«ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ РОДИТЕЛУЙ И ДОШКОЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ЧЕРЕЗ ПРОЕКТНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ».
статья

Данный материал раскрывает проектную деятельность, как способ организации педагогического процесса, основанный на взаимодействии педагогов, детей и их родителей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx24.3 КБ

Предварительный просмотр:

«ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ РОДИТЕЛУЙ И ДОШКОЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ЧЕРЕЗ ПРОЕКТНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ».

Аннотация. Данный материал раскрывает проектную деятельность, как способ организации педагогического процесса, основанный на взаимодействии педагогов, детей и их родителей.

Для всех педагогических коллективов ДОУ, в настоящее время, основной целью стало организовать деятельность ДОУ  в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования.

Новая ступень развития дошкольного образования характеризуется существенными изменениями как структурного, так и содержательного планов обучения и воспитания детей.

В настоящее время требования к характеру и содержанию педагогического взаимодействия с ребенком значительно возросли: если раньше первостепенной задачей считалось воспитание стандартного члена коллектива с установленным набором знаний, умений и навыков. То теперь, поставлена задача развития компетентной, социально-адаптированной личности, способной ориентироваться в информационном пространстве, отстаивать свою точку зрения, продуктивно и конструктивно взаимодействовать со сверстниками и взрослыми. Т есть внимание акцентируется на развитие выше указанных качеств и социальную адаптацию.

Рассмотрев некоторые принципы, заложенные в основе ФГОС, такие как:

- содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;

- поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;

- сотрудничество Организации с семьей;

- формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности [7].

Изучив запросы к структуре образовательной программы дошкольного образования, корая должна быть направлена на создание условий развития ребенка, открывающих возможности для его позитивной социализации, его личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества с взрослыми и сверстниками и соответствующим возрасту видам деятельности, можно прийти к выводу о необходимости использования таких форм организации образовательной деятельности, которые формировали вы активную, самостоятельную и инициативную позицию у дошкольников [7].

Проблема серьезная, но решаемая. Все вышеперечисленное может обеспечить использование в практике детских садов метода проектов.

Ряд авторов (Л.С. Киселева, Т.А. Данилина, Т.С. Лагода, М.Б. Зуйкова) рассматривают проектную деятельность, как вариант интегрированного метода обучения дошкольников, как способ организации педагогического процесса, основанный на взаимодействии взрослых и детей, поэтапная практическая деятельность по достижению поставленной цели [6].

Метод проектов нашел свое отражение еще в идеях отечественных ученых 20 – х годов: Б.В. Игнатьева, В.Н. Шульгина, Н.К. Крупской. И в последнее время теоретические основы проектирования отдельных образовательных систем и технологий активно разрабатываются в научно – педагогической литературе (В.С. Безруков, В.Р. Беспалько, В.И. Звягинский). Как вариант интегрированного метода обучения дошкольников рассматривают проектную деятельность ряд ученых, таких как Т.А. Данилина, М.Б. Зуйкоа, Л.С. Киселева, Т.С. Лагода и др. [1].

Что представляет собой этот метод?

Метод проектов как педагогическая технология – это совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих по своей сути, то есть в его основе лежит развитие познавательных навыков детей, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления [2].

Основное предназначение метода проектов – предоставление детям возможности самостоятельного приобретения знаний при решении практических задач или проблем, требующих интеграции знаний из различных предметных областей.

Мы знаем, что существуют разнообразные виды проектов, такие как:

  • Информационно – социальные проекты. В процессе выполнения такого проекта дети собирают и исследуют сведения из книг, периодической печати, в интернетресурсах и т.д. Итогом данной деятельности – доклад, видеофильм, газеты, папки-раскладушки.
  • Практико-ориентированные или нормативные проекты. В период проведения этого проекта составляется свод правил, которые можно использовать в жизни группы, детского сада. Итог – оформление памяток, альбомов, рисунков, моделей.
  • Исследовательские проекты. Дают возможность детям найти ответ на вопросы о том или ином явлении, как его можно растолковать в свете сегодняшних знаний. Результаты оформляются в виде газет, альбомов, схем, моделей.
  • Игровые проекты. Дают возможность детям войти в образ персонажа сказки и решить поставленные проблемы по-своему персонажа сказки и решить поставленные проблемы по-своему[2].

