологического воспитания: массовые, групповые, индивидуальные.

Среди массовых форм работы предпочтение было отдано мероприятиям по благоустройству и озеленению помещения группы и территории ДОУ, природоохранные праздники, акции, конференции, экологические фестивали, ролевые игры, работа на участке. Из групповых форм взяли экскурсии, туристические походы по изучению природы, экологические проекты. Из индивидуальных форм предпочли наблюдения за животными и растениями, изготовление поделок, рисование, лепку.

Большую роль в формировании экологических знаний играет созданная в группе и на участке предметно-развивающая среда. Она наполнена играми с водой и песком, предметами живой и неживой природы (коллекциями камней, ракушек, семян, растений, перьев, сухих листьев, коряг, комнатных растений), экологическими тетрадями, в которых дети отмечают результаты наблюдений, опытов. Расширен спектр возможностей для поиска, моделирования и экспериментирования различными материалами, это способствует развитию любознательности, исследовательского интереса и творческих способностей. В группе есть оборудование для проведения элементарных опытов и экспериментов (стаканчики, трубочки, тарелочки, колбы, термометры, песочные часы, бумага для фильтрования, губки, тонущие и не тонущие предметы, магниты, гирьки, весы, микроскоп, телескоп, лупа, глобус и пр.). Полученные представления в области экологии конкретизируются и закрепляются посредством опытов и практической деятельностью (на огороде, при пересадке растений, рассматривании почвы и т.д.) В группе имеются различные дидактические игры с экологическим содержанием: «Времена года», «Кто где живёт», «Растительный мир», «Животный мир», «Собери карту края», «Живая-неживая», «Материки», «Чьё гнездо», «Пищевые цепочки», альбомы с иллюстрациями животных и растений, пластмассовые игрушки животных, познавательная литература, схемы строения человека, цветка, дерева, рыбы, насекомого. Дидактические игры вызывают интерес детей, стимулируют их познавательную активность. Имеются сюжетно-ролевые игры  с  природоведческим  и экологическим содержанием, которые несут знания: «Экспедиция в Африку», «Путешествие к морю». В уголке природы создали коллекцию поделок из природных бросовых   материалов, на подоконнике высадили мини-огород.

Экологическое просвещение и формирование экологической культуры у детей проводится параллельно с экологическим просвещением родителей. Экологическая грамотность взрослых определяет успех экологического воспитания детей. Поэтому к своей работе мы стараемся привлекать взрослых членов семьи (даже бабушек и дедушек). Семья как среда формирования личности ребенка оказывает огромное влияние и на формирование у ребёнка основ экологического мировозрения. Чтобы избежать в практике просвещения родителей раздробленности и случайности, учесть запросы родителей на содержание необходимых педагогических знаний, чтобы взаимодействие с родителями было регулярным, повышающим педагогическую культуру родителей, была разработана программа работы родительского клуба «Гармония». В тематику мероприятий были включены и экологические.

Экологическую информацию взрослые получают на родительских собраниях, в процессе совместной деятельности на территории детского сада, из групповых и письменных консультаций для родителей, в совместной игровой деятельности с детьми, при участии в акциях, изготовлении поделок, рисунков. Помимо традиционных форм работы, мы активно используем такие формы и методы работы как «круглый стол», тематические выставки,  семейные проекты, открытые показы для просмотра родителями, конкурсы семейных талантов («Чудо-овощи», «Эко-ёлка», «Птичья столовая»), семейные встречи экологической направленности, дни добрых дел («Посади дерево», субботники), организацию совместных выходов в воскресные дни в библиотеку, походы и др.

Много различных форм работы с родителями апробировано. Сейчас можно точно сказать, что это способствовало более тесному общению с родителями. Работа с родителями должна быть постоянным и непрерывным процессом, а экологическая информация, которую мы предлагаем родителям, лично значимой для них. Совместная деятельность взрослого и ребёнка способствует сотрудничеству, эмоциональному, психологическому сближению ребёнка и взрослого. Правильно организованное взаимодействие с семьёй по экологическому образованию в стенах детского сада, продолжалась и дома.

Сложившаяся система работы дошкольного учреждения позволяет максимально активизировать родителей, о чём свидетельствуют активное участие родителей в жизни детского сада: в экологических акциях «Чистый берег», «Покормите птиц зимой»,  «Батарейки», в проекте «Тайна кедровой шишки», в сборе макулатуры, благоустройстве участков и оформлении групп, в организации выставок поделок и рисунков, выездных мероприятий, походов, подготовке выпусков стенгазет и др.

Используемая литература:

1.Куликовская И.Э. Детское экспериментирование М.:Издательство педагогического общества России, 2011, с.79

2.Маханёва М.Д.Экология в детском саду и начальной школе. Методическое пособие М.:ТЦ Сфера, 2010, с.171

3.НиколаеваС.Н. Методика экологического воспитания дошкольников М.:2009, с.57

4.Саморукова П.Г. Как знакомить дошкольников с природой М.: Просвещение, 1983


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Взаимодействие семьи и дошкольного образовательного учреждения как условие гармоничного развития ребенка.

Проблема взаимодействия ДОУ и семьи в последнее время попала в разряд самых актуальных. Ведь семья – самый первый и наиболее долго действующий фактор, формирующий личность ребенка. Именно в семье пере...

Совершенствование взаимодействия семьи и дошкольного образовательного учреждения посредством проектной деятельности (из опыта работы)

Совершенствование взаимодействия семьи и     дошколь­ного  образовательного учреждения посредством проектной деятельности     ...

Организация мониторинга взаимодействия семьи и дошкольного образовательного учреждения в условиях внедрения Федерального государственного образовательного стандарта (на примере МАДОУ ДС № 37 «Дружная семейка»).

С введением Федерального государственного стандарта повышенное внимание в дошкольных учреждениях уделяется работе с родителями. Нами, на основе педагогического опыта дошкольного учреждения № 37 «Дружн...

Влияние взаимодействия семьи и дошкольного образовательного учреждения на личностное развитие детей

Современное дошкольное образование должно строиться на активном взаимодействии с родителями, с семьями детей. Ключевой педагогический принцип сегодня – единство воспитательных воздействий. Этот ...

Доклад по теме: «Формирование традиционных семейных ценностей у детей. Взаимодействие семьи и дошкольного образовательного учреждения»

ДокладТема: «формирование традиционных семейных ценностей у детей. Взаимодействие семьи и дошкольного образовательного учреждения»...