Главные вкладки

    Организация мониторинга взаимодействия семьи и дошкольного образовательного учреждения в условиях внедрения Федерального государственного образовательного стандарта (на примере МАДОУ ДС № 37 «Дружная семейка»).
    статья по теме

    Проваренко Светлана Салаватовна

    С введением Федерального государственного стандарта повышенное внимание в дошкольных учреждениях уделяется работе с родителями. Нами, на основе педагогического опыта дошкольного учреждения № 37 «Дружная семейка», предпринята попытка  раскрыть особенности организации  мониторинга  взаимодействия семьи и дошкольного образовательного учреждения в условиях внедрения Федерального государственного стандарта. 

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Проваренко С.С.

    Воспитатель

    МАДОУ ДС №37 «ДРУЖНАЯ СЕМЕЙКА»

    г. НИЖНЕВАРТОВСК

    Организация  мониторинга взаимодействия  семьи и

    дошкольного образовательного учреждения в условиях внедрения

    Федерального государственного образовательного стандарта

    (на примере МАДОУ ДС № 37 «Дружная семейка»).

               С введением Федерального государственного стандарта повышенное внимание в дошкольных учреждениях уделяется работе с родителями. Нами, на основе педагогического опыта дошкольного учреждения № 37 «Дружная семейка», предпринята попытка  раскрыть особенности организации  мониторинга  взаимодействия семьи и дошкольного образовательного учреждения в условиях внедрения Федерального государственного стандарта.

          Отметим, что именно педагогическим мониторингом называют форму организации, сбора, обработки, хранения и распространения данных о деятельности педагогической системы и данная форма обеспечивает слежение за состоянием педагогической системы и позволяет спрогнозировать ее развитие.Во время организации проведения мониторинга все внимание воспитателя направленно на характеристики педагогического процесса, на то с какими особенностями он протекает. [2.С.12]

    В Федеральном государственном стандарте дошкольного образования обозначено, что  главный результат должен быть нацелен на  социализацию ребенка, потребность в творчестве, любознательность, мотивацию в достижении успеха. Конечно, каждый педагог знает, что достичь таких результатов можно только при непосредственном   участии семьи. [3.С.123]

    Работа с родителями в дошкольного учреждения № 50 «Лесная сказка» построена на основе взаимодействия педагогического коллектива и родителей, так как это не только обмен информацией в процессе деятельности или общения, это еще и важный аспект установления связей и отношений, определяющих эффективность совместной деятельности, повышающий интерес, развитие и совершенствование. Именно в процессе такого  взаимодействия родители будут выступать не пассивными наблюдателями , а активными участниками воспитательного процесса.[1.С.33]

    Родители воспитанников нашего дошкольного учреждения являются самыми важными и близкими партнерами, и эта проблема, вовлечения родителей в единое пространство детского развития в дошкольном учреждении решается в трех направлениях:

    − Работа с коллективом дошкольного учреждения по организации взаимодействия с семьей, ознакомление педагогов с системой новых форм работы с родителями.

     − Повышение педагогической культуры родителей.

    − Вовлечение родителей в деятельность дошкольного учреждения, совместная работа по обмену опытом.

           В нашем детском саду сложились достаточно устойчивые формы работы семьей, которые в дошкольной педагогике принято считать традиционными:

    1. Педагогическое просвещение родителей: беседы, консультации.

    2. Общие и групповые собрания.

    3. Наглядная пропаганда: родительские уголки, стенды, сайт дошкольного учреждения.

         Конечно взаимодействие детского сада с семьями сегодня - одна из самых важных задач, связанных с развитием всей системы дошкольного образования, но главным в работе дошкольного учреждения  являются: сохранение и укрепление физического и психического развития, обеспечение условий для личностного роста. Таким образом, эффективное осуществление этой большой и ответственной работы невозможно в отрыве от семьи, ведь родители – первые и главные воспитатели своего ребёнка с момента рождения и на всю жизнь. Папам и мамам необходимо помнить, что детский сад – только помощник в воспитании ребёнка, и поэтому они не должны перекладывать всю ответственность на педагогов и устранятся от воспитательно-образовательного процесса.

