Мастер-класс для педагогов ДОУ на тему: «Технология эффективного диалога»
материал по теме

Плетнева Елена Борисовна

В материале дан практический материал для педагогов в общении с родителями воспитанников .

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon master-_klass_tehnplogiya_ef_dialoga.doc71.5 КБ

Предварительный просмотр:

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение муниципального образования город Краснодар

"Детский сад комбинированного вида № 228 "Голубка"

Мастер-класс для педагогов ДОУ

на тему:

«Технология эффективного диалога»

 Подготовила: Плетнева Елена Борисовна

Педагог-психолог

Цель: познакомить педагогов с основными теоретическими подходами по проблеме развития навыков эффективной коммуникации;  отработать навыки презентации,  эффективного владения навыками вербальной и невербальной коммуникации. Выявить мотивацию и готовность каждого из участников к продуктивной совместной работе, поддержать Я-концепцию участников. Способствовать осознанию участниками собственных возможностей, а также динамики процесса изменений.

Оборудование: демонстрационные таблицы с силуэтными изображениями дерева для упражнения «Дерево цели»,  мольберт, цветные стикеры, мяч, карандаши, листы бумаги, музыкальный центр, фонограммы, маркеры.

Ход мероприятия.

Ведущий: Здравствуйте, уважаемые коллеги. Рада приветствовать Вас . Нашу встречу мне хотелось бы начать со следующего высказывания: «Если вы просто общаетесь, вы можете получить результаты.

Но если вы общаетесь с умом, вы можете творить чудеса» (Джим Рон)

Ведущий. Исследование педагогической и психологической литературы выявили, что большая часть рабочего дня педагога (66,2%) протекает в обстановке ситуации общения (с детьми, родителями, сотрудниками, представителями администрации), поэтому сейчас представляется наиболее значимой проблема развития коммуникативной компетентности как профессиональной ценности современного педагога. Современный педагог должен владеть наукой деловых отношений, уметь вести переговоры, давать интервью, проводить собеседования и презентации, то есть быть хорошим коммуникатором.

       Чтобы определиться и проиллюстрировать цель нашего мероприятия и ожиданий от мастер-класса, я предлагаю Вам  выполнить коммуникативное упражнение «Дерево цели».  На мольберте изображено дерево цели. Нарисованное дерево выступает символической шкалой ваших достижений (развитие коммуникативных умений). Корни – это точка отсчета, минимальное проявление качеств и умений, а крона – максимальный уровень проявления реальных или возможных умений. Я предлагаю Вам взять стикер и написать свое имя и прикрепить на изображение дерева в том месте, где Вы сейчас, по Вашему мнению, находитесь на этой шкале. (педагоги оценивают свой уровень представлений по теме)

 Ведущий:  Успех в любом деле зависит на 20% от профессиональной подготовленности и на 80% от общей коммуникативной компетенции. От того, насколько грамотно мы общаемся с окружающими, насколько правильно доносим свои мысли и аргументируем свою позицию, насколько чувствуем себя уверенно, зависит успех каждого из нас в любом начинании и деле.

Рассмотрим основные понятия. Профессиональная компетентность —это личностная способность специалиста (сотрудника) решать определенный класс профессиональных задач. Компетентность коммуникативная — способность устанавливать и поддерживать необходимые эффективные контакты с другими людьми. Эффективность – относительный эффект, результативность процесса, операции, проекта, определяемые как отношение эффекта, результата к затратам, расходам, обеспечившим его получение. Общение — сложный многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми и группами, порождаемый потребностями совместной деятельности и включающий в себя как минимум три различных процесса: коммуникацию (обмен информацией), интеракцию (обмен действиями) и социальную перцепцию (восприятие и понимание партнера).

       Опираясь на концепцию А.Н.Леонтьева и его анализ общения как деятельности, рассмотрим ее основные структурные компоненты:

  • предмет общения - это другой человек, партнер по общению как субъект;
  • потребность в общении состоит в стремлении человека к познанию и оценке других людей, а через них и с их помощью - к самопознанию, к самооценке;
  • коммуникативные мотивы - это то, ради чего предпринимается общение; действия общения - это единицы коммуникативной деятельности, целостный акт, адресованный другому человеку (две основные категории действий общения - инициативные и ответные);
  • задачи общения - это та цель, на достижение которой в конкретной коммуникативной ситуации направлены разнообразные действия, совершаемые в процессе общения;
  • средства общения - это те операции, с помощью которых осуществляются действия общения;
  • продукт общения - образования материального и духовного характера, создающихся в итоге общения.
  • содержание общения

Общение может иметь различное содержание, которое выражается в следующем: передача от человека к человеку информации, восприятие партнерами по общению друг друга, взаимооценка партнерами по общению друг друга, взаимовлияние партнеров по общению друг на друга, взаимодействие партнеров друг с другом, управление групповой или массовой деятельностью и т.д.

