Совершенствование взаимодействия семьи и дошкольного образовательного учреждения посредством проектной деятельности (из опыта работы)
методическая разработка по теме

Корукова Юлия Васильевна

 

Совершенствование взаимодействия семьи и     дошколь­ного  образовательного учреждения посредством проектной деятельности

                               (из опыта работы)

     Базой для проведения эксперимента стал МБДОУ детский сад № 9 г. Коврова Владимирской области «Капелька».

Эксперимент проходил в 3 этапа:

Цель первого этапа эксперимента заключается в выявлении проблем взаимодействия детского сада и семьи и причин их возникновения (констатирующий эксперимент).

Цель второго этапа эксперимента заключается в выявлении условий повышения взаимодействия детского сада и семьи на основе проектной деятельности (формирующий эксперимент).

Цель третьего этапа эксперимента заключается в выявлении уровня эффективности работы детского сада по повышению взаимодействия детского сада и семьи  на основе проектной деятельности (контрольный эксперимент).

      

         

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 000sovershenstvovanie_vzaimodeystviya_semi_i_doshkol.docx24.82 КБ

Предварительный просмотр:

Совершенствование взаимодействия семьи и     дошкольного  образовательного учреждения посредством проектной деятельности

                               (из опыта работы)

     Базой для проведения эксперимента стал МБДОУ детский сад № 9 г. Коврова Владимирской области «Капелька».

Эксперимент проходил в 3 этапа:

Цель первого этапа эксперимента заключается в выявлении проблем взаимодействия детского сада и семьи и причин их возникновения (констатирующий эксперимент).

Цель второго этапа эксперимента заключается в выявлении условий повышения взаимодействия детского сада и семьи на основе проектной деятельности (формирующий эксперимент).

Цель третьего этапа эксперимента заключается в выявлении уровня эффективности работы детского сада по повышению взаимодействия детского сада и семьи  на основе проектной деятельности (контрольный эксперимент).

       

         Выявление проблем и трудностей взаимодействия ДОУ и семьи

     

     Над проблемой взаимодействия ДОУ и семьи  начала задумываться с первых дней работы  воспитателем.  Изучив  научную  и  методическую  литературу  по  данному направлению,    решили  традиционные  формы  взаимодействия  с  семьей  сочетать  с вариативными инновационными технологиями организации взаимодействия педагогов ДОУ с родителями воспитанников.

     Анализируя  проблемы,  с  которыми   сталкиваюсь  в  работе  с родителями, следует отметить, что все затруднения проистекают от одного  – видимого отсутствия   доверия,  взаимопонимания  и  сотрудничества  между  детским  садом  и родителями, а также недостаточной их педагогической компетентности.

     При рассмотрении этой проблемы выяснилось, что не все родители откликаются на стремление педагогов к сотрудничеству и не проявляют интереса к объединению усилий с ДОУ  при  воспитании  детей.  Почти  половина  воспитателей  ждет  от  взаимодействия  с родителями гораздо большего.

     С целью изучение степени удовлетворённости родителей  взаимодействием ДОУ и семьи провела анкетирование.

     Анализ анкет показывает, что:

- 67 % родителей высоко оценивают вклад ДОУ в воспитание ребенка;

- 79% родителей степень своего участия оценивают высоко;

- 48% родителей считают, что ведущая роль в воспитании принадлежит семье;

- 23% родителей считают, что ведущая роль у ДОУ;

- 29% родителей считают, что и ДОУ, и семья, в равной степени  ответственны за воспитание ребенка;

- 50% родителей чаще всего обращается к воспитателям с вопросом питания детей в ДОУ;

- 34% родителей интересуют успехи детей;

- 10% родителей просят совета по воспитанию детей;

- 6% родителей интересует поведение ребенка;

- 30% родителей часто обращаются за советом к воспитателям;

- 50% не очень часто;

- 20% редко;

- 50% родителей устраивают родительские собрания;

- 20% родителей хотят чаще посещать открытые занятия;

- 30% родителей хотели бы видеть другие формы взаимодействия.

     Анализируя  работу  с  родителями,    использовали  критерий,  который  отражал "включенность" родителей в образовательный процесс. Сначала этот критерий отражал количественные  показатели  присутствия  родителей  на  групповых  мероприятиях: посещение  родительских собраний  и  консультаций; присутствие  родителей  на  детских праздниках,  участие  родителей  в  подготовке  и  проведении  собраний,  тематических занятий; участие в выставках; посещение "Дня открытых дверей"; помощь родителей в оснащении педагогического процесса.

     Позднее    выделили  для  себя  качественные  показатели:  инициативность, ответственность,  отношение  родителей  к  продуктам  совместной  деятельности  детей  и взрослых.