    На основе вышесказанного, выделим основные  принципы взаимодействия с родителями в дошкольном учреждении № 50 «Лесная сказка»:

    1. Доброжелательный стиль общения педагогов с родителями.

    • Позитивный настрой на общение является тем самым прочным фундаментом, на котором строится вся работа педагогов группы с родителями. В общении воспитателя с родителями неуместны категоричность, требовательный тон. Ведь любая прекрасно выстроенная администрацией детского сада модель взаимодействия с семьей останется «моделью на бумаге», если воспитатель не выработает для себя конкретных форм корректного обращения с родителями. Педагог общается с родителями ежедневно, и именно от него зависит, каким будет отношение семьи к детскому саду в целом. Ежедневное доброжелательное взаимодействие педагогов с родителями значит гораздо больше, чем отдельное хорошо проведенное мероприятие.

    2.Индивидуальный подход.

    • Необходим не только в работе с детьми, но и в работе с родителями. Воспитатель, общаясь с родителями, должен чувствовать ситуацию, настроение мамы или папы. Здесь и пригодится человеческое и педагогическое умение воспитателя успокоить родителя, посочувствовать и вместе подумать, как помочь ребенку в той или иной ситуации.

    3.Сотрудничество, а не наставничество.

    • Современные мамы и папы в большинстве своем люди грамотные, осведомленные и, конечно, хорошо знающие, как им надо воспитывать своих собственных детей. Поэтому позиция наставления и простой пропаганды педагогических знаний сегодня вряд ли принесет положительные результаты. Гораздо эффективнее будут создание атмосферы взаимопомощи и поддержки семьи в сложных педагогических ситуациях, демонстрация заинтересованности коллектива детского сада разобраться в проблемах семьи и искреннее желание помочь.

    4.Готовимся серьезно.

    • Любое, даже самое небольшое мероприятие по работе с родителями необходимо тщательно и серьезно готовить. Главное в этой работе - качество, а не количество отдельно взятых, не связанных между собой мероприятий. Слабое, плохо подготовленное родительское собрание или семинар могут негативно повлиять на положительный имидж учреждения в целом.

    5.Динамичность.

    • Детский сад сегодня должен находиться в режиме развития, а не функционирования, представлять собой мобильную систему, быстро реагировать на изменения социального состава родителей, их образовательные потребности и воспитательные запросы. В зависимости от этого должны меняться формы и направления работы детского сада с семьей.

         В практике работы используем новые формы взаимодействия с семьей. Таким образом, в процессе работы с семьей в дошкольном учреждении решаются задачи, связанные с возрождением традиций семейного воспитания, вовлечение родителей, детей и педагогов в объединения по интересам и увлечениям, организации семейного досуга.

            Помимо традиционных форм работы дошкольного учреждения и семьи  начали активно использовать инновационные формы и методы работы с семьей:

    - "Круглый стол" по любой теме;

    - тематические выставки;

    - соцобследование, диагностика, тесты, опрос на любые темы;

    - консультации специалистов;

    - устный журнал для родителей, с разными темами на каждой странице;

    - семейные спортивные встречи;

    - почта доверия, телефон доверия;

    - семейные проекты "Наша родословная";

    - открытые занятия для просмотра родителей;

    - интеллектуальные ринги детей и родителей;

    - контрольные для родителей;

    - интервью с родителями и детьми на определенные темы;

    - родительская гостиная;

    - конкурс семейных талантов;

     - портфолио  семейного успеха;

    - аукцион секретов воспитания и др.

         Большое внимание в работе с семьей уделяем оформлению методических пособийвсе материалы, предлагаемые для ознакомления родителям,  эстетично оформлены;содержание регулярно обновляется;оформление выполняется так, чтобы привлекать внимание родителей (текст на цветной бумаге, фотографии детей группы, картинки-символы);содержание предлагаемого материала действительно интересно большинству родителей.

               Для того чтобы спланировать работу с родителями, надо хорошо знать родителей своих воспитанников, поэтому необходимо проанализировать социальный состава родителей, их настрой и ожидания от пребывания ребенка в детском саду. Проведение анкетирования, личных бесед на эту тему поможет правильно выстроить работу с родителями, сделать ее эффективной, подобрать интересные формы взаимодействия с семьей.