Существенное значение для развития познавательных интересов ребенка имеет работа над проектом. В основе каждого проекта лежит какая-нибудь проблема. Ведь именно интересы детей подсказывают темы проектов. В этот период происходит интеграция между общими способами решения учебных и творческих задач, общими способами мыслительной, речевой, художественной и другими видами деятельности. Через сплетение разных областей знаний создается целостное видение картины окружающего мира. Совместная работа детей дает им возможность проявить себя в различных видах ролевой деятельности. Общее дело помогает в развитии коммуникативных и нравственных качеств [1].

Как было уже сказано, для метода проектов характерна совместная деятельность взрослых и детей.

Поэтому одной из главных задач данного метода является привлечение родителей воспитанников к организации педагогического процесса.

Для педагогов дошкольных учреждений важно не просто обсудить с родителями воспитанников их успехи и трудности в развитии. Важно в данном случае включить семью в жизнь ребенка в детском саду.

Иоганн Генрих Песталоцци говорил: «Семья учит жизни при помощи живого, жизненно нужного, а не придуманного, суррогативного дела, учит делом, а не словом. А слово в семейном воспитании, по мнению великого педагога, только дополнение, и, падая на распаханную жизненную почву, оно производит совершенно иное впечатление, чем когда звучит из уст учителя».

Признание приоритета семейного воспитания требует иных линий отношений семьи и дошкольного учреждения. Новизна этих отношений определяется понятиями «сотрудничество» и «взаимодействие». Напомним суть этих понятий [5].

Сотрудничество – это общение «на равных», где никому не принадлежит привилегия указывать, контролировать, оценивать.

Взаимодействие представляет собой способ организации совместной деятельности, которая осуществляется на основании социальной перцепции и с помощью общения. Результатом взаимодействия являются определенные взаимоотношения, которые, являясь внутренней личностной основой взаимодействия, зависят от отношений людей, от положения взаимодействующих. Если взаимодействие осуществляется в условиях открытости обеих сторон, когда не ущемляется ничья свобода, оно служит проявлению истинных отношений. Когда же взаимодействие протекает в условиях подавления одного человека другим, оно способно маскировать истинные отношения (В.Н. Мясищев) [4].

Родители, члены семьи могут значительно разнообразить жизнь детей в дошкольном учреждении, внести свой вклад в образовательную работу. Это может быть эпизодическое мероприятие, которое по силам каждой семье. Одни родители с удовольствием организуют экскурсию, «поход» в ближайший лес, на речку, другие помогут в оснащении педагогического процесса, третьи – чему-то научат детей [3].

Приведем некоторые формы участия родителей в проектной деятельности:

1. Мотивационная поддержка – показать собственную заинтересованность к теме реализуемого проекта.

2. Информационная поддержка – родители выступают источником информации для ребенка, помощником в поиске нужной информации (написание доклада, поиск художественной литературы).

3. Организационная поддержка – сопровождение детей в музей, библиотеку и т.д.

4. Техническая поддержка – фото- и видео- съемка, монтаж материалов, составление презентаций [5].

Из личного опыта можем отметить, что первое время многие родители неохотно включались в совместную деятельность с педагогами и детьми, но спустя время, реализовав какие-то поручения, начали понимать, как важны для детей их усилия, какое удовольствие получаешь от проведенного вместе с детьми времени. Такая совместная деятельность способствует сближению коллектива родителей. Они получают возможность познакомиться и узнать поближе интересы других сетей и даже подружиться. Совместное выполнение какого-нибудь замысла ребенка и его родителей укрепляет детско-родительские отношения.

Приведем примеры из опыта нашей работы. Во время реализации проектной деятельности «Наш город» в подготовительной к школе группе родители приняли активное участие: организовали экскурсию на главную площадь города, названную в честь основателя князя Владимира Храброго; посетили памятные места нашего города, после чего была организованна фотовыставка «Город глазами детей»; совместно с детьми подготовили доклады о достопримечательностях города; участвовали в подборе фотоматериалов о родно городе, после чего был изготовлен альбом «Город древний – город молодой».

