Мастер-класс "Дети-волонтеры как современная педагогическая технология эффективной социализации ребенка
методическая разработка

 Адабасова Сутрай Михайловна

Цель мастер-класса: повышение уровня компетентности педагогов по использованию педагогической технологии «Дети – волонтеры»

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master-klass_dlya_pedagogov_deti_volontery.docx236.06 КБ

Предварительный просмотр:

1681743172_belon-club-p-dobro-v-rukakh-vkontakte-32.jpg

Мастер-класс для педагогов дошкольных образовательных организаций

                                 

                                                           

«Множество маленьких дел,

которые делаются множеством

маленьких людей во многих маленьких местах,

 могут изменить лицо мира»

Китайская поговорка

Цель мастер-класса: повышение уровня компетентности педагогов по использованию педагогической технологии «Дети – волонтеры»

Задачи мастер - класса:

  • расширить представления участников мастер-класса о возможности применения детского волонтерства в условиях ДОУ;
  • сформировать у участников мастер-класса мотивацию к использованию детского волонтерства в педагогической деятельности.

Участники мастер-класса: педагоги дошкольной организации

Этапы мастер-класса:

Теоретическая часть

Практическая часть

Рефлексия (заключительная часть)

Продолжительность мастер-класса: 55 минут

Практическая значимость мастер - класса:

Данный мастер-класс может быть интересен воспитателям, родителям и педагогам, работающим с детьми дошкольного возраста.

Ход проведения мастер-класса:

Добрый день, уважаемые коллеги!  Пусть эта встреча принесет вам радость общения, положительные эмоции и улыбки.

Здравствуйте, гости званые,

Гостьюшки, мои желанные

Много гостей, много и новостей

А чтоб мастер-класс был веселей

Вы хотите поиграть?

Мастер-класс пообсуждать?

Вы сегодня ночью спали?

Утром встали, танцевали?

На  мастер-класс вы опоздали?

Ручки и блокноты взяли?

Сколько вас всего, узнали?

        

    И так, сегодня вашему вниманию предлагаю мастер-класс по использованию педагогической технологии «Дети – волонтеры» и применение ее в совместной деятельности педагога с детьми.

I. Теоретическая часть мастер – класса:

          В настоящее время современное российское общество остро переживает кризис духовно-нравственных идеалов. И самая большая опасность, подстерегающая наше общество сегодня в разрушении личности. Ныне материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости.

Эффективными формами развития общественных инициатив и гражданственности в российском обществе выступают добровольчество и реализация волонтерских проектов.

Воспитание гражданственности — приоритетное направление государственной политики в области воспитания детей и молодежи. В Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года под гражданским

воспитанием понимается создание условий для развития активной гражданской позиции и гражданской ответственности, а также формирование в детской среде ответственности, принципов коллективизма и социальной солидарности 

    Так в дошкольное образование пришла педагогическая идея в организации волонтерского движения в ДОУ, педагогическая технология «Дети-волонтеры».

«Волонтерство» — это синоним слова «доброволец». Поэтому волонтерство — это прежде всего инициатива. У детей начинает формироваться активная жизненная позиция, умение ориентировать в социуме, жить среди людей и по возможности помогать им. Волонтерство - это бесплатная помощь, в результате своего труда ребенок получает не материальную плату, а «плату» в качестве внутреннего удовлетворения.

          Волонтёрская деятельность – это широкий круг деятельности, включая традиционные формы взаимопомощи и самопомощи, официальное предоставление услуг и другие формы гражданского участия, которая осуществляется добровольно на благо широкой общественности. Работа волонтёра сплачивает людей в стремлении делать добро, что способствует воспитанию духовно - нравственных качеств личности дошкольников.

          Волонтёрство – это одна из новых, но уже показавшая свою жизнеспособность и эффективность активная форма общения в детской среде, при которой ребёнок становится инициативным и самостоятельным в выборе способов проявления своих интересов, что является одним из направлений ФГОС.

А кто же такой волонтёр? Кто может из Вас, коллеги сказать?

          Волонтер– новый термин, но не новое явление в общественной жизни нашей страны. Синонимом слова «волонтер» является слово «доброволец».

         

      Волонтерство - это прежде всего инициатива. У детей начинает формироваться активная жизненная позиция, умение ориентировать в социуме, жить среди людей и по возможности помогать им.

      Волонтерство — это бесплатная помощь, в результате своего труда ребенок получает не материальную плату, а «плату» в качестве внутреннего удовлетворения.

Организация практики волонтерства в детском саду

осуществляется поэтапно.

Первый этап можно условно обозначить как подготовительный. Задача этого этапа - изучение теоретических аспектов детского волонтерства, проектирование организации культурной практики в ДОУ.

Второй этап – организационный, задачи которого заключаются в мотивировании детей на волонтерскую деятельность и организацию команды.

Важный момент в организации волонтерского движения –  это обучение волонтеров, ведь ребенок не может сразу взять и пойти учить других, не имея в запасе знаний и коммуникативных навыков. Можно разработать план с детьми-волонтерами по проведению волонтерских акций, а также правила команды.

      Следующий этап – практический. На этом этапе реализуются конкретные дела волонтерской команды. Активно внедряется в практику работы ДОУ проведение акций. Тематика их самая разнообразная, но необходимо соблюдать правило - она должна быть актуальна в данный момент для самих детей, их родителей, социума.