     Такой анализ позволил выделить три группы родителей.

1.Родители-лидеры с  удовольствием  участвуют  в  воспитательно-образовательном процессе, видят ценность любой работы детского учреждения.

2.Родители-исполнители принимают участие при условии значимой мотивации.

3.Родители-«критики»  и  наблюдатели  –  люди,  хотя  и  заинтересованные  в успешности своих детей, но желающие решать проблемы с помощью специалистов; и равнодушные, живущие по принципу "меня воспитывали так же".

     Данные анализа дают возможность  для дифференцированного подхода в работе с семьями воспитанников, с учетом степени их участия в совместной деятельности ДОУ и семьи.

     Проанализировала свой план работы, обратили внимание, что запланированы интересные по содержанию мероприятия, но традиционные по форме.

     Сделали вывод, что потребности родителей в новых формах работы с семьями воспитанников обоснованы.

     Проанализировав нашу работу,  определили для себя вопросы, на которые нужно найти  ответы: Какие  формы взаимодействия  с родителями   наиболее эффективные? Как сделать родителей активными участниками педагогического процесса?  

     Изучение опыта работы коллег и методической литературы по теме взаимодействия ДОУ и семьи заставило нас с интересом посмотреть на проектную деятельность не только в работе с детьми, но и в работе с родителями.

          Взаимодействие детского сада и семьи на основе проектной    деятельности

     В  начале  работы  нами  была  поставлена  цель  –  установить  доверительные отношения с родителями с перспективой на сотрудничество.  

     Сформулировали для себя задачи  работы:

− установить контакт с каждым ребенком и его родителями;

− сделать более разнообразными совместную деятельность и общение;

− стремиться жить жизнью ребенка.

     Изучив  литературу  о  работе  педагогов  ДОУ  с  родителями  воспитанников  и установив  с  теми  и  другими  доверительные  отношения,   пришли  к  выводу,  что  для эффективного  взаимодействия  ДОУ  с  семьей  недостаточно  желания  сотрудничать.  Нам необходимы современные знания о семье, которые нужны  для осуществления своих функций на уровне профессиональном. Анализируя  проблемы,  с  которыми   сталкиваемся  в  работе  с родителями, следует отметить, что все затруднения проистекают от одного  – видимого отсутствия   доверия,  взаимопонимания  и  сотрудничества  между  детским  садом  и родителями, а также недостаточной их педагогической компетентности.

     При знакомстве с условиями жизни и воспитания ребёнка в семье  и  закреплении  установки  на  сотрудничество  –  нам  больше  пригодились профессиональные  навыки  психолога:  умение  убеждать  родителей,  вызывать  у  них доверие, проявлять тактичность, касаясь сложных семейных отношений.  Как воспитатели, заинтересованы  в  гармоничных  отношениях  между  родителями  и  детьми,  поэтому старались приложить максимум усилий для того, чтобы родители освоили педагогические знания,  навыки  и  умения,  понимали  возрастные  особенности  и  возможности  ребенка.

     Только  так    получим  возможность  косвенно  влиять  на  формирование  благополучных условий жизни  и воспитания детей  в семье,  что в дальнейшем непременно позитивно отразится  на  установлении  доверительных  отношений  между  педагогом  и  родителем.

     Для полноценного диалога необходимо не только определить запросы родителей, согласовать с ними режим работы, выработать общие требования к поведению ребенка в семье  и  дошкольном  учреждении,  но  и  познать  семью  изнутри.  В  этом  нам  помогло анкетирование, которое позволило в короткий срок собрать обширный и разнообразный материал  по  темам  «Особенности  воспитания  ребенка  в  семье»,  «Оценка  детей родителями», «Готовность ребёнка к посещению ДОУ», «Влияние семейной атмосферы на

развитие  ребёнка»,  «Какой  Вы  родитель?»,  «Какая  Вы  мама?».

     Получив  на  основе  собранных  данных  реальную  картину  положения  дел,  проанализировали  особенности  структуры  родственных  связей  каждого  ребенка, специфику  семьи  и  семейного  воспитания  дошкольника,  выработали  тактику   общения  с  каждым  родителем.  Все  это  помогло  нам  лучше  сориентироваться  в педагогических потребностях каждой семьи, учесть ее индивидуальные особенности.

     В работу с родителями стали включать проекты и начали с проекта

«Ты, я, он, она – вместе дружная семья». Основная идея данного проекта – превратить интерес детского сада к образовательно-воспитательному процессу в интерес семейный, сплотить не только детскую группу в коллектив единомышленников, но и их родителей сделать своими союзниками.

Цель  проекта  –  вовлечение  родителей  в  единое  образовательное  пространство "Детский сад – семья", предупредить возникновение отчуждения между ребенком и его семьей.