Во время проведения проекта «Широкая Масленица», в старшей группе, был составлен план совместных действий с детьми и родителями. Родители с удовольствием включились в работу: подобрали интересные факты, фото и видео материалы о празднике, организовали посещение музейно-выставочного центра нашего города, где дети познакомились с традициями русского народа, посетили с детьми в выходные дни народные гулянья, организованные в городе, выпустили газету «Ах блины, мои блины…», где поделились рецептами блинов, а на итоговом мероприятие организовали чаепитие с вкусными блинами.

Таким образом, от участия родителей в работе дошкольного учреждения выигрывают все субъекты педагогического процесса. Прежде всего – дети. И не только потому, что они узнают что-то новое. Важнее другое – они учатся с уважением, любовью и благодарностью смотреть на своих пап, мам, бабушек, дедушек, которые, оказывается, так много знают, так интересно рассказывают, у которых такие золотые руки! У них укрепляется чувство гордости за свою семью.

Список используемых источников.

1. Веракса Н.Е., Веракса А.Н. Проектная деятельность дошкольников [Текст]: пособие для педагогов дошкольных учреждений /Н.Е. Веракса, А.Н. Веракса – М.: Мозаика – Синтез, 2012. – 112с.

2. Виноградова Н.А. Образовательные проекты в детском саду [Текст]: пособие /Н.А. Виноградова, Е.П. Панкова. – М.: Айрис-Пресс, 2008. – 208 с.

3. Куликова Т.А. Семейная педагогика и домашнее воспитание [Текст]: учебник для студ, сред. и высш. пед. учеб. заведений /Т.А. Куликова – М.: Издательский центр «Академия», 1999. – 232с.

4. Мясищев В.Н. Психология отношений [Текст]: учеб.- метод. пособие / В.Н. Мясищев. – М.: Издательство «Московский психолого-социальный университет», 2011. – 400с.

5. Организация проектной деятельности в образовательном учреждении [Текст]: В помощь администрации школы / С.Г. Щербакова. – Волгоград: ИТД «Корифей», 2007. – 96с.

6. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения: Пособие для руководителей и практических работников ДОУ [Текст]: / 3-е изд. попр. и доп. Л.С. Киселева.Т.А. Данилина, Т.С. Лагода, М.Б. Зуйкова. – М.: АРКТИ, 2011. – 96с.

7. Федеральный государственный стандарт дошкольного образования. Утвержден приказом Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155 // Российская газета. 2013. 25 ноября.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование чувства патриотизма у детей старшего дошкольного возраста через проектную деятельность.

Статья посвящена проблеме воспитания чувства патриотизма у старших дошкольников. Содержит поэтапное описание работы над проектом с учетом интеграции образовательных областей....

«Воспитание толерантности у детей дошкольного возраста через проектную деятельность»

Интерес к родному краю,к культуре башкирского народа-одна из главных задач в патриотическом воспитании детей дошкольного возраста....

выступление на педагогической конференции по теме "Социально-личностное развитие детей дошкольного возраста через проектную деятельность"

Данная публикация содержи тматериал о проектах, которые реализовывались в рамках темы "Социально-личностное развитие детей дошкольного возраста"...

Социальная адаптация детей старшего дошкольного возраста через проектную деятельность.

Важнейшей задачей воспитания детей дошкольного возраста является подготовка их к социальной адаптации в обществе, чтобы достичь этой социализации дети должны уметь поним...

РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОГРАММЫ ПО КРАЕВЕДЕНИЮ В ДОШКОЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ ЧЕРЕЗ ПРОЕКТНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

В статье автор приводит вниманию читателей практический пример из опыта работы детского сада над реализацией программы по краеведению через проектную деятельность как наиболее эффективную современную ...

«Взаимодействие детского сада и семьи в нравственно-патриотическом воспитании детей дошкольного возраста через проектную деятельность»

В методической разработке отражены цели, задачи, содержание патриотического воспитания детей дошкольного возраста, представлен творческий проект "Песни Победы" для детей старшего дошкольного возраста...