         Ведущий.   В общении педагогу необходимо умение найти правильное слово, правильный тон, верную "пристройку" к партнеру, чтобы стремление убедить в чем-либо достигало необходимой цели. Особенно это важно в ситуации делового общения.   Мы считаем, что критерии развития коммуникативной компетенции должны соответствовать основным функциям и отражать следующие умения: умение вести вербальный и невербальный обмен информацией, а также проводить диагностирование личных свойств и качеств собеседника; умение вырабатывать стратегию, тактику и технику взаимодействие с людьми, организовывать их совместную деятельность для достижения определенных социально значимых целей; умение идентифицировать себя с собеседником, понимать, как он сам воспринимается партнером по общению и эмпатийно относится к нему.

 Ведущий. Профессионально-педагогическая организация общения предъявляет значительные требования к коммуникативной культуре педагога, которая предполагает: умение педагога быстро и правильно ориентироваться в меняющихся условиях общения; правильно планировать и осуществлять систему коммуникации, в частности  ее важнейшее звено – речевое воздействие; быстро и точно находить адекватное содержание акта общения, коммуникативные средства, соответствующие одновременно и творческой индивидуальности педагога, и ситуации общения, а также индивидуальным особенностям воспитанников;  постоянно ощущать и поддерживать обратную связь в общении.

Ведущий. Профессиональный педагог, в свою очередь, является единственным человеком, который большую часть своего времени отводит на обучение и воспитание детей. Остальные взрослые, включая родителей ребенка, заняты своими профессиональными проблемами и домашними заботами и не могут много времени уделять детям. А так как, только творческий педагог может воспитать творческого человека, то особое внимание нужно уделять активизации профессионального и личностного самоопределения  самого педагога, его саморазвитию, а также  развитию его профессионального и творческого потенциалов.   Под профессионально-педагогическим общением понимают систему взаимодействия педагога и воспитуемых, содержанием которого является обмен информацией, познание личности, оказание воспитательного воздействия. Педагог выступает как активатор этого процесса, организует и направляет его.

 Ведущий. Сегодня мы с Вами постараемся практически проиграть ряд коммуникативных упражнений, направленных на развитие основных навыков эффективной коммуникации. Проанализируем результаты и объясним возможности их использования в практической деятельности.

Рассматривая коммуникативные упражнения, мы будем анализировать основные содержательные характеристики общения: восприятие и взаимооценку партнерами по общению друг друга; взаимовлияние и взаимодействие партнеров друг с другом (с использованием средств вербальной и невербальной коммуникации);  анализ общения (рефлексия)

Данные упражнения являются разнообразными по своей внутренней направленности и могут быть использованы в работе с детьми, и в работе со взрослыми.

Ведущий. Упражнение «Скажи-ка, дядя…..». Каждой группе выдан в начале нашей встречи лист  бумаги с описанием основных вопросов: (Имена скольких участников вашей подгруппы начинаются на букву «___ » . Сколько окон в музыкальном зале нашего детского сада? Узнайте, какое любимое блюдо у вашего соседа слева Какого цвета стенды  в коридорах  нашего детского сада? Выясните у соседке справа в каком городе она родилась? Какой любимый цвет у ваших коллег? Ваша задача, ответить коллективно на эти вопросы и презентовать участников своей подгруппы (под фоновую музыку участники выполняют задание).

Ведущий. Следующее упражнение «Крокодил» направлено на умение слушать и слышать партнера по общению.  Каждая команда должна придумать слово – имя существительное в единственном числе (не имя собственное) – вызвать игрока из другой команды и передать ему загаданное слово. Получив слово, игрок встает между командами и передает это слово жестами. Нельзя при этом указывать на людей или предметы  Команда имеет право задавать уточняющие вопросы, на которые мимикой можно ответить «да» или «нет» (после выполнения проводится краткое обсуждение)

Ведущий. «Мотивация» - игра на развитие навыков взаимодействия. Мы будем его выполнять в два этапа. На первом этапе я предлагаю каждому  из Вас нарисовать следующую схему: в середине листа нарисуйте квадрат и впишите в него такие особенности вашей личности, которые вам кажутся важными для работы в этой команде. Вокруг квадрата напишите те личностные качества, которые вы не можете использовать в профессиональной деятельности, потому что, с вашей точки зрения, они не нужны и, более того, являются даже неуместными (под фоновую музыку участники выполняют задание).