Например, можно организовать работу по оказанию посильной помощи детям младших групп. Утром – проведение и разучивание пальчиковых игр, днем – оказание помощи при одевании детей на прогулку, совместные игры на прогулке. Во второй половине дня – оказание помощи в одевании, умываний, закаливающих процедурах, совместная продуктивная деятельность, совместные сюжетно-ролевые игры и прочее.

     

      Также можно, например, предложить детям-волонтерам изготовить подарки для малышей, которые первый раз пришли в детский сад и поздравить их, рассказать, как здорово в нашем детском саду.

    Обязательным условием данного этапа является обсуждение волонтерской деятельности после ее осуществления. Каждый оценивает свой вклад в  достижение поставленных целей, свою активность, эффективность работы, увлекательность и полезность.

Четвертый этап – диагностический. Диагностика помогает исследовать и определить эффективность применения технологии волонтерства на определённом временном отрезке.

Волонтерское движение в детском саду при активном участии педагогов, родителей – это уникальная возможность влиять на формирование и развитие личности ребенка, на развитие его нравственных качеств.

II. Практическая часть мастер-класса:

Вам, уважаемые педагоги, заранее было предложено разбиться на фокус-группы и составить мероприятия, которые могли бы провести в своих группах. Сейчас мы готовы послушать коллег со своими разработками.

1 фокус – группа разрабатывала Акцию «Покормите птиц зимой!».

Создание птичьей столовой на территории детского сада.

 Цель акции: вовлечь детей и их родителей в трудовую деятельность по изготовлению кормушек для птиц; пропагандировать среди дошкольников и родителей знания о пользе птиц; воспитывать желание помогать птицам.

2 фокус – группа разработала акцию "Помоги братьям нашим меньшим".

Цель акции: привлечь внимание к проблемам бездомных животных и оказать посильную помощь в решении проблем общественных объединений, работающих в этом направлении.

3 фокус – группа разработали акцию «Ветеран живет рядом»

Цель акции: сформировать чувство долга, чувство уважения к защитникам Родины, чувство гордости за свой великий народ, воспитать в детях уважительное

отношение к старшему поколению, бережное отношение к семейным фотографиям и наградам.

Замечательные разработки у Вас получились!

      Данные разработанные мероприятия мы вставим в перспективный план работы волонтерского отряда «Дети волонтёры» нашего дошкольного образовательного учреждения.

III. Рефлексия:

Уважаемые коллеги наш мастер – класс подошел к концу, и нам хотелось бы узнать смогли ли мы донести до вас важность и нужность волонтерского движения, в условиях ДОУ. У каждого из вас в руках та самая чашка доброты, загляните внутрь, там вы найдете сердечко, оно символизирует ваше сердце. Вы обратили внимание на то, что оно состоит из двух половинок. Уважаемы коллеги сейчас мы вас попросим дать ответ на вопрос «Готовы ли вы заниматься волонтерством?»

- если «да», то вот на это большое сердце, но не совсем яркое сердце наклеить свое сердечко;

- если готовы наполовину, то, следовательно, наклеить половинку,

- если вы просто еще не готовы заниматься волонтерской деятельностью, значит оставьте это сердечко у себя.

Уважаемые коллеги, спасибо вам за искренность, обратите внимание, что наше большое сердце, стало ярким и привлекательным, в котором живут множество маленьких сердечек доброты, и в заключении хочется сказать

«Не бойтесь дарить согревающих слов

И добрые делать дела!

Чем больше в огонь вы положите дров

Тем больше возьмете тепла»

Спасибо вам за внимание, желаем вам успехов и творчества в работе с детьми!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Современные технологии эффективной социализации ребенка дошкольного возраста

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД №9      Современные технологии эффективной социализации ребенка дошкольного возраста...

Современные технологии эффективной социализации ребенка в детском саду по Гришаевой Н.П.

Презентация знакомит с основными технологиями Н.П. Гришаевой, а также начальным опытом работы по внедрению данных технологий в детском саду....

Современные технологии эффективной социализации ребенка в дошкольной образовательной организации

В статье рассматривается процесс социализации детей  в условиях внедрения современных педагогических технологий успешной социализации детей в дошкольной образовательной организации....

"Современные педагогические технологии эффективной социализации дошкольников в образовательной организации "Дети - волонтеры", "Социальная акция"

Очевидно, что современные дети живут и развиваются в совершенно иных социокультурных условиях, чем их ровесники 25 – 30 лет назад. Чрезвычайная занятость родителей, разрыв поколений, изолированн...

Современная педагогическая технология эффективной социализации ребёнка в дошкольной организации «Дети-волонтёры».

В настоящее время современное российское общество остро переживает кризис духовно-нравственных качеств. И самая большая опасность, подстерегающая наше общество сегодня в разрушении личности. Ныне мате...

Опыт использования современной технологии эффективной социализации ребенка Гришаевой Н.П. «Ситуация месяца» в практике МБОУ «Начальная школа –детский сад М.Монтессори»

В Федеральном государственном образовательном стандарте  на первый план в работе с дошкольниками выдвигается задача социально-коммуникативного развития. Инновационные технологии в направлении соц...