Задачи проекта:

− Довести до родителей  истину, что право и обязанность воспитания  их детей – это родительские право и обязанность.

− Укрепить у родителей чувство уверенности в их силах и мудрости.

− Пополнить  знания  родителей  о  воспитании  детей  общедоступными  научными сведениями.

−Повысить  психолого-педагогическую  культуру  родителей,  воспитывающих  детей дошкольного возраста;

− Оказать помощь в управлении собственным поведением и поведением детей.

− Обучить родителей педагогически эффективному общению с детьми.

− Оказывать родителям помощь разумно выстраивать отношения с ребенком.

− Вовлечь  родителей  в  орбиту  педагогической  деятельности,  заинтересовать  в воспитательно-образовательном  процессе  как  необходимости  развития  собственного ребенка.

Ожидаемый результат:

I. Воспитатели группы:

− Неформальные отношения с семьями воспитанников.

− Обучение навыкам и умению ставить конкретные задачи в работе с каждой семьей (с учетом возраста образования, культурного уровня и взглядов на воспитание) и выбору адекватных методов и форм.

− Обучение коммуникативным навыкам.

− Установление  делового  взаимодействия  между  педагогом  и  семьей,  общение  и взаимопонимание.

− Изучение особенностей семьи.

− Повышение педагогической компетентности родителей.

II. Родители воспитанников:

− Повышение педагогической компетентности.

− Возбуждение интереса родителей к себе как к педагогам-воспитателям.

−Обогащение опыта психологическими, педагогическими и валеологическими знаниями.

− Подготовка  ребенка к социальным отношениям.

Обеспечение:

Продукт  проектной  деятельности:  пакет  рекомендаций  по  взаимодействию сотрудников  ДОУ  с  семьями  воспитанников,  разработка  совместных  с  родителями праздников и развлечений, разнообразных форм родительских собраний и консультаций.

Презентация проекта: демонстрация компьютерной презентации, иллюстрированное обобщение данного опыта, открытые мероприятия с родителями.

 Выявление уровня эффективности работы детского сада по повышению взаимодействия детского сада и семьи  на основе проектной деятельности

     Анализ совместных мероприятий и анкетирование родителей показывает: 85% родителей регулярно участвуют в планировании образовательного процесса, 85% семей принимают активное  участие  в  организации  образовательной  деятельности,  до  80%  –  в  оценке результатов.

     Родители стали проявлять искренний интерес к жизни группы, научились выражать восхищение  результатами  и  продуктами  детской  деятельности,  эмоционально поддерживать своего ребенка. Получив  на  основе  собранных  данных  реальную  картину  положения  дел,  проанализировали  особенности  структуры  родственных  связей  каждого  ребенка, специфику  семьи  и  семейного  воспитания  дошкольника,  выработали  тактику   общения  с  каждым  родителем.  Все  это  помогло  нам  лучше  сориентироваться  в педагогических потребностях каждой семьи, учесть ее индивидуальные особенности.

      По результатам повторной диагностики в группе было выявлено лишь две семьи, в которых родители остались в роли наблюдателей, на 23% увеличилось число родителей - лидеров, до 50% выросло количество родителей – исполнителей.

     Повторное анкетирование удовлетворенности родителей взаимодействием с ДОУ показало, что:

-  87% родителей высоко оценивают вклад ДОУ в воспитание ребенка;

- 84% родителей стали высоко оценивать степень своего участия в воспитании детей;

- 72% родителей изменили свою точку зрения на семейное воспитание детей и считают, что их роль является ведущей в воспитании детей;

- 20% родителей считают, что ведущая роль воспитания принадлежит ДОУ;

- 8% родителей считают, что и ДОУ и семья, в равной степени ответственны за воспитание ребенка;

-  70% родителей часто обращаются за советом к воспитателям по вопросам воспитания и обучения детей;

- 80% родителей устраивают родительские собрания;

- 70% родителей хотят чаще посещать открытые занятия;

- 90% родителей участвуют в жизни группы и детского сада;

- 90% родителей удовлетворены формами взаимодействия ДОУ и семьи;

- 10% родителей хотели бы видеть другие формы взаимодействия.

    Значительно увеличилось количество семей, родителей – лидеров, которые активно участвуют в воспитательно- образовательном процессе.

Родители – «критики»  отсутствуют.

     Из бесед с родителями становится ясно, что использование разнообразных форм взаимодействия с ними положительным образом отражается на активном участие родителей в жизни группы и детского сада.

     Родители активно принимали участие в организованных нами проектах. Они с удовольствием мастерили поделки, оформляли альбомы, готовили фотовыставки и фотоальбомы («Моя семья», «Осень золотая» и др.).