Ведущий. Упражнение «Комплименты» направлено на рефлексию. Я попрошу всех встать в круг. Стоя в кругу, нужно перекинуть мяч любому участнику и сказать ему несколько добрых слов, за что-то похвалить. Принимающий кивает головой и говорит: «Спасибо, мне очень приятно!» Затем он дарит комплимент  другому участнику, упражнение проводится по кругу (после выполнения упражнения проводится краткий анализ).

         Ведущий.   В педагогической работе значимость общения многогранна, что хорошо ощущает педагог. Взаимодействие с детьми в ходе обучения, организация их на выполнение коллективных дел, формирование  взаимоотношений членов коллектива, обеспечение благоприятного микроклимата – вот далеко не полный перечень тех вопросов, решать которые помогает общение.

         Ведущий. Еще одно упражнение называется «Аллитерация имени». Я предлагаю участникам по очереди называть свое имя с каким-либо прилагательным, начинающимся на первую букву имени. Следующий по кругу должен назвать предыдущих, затем себя. Таким образом, каждый следующий должен назвать предыдущих, затем себя. Значит, каждый следующий должен будет называть все больше имен с прилагательными (после выполнения упражнения проводится краткий анализ).

Ведущий. Умение выделять положительные качества  собеседника очень значимо для эффективности общения. В этом нам поможет упражнение «Чемодан». Я предлагаю одному из участников временно выйти из зала. Задача остальных -  собирать ему в дорогу «Чемодан», складывая положительные качества, которая группа особенно ценит в этом человеке  и  которые ему помогут, чтобы его жизнь стала лучше (под фоновую музыку составляется «чемодан»).  Педагоги на листе бумаги А4 записывают – перечисляя все качества, которые ему помогут в профессиональном общении. Затем «отъезжающему» передается и зачитывается весь список. (после выполнения упражнения проводится краткий анализ).

Ведущий В своей профессиональной деятельности можно воспользоваться рекомендациями следующих авторов: Дэвида Льюиса «Язык эффективного общения», Н.Н.Ежовой «Научитесь общаться», М.Кипнис «Тренинг коммуникации».

Ведущий.  Уважаемые коллеги, я предлагаю Вам снова обратить внимание на наше «Дерево цели». Я предлагаю Вам выбрать стикер любого цвета, написать свое имя и прикрепить на изображение дерева в том месте, где Вы сейчас, по Вашему мнению, находитесь на этой шкале и стрелкой прочертить направление перемещения уровня своих возможностей (педагоги вновь оценивают свой уровень представлений по теме).

Ведущий. Способность четко, уверенно и убедительно излагать свои мысли – это искусство, научиться которому может каждый. Совершенство же достигается только практикой. Освоив необходимые для эффективного общения навыки и обретя уверенность в себе, вы обеспечите успех своей карьеры и никогда не окажетесь в ситуации, когда вам не будет хватать слов!

И помните – мастерами общения не рождаются, ими становятся! Удачи вам, уважаемые коллеги! Спасибо за внимание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс для молодых педагогов « Слово-сказка как одно из эффективных средств развития связной речи дошкольников»

Творческие рассказы вводятся во второй половине старшей и в подготовительной к школе группе, когда дети овладевают большим запасом слов, грамотным построением предложений, интонационной выразител...

Мастер-класс для педагогов на тему:«Технология лэпбук как одна из форм совместной деятельности взрослого и ребёнка.»

Технология лепбук как одна из форм совместной деятельности взрослого и ребёнка....

Мастер класс с молодыми педагогами: «Навыки эффективного взаимодействия с дошкольниками»

Игро-практическое мероприятие, направленное на получение знаний, умений и навыков молодыми педагогами в ходе взаимодействия с дошкольниками (посредством использования игрового эмоционального тренажера...

Мастер-класс (презентация) для педагогов на тему: «Эйдетика для дошкольников»

Мастер-класс (презентация) для педагогов на тему:«Эйдетика для дошкольников»...

Мастер – класс для педагогов на тему:"Технология моделирования как средство расширения образовательного пространства дошкольника"

Этот материал повысить уровень компетентности педагогов, в вопросе применения технологии  моделирования, через практическую  деятельность в образовательном процессе....

Мастер-класс для молодых педагогов «Применение квест-технологии в образовательном процессе ДОУ»

Оказание практической помощи молодым педагогам в использовании квест-технологии в условиях реализации ФГОС ДО....

Мастер-класс "Дети-волонтеры как современная педагогическая технология эффективной социализации ребенка

Цель мастер-класса: повышение уровня компетентности педагогов по использованию педагогической технологии «Дети – волонтеры»...