            Конечно, в работе с семьями воспитанников можно выделить и некоторые недостатки, на примере собственного педагогического опыта выделим следующие:

    • конфликты между родителями из-за детей;
    • родительские претензии к воспитателям по тем или иным вопросам воспитания;
    • жалобы воспитателей на пассивность родителей;
    • невнимание родителей к рекомендациям воспитателя в связи с недостатком авторитета педагога из-за молодого возраста или небольшого опыта работы.

    В практике нашего дошкольного учреждения используется еще один эффективный  опыт взаимодействия с родителями – это награждение воспитанников, принимавших участие   в мероприятиях всероссийского, окружного и городского уровней,  дипломами и подаркамив торжественной обстановке, что несомненно служит укреплению доброжелательных  отношений между семьёй и дошкольным учреждением.  

        Таким образом, использование разнообразных форм работы с семьями воспитанников детского сада даёт положительные результаты: изменился характер взаимодействия педагогов с родителями, многие из них стали активными участниками всех дел детского сада и незаменимыми помощниками воспитателей. Всей своей работой сотрудники дошкольных учреждений доказывают родителям, что их вовлечение в педагогическую деятельность, заинтересованное участие в воспитательно-образовательном процессе важно не потому, что этого хочет воспитатель, а потому, что это необходимо для развития их собственного ребенка.

    Литература

    Статьи из журналов и сборников:

    1. Богомолова З.А. Формирование партнерских отношений педагогов и родителей в условиях сотрудничества в ДОУ // Дошкольная педагогика.  2010.  № 2. С. 33-32.

    2. Хабибуллина Р.Ш. «Система работы с родителями воспитанников. Оценка деятельности ДОУ родителями» // Дошкольная педагогика. 2011. № 3. С. 12-14.

    Монографии:

    3.Зверева О.Л. Развитие содержания и форм педагогического просвещения родителей дошкольников.  М., НИИ школьных технологий, 2011. С. 123-128.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Тест для педагогов дошкольного учреждения на знание Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования

    Тест на знание ФГОС ДО предназначен для педагогов, работающих в дошкольных образовательных учреждениях.Основные вопросы теста позволяют выявить зание ключевых особенностей данного норматвного документ...

    ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В УСЛОВИЯХ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

    С введением нового Федерального государственного стандарта дошкольного образования (далее - ФГОС ДО)  в образовательной системе были  введены основные принципы дошкольного образования,...

    ОПЫТ РАБОТЫ ПО ТЕМЕ: «УПРАВЛЕНИЕ МЕТОДИЧЕСКОЙ РАБОТОЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИЕ В УСЛОВИЯХ ВВЕДЕНИЯ НОВЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ»

    На дошкольное образовательное учреждение в современных условиях развития нашего общества возлагаются очень ответственные социальные задачи – обучать, воспитывать и готовить к жизни то поколение ...

    «Создание психологически комфортной образовательной среды в дошкольном образовательном учреждении с учетом Федерального Государственного Образовательного Стандарта Дошкольного Образования (ФГОС ДО)»

      Современный этап развития общества характеризуется значительными изменениями в сфере дошкольного образования в связи с внедрением Федеральных Государственных Образовательных Стандартов. ...

    «Создание мини-центра психологической разгрузки в группах дошкольного образовательного учреждения с учетом Федерального Государственного Образовательного Стандарта Дошкольного Образования (ФГОС ДО)»

    ull;Современный этап развития общества характеризуется значительными изменениями в сфере дошкольного образования в связи с внедрением Федеральных Государственных Образовательных Стандартов. Исходя и...

    Педагогическая деятельность воспитателя Дошкольного Образовательного Учреждения согласно требованиям Федерального Государственного Образовательного Стандарта Дошкольного Образования.

    Важность продуктивой деятельности в гармоничном развитии личности, а так же, как влияет  коллективная продуктивная деятельность на развитие коммуникативных навыков общения со сверстниками и взрос...