     Хочется отметить то, что часто инициатива исходила от самих родителей. Они настолько увлекались проектом, что наравне с детьми становились его  самыми активными участниками.

     Родители сами предлагали темы проектов, которые мы запланируем в работе с ними в дальнейшей работе.

     Таким образом, можно сказать, что использование проектной деятельности в работе с родителями  способствовало сближение родителей и детей в вопросах воспитания, а также побудило родителей к активной работе в ДОУ.

     В  результате  проделанной  работы,  использования  проектной деятельности  и активных методов общения  с  родителями  повысился  уровень  психолого-педагогической  грамотности родителей, возрос уровень культуры межличностного общения детей.

Список литературы

1.Аношкин, А.П. Педагогическое проектирование систем и технологий обучения/ А.П. Аношкин. - Омск, 1997.

2.Беспалько, В.Л. Проектирование педагогических систем. Проектирование в образовании: проблемы, поиски, гипотезы / В.Л. Беспалько.- Москва, 1994.

3.Гузеева, В.В. Планирование результатов образования и образовательной технологии/ В.В. Гузеева,  В.В. Гузеев . - Москва, 2001.

4. Гуревич, М.И. О роли метода проектов в модернизации образования/ М.И. Гуревич.- Москва, 2003.

5. Давыдова, О.И. Проекты в работе с семьей/ О.И. Давыдова, А.А. Майер.-  М.: Творческий центр  сфера, 2012.

6. Давыдова, О.И. Работа педагога с родителями детей подготовительной  к школе группы/ О.И. Давыдова.- М.: Сфера, 2011.

7.Каменщикова, Л.А. Влияние проектирование на эффективность качества образования. Педагогическое обозрение. - Москва, 2005. №53

8. Коган, М.С. Метод проектов и условия его эффективного применения в воспитательной работе. Воспитание и дополнительное образование детей/ М.С. Коган. – Москва, 2004.

9.Крылова, Н.Б. Проектная деятельность как  создание культурно значимой ситуации в образовании. Проектирование в образовании: проблемы, поиски, решения/ Н.Б. Крылова. -  М.,  Сфера, 1994.

10.Майер, А.А.  555 идей для вовлечения родителей в жизнь детей в детском саду: учебное  пособие/ А.А. Майер.-  Барнаул; Змеиногорск, 2009.

11.Морозова, Л.Д. Педагогическое проектирование в ДОУ. От теории к практике/ Л.Д. Морозова.- Москва, 2010.

12.Оберемок, С.М.  Метод проектов как технология в дошкольном образовании. Педагогическое обозрение/ С.М. Оберемок.-Москва, 2005.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Развитие познавательных и речевых способностей детей младшего и среднего дошкольного возраста через проектную деятельность» (из опыта работы МБДОУ "Д/с "Северяночка")

   С первых дней посещения детского сада  ребенок неустанно познает мир, в котором он живет. В начале пути это позволяет ему войти в мир, привыкнуть к нему; затем постепенно, но ...

МАСТЕР КЛАСС НА ТЕМУ: «Развитие воображения у детей 4-5 лет посредством игровой деятельности» (из опыта работы).

Поблоковое описание из опыта работы по теме "Развития воображения у детей 4-5 лет посредством игровой деятельности". Практические упражнения....

Проектная деятельность (из опыта работы)

       Проектная   деятельность (из опыта работы) Слайд1. Стремление к контакту и взаимодействию с окружающим миром, желание находить и решать новые задачи яв...

«ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ РОДИТЕЛУЙ И ДОШКОЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ЧЕРЕЗ ПРОЕКТНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ».

Данный материал раскрывает проектную деятельность, как способ организации педагогического процесса, основанный на взаимодействии педагогов, детей и их родителей....

«Формирование предпосылок финансовой грамотности детей дошкольного возраста посредством проектной деятельности» (из опыта работы)

   На сегодняшний день дети дошкольного возраста живут в иных экономических условиях. Их повсюду окружает реклама, а в их словарь включается все больше слов финансовой среды. Дети ран...

Статья Семья и детский сад: взаимодействие в проектной деятельности (из опыта работы)

Общение педагогов с родителями воспитанников всегда было и остается актуальным вопросом. Проект является эффективным средством привлечения родителей к образовательной деятельности ДОУ. На сегодняшний ...

Доклад " Формирование интереса к родному городу у детей старшего дошкольного возраста посредством проектной деятельности." ( из опыта работы)

Мы живем в большом и прекрасном городе - Москве. И должны помочь детям узнать, чем красив и богат край, который носит такое гордое имя. Ведь именно процесс познания своего, родного, близкого связан с ...